Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Договор поставки




 

План:

1. Понятие и сфера применения договора поставки.

2. Исполнение договора поставки.

3. Расторжение договора поставки.

4. Поставка товаров для государственных нужд.

 

Вопрос 1.Договор поставки оформляет оптовый оборот, т.е. отношения между профессиональными продавцами и покупателями по возмездному переходу товаров для их последующей перепродажи или профессионального использования. В современных рыночных условиях с учетом общемировой тенденции к дифференциации правового регулирования договорных отношений в зависимости от их субъектного состава при проведении последней кодификации гражданского законодательства договор поставки был урегулирован в качестве одного из видов договора купли-продажи (§ 3 гл. 30 ГК). По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК).

К особенностям договора поставки можно отнести следующие его черты. Во-первых, субъектный состав договора: в качестве поставщика и покупателя (исходя из целей покупки) по общему правилу, выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками. Во-вторых, стабильность и долгосрочный характер отношений, складывающихся между профессиональными участниками имущественного оборота, что предполагает необходимость их детальной правовой регламентации. По правовой природе договор поставки является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором.

Особенности заключения договора поставки проявляются в специальном порядке урегулирования разногласий при заключении договора (ст. 507 ГК). Когда при заключении договора между сторонами возникли разногласия по его отдельным условиям, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна либо принять меры к согласованию соответствующих условий договора, либо письменно уведомить другую сторону об отказе его заключить. Выполнить одну из этих обязанностей сторона, получившая предложение о согласовании условий, должна в течение 30 дней со дня получения такого предложения (иной срок может быть установлен законом или согласован сторонами) под страхом возмещения другой стороне убытков, вызванных уклонением от согласования условий договора.

Вопрос 2.Обязанности поставщика. Ввиду особой значимости отношений по поставкам условие о сроке (сроках) поставки имеет важное значение. Когда сторонами предусмотрена поставка товаров отдельными партиями, но сроки их поставки (периоды поставки) в договоре не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). При этом досрочная поставка товаров может производиться лишь с согласия покупателя; поставленные досрочно и принятые покупателем товары засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.



Товар может отгружаться (передаваться) поставщиком покупателю по договору или лицу, указанному в качестве получателя в договоре либо в отгрузочной разнарядке покупателя. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Непредставление отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки. Доставку товаров поставщик осуществляет путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных в нем условиях. Когда вид транспорта или условия доставки в договоре не определены, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику. Договором поставки может быть предусмотрена выборка (самовывоз) товаров - получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика.



Количество и ассортимент товара.Если иное не предусмотрено договором, поставщик обязан восполнить недопоставленное в отдельном периоде количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора - принцип суммированного обязательства (ст. 511 ГК). Но покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена. Ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон (ст. 512 ГК). Поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования и подлежит восполнению, кроме случаев предварительного письменного согласия покупателя. Если поставщик не поставил предусмотренное договором количество товаров, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (п. 1 ст. 520 ГК). Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК).

Качество и комплектность товара. Покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества (ст. 518 ГК) либо некомплектные товары (ст. 519 ГК), вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 или 480 ГК, за исключением случаев, когда поставщик, получивший уведомление покупателя, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества либо доукомплектует товары. Последствия невыполнения указанных требований покупателя те же, что и при недопоставке товаров (п. 1 ст. 520 ГК). Покупатель также вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров, либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК).

Обязанности покупателя. Принятие товара. Покупатель (получатель) должен совершить все необходимые действия по принятию товаров (ст. 513 ГК). В частности, покупатель обязан: 1) осмотреть товары в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота; 2) проверить количество и качество товаров в тот же срок в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота; 3) незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или недостатках товаров. При получении товаров от транспортной организации покупатель обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, регулирующих деятельность транспорта. Когда договором предусмотрена выборка товаров, покупатель обязан осмотреть товары в месте их передачи (ст. 515 ГК). Невыборка товаров в установленный договором либо в разумный срок после получения уведомления поставщика дает последнему право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

В случае отказа от товара покупатель обязан обеспечить его сохранность, приняв товар на ответственное хранение, и незамедлительно уведомить поставщика (ст. 514 ГК). Поставщик обязан в разумный срок вывезти товар или распорядиться им, в противном случае покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику с возмещением последним необходимых расходов покупателя по ответственному хранению, реализации или возврату товара. Неисполнение покупателем требования о принятии товаров на ответственное хранение дает поставщику право требовать их оплаты.

Если иное не установлено договором, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. К многооборотной таре относится специальная тара для определенного вида товаров (барабаны из-под кабеля и т.п.), а также инвентарная тара, являющаяся инвентарем поставщика. Средства пакетирования (поддоны, сетки, пленка и т.п.) предназначены для облегчения доставки, погрузки и выгрузки, хранения товара. Прочая тара и упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором (ст. 517 ГК).

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (ст. 516 ГК). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (§ 2 гл. 46 ГК). Когда договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем, а не покупателем по договору, но получатель неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.

 

Вопрос 3.Особенностью регулирования договора поставки является наличие в ГК перечня тех нарушений обязательств сторон по договору, которые предполагаются существенными и потому служат основанием для одностороннего отказа от исполнения договора (п. 2 ст. 450, ст. 523 ГК). Для поставщика такими нарушениями считаются: 1) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; 2) неоднократное нарушение сроков поставки товаров. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: 1) неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; 2) неоднократной невыборки товаров. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления об отказе, если иной срок не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

При наличии указанных нарушений соответствующая сторона (поставщик или покупатель) вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением или изменением договора (п. 5 ст. 453 ГК). ГК содержит специальные правила об исчислении таких убытков (ст. 524). Во-первых, если одной из сторон в разумный срок после расторжения договора совершена заменяющая сделка, т.е. товар продан другому покупателю или приобретен у другого поставщика, убытки будут определяться разницей между ценой по заменяющей сделке (более высокой для покупателя, более низкой для поставщика) и ценой, установленной в расторгнутом договоре. Такие убытки называют конкретными убытками. Во-вторых, если сделка взамен расторгнутого договора не совершалась, но на данный товар имеется текущая цена, соответствующая сторона может требовать возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора. Такие убытки называют абстрактными убытками.

 

Вопрос 4.Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство - Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Понятие «государственные и муниципальные нужды» характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия - средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).

Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.

Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются: положениями § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Закон о закупках; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе». Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями - исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК). Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).

В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд - государственного заказа. Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть: 1) победители торгов (конкурса или аукциона); 2) победители по результатам запроса котировок; 3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; 4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.

В предусмотренных законом случаях заключение государственного контракта будет являться для поставщика обязательным при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенного предприятия) в связи с выполнением госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.

Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).

Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Если госконтрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком покупателю по договорам поставки товаров для госнужд, государственный заказчик не позднее 30 дней после подписания госконтракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. Извещение о прикреплении является основанием заключения договора поставки товаров для госнужд (ст. 529 ГК). Поставщик обязан направить проект договора поставки указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее 30 дней с момента получения извещения от госзаказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен госконтрактом либо проект не представлен покупателем. Дальнейший порядок взаимоотношений сторон совпадает с порядком заключения госконтракта, за тем лишь исключением, что обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор поставки может только покупатель, а не поставщик.

Особенности исполнения обязательств. Оплата товаров (ст. 531, 532 ГК). Когда поставка товаров для госнужд осуществляется государственному заказчику или получателям, указанным в его отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится самим госзаказчиком. При поставке товаров покупателям по договорам поставки оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с госконтрактом, а госзаказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя. Если иное не предусмотрено законами о поставке товаров для госнужд или госконтрактом, убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением госконтракта, подлежат возмещению госзаказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара. Когда такие убытки в соответствии с госконтрактом не возмещаются, поставщик вправе отказаться от исполнения госконтракта, потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением госконтракта, отказаться от исполнения договора.

В предусмотренных законом случаях государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена госконтрактом, при условии возмещения поставщику (а в случае, если это повлекло расторжение или изменение договора поставки, то и покупателю) убытков, причиненных таким отказом (ст. 534 ГК). Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК). В этом случае поставщик должен незамедлительно уведомить госзаказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Вместо выдачи нового извещения о прикреплении госзаказчик может направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо самостоятельно принять и оплатить товары. В противном случае поставщик вправе требовать от госзаказчика принятия и оплаты товаров либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением на госзаказчика разумных расходов, связанных с их реализацией.

Ответственность сторон. В целях побуждения сторон государственных и муниципальных контрактов и договоров поставки к надлежащему исполнению своих обязанностей законодатель широко использует такой способ обеспечения исполнения обязательств, как законная неустойка. Согласно ст. 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по государственному или муниципальному контракту другая сторона вправе потребовать уплату за каждый день просрочки неустойки (штрафа, пеней) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день уплаты неустойки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Что касается ответственности поставщика за допущенные им нарушения, то она регулируется соответствующими законами о поставках для госнужд. Штрафная неустойка в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции предусмотрена Законом о закупках (ст. 8), федеральными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ст. 5), «О государственном материальном резерве» (ст. 16). Уплата неустойки не освобождает поставщика от выполнения своих обязательств по госконтрактам и взыскивается до фактического их выполнения.

Закон о размещении заказов предусматривает специфический механизм стимулирования исполнения государственных и муниципальных контрактов - ведение реестра недобросовестных поставщиков (ст. 19). Недобросовестными поставщиками признаются: уклонившиеся от заключения контракта участники размещения заказа, поставщики, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением с их стороны. Сведения о недобросовестных поставщиках содержатся в реестре в течение 2 лет, после чего подлежат исключению из реестра.

Вопросы для самоконтроля:

1. Несогласование сторонами каких существенных условий договора подряда влечет его незаключенность?

2. Для каких целей приобретается товар по договору поставки?

3. Каков порядок урегулирования разногласий по договору поставки?

4. Каким способом определяется срок в договоре поставки?

5. Какой характер носит неустойка при недопоставке товаров в определенном периоде?

6. Что означают конкретные убытки при расторжении договора поставки?

7. Что является основание поставки товаров для государственных нужд?

8. Кто может выступать в качестве государственного заказчика?

Источники:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Глава 30 §3.

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.

3. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 10.11.1994 г.

4. О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 г. № 1.

5. Витрянский Н.Н., Брагинский М.И. Договорное право. Книга вторая.– М., 2006.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал