Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая диагностика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению






К 6-7 годам у ребенка возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя возбуждение еще преобладает. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы.

К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, поэтому появляется возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования, выполнения программ действий. Все это способствует развитию произвольной сферы до уровня, необходимого для обучения в школе.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского.

Психологической готовностью к школьному обу­чению понимается уровень психического развития ребенка, необходи­мый и достаточный для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к обучению в школе включает личностную и интеллектуальную готовность.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность связана с уровнем развитием мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, определять причинно-следственные связи между явлениями, возможность логического запоминания) и с определенным запасом знаний на момент поступления в школу. Кроме того, важно умение воспроизводить образец и развитие тонких движений руки. О готовности к школе свидетельствует уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка.

Для исследования уровня развития познавательных процессов можно использовать следующие методики:

• «10 слов» - исследование память

• «Лабиринт» - исследование пространственного восприятия

• «Четвертый лишний» - исследование процесса обобщения

• «Объясни пословицу» - исследование процессов анализа и синтеза

• «Составь картинку» - исследование наглядно-образного мышления

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Важная сторона психологической готовности – достаточный уровень волевого развития ребенка. Особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками традиционно относящимся к школьным. Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания школы как источника знаний, но и эмоционального отношения к ней. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

60. Современные подходы и направления развития психодиагностики межличностного взаимодействия. Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном " Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: " доминирование-подчинение" и " дружелюбие-агрессивность(враждебность)".Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей (" со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный " представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном " Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.\\ Опросник межличностных отношений (ОМО) В.Шульца является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation), разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе. Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содерд; ит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.

В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.