Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • От автора. Глава I история психологии: ее предмет и задачи психологическая наука и ее предмет теоретическое и эмпирическое знание предмет истории психологии научная






    История психологии

    От античности

    До середины ХХ в.

    Г. Запорожье

    Г.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

     

    От автора

    Глава I ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
    Психологическая наука и ее предмет
    Теоретическое и эмпирическое знание
    Предмет истории психологии
    Научная деятельность в трех аспектах
    Логика развития науки
    Общение – координата науки как деятельности
    Личность ученого
    Задачи истории психологии

    Глава II АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
    Анимизм
    Гилозоизм
    Гераклит: душа как «искорка Логоса»
    Демокрит: душа – поток огненных атомов
    Гиппократ: учение о темпераментах
    Алкмеон: мозг – орган души
    Анаксагор: «ум» как начало вещей
    Софисты: учителя мудрости
    Сократ: познай самого себя
    Платон: душа и царство идей
    Аристотель: душа – способ организации тела
    Психологические воззрения в эпоху эллинизма
    Стоики
    Эпикурейцы
    Проблемы нравственного поведения и воспитания
    Александрийская наука
    Гален
    Филон: пневма как дыхание
    Плотин: понятие о рефлексии
    Августин: понятие о внутреннем опыте

    ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    Глава III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
    Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»
    Бенедикт Спиноза: Бог – Природа
    Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного
    Томас Гоббс: ассоциация идей
    Джон Локк: два вида опыта

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
    Просвещение
    Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
    Джордж Беркли: вещь как комплекс
    Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций
    Историческая судьба учения об ассоциациях
    Психологические взгляды французских просветителей
    Ростки исторического подхода

    Глава V ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
    Естественнонаучные предпосылки
    Развитие ассоцианизма
    Джон Стюарт Милль: ментальная химия
    Александр Бэн: пробы и ошибки
    Герберт Спенсер: эволюционная психология
    Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика
    Появление принципа биологическога детерминизма
    Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

     

    Глава VI РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    «Сертификат» на независимость
    Эрнст Вебер: зарождение психофизики
    Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
    Франц Дондерс: время реакции
    Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии
    Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции
    Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов
    Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии
    Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
    Изучение навыков

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Проблема индивидуальных различий
    Френсис Гальтон: наследственность гения
    Развитие метода тестов
    Альфред Бине: диагностика умственного развития

    ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
    Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область
    Стелла Холл: рождение педологии
    Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии
    Эрнст Мейман: педагогическая психология
    Эдуард Клапаред: идея саморазвития
    Арнольд Гезелл: нормальное детство
    Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка
    Карл Бюлер: стадии психического развития
    Маргарет Мид: этнопсихология детства

    ЗООПСИХОЛОГИЯ
    Дарвин и подъем сравнительной психологии
    Психика животных и психика человека
    «Закон экономии» Ллойд-Моргана
    Дискуссия о вариативности поведения
    Жак Леб: теория тропизмов
    Можно ли приписать сознание инфузории?
    Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом
    Познаваемасть психических актов

    СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    «Психология народов»
    «Коллективный организм»
    Вклад психоневрологов
    Внушение и подражание
    Э.Дюркгейм: коллективные представления
    Концепция ценностей
    Концепция инстинктов

    ПСИХОТЕХНИКА

    Глава VII ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

    КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

    СТРУКТУРАЛИЗМ

    ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

    ФУНКЦИОНАЛИЗМ

    БИХЕВИОРИЗМ

    НЕОБИХЕВИОРИЗМ

    СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ

    ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

    ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

    ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

    ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
    Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа
    Карл Густав Юнг: аналитическая психология
    Альфред Адлер: индивидуальная психология

    НЕОФРЕЙДИЗМ
    Карен Хорни: образ Я
    Эрих Фромм: «бегство от свободы»
    Гарри Спок Салливен: межличностные отношения
    Эрик Эриксон: Эго-психология

    ТЕОРИЯ ШТЕРНА

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

     

    Глава VIII РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Середина века
    Два направления в проблеме человека
    Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского
    П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте
    К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики
    А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль
    Изменение социальной ситуации в конце XIX века

    УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА
    Университетскае психологические школы
    Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души
    Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество
    Н.Я.Грот: личность и свобода воли
    Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма
    С.Л.Франк: душа человека
    М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики
    А.И.Введенский: знание и вера
    Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества
    Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства
    Некоторые итоги

    РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
    Первые шаги
    Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии
    Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

    РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ
    Достойный памятник русского ума
    И.М.Сеченов – основатель науки о поведении
    И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности
    Объективная психология В.М.Бехтерева
    А.А.Ухтомский – учение о доминанте

    ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
    Реактология
    Психология социального бытия Г.Г.Шпета
    Разгром педологии
    Л.С.Выготский: теория высших психических функций

    ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    М.Я.Басов: человек – деятель в среде
    С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности
    А.Д.Леонтьев: строение деятельности

    О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Послесловие
    Рекомендованная литература

    От автора


    ВВЕДЕНИЕ

    Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

    На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

    Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – " ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

    В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют " драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

    Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

    Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

    Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.