Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление, введения, изменение и отмена налогов

Система налогов и сборов РФ

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статья 13. НК устанавливает, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Статья 14 НК устанавливает, что к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15 НК устанавливает, что к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Согласно ст. 17 НК, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения

 

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 

Установление, введения, изменение и отмена налогов

Налог — одно из основных проявлений государственно­го суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости

государства наряду с установлением и защитой границ, чекан­кой монеты, отправлением правосудия и т. д. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в односторон­нем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

Следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации предусмотрено, что на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о на­логах и бюджете. Фактически это означает запрет на решение вопросов о налогообложении через механизмы непосредствен­ной демократии. Такое же положение закреплено в Конститу­циях некоторых европейских стран, например Италии.

Фактическому взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последова­тельные и взаимосвязанные законодательные процедуры, по­средством которых обуславливается сама юридическая возмож­ность обложения лица налогом.

Установление налога — первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный на­логовый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода за­конодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствую­щей территории в рамках всей страны или только региона.

Введение налога — вторичное нормотворческое действие, при­нятие соответствующего нормативного акта, подробно регламен­тирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обяза­тельств.

Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т. е. предусмот­реть возможность его взимания), а уже затем ввести, т. е. опре­делить как он будет взиматься и определить существенные эле­менты налогового обязательства.

Впервые о проблеме разграничения процедур установ­ления и введения налогов было сказано в Постановлении Кон­ституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. «О проверке кон­ституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и 20 За­кона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Как указано в этом постановлении, федеральный законода­тель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (устанавливает налог). Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по­нятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл, а именно — введение налога. Установление налога субъек­том Российской Федерации означает его право самостоятельно решать — вводить или не вводить на своей территории соответ­ствующий налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т. д.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность налоговых органов и их должностных лиц | Песенный материал как эффективное дидактическое средство обучения и воспитания




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.