Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема свободы и ответственности личности






Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:

· борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;

· адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;

· бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

 

Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.

№58

Аксиология (греч. axia — ценность и logos — учение) — философская наука о ценностях, их природе и происхождении, месте и роли в жизни человека и общества.

Аксиология изучает различные исторические системы ценностей их эволюцию, рассматривает взаимосвязь и взаимодействие систем ценностей в том или ином обществе, анализирует ценностные ориентации личности, их содержание, развитие, связь с существующими социальными и культурными ценностями.

Как самостоятельная научная дисциплина аксиология возникла в начале XX в., хотя вопросы, связанные с природой и значением ценностей, обсуждались философами еще в древности. Аксиологические проблемы рассматриваются в таких разделах философии, как этика, эстетика, а также в философии религии.


Раздел IV. Аксиология: теория ценностей

Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекращаются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявлениями зла, такими, как терроризм, разрушения, поджоги, похищения людей, убийства, наркомания, алкоголизм, сексуальный разврат, распад семей, несправедливость, коррупция, угнетение, преступные сговоры и клевета. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности, которые унесли вихри страшных потрясений. Нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

В чем же причина этих потрясений и потерь? Она кроется в разрушении традиционных представлений о ценностях. Иначе говоря, утрачены традиционные представления об истине, добре и красоте, больше всего ослабли позиции добра, морально-этические нормы теряют значение для людей. Чем же вызвано разрушение традиционных представлений о ценностях?

Во-первых, Бог вытесняется из всех областей общественной жизни, включая экономику, политику, образование и искусство. Одновременно рождается пренебрежительное отношение к религиозным ценностям. Поскольку все традиционные системы ценностей основаны на религиях, взгляд на ценности, лишенный религиозной основы, неизбежно деградирует.

Во-вторых, наблюдается повсеместное проникновение материализма, атеизма и коммунистической теории. Теория коммунизма разделяет людей на классы, чтобы затем спровоцировать конфликт между классами путем разжигания всеобщего недоверия и враждебности. При этом коммунистическая теория принижает и стремится уничтожить традиционные представления о ценностях, объявляя их феодальными пережитками, направленными исключительно на сохранение существующих социальных систем.

В-третьих, столкновение религий и философий само по себе ускоряет процесс разрушения ценностей. Существующие ценности восходят к различным религиям и философиям. Следовательно, при наличии расхождений во взглядах, в религиях и философиях люди неизбежно начинают рассматривать эти ценности как чисто относительные понятия.

В-четвертых, в глазах современного человека, который склонен оценивать мир по меркам науки, традиционные религиозные добродетели утратили силу убеждения. Учения традиционных религий, которые либо противоречат науке, либо не имеют к ней отношения, становятся неприемлемыми для современного человека, склонного полностью полагаться на науку.

Наблюдая процесс разрушения традиционных ценностей, мы приходим к выводу о необходимости появления нового представления о ценностях. Этот новый взгляд на ценности, прежде всего, должен обладать способностью охватить все основные доктрины религий и философских теорий. Он также должен обладать способностью преодолеть материализм и атеизм. Более того, он должен не только охватывать науку, но и направлять ее развитие. Это должно быть такое представление о ценностях, которое сосредоточено на абсолютном Боге. Аксиология в философии Объединения предлагает такое представление о ценностях.

Это воззрение на ценности предлагается во имя создания будущего общества, построенного людьми, чья природа изначальна, чьи умственные, эмоциональные и волевые способности сконцентрированы на Сердце. Следовательно, будущее общество - это общество, в котором приложение человеческих умственных, эмоциональных и волевых способностей осуществляется гармонично и сосредоточено на Сердце. Рассматриваемые новые ценности относятся к категориям, соответствующим изначальным умственным, эмоциональным и волевым способностям.

Умственные, эмоциональные и волевые способности стремятся к святыням истины, добра и красоты, и на их основе будет восстановлено общество истины, искусства и этики. При этом для осуществления ценности истины в обществе истинности необходима теория воспитания; для осуществления ценности красоты в обществе прекрасного, или обществе искусства, нужна теория искусства; для осуществления ценности добра в обществе добродетели, или обществе этических норм, важна теория этики. Поскольку аксиология служит теорией, занимающейся в основном святынями истины, добра и красоты, она также является общей основой для этих трех особых теорий.

Таким образом, будущее общество - это общество, в котором будут осуществлены ценности истины, добра и красоты. В нем экономика достигнет высокого уровня развития путем прогресса науки и полностью и раз и навсегда решит экономические проблемы общества. Жизнь людей будет в первую очередь сосредоточена на реализации ценностей. Общество, в котором воплотятся ценности истины, добра и красоты, сосредоточенные на Сердце, станет обществом культуры Сердца, или обществом культуры Объединения.

Глава 1. Основа для ценностей и различные виды ценностей

Прежде чем перейти к изучению нового представления о ценностях, рассмотрим, что такое ценности, а затем перейдем к основе, на которой возникают различные святыни, и, наконец, к различным видам ценностных категорий.

$ 1. Что такое ценность?

В широком смысле слова ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потребности человека, например к вещам. В отличие от материальных, духовные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям, или Истине, Добру и Красоте. Из этих двух видов ценностей аксиология Объединения в первую очередь имеет дело с духовными ценностями.

Понятие ценности относится к свойству объекта, которое удовлетворяет желание субъекта. Другими словами, когда объект обладает определенным свойством, удовлетворяющим желанию или воле субъекта, и признается субъектом в качестве отвечающего его требованиям, это особое свойство объекта можно назвать ценностью. Иначе говоря, ценность есть нечто, принадлежащее объекту. Она становится реальной, только если субъект признает ее в качестве таковой. Например, несмотря на возможное наличие в данный момент цветка, ценность этого цветка не станет реальной, если кто-либо (субъект) не осознает его красоту. Чтобы ценность обозначилась, субъект должен признать свойство объекта и оценить его как имеющее значимость.

$ 2. Дуальность желания, цели и ценности

Прежде чем обсуждать понятие ценности, необходимо проанализировать желание субъекта. Философские интерпретации ценностей (в том числе и материальных) обычно ограничивались рассмотрением объективных феноменов, не включая анализ человеческих желаний. В этом была их слабость, они были подобны дереву без корней или зданию без фундамента. Дерево без корней не может не зачахнуть, а здание без фундамента обязательно рухнет. Поэтому существующие теории обнаруживают свою беспомощность в решении различных социальных проблем. Например, экономические теории, касающиеся материальных ценностей, не в состоянии устранить беспорядок в современной экономике. Кроме того, одна за другой возникают проблемы, неожиданные для экономистов, например проблема влияния взаимоотношений между рабочими и администрацией на результаты производственной деятельности. Почему же так происходит? Причина кроется в отсутствии анализа самого человеческого желания. Каждый экономист знает, что поводом для экономической активности служит человеческое желание. Однако сколько-нибудь серьезных исследований этой темы нет. Поэтому многие теории стали похожи на здание без фундамента. Итак, чтобы правильно понять суть дела, начнем с анализа желания.

Поскольку человек является существом с объединенными аспектами сон-сан и хён-сан, то есть существом с дуальной душой (духовное и физическое), то и человеческое желание также бывает двух видов: аспекта сон-сан и аспекта хён-сан. Желание аспекта сон-сан является желанием души духа: стремлением к Истине, Добру, Красоте и Любви, тогда как желание аспекта хён-сан - это тяга души тела: желание еды, одежды, жилища и секса.

Ради чего рождаются человеческие желания? Они существуют для реализации цели творения. Божья цель творения заключается в обретении радости, основанной на любви к своему объекту. Применительно к человеку цель творения состоит в том, чтобы возвратить Богу красоту и доставить Ему радость. Цель, ради которой был создан человек, может быть выполнена путем осуществления Трех Благословений, а именно: плодиться, наполнять землю и владычествовать над всем творением (Быт. 1: 28). Следовательно, цель человека - выполнение Трех Благословений.

Если бы при сотворении Бог дал людям цель, но не наделил их желанием, то самое большее, что они могли бы сделать, это прийти к выводу о " наличии цели творения", то есть о " существовании Трех Благословений". Но цель творения (Три Благословения) так никогда и не была бы реализована. Поэтому Бог наделил людей импульсивной готовностью осуществить эту цель, побуждением разума делать что-либо или добиваться чего-либо. Желание и является этим побуждением. Таким образом, человек растет, достигая поры зрелости, движимый природным побуждением осуществить цель творения, а именно Три Благословения.

Желания человека включают в себя желания аспекта сон-сан и аспекта хён-сан. По аналогии с желаниями цель также имеет аспект сон-сан и аспект хён-сан. Цель аспекта сон-сан относится к аспекту сон-сан цели творения, а цель аспекта хён-сан связана с аспектом хён-сан цели творения.

Человек является также взаимосвязанным телом, имеющим двойную цель: всеобщую и индивидуальную. Следовательно, и цель аспекта сон-сан, и цель аспекта хён-сан включают в себя всеобщую и индивидуальную цели. Таким образом, цель творения реализуется через осуществление всеобщей и индивидуальной целей. Всеобщая цель состоит в служении семье, обществу, народу, государству, миру и, наконец, Богу - Родителю человечества, то есть она направлена на то, чтобы приносить радость человечеству и Богу. С другой стороны, индивидуальная цель воплощается в жизни ради собственного роста и собственной радости. Всеобщая и индивидуальная цели присущи не только человеку, но и всему сущему.

Человек и различные виды предметов творения осуществляют цель творения по-разному. Неживая природа осуществляет свою цель творения, следуя законам природы; растения следуют закону автономии Принципа[1] (жизни); животные руководствуются своими инстинктами. Люди, однако, должны осуществлять свою цель творения, следуя желанию, данному им Богом, по собственной воле и в меру своей ответственности. Желание есть побуждение души достичь определенной цели. Побуждение к достижению всеобщей цели называется желанием осуществить ценности, а побуждение к достижению индивидуальной цели называется желанием обрести ценность. Таким образом, оба желания аспекта сон-сан и аспекта хён-сан включают в себя желание осуществить ценности и желание обрести ценности.

Что касается ценностей (которые будут подробно рассмотрены ниже), они также состоят из ценностей аспекта сон-сан и аспекта хён-сан и называются " дуальными ценностями". Реализованная ценность и ценность, к которой стремятся, рассматриваются как дуальная ценность во имя общего и во имя личного. Дуальный характер желаний, целей и ценностей и их взаимосвязь показаны на рис. 4-1.

Рис. 4-1. Двойственность желания, цели и ценности.

$ 3. Виды ценностей

Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта. Желания делятся на желания аспекта сон-сан и желания аспекта хён-сан и, как следствие, различают также ценности аспекта сон-сан и ценности аспекта хён-сан (Рис. 4-1). Ценности аспекта сон-сан являются духовными ценностями, которые реализуют желание аспекта сон-сан. Они включают в себя Истину[2], Добро, Красоту и Любовь[3]. (Уточним, что Любовь составляет основу для ценностей Истины, Добра и Красоты.) Истина, Красота и Добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.

С другой стороны, ценности хён-сан, удовлетворяющие желания хён-сан, относятся к ценностям повседневных потребностей, а именно: еде, одежде, крову, то есть материальным (вещным) ценностям[4]. Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений. Таким образом, ценность хён-сан представляет собой необходимое условие для реализации ценности сон-сан.

Любовь служит основой таких ценностей, как Истина, Добро и Красота. Чем сильнее любовь субъекта к объекту, тем глубже любовь объекта к субъекту, а значит, тем истиннее, лучше и красивее представляется объект субъекту. Например, чем больше любовь родителей к своим детям, тем ярче любовь детей к своим родителям, тем красивее дети. А когда дети красивы, родители испытывают к ним еще большую любовь. В этом смысле любовь представляет собой источник и основу ценности. Без любви не может проявиться истинная ценность. Следовательно, чем больше мы ощущаем любовь Бога и чем последовательнее ведем жизнь любви, тем сильнее мы способны воспринимать и осуществлять самые возвышенные ценности.

Таким образом, ценности включают в себя как ценности аспекта сон-сан, так и ценности аспекта хён-сан. Однако аксиология относится к области философии и рассматривает в первую очередь ценности аспекта сон-сан.

№59

Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных).

У живых организмов и существ жизнь — биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.

Для человека жизнь — деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь — это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь — это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.

Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры.

На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.

Смысл жизни

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег

Р. Киплинг. Заповедь

Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека.

Вопрос о смысле жизни есть также вопрос о ее ценности, значимости для самого человека. Имеет ли жизнь смысл, стоит ли жить?

В этом вопросе есть еще такой оттенок: о смысле жизни мы говорим тогда, когда жизнь осмысливается в целом, когда выясняются вопросы «что такое жизнь?», «для чего, зачем живет человек», «для чего, зачем живу я», «что я делаю в этом мире?», когда наша жизнь осмысливается в контексте жизни всех людей, вообще жизни на Земле, вообще бытия мира.

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Некоторые люди, в т. ч. некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. Н.А. Бердяев, например, писал: «Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла” (“Самопознание”, III глава). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье... Искать все время, всю жизнь смысл жизни — это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек так или иначе находит смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, — это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее. Но целеполагание — лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смысла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.

Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима.

Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле неуместен в той мере, в какой она автоматична и растительна, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское “селяви” (“такова жизнь”) как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни позволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поисках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответами и решениями, т. е. в какой-то мере расслабиться, отдаться потоку жизни, плыть по ее течению.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это — любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни — в любви и творчестве. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Цель жизни

Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет

Ф.М. Достоевский

Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.

А.Маслоу

Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели — человек без головы» — гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели — это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни — это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, можно видеть две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может “реализоваться” в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно — человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее — здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Смысл жизни любого человека – в счастье и в том, что делает (и способно сделать) его счастливым человеком. Но счастья этого необходимо добиваться честным трудом. Высшая задача (обязанность) человека – всегда быть порядочным, нравственным человеком, совершать только честные, благородные и справедливые поступки, развиваться духовно (нравственно - к религиям не имеет никакого отношения) и интеллектуально. Постоянно самосовершенствоваться. А также каждый человек должен внести свой посильный вклад в изменение Мира к лучшему. Каждому человеку нужно найти своё призвание – самое любимое и дорогое дело для его сердца, для его души. Заниматься им каждый день, стремиться, совершенствоваться в нём. Постараться сделать это любимое дело своей работой (тогда работа будет радовать Вас и приносить пользу, радость людям, для которых Вы работаете). Для счастья необходимо слушать своё сердце: его истинные потребности, интересы, мечты и направлять всю свою жизнь на их реализацию. Каждый раз ставить перед собой новые желаемые цели и их достигать. Также смысл жизни – найти свою вторую половинку, взаимную любовь, родную душу. Будучи прекрасным человеком, Вы будете достойны любви и уважения такого же замечательного человека, как Вы. И поэтому будете иметь все шансы встретить настоящую взаимную любовь. Для счастья всегда нужно любить себя, верить в себя, уважать себя и высоко ценить. Нужно быть самодостаточным человеком. С оптимизмом ощущать своё настоящее и будущее. Уметь позитивно относиться к жизни, несмотря ни на что, радоваться мелочам. Стремиться к счастью нужно честным и справедливым путём, чтобы не лишать святого права на счастье других людей и самому оставаться прекрасным человеком. Будучи порядочным, честным и трудолюбивым человеком, Вы всегда будете пользоваться уважением и доверием у других таких же достойных людей, что тоже очень хорошо для счастливой жизни. Здоровье, конечно, необходимо для счастья. Для полного счастья ещё много чего нужно…
Существует три подхода:
Пессимистический - восприятие жизни, как бессмысленной череды страданий, зла, болезней с закономерным итогом- смертью.
Скептический - сомнение в осмысленности и значимости жизни человека.
Оптимистический - признание смысле человеческой жизни и возможности его реализации

№60






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.