Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок «открытия» нового знания


Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).

 

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структу­ру:

 

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выяв­ления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с ком­ментированием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). Выпол­нение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Результатом этапа является положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока.

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки спо­собности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организа­ция осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -
«хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного
для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании.

Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.

Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя. Но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, не­обходимые для самостоятельного построения детьми нового знания.

На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом используя как фронтальную, так и групповую формы работы.

Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Подчеркнем, что затруднение — это фик­сация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.

Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

1. Не смог выполнить задание;

2. Не смог правильно решить поставленную задачу (получил
неверный ответ);

3. Получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать -
это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило,
алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;

4. Получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить
способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

Также возможен вариант затруднения:

5. Не смог выполнить условия задания.

Например, решил задание, но не за указанное время. Следо­вательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

Отметим, что в настоящее время готовится к печати статья по организации фиксации учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании. В ней будут рассмотрены разные типы затруднений и приведены примеры организации их фиксации на уроках по разным предметам.

Также, в отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда как в традицион­ном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.

3. Основной целью этапа выявления места и причины, затруд­нения является осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
и проговорили в слух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­нение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
(причина затруднения).

Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Отметим, что на дан­ном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового знания зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего за­труднения.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из за­труднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель
своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?) — метод
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов
нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
действий);

- выбрали средства для построения нового знания (с помощью
чего?) —
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д.;

- сформулировали план своих действий по построению нового
знания.

Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отли­чием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.

Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая га­рантированно приведет учащихся к решению учебной задачи, побуж­дающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта и решения исходной задачи является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипо­тезы;

- при построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в
речи и знаково (с помощью эталона);

- применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего
ранее затруднения;

- уточнить общий характер нового знания (возможность при­менения нового знания для решения всех заданий данного типа).

Таким образом, на данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Продолжительность этапа составляет 5—8 минут. Для успеш­ного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.

Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового знания. Знаковая фиксация нового способа действия (эталон) необходима не только для лучшего усвоения нового знания, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны являются критериальной базой при проведении уроков рефлексии и развивающего контроля.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, что­бы, во-первых, он был математически грамотный, и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа.

При самопроверке работ учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки. Это обеспечивает освоение процедуры грамотного, объективного контроля. Отметим, что способность к про­верке учащимся себя по эталону формируется постепенно. Сначала учитель организует фронтальную самопроверку, в результате кото­рой учащиеся соотносят свои действия с эталоном, учатся находить место и причины ошибок, исправлять их на основе правильного применения эталона. В дальнейшем ученики делают эту работу все более и более самостоятельно. Важно подчеркнуть, что в результате проведения самопроверки учащийся должен не просто исправить неправильный ответ на правильный.

Основная цель этой работы - понять место своей индивидуаль­ной ошибки, ее причину и исправить ошибку на основе правильного применения правила, алгоритма, способа действия и т.д.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с коммен­тированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;

- при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги
и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу, используя игровые ситуации и соревнования.

Подчеркнем, что при решении типовых заданий целесообраз­но зафиксировать образец оформления заданий на новое знание и организовать вербальное соотнесение учащимися своих действий с каждым шагом построенного эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивиду­альная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления.

Продолжительность данного этапа составляет 3-5 минут. Под­черкнем, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе должны соответствовать обязательному уровню. Это не значит, что далее не будет предоставлена возможность научиться выполнять задания более высокого уровня сложности. Но функция данного этапа - проверка каждым учащимся освоения базового уровня. Са­мостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности.

Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обосно­ванного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку или утверждать, что ее нет, но доказательно аргументировать свое утверждение. Са­мопроверка по эталону позволяет ученику, который верно выполнил задания, пошагово проговаривать и обосновывать свое решение, а в случае, если ошибка допущена, - учиться определять ее место, причину и исправлять свою ошибку на основе правильного примене­ния эталона. При организации обучения самопроверке недостаточно просто предъявить учащимся объективно обоснованный эталон. Необходимо продумывать диалог для вербального сопоставления учениками решения самостоятельной работы с эталоном для само­проверки.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы у учащегося возникло затруднение, ситуация успеха заключается в выявлении причины затруднения и его преодолении. Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него поло­жительной мотивации к дальнейшему обучению.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и пов­торения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом — повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

- организовать выполнение заданий, в которых новое знание
связывается с ранее изученными;

- организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

Продолжительность данного этапа составляет 5-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или парах. Целесообразно предостав­лять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­
бора, творчества).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). В этом случае ученик может провести рефлексию своей учебной деятельность на уроке.

При организации данного этапа разбираются вопросы: из каких основных шагов состоит учебная деятельность, удалось ли реализо­вать эти шаги на данном уроке, где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруд­нение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели де­ятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.

В заключение описания урока «открытия» нового знания отметим, что часто, особенно в средней и старшей школе, объем содержания урока данного типа достаточно велик. Возникает воп­рос - все ли новые знания, появляющиеся на уроке, необходимо «открывать» обязательно самим учащимся? Нельзя ли некоторые понятия, правила и т.д. ввести учителю, на введении другого алгорит­ма, способа действия, правила или понятия организовать проектную деятельность учеников, а какие-то выводы сделать непосредственно из открытого нового знания? Ответ - именно так и надо поступать. А иначе где взять время на уроке?

Наша цель - помимо освоения учащимися необходимых знаний и умений, сформировать на этих уроках у ребят умение самостоя­тельно строить и реализовывать проекты, уметь применять новые знания при решении практических задач и анализировать свою деятельность. Для этого необходимо прохождение и осознание всех 9 этапов. Совершенно очевидно, что для организации даже двух «от­крытий» на уроке времени недостаточно, хотя в начальной школе это и удается. Что говорить, когда необходимо «ввести» 3, 4 и т.д. новых понятий и способов действий.

В этом случае важно уметь структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия и т.д. для этого необходимо «ввести», какие выводы можно будет получить из «открытого» знания.

Таким образом, для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «откры­тия» знаний самими учащимися. В случае, когда объем новых знаний на уроке очень большой, на каком именно содержании организовать «открытие» урока - выбирает учитель.

Для подготовки урока «открытия» нового знания предлагается использовать следующий алгоритм конструирования урока.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация работы с научной литературой. Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т | Схемы вспомогательных цепей присоединения линии 220 В




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.