Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор модели управления в зависимости от критерия
Критерии
сравнения
| Директивная
модель
| Кооперативная
модель
|
|
|
| Целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности)
| Дела в группе планируются заранее, но определяются лишь непосредственные цели деятельности, дальнейшие планы и задачи группы ее участникам – неизвестны
| Подробное изложение ближайших и отдалённых целей группы, обрисовка перспективы развития группы для всех
| Информирование (передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, поступающей от них)
| Руководитель собирает внешнюю и внутреннюю информацию для себя, передавая участникам группы минимальный ее объем, достаточный для выполнения ими исполнительских функций
| Открытый и взаимный обмен информацией между руководителем и участниками группы
| Принятие решений (создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализация принятого решения)
| Руководитель осуществляет сам или с помощью начальства. Подчиненных убеждают в необходимости выполнения данного решения через систему санкций, убеждение, использование авторитета
| Совместно с подчиненными. Принятое решение является групповым, или вырабатывается через консультации, взаимное информирование и работу с представителями
| Контроль (в инструментальной и экспрессивной сферах деятельности группы)
| Непрерывное наблюдение за деятельностью членов группы. Полный единоличный контроль
| Контроль за принятием общего решения и полученным результатом. На промежуточном этапе самоконтроль
| Обратная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важнейшим для группы проблемам)
| В чистом виде её нет. В опосредованной форме поступает в виде санкций, оценок, окончательных решений, не подлежащих обсуждению
| Непрерывный поток в процессе всей деятельности. Активное поощрение успехов
|
Окончание табл.13.1
|
|
| Характер коммуникаций (тип коммуникативных связей внутри группы)
| Приказы и распоряжения, идущие сверху, носят ясный и четкий характер, отличаются краткостью. Идут только сверху – вниз.
| Разрешаются обсуждения и замечания. Понимание вырабатывается в процессе совместного обсуждения и принятия общего решения
| Делегирование руководящих полномочий
| Строго ограничено
| Широко используется
|
«Плюсы» директивной модели:
- структурная простота (отношения «начальник – подчиненный»);
- возможность оперативного использования;
- закрывает и защищает руководителя в психологическом плане.
- «Минусы» директивной модели:
- пассивность подчиненных;
- лицемерие подчиненных по отношению к целям деятельности и руководителю;
- внутренняя конфликтность модели (так как она опирается на давление и диктат, что вызывает внутренние, сложно разрешимые конфликты).
«Плюсы» кооперативной модели:
- прогрессивность и экономичность (возможность решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, с высокой квалификацией);
- хорошее взаимопонимание между руководителем и подчиненными;
- низкая конфликтность группы и управляемость ее конфликтов;
- свободное развитие группы в целом и ее участников.
«Минусы» кооперативной модели:
- высокие требования к психологической готовности участников;
- низкая оперативность (на реализацию этой модели требуется много времени: совместная выработка решений, обмен полной информацией и т.д.).
Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, это убеждение и участие сотрудников в управлении.
|