Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие дискотек в мировой истории






Современная дискотека как форма организации

Социально-культурной деятельности

Дискотека как форма досуга занимает важное место в молодежной культуре. Одним из красноречивых свидетельств этого стало повсеместное использование дискотеки как формы работы культурно-досуговых и молодежных культурных центров, центров творческих инициатив и других самодеятельных молодежных формирований новых типов.

Очевидно, что в современных условиях общественной жизни дискотека как форма организации досуга молодежи должна подняться на более высокую качественную ступень развития. Организовать дискотеку полноценным элементом современного образа жизни - актуальная практическая задача.

 

Возникновение и развитие дискотек в мировой истории

Слово дискотека или discothè que произошло от сочетания двух французских слов: disque — пластинка и cartothè que — картотека. Перевести это можно, как «хранилище дисков». А еще так называли ночные заведения, где звучала записанная на пластинки (не " живая", в отличие от обычных клубов) музыка. Потом " диско" стали называть музыкальный стиль с ритмом 100-120 ударов в минуту. Еще один важный элемент диско - блестящая, режущая глаз яркостью цветов одежда, всякие разноцветные лампочки, зеркальные шары, неоновые вспышки, длиннющие отложные воротники, высоченные прически - в общем, подчеркнутая яркость и шик во всем.

Прародителем дискотеки может считаться джук-бокс - граммофон-автомат, заряженный двумя-тремя десятками пластинок, проигрываемых по выбору при опускании в щель мелкой монетки. На рубеже 30-40-х годов подобные автоматы устанавливались по всей Америке (после Второй мировой войны и в западноевропейских странах) в дешевых барах и кафе, посещавшихся преимущественно молодёжью. Они имели свою аудиторию, свой репертуар и даже своих звезд, именно джук-боксы были главным каналом распространения музыки типа ритм-энд-блюз, а позднее - соул.

До Второй Мировой войны, в тридцатых годах XX века, слово discoteque на сленге французских поклонников джаза обозначало собрания любителей джаза. Во время гитлеровской оккупации Франции, это слово, на время, приобрело еще и дух протеста захватчикам, потому как джаз был запрещен фашистами. Если верить книге Альберта Голдмана " Disco", вышедшей в 1978 году, то самой первой дискотекой было заведение расположенное на улице Юшетт в Париже. Это был бар, существовавший еще до Второй Мировой Войны, и носивший название «LaDiscoteque», в котором, при заказе выпивки, клиент мог попросить поставить его любимую джазовую пластинку. Большую известность, уже после войны, в Париже приобрело заведение «Whiskey-A-Go-Go», которое в 1947 году открыл Пол Пасин (PaulPacine), и целевой аудиторией которого являлись богатые и знаменитые люди города. Несколько позднее пальму первенства в звании самой престижной дискотеки города перехватил Жан Касл (JeanCastle), открывший свою дискотеку под названием «ChezCastle». Французские дискотеки того времени (и вплоть до шестидесятых годов) вовсю пестовали элитарность. Именно в этот период были придуманы все главные отличительные черты фешенебельной дискотеки: строгий фейс-контроль, определенного рода антураж и внутренняя отделка клуба.

Первая дискотека в США открылась в 1960 году в Нью-Йорке и называлась «LeClub». Эта дискотека копировала элитарные парижские дискотеки и была нацелена, прежде всего, на местную городскую элиту.

Подарком для дискотек явился и музыкальный жанр " диско", появившийся в середине 70 годов. Главная особенность этого жанра (его разновидностью является " техно") в том, что он существует в виде грамзаписи, ибо предполагает одновременную игру музыкантов на нескольких инструментах, исполнение вокалистами нескольких партий, специфические акустические эффекты, возможные лишь при звукозаписи.

Во второй половине 70-х годов западный мир захлестнула очередная танцевальная эпидемия. Высший шик состоит в том, чтобы танцевать в специально оборудованных дискотеках под записанную музыку с диск-жокеем (DJ) в роли оператора звуковоспроизводящей аппаратуры и распорядителя бала. Диско-альбомы не были продолжительными по времени, но записанные на них песни стали гораздо длиннее - в среднем по 5-6 минут. Имея в запасе широкий ассортимент пластинок, DJ каждый раз делает из них собственный микс, комбинируя номера с учетом состава, вероятных вкусов и даже настроения собравшейся перед ним, а иногда и специально подобранной публики.

Таким образом ещё с 40-х годов ХХ века поклонники музыки стиля «disco» устраивали молодёжные мероприятия именуемые «дискотеками», которые в последствии стали настолько популярны, что сам термин дискотека, перевод с французского языка которого означает «ночной клуб, где музыка играет с виниловых пластинок», вышел далеко за свои первоначальные границы. Сегодня понятие «дискотека» заменили такие слова как «ночной клуб», «nightparty», «вечеринка».

Название «ночной клуб» сейчас наиболее популярен нежели «дискотека».

Ночные клубы – это феномен ХХ века. Современные ночные клубы прошли путь от элитарных американских джазовых заведений 20-х годов ХХ века до массовой индустрии, которая реализует право каждого активного горожанина на качественный отдых и бессонную ночь. Сегодня ночной клуб уже трудно себе представить без ди-джеинга и мощных световых потоков, в мире ночных клубов сложилось собственное понятие о респектабельности.

Существует 3 основных типа ночных клубов:

1. «Попсовые» - доля данного типа составляет 75%. Эти клубы характеризуются отсутствием постоянной аудитории, с «плохой» подборкой музыки (чаще всего лёгкая поп-музыка, диско). 67% посетителей отмечают, что в таких клубах отсутствует клубная атмосфера.

2. «Статусные» - это клубы с дорогостоящим входом, эффектной шоу-программой, чрезвычайно строгим фейс-контролем, однако часто с неопределённой музыкальной стилистической направленностью. Характер посещаемости таких клубов определяется преимущественно материальным цензом, а аудитория в таких клубах относительно устойчива.

3. «Андеграундные» - их доля составляет 15%. К ним относятся клубы с постоянной сложившейся атмосферой и стилистической направленностью музыки. Это клубы среднего и низшего ценового сегмента, однако со строгим контролем посетителей. Посетителями «андеграундных» клубов становятся преимущественно молодые люди, поскольку музыкальные направления в них носят инновационный модный характер.

Сейчас существует много различных видов дискотек и ночных клубов. В больших городах популярны так называемые open-air (в переводе с английского «на открытом воздухе»).

Совсем недавно появилось такое понятие как «тихая дискотека». При входе на такую дискотеку каждому посетителю выдаются наушники, поддерживающие технологию Bluetooth. Музыка транслируется с передатчика всем на наушники, и ее слышать только те кто в наушниках, и больше никому она не мешает.

В 80-е годы ночные клубы открывались практически во всех городах мира, не обошло клубное движение и СССР. Но здесь, как всегда, была своя специфика. Традиционно местом отдыха, танцев и вечеринок в советском обществе были Дворцы культуры и Дворцы молодежи. Первые танцплощадки в Советском союзе были организованы именно на их базе, там же прошли и первые советские дискотеки. Первые советские ночные клубы тяготели к дискотечному формату: в них играла эстрадная музыка, акцент делался на танцпол и живые выступления рок или джазовых групп, публике предлагались коктейльные напитки. Живая музыка была именно тем, к чему стремилась публика, посещавшая советские ночные клубы. Гвоздем программы в этих заведениях обычно служили живые концерты рок-групп. Адаптация дискотечного движения государственными органами имела положительные и отрицательные стороны. Вообще отношения дискотек с властью были сложными. Сложности уже начинались уже со сценария. Написать оригинальный сценарий для диско-программы трудно. Но еще труднее было его залитовать. Для этого требовалось четыре подписи: утвердительная руководителя организации, согласовательная партийных и профсоюзных органов и регистрационная Единого научного методического центра культурно-просветительной работы. И поскольку каждый подписывающий вносил свои поправки (на это уходило много времени), сценарий в конечном итоге нередко получался излишне откорректированным.

 

А дальше сценарий нужно воплощать. И тут возникли свои трудности. Слайды разрешалось снимать далеко не со всех изданий. Музыкальный материал можно было брать лишь только с отечественных пластинок (тогда они были только виниловые), из телевизионных передач и передач первой программы радио. Но самым сложным было уложиться в жесткие рамки процентовки: 50% - отечественной музыки, 30% - музыки социалистических стран и лишь 20% - музыки Запада. Если учесть, что отечественной танцевальной музыки в то время было мало, то уложиться в процентовку было действительно сложно.

В 90 -е гг. первые ди-джеи привнесли в российскую клубную жизнь элементы западной клубной культуры и клубную музыку. С этого момента начинается превращение специфических советских ночных клубов в ночной клуб современного формата. Ночные клубы превратились в место активного отдыха и тусовки. Отдых в ночном клубе – это синтез музыки, танцев, общения, особого стиля каждой вечеринки. Современный клуб – это уже не то место, куда приходят послушать музыку для избранных в кругу знакомых. Клуб открыт для новых связей, сильных эмоций и энергии и мощных впечатлений.

Дискотекакультурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте (зрелищном или увеселительном учреждении) либо на открытом воздухе (танцплощадке), которая может включать различные виды шоу, танцевальные мероприятия, выступления вокально-инструментальных коллективов, имеющее целью привлечение людей для проведения свободного времени. Время и место радости бытия, безумства и шалости, свободы от условностей. Поведение человека на дискотеке диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в учебном заведении, на работе, в семье.

Дискотека не нуждается в слове. Суть феномена дискотеки в том, чтобы выплеснуть эмоцию в движении. Слова и даже просто звуки для этого не нужны.

Даже самая умная голова должна быть выключена на дискотеке. На вопрос, понравилась ли дискотека, вы никогда не услышите: «О да, я узнал много интересного о такой-то группе». Вам ответят: «Было круто. Оторвались по полной».

 

Дискотека как потребность

 

Если молодежь бегает на дискотеки, значит ей это зачем-то нужно. Зачем? Попробуем разобраться при помощи известной «Пирамиды потребностей» американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow).

В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Маслоу классифицировал потребности по пяти уровням:

1 уровень – физиологические потребности (пища, вода, сон, секс и т. д.);

2 уровень – потребность в безопасности (стабильность и порядок);

3 уровень – потребность в любви и принадлежности (семья, дружба и т. д.);

4 уровень – потребность в уважении (самоуважение, признание);

5 уровень – потребность в самоактуализации (развитие всех своих способностей).

 

Согласно Маслоу система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке. В первую очередь человек старается удовлетворить самые важные потребности 1-2, а затем приступает к реализации следующих по значимости – 3-4-5.

 

1 уровень – физиологические, или органические потребности.

 

На этом уровне подростков влечет на дискотеку возможность вволю подвигаться, выплеснуть энергию. Поиск сексуального партнера для них неактуален. Напротив, молодежь постарше и взрослые люди (многие из них) воспринимают дискотеку как «узаконенное» место, где можно «снять» и «сняться».

 

2 уровень – потребность в безопасности.

 

Это единственная потребность из всей пирамиды, которая играет против дискотеки. Дискотека, конечно, не самое безопасное место на Земле. Хочешь абсолютной безопасности – сиди дома. Но молодежь идет на дискотеку! Просто остальные потребности перевешивают.

 

Отсюда вывод для устроителей дискотек. Усильте меры безопасности (охраняемая автостоянка, фейс-контроль при входе, охрана внутри), и вы легко прибавите популярности своему заведению (собственно, большинство клубов и дансингов так и делает).

 

3 уровень – потребность в контактах.

 

Вот главная потребность, которая движет молодых людей на диско! Дискотека – удобное и естественное место встречи подавляющего большинства молодежи. Здесь поддерживаются старые и завязываются новые знакомства.

 

Никаких специальных усилий от диджея при этом не требуется. Дискотека удовлетворяет потребность в контактах самим фактом своего существования. А если еще диско проводится регулярно, музыка не слишком старая, свет приемлемый, условия (буфет, туалет, гардероб) нормальные, то можно не особенно заботиться о креативной составляющей диско-шоу – без публики такой дансинг не останется. Просто потому, что молодежь никогда не перестанет тусоваться.

 

4 уровень – потребность в общественном признании.

 

Иными словами, это потребность найти свою референтную группу, подтвердить свой социальный статус. Также очень сильный стимул для тинейджера быть на дискотеке! Не просто быть, а тусоваться в своей компании. Кстати, эта потребность сильно снижает угрозы и риски (см. уровень 2), поскольку парень или девушка в своей компании защищены (или думают, что защищены).

 

5 уровень – потребность в самореализации.

 

Дискотека – место, где можно реализоваться танцору (танцевальные конкурсы), певцу (караоке), моднику («зацените все мой прикид!»), просто ловкому парню или энергичной девчонке (разного рода игры и забавы). Причем, дискотека дает шанс блеснуть тем из подростков, кто в школе на вторых-третьих ролях. Пусть в классе доминируют «ботаники», зато на дискотеке – я звезда!

 

Таким образом, дискотека отвечает множеству важнейших потребностей молодого человека. Можно сказать, дискотека – сама по себе одна из важнейших потребностей.

Дискотека обладает специфическими характеристиками, выделяющими её из остальных форм организации социально-культурной деятельности:

1. Организация на основе музыкальных интересов и предпочтений

2. Развлекательная направленность

3. Рекреативный характер деятельности

4. Удовлетворение духовных потребностей (в общении, прослушивании музыки и т.д.)

5. Возрастная характеристика

6. Частота и обязательность посещения не регламентируется

7. Организована частным образом

Существуют объективные и субъективные факторы посещения дискотек и ночных клубов.

К объективным можно отнести:

1. Социально-демографические характеристики

2. Средства массовой информации

3. Наличие внутриклубной атмосферы

К субъективным относятся:

1. Насыщенность свободного времени занятиями, помимо посещения ночных клубов

2. Ценностные ориентации

3. Отношение к клубной жизни

4. Личный опыт посещения

Среднестатистический посетитель ночного клуба - это неженатый/незамужний человек (пол не имеет значения) в возрасте от 18 до 30 лет, имеющий самостоятельный заработок или приработок, обеспечивающий ему средний уровень дохода.

Но всех посетителей можно разделить на 3типа мотивации посещения:

К первому типу относится социальная мотивация – это мотивы социальной значимости взаимодействия индивидов во внутриклубном пространстве. Доля этой мотивации составляет 67%.

Ко второму типу – это мотивы противостояния традиционной социальной среде. Доля этой мотивации составляет 20%.

К третьему типу относится статусная мотивация – это мотивы престижа и моды посещения какого-либо вида ночных клубов. Доля этой мотивации составляет 12%.

Одной из важнейших характеристик является внутриклубная атмосфера, которую можно определить как специфическое культурное пространство в ночном клубе, образованное за счёт взаимодействия людей, близких по своему социальному статусу и интересам; приятной музыки; оригинального дизайна.

Ди-джейство как явление клубной жизни получило мощный стимул к развитию в 30-е годы ХХ века, тогда же появилось английское слово discjockey. В те годы discjockey просто следил за работой специальной машины, которая проигрывала виниловые диски. Сегодня DJ ночного клуба – это культовая персона городской ночной жизни и центр притяжения клубной жизни, тот, кто творит клубную музыку и задает темп и ритм вечеринки.

DJ стал незаменимым «дирижером» ночной жизни, а его работа – стандартом качества ночного клуба. Сегодня должность DJ в ночном клубе обладает привлекательностью и респектабельностью, которую первые ди-джеи даже не могли себе вообразить






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.