Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Основы рыночной экономики

1. Натуральное и товарное производство. Генезис товарного производства.

2. Сущность и функции рынка.

3. Преимущества рынка.

4. Типы рыночных структур.

 

1. Натуральное хозяйство - самая древняя и простейшая форма организации производства. Основными характеристиками натурального хозяйства является:

1.Производство продуктов для собственного потребления;

2. Отношения обмена между производителями отсутствовали;

3. Ручной универсальный труд, организованный в рамках разобщенных хозяйств.

Разделение труда — это дифференциация различных видов трудо­вой деятельности. Различают общее, частное и единичное разделение труда.

Общее разделение труда — это разделение производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).

Частное разделение труда — разделение крупных родов на виды и подвиды (например, в промышленности — тяжелая, легкая, электротехническая).

Единичное — разделение труда внутри предприятия.

Товарное (рыночное) производство в отличие от натурального хозяйства заклю­чается в том, что продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена, продажи на рынке.

Условиями возникновения товарного производства являются: 1.

Товар — это продукт труда, производимый для обмена.

Сущность денег выражается в их функциях.

1. Средство обращения. В этой своей функции деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров: Т-Д-Т.

2. Мера стоимости. Деньги соизмеряют стоимость товаров. Денежное выражение стоимости представляет собой цену товара. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество металла, закрепленное за де­нежной единицей той или иной страны.

3. Средство накопления и сбережения. В этой функции деньги вы­ступают как всеобщее воплощение общественного богатства. Они обеспечи­вают своему владельцу получение любого товара, так как обладают наи­высшей ликвидностью (т.е. способностью быть легко обмененными на лю­бое благо).

4. Средство платежа. Эта функция денег связана с развитием кре­дита. Развитие кредитных отношений приводит к возникновению кредит­ных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги (кредитные карточки).

5. Представители марксистской школы рассматривают также пятую функцию денег - мировые деньги. Это слитки бла­городных металлов.

2. Наиболее эффективным меха­низмом обмена является рынок. Рынок - это способ взаимодействия про­изводителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигналов. Важным условием возникновения рынка является сво­бодный обмен ресурсами.

Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъек­тов друг другу, а также увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

3. Исполнение рынком своих функций свидетельствует о том, что рынок обладает значительными преимуществами по сравнению с другими форма­ми организации общественного производства. Преимущества рынка:

1. Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителю товаров и услуг.

2. Рынок может успешно функционировать при наличии весьма ог­раниченной информации.

3. Рынок обладает гибкостью, высокой адаптивностью к изменяю­щимся условиям.

4. Эффективное функционирование рыночного механизма осущест­вляется в условиях экономической свободы: свобо­да предпринимательства, перемещения ресурсов по разным сфе­рам применения, выбора продавцов и покупателей, свободу цено­образования.

5. Главное преимущество ры­ночной системы: ее можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, наиболее эффективную форму организации общественного производства.

4. Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров производственного назначения, рынок сырья, материалов и полуфабрикатов, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, и т.д.

2. По географическому положению — местный, национальный, ми­ровой.

3. По степени монополизации рынка — монополистический, олигопо-листический, монопсонический, свободный, смешанный.

4. По отраслевой принадлежности — автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.

5. По характеру продаж — оптовый, розничный.

В состав рынка входят предприниматели и наемные работники, потребители и вла­дельцы ссудного капитала, ценных бумаг и т.д. С убъекты ры­ночного хозяйства подразделяют на три груп­пы: домашние хозяйства, фирмы и правительство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Теория потребительского выбора | Общая движущая сила коррозионного процесса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.