Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николина Н. Словообразование современного русского языка. М., 2005.






6. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2002.

 

Лингвистические словари

1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 05.

2. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987.

3. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка. Ростовн/Д., 2005.

4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М., 1985.

Тема 2: ПОНЯТИЕ ЧЛЕНИМОСТИ СЛОВА И ЕГО ОСНОВЫ. СТЕПЕНИ ЧЛЕНИМОСТИ ОСНОВ

 

Цель занятия: охарактеризовать членимость слова и членимость основы; описать степени членимости основ, рассмотреть слова с предельной и нулевой членимостью; выработать навыки по нахождению радиксоидов и унификсов в структуре слова.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

- понятие членимости слова; слова с предельной членимостью и нулевой членимостью;

- корни свободные и связанные (радиксоиды); уникальные части слова (унификсы);

- степени членимости основ;

- членимость и производность в их отношении друг к другу.

Практические задания по овладению навыками нахождения корневых и аффиксальных морфем в морфологической структуре слова.

Задание 1. Определите, какие слова членятся па основу и окончание (слова с предельной членимостъю), а какие представляют собой чистую основу:

Деньги, миссис, сыновья, веселее, вижу, брось, кладет, играя, по-моему, кашне, как, я, сто, по, плакса, энтузиазм, управление, каменистый, же, ускорить, вероятно.

Задание 2. Выпишите в два столбца: 1) родственные слова, 2) формы одного и того же слова:

1) Красный, краснеть, красные, краснота, красноватый, красная; 2) Земля, земной, землистый, землею, земляне, земельный; 3) Вкус вкусить, вкусы, безвкусный, вкусовой, вкуса; 4) Полный, дополнить, полная, полнота, полные, полнее, переполненный.

 

Задание 3. Выделите в данных словоформах корни. Приведите их возможные видоизменения. Укажите среди корневых морфем свободные и связанные:

Читать, убавить, его, включить, одеваться, пенка, турист, отвык, утенок, свинёнок, разомни, тройка, жрец, впрячь, водица, аэродром, тряпка, химик.

 

Задание 4. Выделите слова со связанными корнями.

Словарь, пшеничный, подбор, прибавка, надбавка, добавить, ощетиниться, горох, волной, мячом, достигнуть, отвык, обуть, бумажка, приклеил, часы, скупочный, мель, скрипка, скрипеть, улыбаться, стирка.

 

Задание 5. Определите уникальные элементы в словах. Какую обычно позицию они занимают в структуре слова? Какова членимость данных слов?

Котлован, любовь, свинтус, скупердяй, чайхана, мошкара, цитата, флотилия, дубликат, козел, жених.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.