Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология научного познания






Методология научного познания

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов, обусловленных их теориями, а в конечном итоге – спецификой предметов их исследования. Но сначала об основных понятиях.

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.)

2) учение об этой системе, теория методам.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать или вовсе отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм»);

б) преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»).

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Что касается методов науки, то основаниями для деления их на группы могут быть: содержание изучаемых объектов, роль и место методов в процессе научного познания и т.п.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы:

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивистский, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные философские методы.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, элемент, система, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и др. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают опосредованную связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся: системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, синергетический подход и др.

3. Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

4. Дисциплинарные методы, т.е. система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке нayк. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс многих дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная; субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. При этом для современной науки все более характерным становится методологический плюрализм – стремление применять самые разнообразные принципы и приемы исследования в их сочетании и взаимодействии.

Диалектика и метафизика – методы научного познания

Данные философские методы достаточно широко представлены в истории мысли, включая современный ее этап. Диалектика (греч. dialectice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метол мышления и действия.

В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, немецкая идеалистическая и материалистическая. Последняя – наряду с позитивными идеями двух первых форм – оказала наиболее продуктивное воздействие на процесс научного исследования и его результаты.

Диалектический метод представляет собой разработанную на основе всеобщих объективных законов действительности систему универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Эвристичность, методологический потенциал этих принципов состоит в том, что они отражают всеобщие законы реального мира под углом зрения того, как, каким образом человек должен поступать, чтобы достигнуть новых результатов в познании и практике, более эффективно решать те или иные проблемы

Вот почему мало провозгласить, что «все в мире взаимосвязано» и «каждый предмет есть единство многообразного», надо эти онтологические утверждения довести до познавательных принципов всесторонности и конкретности. Также недостаточно только декларировать, что «все развивается», и «даже через противоречия», подтверждая это бесчисленными примерами. Нужно развернуть данные выводы о фундаментальных закономерностях материального мира соответственно в принципы развития (историзма), противоречия, детерминизма и т.п.

Возрастание интереса к диалектическому методу, все более широкое его применение в различных областях – важная особенность науки XX в. (обозначаемая терминами «диалектизация», «историзация»). Характерным примером этой тенденций является стремление Нобелевского лауреата И. Пригожина посредством времени «соединить бытие и становление» (развитие), при приоритете последнего, с единых позиций принципов историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромир.

Следует иметь в виду, что, во-первых, диалектика – лишь один из философских методов, а последние – лишь один из уровней методологии в целом. Во-вторых, диалектический метод имеет свои границы и сферу действия, за пределами которых без него вполне можно обойтись. Он – не «универсальная отмычка» и вовсе не претендует на то, чтобы все объяснить, дать «единственно верные» ответы на любые вопросы. Однако в рамках своей компетенции (обусловленной прежде всего его всеобщностью), особенно при анализе развивающихся целостных систем, диалектический метод может работать эффективно. В-третьих, важно применять его умело, творчески, с учетом конкретных условий, в единстве с многими другими способами и приемами научного познания.

Что касается метафизики (букв. – «после физики»), то чаще всего это понятие употребляется в трех основных значениях: 1) как синоним «философии», 2) как синоним особой философской науки – онтологии, т.е. как учения о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов логики и теории познания; 3) философский метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу (об этом аспекте далее и будет идти речь).

Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого и многогранного процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основные:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки XVII – XIX вв. Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития явлений. «Старо» - метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления – необходимость исследования предметов в их неизменности, устойчивости, вне связи с другими, что и делала наука того времени.

2. «Новая» метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, но односторонне их истолковывает: «плоский» эволюционизм (абсолютизация количественных изменений), «катастрофизм» (гипертрофирование скачков, качественных изменений), софистика («гибкость понятий, примененная субъективно»), эклектика (произвольное выхватывание отдельных сторон предмета и их механическое соединение) и др.

Метафизический способ мышления вполне правомерен и необходим в повседневных житейских делах на уровне здравого смысла и обыденного сознания – везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его взаимосвязях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.