Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичная адаптация: первые дни






Это самый значимый этап всего комплекса адаптационных мероприятий. Сюда относится всё, что работодателю необходимо сделать в первые два-три дня после выхода на работу нового сотрудника:

• дать почувствовать новичку себя нужным в новой для него компании
• утолить его информационный голод (как о компании, так и о тех законах, по которым она живёт)
• помочь новичку сориентироваться в помещении рабочей зоны
• рассказать, к кому и по каким вопросам при необходимости обращаться за помощью.

Поскольку любой новый сотрудник испытывает достаточно сильный стресс в первый рабочий день, многое из вашего рассказа он может не запомнить. Поэтому дайте ему для самостоятельного ознакомления буклеты или брошюры (ссылку на корпоративный сайт), чтобы ему было к чему вернуться при появлении вопросов.

Корпоративные правила. Расскажите новому сотруднику о нормах и порядках, которые приняты в вашей компании. Сделать это необходимо кратко, чтобы не «перегрузить» новичка обилием информации, но и не оставить его без необходимой ему информации:
• распорядок дня (время обеденного перерыва, как и где принято обедать)
• даты и способы выплаты заработной платы
• виды внутренних коммуникаций (документооборот, корпоративный портал и сайт компании, внутренние телефоны)
• правила корпоративной культуры (как отмечают дни рождения, есть ли традиция совместных выездов на корпоративные мероприятия и др.).

Ориентация на местности. Настало время показать новичку рабочее место: проведите его по рабочей зоне, расскажите, где какой товар располагается. Обязательно покажите, где находится санузел, кухня, кулер с водой, место для курения и т.д.

Знакомство с коллективом. Представьте новичка сотрудникам, чётко называя имя и фамилию, должность, где он будет работать. Познакомьте его с руководителем.

Появление нового сотрудника в организации подразумевает наличие адаптационного периода, то есть процесса включения личности в новый трудовой коллектив. В период испытательного срока у сотрудника складывается устойчивое мнение об организации, он составляет первое впечатление, которое в дальнейшем не так просто будет изменить. В соответствии со ст. 70 ТК РФ срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ст. 68 ТК РФ гласит: при приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Разрабатываемые в трудовом коллективе нормативно-правовые акты представляют собой определенную конкретизацию актов внешнего регулирования применительно к условиям трудовой деятельности данной организации и могут в большей мере отразить особенности регулирования в ней трудовых и социальных отношений. Примером локальных источников трудового права могут служить коллективные договоры и соглашения, а также правила внутреннего трудового распорядка. Основополагающим документом, описывающим основные цели, задачи, функции должности работника, является должностная инструкция. Должностная инструкция содержит перечень процедур и технологических инструкций. В ней описывается порядок и шаги, которые должен исполнять сотрудник для достижения целей и выполнения конкретных функций должности. С целью регулирования процесса профессиональной адаптации в организациях разрабатываются также: положение об адаптации; положение о наставничестве; программы адаптации; программы испытательного срока; курс ориентации.

Таким образом, профессиональная адаптация имеет недостаточно развитую нормативно-правовую базу и нуждается в конкретизации проводимых процедур на местах. Локальные источники трудового права должны содержать конкретные мероприятия по адаптации персонала.

Ни в одном из рассмотренных здесь нормативно-правовых источников термин " профессиональная адаптация" не употребляется напрямую. Используются близкие по смыслу: " профессиональная ориентация", " профессиональная подготовка", " переподготовка", " повышение квалификации". Такая подмена понятий позволяет работодателю двусмысленно трактовать закон, освобождая себя от дополнительных процедур по адаптации персонала.

Зачастую работодатели однозначно трактуют термины " профессиональная адаптация" и " испытательный срок". Это можно объяснить тем, что адаптационный период нового сотрудника совпадает по времени с испытательным сроком и занимает в среднем 1-3 месяца. Этот факт также указывает на необходимость конкретизации понятия " профессиональная адаптация", выделения его в нормативных документах. [4]

Необходимо перенимать положительный опыт (преимущественно западных) компаний, где процесс адаптации четко регламентирован, для каждого нового сотрудника назначается куратор (наставник) и проводится анализ уровня адаптации по истечении испытательного срока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.