Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Остановка зимняя зарисовка






Тексты на партах

Как он был х орош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, о громные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые чулки.

(О лосе.)слайд 9

Орфоэпическая работа

Прочитаем склонение слова лось согласно правилам орфоэпии (слайд 10)

Падеж Ед. ч. Мн. ч.
Именительный ло́ сь ло́ си
Родительный ло́ ся лосе́ й
Дательный ло́ сю лося́ м
Винительный ло́ ся лосе́ й
Творительный ло́ сем лося́ ми
Предложный (о) ло́ се (о) лося́ х

– Какие слова помогли вам узнать л о ся? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное?

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

(слайд 11)

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные,

в) размеру: длинная, огромные; высокие;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) авторской оценке: своеобразный, хорош.

 

- Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

-Не случайно прилагательное говорит о себе: (слайд12)

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Остановка зимняя зарисовка

-Послушайте, как описывает зимнюю природу русский писатель В. Бианки. Слайд 13

(Ученик читает текст).

Долгая морозная зима вошла в полную силу. Земля, вода и лес погружены в мертвый сон. Лед сковал буйные реки, снежное покрывало укутало лес и землю. –

-Можем ли мы сказать, что это текст? почему?

-Докажите.

-Тип речи описание или повествование? -Какова тем текста? -основная мысль?

-Придумайте название по группам: 1 -заголовок выражает т ему (зима), 2- заголовок выражает основную мысль (зима - волшебница)

-Найдите в тексте имена прилагательные и выпишите их с именами существительными, признаки которых они обозначают. Поставьте вопросы к прилагательным.

(Один ученик выполняет задание на доске). дать лист с текстом

 

- Обратимся к словосочетаниям, которые вы выписали:

Морозная зима

В полную силу

В мертвый сон

Буйные реки

Снежное покрывало

- Обратите внимание: какую часть речи поясняет прилагательное? (слайд 14)

- Можно ли сказать что прилагательное прилагается к существительному? (да)

- Значит Митрофанушка в чем- то был прав: прилагательное должно быть приложено, а мы выяснили, что приложено к существительному

- Обратимся к этимологии имени прилагательного

4-«Этимологическая страничка». (слайд15)

Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».

 

-Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)

- Не случайно прилагательное говорит о себе (слайд 16)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто мука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!

 

- Обратимся к нашим словосочетаниям. (выходит тот же ученик)

- из каких частей состоит словосочетание? (главное и зависимое)

- поставим вопросы к прилагательным (записываем в тетрадь)

Итак, сделаем вывод: (слайд) 17

Прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

5 Остановка «Подари предмету признак». (слайд 18)по командам и группам

- За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. (слайды 19-24) охарактеризуйте предмет с разных сторон

Пока учащиеся работают, звучит вальс Е.Дога.

- Послушайте. Опишите- устно - музыку (какая она?) именами прилагательными

1 группа – заяц слайд19-22

2 группа – лиса слайд20-23

3 группа – волк слайд21-24

Каждый представитель группы зачитывает слова, другая группа команды добавляет

Рыжая, хитрая, ловкая...

Косой, слабый, трусливый...

Голодный, злой, серый..

6-Остановка «волшебные следы» (Слайд 25)

- Какие морфемы мы видим на слайде?»? (Слай26 )

(Окончания полных имен прилагательных.)

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

- запишите, разбив окончания простым карандашом на 4 группы

Дети делят так:

- Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

-Что необходимо сделать, чтобы правильно написать падежные окончания прилагательного? Слайд 27






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.