Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества и недостатки аутсорсинга предприятия






 

Важность применения аутсорсинга объясняется тем, что он позволяет с максимальной эффективностью использовать сильные стороны участников международных экономических отношений; добиваться конкурентных преимуществ за счет возможности каждой из сторон выполнять те функции, в которых она наиболее успешна; получать более дешевое обслуживание непрофильных направлений деятельности и, в то же время, высокое качество производимых работ, высококвалифицированное обслуживание профильных направлений деятельности предприятия. Что касается крупных предприятий, то они ещё получают дополнительную экономию от масштаба производства.

В то же время использование услуг аутсорсинга позволяет снизить внутренние издержки предприятия, добиться высокого качества выполненных работ за счет высокой квалификации сотрудников поставщика услуг аутсорсинга. Предприятия могут высвободить значительную часть собственных денежных средств и трудовых ресурсов, которые можно направить на решение сложных стратегических задач, благодаря чему они добиваются успеха не только на национальных, но и на международных рынках.

Прежде, чем принять решение об аутсорсинге следует оценить все «за» и «против» аутсорсинга. Поэтому важно уметь оценить те привлекательные и отрицательные его стороны, которые определяют возможность принятия решения об аутсорсинге. Аутсорсинг может приносить предприятию значительные преимущества:

ñ сокращение объёмов инвестиций в не основные средства;

ñ сосредоточение на основных видах деятельности;

ñ снижение расходов на создание и поддержку рабочих мест;

ñ отсутствие зависимости от болезней или увольнения работников;

ñ использование высококвалифицированных специалистов с обширным опытом работы, наём которых был бы слишком дорогим или не рациональным;

ñ использование богатого опыта предприятия, предоставляющего услуги в области работ для других предприятий, то есть возможность для организации обучения у своего поставщика услуг;

ñ гибкая реакция на изменения на рынке и внутри предприятия (реорганизации, реструктуризации, слияния, присоединения (поглощения));

ñ повышение прибыльности бизнеса, так как аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процессов;

ñ внедрение передовых технологий через специализированную аутсорсинговую компанию;

ñ повышение конкурентоспособности предприятия, пользующегося услугами аутсорсера (рисунок 2).

 

 

Рис.2. Основные преимущества аутсорсинга предприятия

 

Аутсорсинг следует рассматривать как стратегический инструмент, который позволяет оптимизировать внутренние процессы предприятия, внедрить в работу технологические новинки, повысить качество выполняемых работ за счёт сотрудничества с высококвалифицированным персоналом поставщика услуг, а также высвободить собственные временные, финансовые и людские ресурсы для выполнения сложных, стратегических по своей сути задач, позволяющих существенно повысить конкурентные позиции.

При этом к числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести:

ñ снижение себестоимости функций и бизнес-процессов, передаваемых аутсорсеру;

ñ повышение качества и надёжности выполнения переданных на аутсорсинг функций и бизнес-процессов;

ñ возможность привлечения сотрудников заказчика, обслуживавших ранее выполнение делегированной аутсорсеру функции, которые хорошо знают специфику своего предприятия;

ñ концентрация внимания на основных целях предприятия путём делегирования второстепенных функций и процессов аутсорсерам;

ñ расширение возможностей использования ресурсов, доступ к которым был ограничен или невозможен;

ñ снижение рисков;

ñ улучшение репутации и увеличение стоимости брэнда.

Снижение издержек обеспечивается тем, что аутсорсер осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов.

Повышение качества обеспечивается за счёт того, что при решении сходных задач организации-аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал.

Усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях предприятия чрезвычайно важно, так как даёт самому предприятию возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии технологий.

Концентрация на основных функциях к тому же позволяет проводить оптимальный реинжиниринг, повышая эффективность работы предприятия постоянным улучшением таких показателей, как стоимость, качество, сервис и временные затраты.

Аутсорсинг позволяет предприятию воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности предприятия или при создании нового.

Снижение рисков достигается благодаря тому, что аутсорсеры инвестируют средства одновременно в большое количество клиентов. Заказчик же на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области.

Улучшение репутации и увеличение стоимости брэнда достигается в результате более качественного обслуживания клиентов сторонней специализированной организацией.

Фактором привлекательности аутсорсинга является и то, что внешний поставщик услуг способен обеспечить экономию затрат, более высокий уровень услуг за счет специализации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба. Однако, аутсорсинг – это значительно больше, чем ещё один способ сокращения затрат и повышения эффективности производства.

Используя услуги фирм-профессионалов, предприятия могут направить свои собственные ресурсы в наиболее доходные направления деятельности.

Особое внимание в решении об аутсорсинге заслуживает известный в экономической теории эффект масштаба соотношение между изменением объёмов используемых ресурсов и изменением объёмов производства. Обычно на первом этапе расширения предприятия действует положительный эффект масштаба производства: происходит экономия на массовости производства, и расходы на единицу продукции снижаются. Однако нельзя бесконечно раздувать масштабы производства. По мере всё большего расширения предприятия положительный эффект масштаба начинает угасать. И может наступить стадия постоянной отдачи, когда долгосрочные средние издержки стабилизируются, а с определённого момента общие издержки начинают расти быстрее, чем количество выпускаемой продукции. В этом случае себя проявляет отрицательный эффект масштаба, или«дезэкономия» на масштабах производства.

При неизменных ценах на ресурсы эффект масштаба обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде. Она прослеживается с помощью функции долгосрочных средних издержек – LATC (рисунок 3).

 

 

Рис.3. Эффект масштаба

 

Для расширения эффекта масштаба предприятие должно принять решение, каким образом оно будет это делать. Выбор может быть сделан из следующих вариантов:

ñ использовать внутренние факторы отдельного предприятия или подразделения;

ñ вертикальная интеграция;

ñ горизонтальная интеграция;

ñ диверсификация;

ñ аутсорсинг[18].

Современные крупные предприятия во многом исчерпали возможности получения эффекта масштаба в рамках отдельного предприятия. Имеются в виду внутренние факторы: специализация; использование современного высокопроизводительного оборудования – поточных линий, автоматизированных модулей и другие. Основные варианты получения положительного эффекта масштаба – это создание вертикально-, горизонтально интегрированной или диверсифицированной компании. В течение десятилетий именно такими путями развивались крупные компании во всём мире. Этот процесс получил название «интернализация». Он осуществляется на основе заключения различных видов контрактов, как внутри-, так и межфирменных.

Интернализация представляет собой процесс сокращения или устранения отрицательных внешних эффектов путём превращения внешних факторов во внутренние. Создаёт уникальную возможность максимально использовать экономию на масштабе производства, экономию за счёт стандартизации, многофункционального использования факторов производства. Однако при интеграции и диверсификации присутствуют и риски получения отрицательного эффекта масштаба. В первую очередь это известная иммобильность ресурсов компании, особенно в вертикально интегрированных структурах, в которых особенно велики постоянные издержки, так как они поддерживают производственные мощности по всей вертикальной цепи. В таких случаях традиционный субподряд являлся выходом из ситуации. Однако выбор делается в пользу субподряда, а не вертикальной интеграции, в тех случаях, когда производственные процессы «материнского» предприятия требуют наличия специальной технологии либо используют конкретные производительные факторы, например, специальные механизмы или неквалифицированную рабочую силу на вторичном рынке труда. При сохранении всех упомянутых подходов крупные предприятия постоянно ищут новые пути для того, чтобы избежать отрицательного эффекта масштаба. В современных условиях аутсорсинг даёт такие возможности. С его помощью предприятия получают возможность поддерживать и регулировать оптимальный размер бизнеса, гибко реагируя на изменения рынка.

Одновременно идёт процесс экстернализации, который представляет собой альтернативный способ снижения транзакционных издержек по сравнению с интернализацией. Транзакционные издержки снижаются не за счёт включения отдельных видов деятельности во внутреннюю структуру предприятия, а путём передачи отдельных операций независимым предприятиям, то есть путём аутсорсинга. То есть, аутсорсинг – это перекладывание на других субъектов собственных транзакционных издержек[19].

Долгосрочные взаимоотношения в рамках аутсорсинга ведут к созданию эффективных механизмов распределения риска в условиях недостаточной информации. При этом возникает дилемма: или появляются дополнительные транзакционные издержки, связанные с заключением контракта, но снижаются риски; или же сохраняется чисто рыночный уровень рисков, но не растут транзакционные издержки.

Транзакционные издержки можно определить как издержки взаимодействия между людьми. Более детально их можно определить как затраты ресурсов (денег, времени, труда) для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе[20]. Таким образом, при переходе на аутсорсинг нужно учесть рост транзакционных издержек. Аутсорсинг отличается от передачи субподрядчику, потому что функция обеспечивается непрерывно, а не для конкретного проекта. Его можно предоставлять в том же или в другом месте, в той же или в другой стране (оффшоринг).

Однако нужно учитывать и недостатки аутсорсинга, к которым можно отнести:

ñ реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания предприятия, заказывавшего аутсорсинг;

ñ потеря контроля над собственными ресурсами;

ñ отрыв руководства от части деятельности предприятия, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения;

ñ снижение производительности собственных сотрудников;

ñ необходимость поиска новых партнеров или самостоятельное выполнение функций, ранее бывших на аутсорсинге, при разрыве договора на аутсорсинг;

ñ увеличение издержек при передаче второстепенных функций;

ñ снижение качества при недобросовестности аутсорсера;

ñ накручивание цен за услуги аутсорсером при неразвитости рынка аутсорсинговых услуг.

При передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций и бизнес-процессов всегда возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания предприятия, заказывавшего аутсорсинг. Снизить этот риск можно, заказав аутсорсинг различных аспектов бизнеса разным аутсорсерам, хотя это и увеличивает издержки. Первостепенное значение имеет нахождение добросовестных партнёров, зарекомендовавших себя на рынке аутсорсинговых услуг, и грамотное заключение контрактов с отражением всех необходимых условий:

ñ усиление контроля над собственными ресурсами;

ñ обдуманное принятие управленческих решений в условиях аутсорсинга.

При работе с аутсорсерами важно мотивировать своих сотрудников, так как они могут расценить аутсорсинг, сопровождающийся передачей части персонала сторонней организации и увольнениями, как негатив.

Предприятие в случае неожиданного отказа от услуг аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует, может столкнуться с необходимостью поиска новых партнёров или начала самостоятельного выполнения функций, ранее бывших на аутсорсинге, при отсутствии необходимых знаний и опыта из-за длительного использования услуг специалистов аутсорсера вместо обучения своих. При этом возможно и увеличение издержек при передаче второстепенных функций аутсорсеру, как расплата за стремление сосредоточиться только на основной деятельности предприятия, а также снижение качества работ при недобросовестности аутсорсера. Эти проблемы особенно остро стоят на неразвитых рынках, в условиях недостаточно сильной конкуренции, когда аутсорсер, заключив контракт, будет увеличивать цены и не очень тщательно следить за качеством выполнения работы, понимая, что клиент не сможет найти другого поставщика услуг, то есть аутсорсер будет фактически монополистом на рынке. Наиболее типичными причинами отказа от аутсорсинга являются:

ñ опасность передачи слишком многих важных функций в чужие руки;

ñ угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики;

ñ обучение чужих специалистов вместо своих.

Различные формы взаимоотношений заказчика и аутсорсера при аутсорсинге характеризуются различной степенью риска, который зависит от множества факторов, таких, как:

ñ правовые или экономические отношения с потенциальным аутсорсером;

ñ количество потенциальных партнеров, предлагающих аналогичные услуги;

ñ известность аутсорсера на рынке, его деловая репутация;

ñ опыт аутсорсера в реализации аналогичных проектов аутсорсинга и другие.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику аутсорсингу как технологии бизнеса.

2. Раскройте экономическую сущность аутсорсинга.

3. Определите основные функции аутсорсинга.

4. Назовите основные причины использования аутсорсинга в экономике предприятия.

5. Определите основные направления аутсорсинга.

6. Назовите общие признаки различных направлений аутсорсинга.

7. Определите термины: аутсорсинг, инсорсинг, реинсорсинг.

8. Назовите принципы аутсорсинга предприятия.

9. Определите особенности аутсорсинга в условиях антикризисного бизнес-управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.