Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие № 2. Вопросы, предлагаемые для изучения на семинарском занятии






 

Вопросы, предлагаемые для изучения на семинарском занятии

 

1. Экономические категории и экономические законы.

2. Экономическая теория и экономическая политика.

3. Вклад медиков в развитие экономической теории.

4. Основные направления современной экономической мысли.

Основные понятия: экономическая категория, экономический закон, экономическая политика, меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассицизм, кейнсианство, институционально-социологическое направление.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо выполнить предлагаемые задания на сообразительность и ответить на проблемные вопросы.

1. Экономические категории – это:

а. нечто, существующее не в реальности, а только в нашем воображении

в. понятия, отражающие конкретные экономические явления.

2. Что человек узнает в процессе изучения действия экономических законов и зачем ему нужны эти знания?

3. Экономический интерес обусловлен:

а. желанием людей удовлетворять свое любопытство

в. необходимостью заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы удовлетворять общественные потребности.

4. Главное назначение хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы:

а. создавать новые рабочие места с целью достижения полной занятости

в. создавать экономические блага, необходимые для жизни человека

с. все ответы неверны.

5. Вклад медиков в разработку экономической теории выразился в:

а. создании основ классической политической экономии

в. разработке такого направления экономической мысли, как физиократия

с. формировании категориального аппарата экономической науки

д. реализации достижений экономической науки

6. Современная мировая экономика использует методы регулирования экономики, разработанные:

а. меркантилистами

в. физиократами

с. кейнсианцами

д. неоклассиками

7. Объясните, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой. Можно ли считать, что экономическая теория слишком много внимания уделяет построению моделей, выработке обобщений и теорий и мало внимание уделяет конкретным фактам. Дайте обоснование своему ответу.

8. Какое значение имеет то обстоятельство, что экономика не является кабинетной наукой. Какие проблемы могут возникнуть в процессе формулирования и применения экономической теории?

9. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:

а. уровень безработицы в России в 2009 г. составлял 7 %

в. на заводе «Ростсельмаш» вследствие экономического спада в 2008 г. было уволено 500 рабочих

с. внезапная жара в России летом 2010 г. сократила урожай зерновых и вызвала повышение цен на них



д. ВВП России в 2010 г. увеличился на 4,5 %

е. вследствие экономического спада банк «ВТБ 24» в 2008 г. снизил процентную ставку на ссуды частным предпринимателям на один процентный пункт

ж. индекс цен на потребительские товары возрос в 2005 г. на 10,5 % по сравнению с 2004 г.

10. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:

а. по уровню производительности труда Россия не должна отставать от ведущих западных стран

в. уровень производительности труда в России составляет N % от уровня производительности труда в США

с. сегодня было слишком холодно

д. в прошлом году уровень цен повысился на 8,5 %

е. в прошлом году цены на услуги ЖКХ значительно выросли, а политика правительства должна быть направлена на их сокращение.

11. Оцените и истолкуйте следующее высказывание: «Люди, критикующие экономическую политику правительства, часто вызывают отрицательные эмоции со стороны его представителей. Может ли экономика страны процветать без этих раздражительных критиков»?

12. Проведите сравнительный анализ меркантилизма и физиократии. В чем вы видите различия между этими экономическими теориями:

а. в сферах исследования экономических процессов

в. в источниках получения дохода.

Определите ограниченность доводов одних и других.

13. Основоположником физиократии явился:

а. великий экономист Адам Смит

в. врач Франсуа Кенэ

с. английский врач Уильям Пети

14. В следующей таблице представлена зависимость между заработной платой работников и валовым доходом предприятия:



Валовой доход (за месяц, ед.) Заработная плата (за месяц, ед.) Точки
А
В
С
Д
С

 

Постройте график и определите на графике, как изменяется заработная плата по мере изменения валового дохода.

15. Определите взаимосвязь экономических категорий и экономических законов.

16. В чем суть экономической теории К. Маркса, на основе которой в некоторых странах, в том числе в СССР, пытались строить коммунизм?

17. Являются ли экономические теории такими же долгоживущими, как, например, теории в области физики, математики и других точных науках? Объясните свою точку зрения.

18. Высшее образование преследует цель предоставить молодым людям возможность получить как можно больше знаний о мире, привить им ощущение ответственности за судьбы страны. В какой степени, по-вашему мнению, этой цели служит изучение экономической теории?

19. Можно ли на основе использования экономических моделей описать мир абсолютно точно? Поясните свой ответ.

 

 

20. Заполните таблицу

 
 

 

 


21. Начертите графики и объясните связи, которые могут возникнуть между:

а. объемом урожая арбузов, который необходимо перевезти и количеством грузовиков

в. количеством членов семьи и покупаемых ежемесячно количество буханок хлеба

с. количеством хирургов и количеством производимых операций

д. объемом собранного урожая и уровнем цен на него

В каждом случае назовите факторы, которые способны воздействовать на указанные взаимосвязи, помимо приведенных выше.

22. При среднемесячном заработке 10 тысяч руб. работник тратит на потребление 8 тысяч из этой суммы, при заработке 12 тысяч руб. он тратит на потребление 9 тысяч, при заработке в 14 тысяч руб. на потребление используется уже 10 тысяч. Следовательно, увеличение заработка на каждые две тысячи приводит к увеличению потребления на одну тысячу. Сделайте таблицу, отражающую взаимосвязь между заработком и суммой, используемой на потребление. Используя данные таблицы, постройте график зависимости между суммой заработка и суммой потребления.

 

23. Перед вами два графика

 
 

 


Рис. 1 Рис. 2

Какая зависимость изображена (прямая или обратная) на рис:

а. 1

в. 2

Какой наклон имеет прямая на рис.:

а. 1

в. 2

 

Проблемные вопросы

 

1. Какую функцию выполняет экономическая теория, описывая и выявляя экономические факты?

2. Может ли экономическая теория выполнять прогностическую функцию? Поясните ответ.

3. Как реализуется прогностическая функция экономической теории?

4. Каким образом экономическая теория может влиять на принятие экономических решений и воплощение их в экономической реальности?

5. Есть ли связь между экономической теорией и экономической политикой?

6. В чем отличие взглядов меркантилистов и физиократов?

7. В чем заключаются заслуги доктора Ф. Кенэ в создании основ экономической теории?

8. В чем отличие взглядов на экономическое развитие общества неоклассиков и последователей Дж. Кейнса?

9. Возможно ли развитие современной экономики без использования методов государственного регулирования?

10. На каких постулатах основываются экономические взгляды неоклассиков?

11. В чем заключается сущность институционально-социологического направления?

12. Используются ли на практике теории неоклассиков и последователей Дж. Кейнса?

13. Чем вы можете объяснить существование многих направлений экономической мысли (а не одного и не двух).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал