Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды.






    Прикладное социологическое исследование - система исследовательских процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

    Особенности прикладных социологических исследований: решения конкретных социальных проблем; использоваться как для изучения проблем, связанных с осуществлением долгосрочных управленческих воздействий, так и для выполнения разовых запросов заказчиков; интегрированы в экономическую и политическую системы общества; социологи-прикладники являются специалистами широкого профиля.

    Виды прикладных социологических исследований: в зависимости от масштабности, сложности и глубины изучения

    1)пилотажное(пробное, разведывательное исследование, цель – проверка качества инструментария для сбора информации, надежности анкет), 2)описательное(ориентировано на получение эмпирической социологической информации), 3)аналитическое(ориентировано не только на описание, но и на выявление причин);

    в зависимости от статического или динамического подхода - 1)монографическое(в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений), 2)точечное(разовое исследование, которое даёт возможность получить сиюминутную картину основных характеристик), 3)повторное(изучает один и тот же объект или его компоненты на протяжении определённого промежутка времени несколько раз);

    в зависимости от целей исследования – 1)сравнительное(широко применяется), 2)маркетинговое(постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов на рынке товаров), 3)оперативное(дают одномоментный снимок общества).

    Структура социологического исследования (этапы):

    1) подготовительный этап (Уточнение темы, Разработка теоретической концепции, Составление программы исследования, Установление выборки, Формирование исследовательских групп, Составление графиков работ, Решение вопросов материально-технического обеспечения);

    2) полевой этап ( Получение информации от её носителей, Работа в аудиториях, домах, Использование различных методов сбора социологической информации);

    3) подготовка к обработке и обработка информации (Проверка и упорядочение полученной информации; Установление точности, полноты и качества заполнения анкет или бланков опроса; Обработка информации с помощью ЭВМ или вручную);

    4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования (Выводы о подтверждении или опровержении гипотез, Выявление социальных связей, тенденций, противоречий, социальных проблем; Оформление результатов исследования; Предоставление итоговых документов).

    Функции: теоретико-методологическую функцию (призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы её решения); методическую функцию (заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов); организационную функцию (состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов).

     

     


    26. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования, её структура.

    Программа социологического исследован ия – это документ, в котором изложены: теоретико-методологические предпосылки исследования, общая концепция исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами исследования, методические и процедурные основы его выполнения, выдвигаемые гипотезы и логически последовательных операции их проверки. Программа конкретного исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую функцию (определение научной проблемы и принципов её решения;); методическую функцию (определение способов сбора данных, описания и интерпретации полученных результатов); организационную функцию (планирование деятельности исследователя на каждом этапе).

    Структура программы: 1) Методологическая часть(теоретическая) - Зачем проводить исследование? Какая существует проблема? Как предположительно можно решить данную проблему? Что именно нужно исследовать? 2) Процедурная часть - Каким способом проводить исследование? Какие методы применить? Как сконструировать выборку? Какие вопросы задавать? Как анализировать и обобщать результаты?

    Методологическая часть программы ПСИ: Вычленение и осмысление возникшей проблемы; Уточнение предмета и объекта; Определение рабочих терминов и понятий, их толкование; Формулировка целей и задач исследования; Формулировка рабочих гипотез;

    Методико-процедурная часть программы ПСИ: План исследования; Способ построения и тип выборки; Применяемые методы; Выбор инструментария (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения); Процедура исследования (последовательность действий); Техника исследования (специальные приемы); Предполагаемые результаты
    27. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

    Социологический опрос – это метод сбора социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определённой совокупности людей (респондентов) с вопросами по изучаемой проблеме. Виды социологических опросов: анкетирование (метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы.), социологическое интервью (это такой способ опроса, в котором исследователь получает интересующую его информацию путём беседы с респондентом в соответствии с поставленной целью.). Этот метод незаменим, когда респонденты выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях как субъективного, так и объективного характера. Однако существует недостаток опроса им является проблема качества и надёжности получаемых данных. Виды опросов: сплошной опрос и выборочный опрос; одноразовые опросы и многоразовые опросы; интервью (индивидуальное, групповое) и анкетирование (очное, заочное).

    Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путём направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых для исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Виды наблюдений: в зависимости от положения относительно объекта- включенным и невключенным; в зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое; по условиям организации – систематические, эпизодические, случайные; по временным характеристикам – одномоментные, панельные. Преимущества наблюдения: непосредственный характер, что позволяет уточнить проблему, более чётко определить объект и предмет; гибкость и многовариантность; дешевизна; малозатратность. Недостатки: можно изучать только качественные, а не количественные характеристики процессов и явлений; невозможность применения для больших совокупностей; вмешательство исследователя в ситуацию.

    Социологический эксперимент - - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых и контролируемых исследователем новых факторов. Виды экспериментов: по содержанию – правовой, психологический, экологический; по характеру экспериментальной ситуации – полевой, лабораторный, контролируемый, естественный; по особенностям применяемых процедур – реальный, мысленный, экс-пост-фактум. Преимущества: позволяет получать новые знания об изучаемых объектах; даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта. Недостатки: проблема чистоты эксперимента, учёта случайных факторов. Кроме того, часто социальный эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают этические проблемы.

    Анализ документов - это совокупность методических приёмов и процедур, которые применяются для извлечения социологической информации из документальных источников. Классифицируются: по происхождению - официальные и неофициальные; по форме изложения — письменные и статистические; по функциональным особенностям — информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские.

    Достоинства: полученная информация носит объективный характер; наиболее экономичен с точки зрения трудозатрат и финансов; можно получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно; официальные материалы для анализа легкодоступны. Недостатки: часть информации, содержащейся в документах, устаревает; качество учетной и отчетной информации не всегда бывает достоверной.
    28. Выборочный метод и его использование.

    Получение субъективной социологической информации связано с определенными проблемами: Невозможность узнать мнение каждого; Потенциальная недостоверность полученной информации; Дороговизна и трудоемкость процесса.Поэтому в социологии применяется выборочный метод.

    Генеральная совокупность – полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме (далее ГС). Выборочный метод в социологии - специальная процедура отбора из генеральной совокупности единиц исследования небольшой ее части (выборки/выборочной совокупности), которая отражает исследуемые параметры всей изучаемой совокупности.

    Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, непосредственно участвующая в исследовании (далее ВС).

    Главные требования к выборке:

    1) Репрезентативность – способность правильно отражать состояние дел в ГС, из которой она извлечена;

    2) Экономичность (эффективность) - возможность получить наиболее точные результаты при минимальных затратах. Методы формирования выборки:

    1)Статистические-Случайный отбор, Квазислучайный отбор;

    2)Нестатистические-

    а) Квотный отбор (опрашивается определённое число лиц с заданными характеристиками),

    б) Метод основного массива (применяется на небольших ГС),

    в) Метод доступной выборки (обследуются те элементы ГС, которые доступны в данный момент),

    г) Метод «снежного кома» (применяется к малочисленным ГС экспертам, коллекционерам, когда каждый называет своих коллег),

    д) Многоступенчатый отбор (применяют на больших ГС со сложной выборкой).

    Случайный отбор:

    1)Простой (из однородной ГС случайным образом отбираются люди для участия в исследовании. Предполагается, что все элементы доступны для исследования и у каждого есть вероятность попасть в выборку)

    2)Стратифицированный (ГС делится на однородные слои (страты), из каждого слоя производится случайный отбор); 3)Кластерный (ГС представлена как совокупность мелких элементов (кластеров), к каждому из которых применяется случайный отбор).

    Квазислучайный отбор:

    1) Систематический (основа выборки упорядочивается по какому-либо критерию, а затем из неё извлекаются элементы с заданным шагом);

    2) Маршрутная выборка (адреса домохозяйств извлекаются из списка, упорядоченного по улицам нас. Пункта);

    3) Рандомизирующая выборка (случайный выбор адреса из списка, случайный отбор респондента в семье)

     







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.