Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советский государственный аппарат




С началом гражданской войны и интервенции деятельность Советского государства была подчинена задаче победы над внутренними и внешними врагами. Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особого органа, который бы объединял и контролировал работу всех звеньев государственного аппарата.

Таким органом стал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, образованный декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Он обладал всей полнотой прав по мобилизации сил и средств для обороны страны. Совет объединял работу, как военных, так и гражданских органов, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял Совет Рабочей и Крестьянской Обороны председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин. В состав совета входили представители ВЦИК, Реввоенсовета, НКНС, Наркомпрода, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения. Постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны были обязательны для всех государственных органов, учреждений и граждан.

В начале 1920 г., когда Советское государство получило возможность приступить к мирной хозяйственной работе Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В его состав вошли народные комиссары по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, председатель ВСНХ, а также представитель Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов. Совет Труда и Обороны действовал на правах комиссии Совнаркома. Он должен был установить единый хозяйственный план РСФСР и контролировать его исполнение. Постановления СТО были обязательны для всех ведомств и учреждений страны.

В условиях военного времени основное внимание уделялось строительству вооруженных сил и организации их четкого управления. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении страны в единый боевой лагерь 6 сентября создается Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Он был поставлен во главе всех фронтов, всех военных учреждений. В соответствии с Положением о Реввоенсовете ему переданы функции ликвидированного Высшего военного совета и все права Коллегии Народного Комиссариата по военным делам, члены которой вошли в состав Реввоенсовета. Все советские учреждения, организации и граждане обязывались рассматривать и удовлетворять требования Реввоенсовета в первую очередь.

Основными рабочими органами, с помощью которых Реввоенсовет осуществлял руководство Вооруженными силами были Полевой штаб и Всероссийский главный штаб. 2 сентября 1918 г. была введена должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики. Ему подчинялись все сухопутные и морские силы, входившие в состав действующей армии. Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики назначался Советом Народных Комиссаров РСФСР и входил с состав Реввоенсовета с правом решающего голоса.1



С образованием фронтов и армий для руководства ими были созданы соответствующие реввоенсоветы. Они являлись высшими коллегиальными военной власти в районе расположения их войск. Реввоенсоветы фронтов и армий состояли из командующего фронтом или армии, военного специалиста на правах члена Совета и двух политических комиссаров, один их которых назначался председателем Реввоенсовета Республики. Членов реввоенсоветов фронтов и армий назначал Реввоенсовет Республики.

Наряду с органами, существование которых вызывалось особыми условиями военного времени, продолжали функционировать обычные, конституционные органы Советского государства. Регулярно созывались Всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI съезд, в декабре 1919 г. – VII съезд, в декабре 1920 г. – VIII съезд Советов. Съезды Советов созывались периодичностью в один год. VII и VIII съезды Советов приняли постановления с одинаковым названием – «О советском строительстве», которые внесли изменения в порядок работы ВЦИК, Совнаркома и местных Советов.

Постановление, принятое на VII съезде Советов, установило сессионный порядок деятельности ВЦИК. Очередные сессии созывались один раз в два месяца. Кроме этого могли созываться чрезвычайные сессии. По постановлению VIII съезда Советов, число членов ВЦИК было увеличено с 200 до 300 (за счет рабочих с мест).

Сессионный порядок работы ВЦИК создавал возможность для их членов укреплять связь с местами, больше работать с массами.



Возросла роль Президиума ВЦИК: в период между сессиями ВЦИК он стал действовать от его имени, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома народных комиссаров.

Большую конкретизацию получила компетенция Совета Народных Комиссаров. Теперь СНК принадлежало право утверждать все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие обязательства для РСФСР в международных отношениях.

Постановления VII и VIII съездов Советов о советском строительстве подчеркивали огромное значение принципа демократического централизма в деятельности советского государственного аппарата. Конкретно это выражалось в том, что был определен порядок взаимоотношений между центральными и местными органами государства. Устанавливалось, что постановления местных съездов Советов могут отменяться лишь вышестоящими съездами Советов, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом.

В деятельности местных Советов строго проводился принцип двойного подчинения – все органы центральных ведомств на местах подчинялись местным исполкомам. Последние имели право контролировать деятельность всех учреждений, работавших на подведомственной им территории (кроме органов действующей Красной Армии). В то же время местные органы должны были точно и неукоснительно исполнять директивы вышестоящих государственных органов.

Руководство Коммунистической партии и Советского государства придавало большое значение привлечению к работе местных Советов возможно большего числа рабочих и крестьян. Депутаты местных Советов обязывались отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели.

Сложные условия военного времени вызвали существование на и местах временных чрезвычайных органов – революционных комитетов. Они создавались в тех случаях, когда конституционные органы Советской власти не могли функционировать: в местностях, близких к фронту, где имелась опасность вторжения войск противника, на территориях, освобожденных Красной Армией. Ревкомам принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали общественный порядок, обеспечивали размещение воинских частей и т.д.

В конце 1919 г. ревкомы действовали в 33 губерниях РСФСР. В октябре 1919 г. ВЦИК и Совет Рабочей и Крестьянской обороны приняли Положение о революционных комитетах, которое стало юридической основой их деятельности.

Положение подразделяло ревкомы на три вида: 1) ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля, которые образовывались Реввоенсоветом армии, действовавшей на данной территории. Их роль заключалась в налаживании нормальной жизни на освобожденной территории и подготовке выборов в Советы. 2) Ревкомы прифронтовой полосы образовывались на расстоянии 25-50 км. от линии фронта. Они оказывали необходимую помощь действующей армии. После выполнения своих функций они передавали власть Советам. 3) Ревкомы в тылу организовывались по постановлению Совета Рабочей и Крестьянской обороны. Их образование не влекло за упразднения исполкомов Советов. Все революционные комитеты имели аппарат управления.

2 января 1920 г., когда большая часть территории страны оказалась под контролем Советской власти, губернские и уездные ревкомы были упразднены. Они сохранялись в тех освобождаемых местностях, где еще не было Советской власти, чаще всего при возникновении новых национально-государственных образований. Их создание обусловливалось чрезвычайной обстановкой гражданской войны, обострением классовой борьбы. Это была мера вынужденная. В то же время, нельзя забывать, что ревкомы были неконституционными органами, они, как правило, избирались и действовали практически как бесконтрольные органы.

Рассматривая советский государственный аппарат в годы гражданской войны нельзя, не затронуть вопроса о роли Коммунистической партии. Хотя в годы гражданской войны в Советах сохранялось представительство других партий[68], Коммунистическая партия была правящей партией. Поэтому исключительную важность приобретали принципы взаимодействия между Коммунистической партией и государством. Надо иметь в виду, что из-за общей культурной отсталости населения России Советы, объединявшие трудящихся, не могли справиться с огромным объемом властных и управленческих функций, заменить старый аппарат и чиновничество. Поэтому В.И. Ленин поставил в центр политической системы Коммунистическую партию. Она использовала Советы как инструмент управления страной, реализации стратегии и тактики, намеченных партией. При этом партия не заменяла Советы. На VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г. была поставлена задача завоевать безраздельное политическое господство в Советах и установить фактический контроль над всей их работой.

Во всех советских учреждениях предусматривалось создание коммунистических фракций со строгим подчинением партийной дисциплине. В решении съезда указывалось, что «свои решения партия проводит через советские органы, в рамках Советской Конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их».

Поскольку полностью обеспечить государственный аппарат кадрами из числа рабочих и крестьян было нельзя, Советское государство стало на путь привлечения в аппарат дореволюционных чиновников. Значительная часть из них добросовестно выполняла возложенные на них обязанности. Однако было не мало и таких, которые использовали свое пребывание в государственных учреждениях, чтобы вести подрывную работу.

В сложных условиях военного времени, когда нередко действовал принцип революционной целесообразности, VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О точном соблюдении законов». В нем все граждане, все органы и все должностные лица призывались «к строжайшему соблюдению законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».

Постановление установило, что меры, отступающие от законов РСФСР или выходящие за их пределы, были допустимы в случаях, вызванных экстренными условиями гражданской войны. В каждом случае выхода за рамки законности следовало немедленно сообщать в письменном виде в Совет Народных Комиссаров.

Надо сказать, ВЦИК следил за тем, чтобы законность в стране соблюдалась. На места направлялись его уполномоченные и инструкторы, которые имели право отстранять виновных в злоупотреблении должностных лиц, предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. Тем не менее, конечно, имели место факты, когда революционная целесообразность брала верх над законностью.

Рабоче-крестьянская милиция

Весной 1918 г. началась реализация программы по реорганизации рабочей милиции в профессиональный штатный государственный орган охраны общественного порядка.

5 июня 1918 г. в «Вестнике Комиссариата внутренних дел» был опубликован проспект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции). «Для охраны революционного порядка, - указывалось в проекте, - учреждается… народная рабоче-крестьянская охрана (советская милиция) как постоянный штат лиц… .

Вся существующая ныне милиция и постановка дела охраны революционного порядка должна быть реорганизована и изменена согласно данному положению».

Состоявшийся в Москве с 30 июля по 1 августа 1918 г. съезд председателей губернских Советов признал необходимым «организацию советской рабоче-крестьянской милиции». 12 октября 1918 г. Народный Комиссариат внутренних дел и Народный Комиссариат юстиции РСФСР утвердили «Инструкцию об организации рабоче-крестьянской милиции». Она закрепила правовые основы функционирования советской милиции как штатного государственного органа. Главной обязанностью советской милиции была охрана революционного порядка и гражданской безопасности.

На службу в советскую милицию принимались «представители трудящихся, достигшие возраста 21 года, вполне грамотные». Представители эксплуататорских классов, служившие в дореволюционной полиции и жандармерии, а также лица, осужденные за совершение преступлений, в милицию не принимались.

Центральным органом милиции было Главное управление милиции НКВД РСФСР, образованное в октябре 1918 г. В губерниях и уездах создавались соответствующие управления милиции.

Милиция была обязана обеспечивать строгое соблюдение всеми гражданами декретов и распоряжений Советской власти, поддерживать порядок в общественных местах, составлять акты и протоколы о нарушениях порядка, преступлениях и происшествиях, наблюдать за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, осуществлять надзор за порядком движения на дорогах, проводить оперативно-розыскные мероприятия, непосредственно участвовать в предварительном расследовании, оказывать содействие судебным органам в исполнении приговоров.

Составной частью рабоче-крестьянской милиции были аппараты уголовного розыска. Единая система уголовно-розыскных органов РСФСР сложилась после учреждения в октябре 1918 г. в составе Главного управления милиции НКВД РСФСР Центрального отдела уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела.

Правовой основой организации и деятельности советского уголовного розыска стало «Положение об организации отдела уголовного розыска», изданное НКВД РСФСР в октябре 1918 г. В соответствии с «Положением» органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тысяч человек «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.

В феврале 1919 г. была создана железнодорожная милиция для поддержания революционного порядка на железных дорогах.

В апреле 1919 г. была образована речная (водная) милиция, а в октябре 1919 г. – промышленная милиция, которая осуществляла охрану государственных промышленных предприятий.

Процесс организационного становления милиции завершился с принятием «Положения о рабоче-крестьянской милиции», утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1920 г.

Исправительно-трудовые учреждения

В годы гражданской войны продолжался процесс формирования советских исправительно-трудовых учреждений. Главное место в системе мест лишения свободы отводилось не тюрьмам, а воспитательно-карательным учреждениям и учреждениям, предназначенным для молодых преступников – реформаториям, земледельческим колониям и испытательным заведениям. Однако жизнь показала, что создание заключения с ослабленным режимом оказалось преждевременным.

Новый шаг в развитии ИТУ был сделан в изданном в ноябре 1920 г. НКЮ РСФСР «Положении об общих местах заключения РСФСР». В основу исправительного воздействия на осужденных был положен общественно-полезный труд. Меры трудового воздействия на заключенных осуществлялись на основе прогрессивной системы. Существо ее состояло в том, что заключенные рассматривались не как однородная масса, а делились на категории в зависимости от общественной опасности содеянного.

Весной 1919 г. наряду с общими местами заключения были созданы лагеря принудительных работ. Это были специальные места заключения, в которых изолировались «заведомые угнетатели и эксплуататоры народного труда, и приверженцы царско-дворянского строя», а также тунеядцы, шулера, проститутки, дезертиры, спекулянты, белогвардейцы.

Лагеря принудительных работ находились в ведении НКВД РСФСР, в составе которого было учреждено Центральное управление лагерей принудительных работ.

ВЧК

В условиях гражданской войны и интервенции важное значение приобретала борьба с антигосударственными заговорами, мятежами, шпионажем. Вся тяжесть этой работы легла на плечи ВЧК. В первой половине 1918 г. в РСФСР функционировали 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. Были также образованы пограничные ЧК, фронтовые и армейские ЧК.

Обострение криминогенной обстановки в стране, рост общеуголовной преступности сделали необходимым расширение функций ВЧК.

2 ноября 1918 г. ВЦИК принял «Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». Положение вносило изменения в круг предметов ведения ВЧК. Теперь на нее возлагалась обязанность вести борьбу с такими опасными общеуголовными преступлениями, как спекуляция, взяточничество и другие должностные преступления.

По Положению от 2 ноября 1918 г., ВЧК являлась органом Совета Народных Комиссаров. Членов ВЧК мог назначать и отзывать только СНК. Председатель ВЧК был одновременно членом коллегии НКВД РСФСР. Губернские и уездные ЧК действовали на правах отделов соответствующих исполкомов. Весной 1919 г. Реввоенсовет Республики учредил Военный Совет войск внутренней охраны, в состав которых был включен и корпус войск ВЧК. Войска внутренней охраны (ВОХР) обеспечивали охрану важных промышленных и иных государственных объектов, а также боролись с антисоветскими заговорами, мятежами. Командующим ВОХР являлся председатель ВЧК.

Летом и осенью 1918 г. внутренне положение в стране достигло крайней остроты. 30 августа 1918 г. было совершено покушение на В.И. Ленина. В ответ 5 сентября 1918 г. СНК принял постановление «О красном терроре». По декрету, все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам, подлежали расстрелу. Имена расстрелянных публиковались в печати. Органы ВЧК получили право внесудебной репрессии. Они могли арестовывать и изолировать в административном порядке в концентрационных лагерях классово-враждебные элементы на все время гражданской войны.

В Инструкции ВЧК от 17 сентября 1918 г. указывалось, что все дела о контрреволюционных преступлениях расследуются и решаются чрезвычайными комиссиями. Из преступлений по должности чрезвычайные комиссии должны были принимать к своему производству только дела особой важности. Дела о спекуляции после следствия передавались в суд.

В феврале 1919 г. прошла реорганизация ЧК. Это объяснялось тем, что контрреволюционные силы были распылены и изменили тактику борьбы. Согласно Постановлению ВЦИК от 17 февраля 1919 г., ВЧК должна была проводить следствие не более чем в месячный срок и передавать дело в трибунал. В случаях вооруженных, контрреволюционных, бандитских выступлений, а также в местностях, объявленных на военном положении, за ВЧК сохранялось право пресекать преступления на месте их совершения. За ВЧК сохранялось право заключать в административном порядке в концентрационные лагеря на срок до пяти лет классово чуждые элементы.

В годы гражданской войны полномочия ВЧК нередко выходили за рамки борьбы с контрреволюцией. 20 июля 1919 г. по декрету ВЦИК органы ЧК в местностях, объявленных на военном положении, получили полномочия борьбы с такими общеуголовными преступлениями, как бандитизм, разбой и вооруженный грабеж, взлом государственных и общественных складов и магазинов с целью хищения, подделка денежных знаков, торговля кокаином.

Важнейшим направлением деятельности ВЧК являлась борьба со спекуляцией. При ВЧК была создана специальная комиссия по изучению источников спекуляции и учрежден Особый революционный трибунал, члены которого утверждались ВЧК, а один из них назначался по соглашению с ВЦСПС.

В рассматриваемый период были созданы Транспортные чрезвычайные комиссии, подведомственные транспортному отделу ВЧК.

В январе 1920 г. отменяется смертная казнь по приговорам ВЧК, ее местных органов и революционных трибуналов. В марте 1920 г. были отменены судебные полномочия ВЧК и ее органов, но сохранено право заключать в лагеря на срок не свыше 5 лет нарушителей революционного порядка, а также паразитические элементы.

ВЧК в годы гражданской войны провела ряд крупных операций по разоблачению деятельности иностранных шпионов, а также подрывных антисоветских организаций (дело английского шпиона Поля Дюкка, организаций «Национальный центр», «Добровольческая армия Московского района», «Тактический центр» и др.).

ВЧК была чрезвычайным органом Советского государства. Существование ВЧК не предусматривалось Конституцией РСФСР 1918 г. Основными в работе ВЧК и ее органов были репрессивные методы, что объективно таило в себе возможность произвола, нарушения прав человека, что на практике нередко имело место. Единственным объяснением такого положения служит то обстоятельство, что в условиях острейшего противостояния с силами, боровшимися с Советской властью, это вызывалось жизненной необходимостью и тем, что и противная сторона использовала такие же методы.

Судебные органы

В годы гражданской войны в судебной системе произошли заметные изменения. 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, которое вводило единый народный суд. Практика существования окружных судов себя не оправдала. Единый народный суд рассматривал все уголовные гражданские и дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже. В зависимости от сложности дела народный суд действовал в трех составах. В составе единого судьи народный суд рассматривал дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства. В составе судьи и шести народных заседателей – посягательство на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран или увечий, изнасилование, разбой, подделка денег и документов, взяточничество и спекуляция. Остальные дела рассматривались в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели пользовались одинаковыми правами с народными судьями.

Народные судьи и народные заседатели избирались местными Советами или исполкомами уездных Советов из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом. Народные судьи должны были иметь либо опыт политической работы в партийных, профсоюзных, советских и иных организациях или учреждениях, либо теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи. Народные судьи могли быть в любое время отозваны избравшими их Советами или исполкомами. Таким образом, последовательно проводился классовый подход к формированию и деятельности народных судов. Программой РКП (б) был сформулирован принцип «выборности судей из трудящихся только трудящимися» и проведен во всей организации суда.

По Положению от 30 ноября 1918 г., судоговорение велось на местных языках, обвиняемому предоставлялось право на защиту. При рассмотрении дел применялись декреты Советской власти, а при их отсутствии – социалистическое правосознание. Ссылки в приговорах и решениях судов на законы свергнутых правительств воспрещались. Таким образом, существенно сужалась правовая база народных судов.

Судом второй, кассационной инстанции, по отношению к народному суду был Губернский Совет народных судей (Губсовнарсуд). Он состоял из народных сулей и избирался на губернском съезде народных судей.

Защиту обвиняемых и представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии. Их члены избирались Советами. Они считались должностными лицами и получали заработную плату.

С учетом накопленного опыта в октябре 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде. Народные суды, как и прежде, избирались местными Советами, но теперь подлежали утверждению губернскими исполкомами. По уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести народных заседателей, вводилось обязательное предварительное расследование. Его проводили народные следователи, которые избирались и отзывались исполкомами губернских Советов.

Существенно изменялся порядок обвинения и защиты. Вместо коллегий защитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных Советов, обвинение и защиту осуществляли в порядке общественной повинности граждане, назначавшиеся губернскими, городскими , уездными и районными исполкомами из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом.

В условиях гражданской войны была расширена подсудность революционных трибуналов. По Положению от 12 апреля 1919 г. «О революционных трибуналах», их ведению подлежали дела о контрреволюционных преступлениях, спекуляции, крупных должностных преступлениях, дела о явной дискредитации власти советскими работниками, о злостном дезертирстве. При вынесении приговора революционные трибуналы руководствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

Революционные трибуналы создавались в губернских городах или городах с населением свыше 200 тысяч. Каждый ревтрибунал состоял из председателя и двух членов. В трибунал сроком на один месяц избирались «исключительно ответственные политические работники». Допущение обвинения или защиты зависело от усмотрения трибунала. При участии обвинителя обязательно участвовал защитник.

Вместо кассационного отдела при ВЦИК был учрежден Кассационный Трибунал, который рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, разбиравшимися революционными трибуналами.

18 марта 1920 г. новое Положение о революционных трибуналах предусматривало, что они учреждались со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним ЧК, Особыми отделами, Комиссиями по борьбе с дезертирством. Трибуналам предоставлялось в пределах действующих декретов не ограниченное ничем право определения мер репрессии.

По Положению, члены трибунала избирались местными Советами и губернскими исполкомами сроком на три месяца, причем в состав трибунала включался представитель коллегии ГубЧК .

Новым звеном судебной системы стали революционные военные трибуналы. Они были учреждены для рассмотрения преступных деяний, совершенных военнослужащими Красной Армии и военнопленными. Революционным военным трибуналам также предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Однако, как видно из доклада председателя Революционного Трибунала Республики К.Х. Данишевского на Х съезде РКП(б), количество смертных приговоров, вынесенных революционными трибуналами за первое полугодие 1920 г., не превышало 4%, а к условным наказаниям было приговорено около 20% от общего числа подсудимых1.

Образование РКИ

С первых дней Советской власти важнейшее значение предавалось функции контроля за работой государственных учреждений. Поэтому неслучайным был тот факт, что в числе других наркоматов Конституция РСФСР предусмотрела народный комиссариат государственного контроля. На него были возложены задачи финансового контроля (исполнение государственного бюджета), а также контроль за неуклонным претворением в жизнь всеми государственными учреждениями требований советских законов.

В годы гражданской войны обнаружились недостатки в деятельности органов госконтроля. Главный заключался в том, что контроль осуществлялся силами штатных сотрудников, значительная часть которых состояла из старых чиновников, пришедших на работу в советские учреждения. Бюрократические формы контроля, которые применялись штатными сотрудниками госконтроля, оказались малоперспективными. Встал вопрос о реорганизации госконтроля. Кроме того, отсутствовала единая система контроля. Наряду с наркоматом государственного контроля функционировали ведомственные контрольные органы (инспекция ВСНХ, инспекции наркоматов, военная инспекция, рабочие контрольные инспекции).

8 февраля 1920 г. было опубликовано принятое ВЦИК Положение о рабоче-крестьянской инспекции. Оно предусматривало реорганизацию государственного контроля, создание Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции. Работа наркомата и его органов на местах строилась на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществлению контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественных организаций.

Основными задачами рабоче-крестьянской инспекции являлись: борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и обследования всех органов Советской власти как в области административного управления, так и в области хозяйственной, а также общественных организаций; наблюдение за точным исполнением декрета VI Всероссийского съезда Советов о законности; наблюдение за организацией во всех учреждений приема жалоб и заявлений.

При Рабоче-Крестьянской инспекции образовывалось Особое бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц.

Рабоче-Крестьянская инспекция должна была представлять на рассмотрение центральных и местных органов конкретные предложения, выработанные на основе обследований, об управлении аппарата Советской власти, искоренении бесхозяйственности, канцелярской волокиты и т.д.

Выборы в Рабоче-Крестьянскую инспекцию происходили в городах по предприятиям и учреждениям, в сельской местности на сельских и волостных собраниях избирателей, а также на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях.

Соединение государственного и общественного начал в деятельности Рабкрина достигалось тремя способами: 1) делегирование коллективами трудящихся своих представителей в Рабкрин в качестве постоянных членов; 2) организация ячеек содействия Рабкрину на заводах, фабриках, селах, волостях – везде, где имелся аппарат управления; 3) привлечение рабочих и крестьян к участию в массовых обследованиях деятельности государственного аппарата.

Вышеназванные способы были призваны обеспечить реальный контроль за государственным аппаратом и в то же время обучать азам управления рабочих и крестьян.

На предприятиях и учреждениях создавались ячейки содействия РКИ. К 15 октября 1920 г. они были созданы в 56 губерниях.

Управление промышленностью

На организационные формы управления промышленностью повлияли экономическая разруха и особые условия гражданской войны. Тот факт, что промышленность страны не работала на полную мощность, экономические ресурсы были крайне скудны, требовал их концентрации. Только таким способом можно было обеспечить Красную Армию всем необходимым, чтобы добиться победы над внутренними и внешними врагами. В этих условиях единственно возможной (и как оказалось оправдавшей себя) стала система управления, построенная на предельно централистских началах. Она получила название системы главкизма.

Промышленные предприятия лишались самостоятельности. Управление ими осуществлял ВСНХ и его главки. Каждый главк обладал всей полнотой власти по отношению к подчиненным предприятиям: устанавливал объем промышленного производства, распределял между предприятиями сырье и оборудование, осуществлял сбыт произведенной продукции. Предприятия находились на сметно-бюджетном содержании и не имели собственных оборотных средств, не могли самостоятельно решать вопросы снабжения необходимым сырьем и оборудованием, вступать в договорные отношения с другими предприятиями.

Недостатки системы главкизма состояли в том, что она требовала создания громоздкого административного аппарата, не создавала экономических стимулов у производителей. Кроме того, чрезмерная централизация управления приводила к бюрократизму в работе главков.

Однако система главкизма позволила Советскому государству мобилизовать скудные материальные ресурсы и направить их на обеспечение победы в гражданской войне.

Чрезвычайные условия войны и экономическая разруха повлекли за собой централизацию снабжения населения продовольствием. Осенью 1918 г. была введена карточная система, по которой распределение продовольствия производилось по различным категориям. Например, первую категорию составляли квалифицированные рабочие, женщины с детьми до года, а последнюю – четвертую – нетрудовые элементы.

Ввиду крайнего обесценивания денег и практически отсутствия товарооборота снабжение населения производилось в натуральном виде. Зарплата, пенсии выдавались в виде продуктов и промышленных изделий.

Несмотря на исключительно трудные условия гражданской войны, государство уделяло внимание образованию. 26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет о ликвидации безграмотности среди населения. Все граждане от8 до 50 лет подлежали обучению грамоте. Для организации этой работы была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. За первые три года Советской власти грамоте было обучено около 7 млн. человек.

 

3. Военный союз советских республик

Политическая обстановка, сложившаяся в стране к концу 1918 – началу 1919 гг., способствовала установлению Советской власти в ряде национальных районов и возникновению советских республик. В январе 1919 г. Советская власть была восстановлена на Украине. Состоявшийся в марте 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов принял первую в истории Украины Конституцию Республики.

В декабре 1918 г. была образована Латвийская Советская Республика. 15 января 1919 г. 1 съезд Советов рабочих, безземельных крестьян и стрелков объединенной Латвии принял Конституцию Республики.

В ноябре 1918 г. Эстония была провозглашена Советской Социалистической Республикой и названа Эстляндской Трудовой Коммуной.

В декабре 1918 г. было образовано Временное революционное Рабоче-Крестьянское правительство Литвы, которое издало Манифест о переходе власти в руки Советов.

РСФСР официально признала независимость Эстонской, Латвийской и Литовской советских республик.

1 января 1919 г. был опубликован манифест Временного Рабоче – Крестьянского Советского правительства Белоруссии о провозглашении Белорусской Советской Республики.

Все советские республики с самого начала установили тесные отношения сотрудничества с РСФСР. Сотрудничество республик охватывало экономическую сферу. Денежная система всех существовавших в то время республик основывалась на российском рубле. РСФСР оказывала республикам материальную помощь в налаживании экономики, проведении социально-культурных мероприятий. Во всех республиках были сформированы собственные вооруженные силы.

Весной 1919 г. положение РСФСР и других советских республик осложнилось. Поэтому со всей остротой стал вопрос об объединении усилий республик в борьбе с общим врагом. Хотя республики имели свои вооруженные силы, но военная необходимость потребовала их объединения и подчинения единому командованию Реввоенсовета РСФСР. Логически естественным стал следующий шаг – юридическое оформление военного и экономического союза советских республик. В конце января 1919 г. правительство УССР обратилось ко всем советским республикам с предложением «… заключить тесный оборонительный союз…». 18 мая 1919г. ЦИК Украинской Советской Республики принял постановление, в котором заявил о необходимости объединения военных сил и материальных средств в общем для всех республик центре. Эта идея нашла поддержку Белорусской, Латвийской и Литовской советских республик.

Юридическое оформление военный союз советских республик получил в декрете об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии, принятом 1 июня 1919 г. на заседании ВЦИК. Декрет признавал необходимым провести под руководством РСФСР объединение: 1) военной организации и военного командования; 2) Советов Народного Хозяйства; 3) железнодорожного управления; 4) финансов; 5) комиссариатов труда.

После принятия декрета стали осуществляться меры по его практической реализации. Однако, из-за свержения Советской власти в республиках Прибалтики претворить в жизнь положения декрета ВЦИК от 1 июня 1919 г. не удалось.

Следует подчеркнуть, декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г., по сути дела, имел силу межреспубликанского договора. Он был принят в ответ на предложения республик и при участии представителей республик в заседании ВЦИК. Высшие органы всех советских республик одобрили декрет ВЦИК.

Идея военного союза республик сохраняла свое значение, и в последующем военный союз советских республик получил юридическое оформление в двусторонних союзных договорах между РСФСР и другими советскими республиками. Они заключались по мере освобождения территорий республик в 1920-1921 гг.

Первый союзный договор был заключен между РСФСР и Азербайджанской ССР в сентябре 1920 г. Договор предусматривал объединение: военной организации и военного командования, органов ведающих народным хозяйством и внешней торговлей, органов снабжения, железнодорожного и водного транспорта и почтово-телеграфного ведомства, финансов.

В 1920-1921 гг. аналогичные договора были заключены с другими независимыми советскими республиками – Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией.

Особенность двусторонних договоров, заключенных между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, состояла в том, что военный союз в них дополнился союзом хозяйственным, имевшим целью восстановление народного хозяйства.

В годы гражданской войны сложилось единое гражданство советских республик. В наибольшей степени это проявилось в том, что республики признали возможность призыва в Красную Армию граждан всех советских республик, живущих на территории любой из них. С юридической точки зрения отношения между независимыми советскими республиками, сложившиеся в годы гражданской войны и интервенции, являлись федеративными отношениями. Они строились на основе суверенности, равенства и добровольности. Субъекты этих отношений – республики, - будучи самостоятельными, в то же время были связаны единством высших государственных органов, единством гражданства, армии, финансов.

Делегаты от независимых советских республик участвовали в работе всероссийских съездов Советов, ВЦИК. В результате высшие органы власти РСФСР выполняли роль общефедеральных органов. В соответствии с договорами происходило объединение народных комиссариатов: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, почты и телеграфа, а также советов народного хозяйства. Объединенные наркоматы входили в Совет Народных Комиссаров РСФСР и имели в СНК каждой республики своих уполномоченных, утверждаемых ЦИК и съездом Советов соответствующей республики.

Сложившаяся на основе двусторонних договоров система взаимоотношений между независимыми советскими (союзными, как они стали называться) республиками заложила основы будущего еще более тесного их единства.

Характеризуя процесс государственного строительства в годы гражданской войны и интервенции, следует сказать об образовании Бухарской и Хорезмской советских народных республик и Дальневосточной республики.

В 1920 г. народные революции победили в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате. До этого оба государства представляли собой феодально-деспотические монархии, находившиеся под протекторатом России. Основную массу населения Хивы и Бухары составляли землевладельцы – дехкане, которых жестоко угнетали местные феодалы и ростовщики, а также русские капиталисты и скупщики сырья.

В январе 1920 г. революционные силы Хивы при помощи частей Красной Армии освободили основные населенные пункты ханства. 2 февраля 1920 г. было торжественно объявлено о свержении власти Хивинского хана. В апреле 1920 г. была образована Хорезмская Народная Советская Республика.

В конце августа 1920 г. началось восстание в Бухарском эмирате. Восставший народ при поддержке Красной Армии 2 сентября 1920 г. сверг с престола эмира и провозгласил Бухарскую народную советскую республику.

По своему содержанию революции в Хиве и Бухаре являлись антиимпериалистическими, антифеодальными. В них участвовали не только дехкане и ремесленники, но и узбекское купечество и даже некоторые племенные вожди. Основными задачами, стоявшими перед Хорезмской и Бухарской народными советскими республиками, являлись демократические преобразования, ликвидация остатков феодального строя. В 1920-1921 гг. между РСФСР – ХНСР и БНСР были заключены союзные договора. Однако они предусматривали установление не федеративных, а международно-правовых отношений.

В апреле 1920 г. Учредительный съезд Прибайкалья провозгласил образование Дальневосточной республики, объединившей все области Дальнего Востока. Образование Дальневосточной республики было обусловлено сложной обстановкой в этом районе. Территория Дальнего Востока фактически была оккупирована японскими войсками. Чтобы не допустить столкновения РСФСР с Японией, было решено создать временное государство буферного характера.

Между РСФСР и ДВР были установлены экономические отношения, которые носили международно-правовой характер.

В годы гражданской войны и интервенции продолжалось национально-государственное строительство в РСФСР. В соответствии с Конституцией формой национальной государственности стали автономные образования – автономные области и автономные республики.

Исторически первой национальной автономией стала Трудовая Коммуна немцев Поволжья, образованная в конце 1918 г. Она имела статус автономной области и объединила немецкие колонии Поволжья.

В марте 1918 г. была образована Башкирская автономная советская республика.

В мае 1920 г. декретом ВЦИК была учреждена Татарская АССР.

В августе 1920 г. возникла автономная советская государственность казахского народа.

В 1919-1920 гг. были образованы Калмыцкая, Чувашская, Марийская Вотская (Удмуртская) автономные области и Карельская Трудовая Коммуна.

Автономные республики и автономные области строили государственный механизм по образцу общероссийского. Однако в практической деятельности государственных органов учитывались национальные особенности каждого автономного образования.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал