Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лек 8 Геометрические размеры стоянки






При известном способе расстановки автомобилей размеры стоянки определяются:

числом автомобиле – мест хранения;

габаритными размерами автомобилей (прицепов);

нормируемыми расстояниями между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания;

шириной проезда, необходимого для маневрирования автомобилей при их установке на место хранения и выезда с него.

На геометрические размеры помещения стоянки значительное влияние оказывают колонны, несущие перекрытия. Сетка колонн зависит от длины перекрываемого пролета и конструкции перекрытия. Выбор той или иной сетки колонн определяется объемно – планировочным решением здания стоянки.

Планировочные схемы стоянок, различные по числу секций и их расположению для однотипных автомобилей, приведены на рис. 4.27.

Рис. 4.27. Планировочные схемы стоянок

Нормируемые расстояния от автомобиля до элементов здания в зонах хранения установлены ОНТП (табл. 4.5) в зависимости от категории автомобилей.

Таблица 4.5. Расстояние между автомобилями, а также между автомобилями и элементами зданий на ашомобиле – местах хранения и ожидания ТО и ТР

Генеральный план предприятия

Генплан предприятия – это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения Подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

При проектировании предприятия для конкретных условий данного города или другого населенного пункта разработке генерального плана предшествует выбор земельного участка под строительство, который имеет важное значение – для достижения наибольшей экономичности строительства АТП и удобства его эксплуатации. Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:

оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1: 1 до 1: 3);

относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;

возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;

отсутствие строений, подлежащих сносу;

возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия.

Построение генерального плана во многом определяется объемно – планировочным решением зданий (размерами и конфигурацией здания, числом этажей и пр.), поэтому генплан и объемно – планировочные решения взаимосвязаны и обычно при проектировании прорабатываются одновременно.

Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.

В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объединенной (блокированной) или разобщенной (павильонной). При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании (рис. 5.5, а), а при разобщенной – в отдельно стоящих зданиях (рис. 5.5, б).

Рис. 5.5 Способы застройки земельного участка.

1 – административный корпус, 2 – стоянка, 3 – зона ТО, 4 – зона ТР

 

Блокированная застройка имеет преимущества перед павильонной по экономичности строительства, удобствам построения производственных процессов, осуществлению технологических связей и организации движения.

К преимуществам второго способа застройки относятся уменьшение пожарной опасности и общее упрощение планировочного решения. Применение павильонной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, стадийном развитии предприятия или при его реконструкции, а также в условиях теплого и жаркого климата.

Согласно требованиям ВСН на АТП, подвижной состав которых состоит из автомобилей I, II и III категорий, производственно – складские помещения ТО и ТР следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР.

При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования (СНиП П – 89 – 80).

Существенное значение имеет взаимное расположение производственных и административно – бытовых зданий. Последние, как правило, должны располагаться вблизи от главного входа на территорию АТП, т. е. со стороны основного подхода работающих.

Около административно – бытового здания следует предусматривать площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Площадь стоянок принимают исходя из следующих нормативов: 10 автомобиле – мест на 100 работающих в двух смежных сменах. Удельная площадь на один легковой автомобиль – 25 м2, на мотоцикл – 5, на велосипед – 0, 8 м2.

Административно – бытовые помещения располагают в пристройках к производственным зданиям. Их можно размещать и в отдельно стоящих зданиях для уменьшения вредных воздействий производства. Однако при этом они должны соединяться с производственным корпусом отапливаемым коридором (галереей).

Здания и сооружения следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.

При разработке генеральных планов здания и сооружения с производственными процессами, сопровождающимися выделением в атмосферу дыма и пыли, а также с взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны. Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны.

На территории АТП следует предусматривать две функциональные зоны – эксплуатационную и производственную. Эксплуатационная зона предназначается для организации приема, выпуска и хранения подвижного состава, производства работ ЕО и других сопутствующих им работ. Производственная зона служит для размещения зданий и сооружений для ТО и ТР. Взаимное расположение эксплуатационной и производственной зон должно обеспечивать разделение потоков персонала (водителей и производственных рабочих) при движении от административно – бытовых помещений к рабочим местам и обратно.

При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки. Так, здания прямоугольной конфигурации в плане, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы длинная сторона здания была расположена перпендикулярно направлению уклона на территории площадки.

Движение автомобилей по территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. Независимо от числа автомобилей на АТП допускается встречное и пересекающееся движение подвижного состава при интенсивности не более 5 авт. / ч.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.

Исходя из противопожарных требований ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания до 18 м, с двух сторон – при ширине здания свыше 18 до 100 м и со всех сторон – при ширине здания более 100 м.

Предприятия, где предусматриваются более 10 постов обслуживания или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов) на территорию.

Минимальное расстояние от края проезжей части дороги до ограждения территории предприятия и открытых площадок – 1, 5 м.

При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, сооружение спортивных площадок, озеленение. Площадь озеленения должна составлять не менее 15 % площади предприятия при плотности застройки менее 50 % и не менее 10 % при плотности более 50 %.

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование. В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования.

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия.

Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.

Лек 9 Планировочные решения зданий

Основные требования к производственным зданиям. Объемно – планировочное решение здания подчинено его функциональному назначению и разрабатывается с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания, требований по охране окружающей среды, противопожарных и санитарно – гигиенических требований, а также ряда других, связанных с отоплением, энергоснабжением, вентиляцией и пр.

Важнейшим из этих требований является индустриализация строительства, предусматривающая монтаж здания из сборных унифицированных, в основном железобетонных конструктивных элементов (фундаментные блоки, колонны, балки, фермы и пр.), изготовляемых индустриальным способом. Для индустриализации строительства необходима унификация конструктивных элементов в целях ограничения номенклатуры и числа типоразмеров изготовляемых элементов. Это обеспечивается конструктивной схемой здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которые служат опорами покрытия или междуэтажного перекрытия здания.

Сетка колонн измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях; меньшее расстояние называют шагом колонн, а большее – пролетом. Размеры пролетов и шаг колонн, как правило, должны быть кратны 6 м.

Одноэтажные производственные здания в основном проектируются каркасного типа с сеткой колонн 18 x12 и 24 x12 м. Применение сетки колонн с шагом 12 м позволяет лучше использовать производственные площади и на 4 – 5 % снизить стоимость строительства по сравнению с аналогичными зданиями с шагом колонн 6 м.

Для многоэтажных зданий в настоящее время железобетонные строительные конструкции разработаны для сеток колонн 6 x6, 6 x9, 6 x12 и 9 x12 м. При этом на верхнем этаже допускается укрупненная сетка колонн (18 x6 и 18 x12 м).

Наряду со сборными железобетонными конструкциями при строительстве АТП используются модульные облегченные металлоконструкции. Модулем в данном случае является часть здания (в плане 30 x30, 36 x36 м и др.), поддерживаемая колоннами, которая может повторяться, увеличивая общую площадь здания в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.).

Несущим элементом модуля являются четыре колонны с расстояниями между ними 18 x18 при модуле 30 x30 или 24 x24 при модуле 36 x36 (все в метрах). Высота производственных помещений до низа конструкций перекрытия или покрытия принимается в основном равной 6 и 7, 2 м.

Высота помещений, т. е. расстояние от пола до низа конструкций покрытия (перекрытия) или подвесного оборудования принимается с учетом обеспечения требований технологического процесса, требований унификации строительных параметров зданий и размещения подвесного транспортирующего оборудования (конвейеры, тали и пр.).

При отсутствии подвесных устройств высота производственных помещений исчисляется от верха наиболее высокого автомобиля в рабочем его положении плюс не менее 0, 2 м до выступающих элементов покрытия или перекрытия, но не менее 2, 8 м. Высота производственных помещений, в которые автомобили не въезжают, также должна быть не менее 2, 8 м.

Для помещений постов ТО и ТР, а также мест хранения, в которых происходит движение автомобилей, их маневрирование и установка, необходимо иметь свободное от колонн пространство, что можно обеспечить крупноразмерной сеткой. Для производственных участков технических помещений целесообразна мелкозернистая сетка колонн.

В зонах ТО и ТР, особенно где применяется подвесное оборудование, требуемая высота помещений значительно больше, чем для других производственных помещений и помещений для хранения автомобилей.

Наиболее простой и экономичной конструктивной схемой здания является схема с одинаковыми пролетами и высотой (рис. 5.6, а). Применение такой унифицированной схемы позволяет снизить затраты и сократить сроки строительства. Кроме того, единая высота здания позволяет при необходимости производить перепланировку помещений с меньшими затратами. Однако с технологической точки зрения эта схема имеет и ряд недостатков: большую глубину и высоту производственных участков, отсутствие верхних фонарей дневного света.

Рис. 5.6. Схемы конструкций производственных зданий АТП

 

В некоторой степени отмеченные недостатки устраняются применением схемы (рис. 5.6, б), при которой пролеты имеют переменный размер, а центральный пролет оборудуется зенитным фонарем. Так же, как и по предыдущей схеме, здание имеет одинаковую высоту и является относительно простым по конструкции.

В ряде случаев исходя из технологических соображений используют схему, в которой применяются центральный пролет и боковые разной высоты (рис. 5.6, в). За счет перепада высот здесь возможно и естественное освещение.

Объемно – планировочное решение многоэтажных зданий базируется на двух типах зданий – единой и смешанной этажности (рис. 5.7). Многоэтажная часть здания предназначена в основном для помещений хранения автомобилей, а одноэтажная часть – для производственных помещений. При этом одноэтажная часть может быть пристроена к многоэтажной с одной или нескольких сторон.

Рис. 5.7. Примеры объемно – планировочных решений многоэтажных зданий: а – здание единого объема (этажности); б, в - здания смешанной этажности

 

Административно – бытовые помещения. Такие помещения могут размещаться в отдельном здании или в корпусе, примыкающем к производственным помещениям. В основу планировки отдельно стоящих и пристроенных административно – бытовых помещений положена сетка колонн (6 + 6) х 6, (6 + 3 + 6) х6 и (6 + 6 + 6) х6 м с высотой этажей 3, 0 или 3, 3 м при числе этажей не более четырех.

Отдельно стоящие здания (рис. 5.8, а) ухудшают связи между помещениями предприятия и вызывают необходимость дублирования бытовых и других помещений.

Рис. 5.8. Варианты расположения административно – бытовых помещений

 

При блокированной застройке применяют различные варианты расположения административно – бытовых помещений (рис. 5.8, б – д). Вариант г имеет некоторые преимущества перед отдельно стоящим корпусом за счет обеспечения связи с основным зданием. Вариант б, кроме недостатков, присущих вообще пристройкам, сокращает периметр наружных стен основного здания предприятия. При этом, если корпус примыкает к производственным помещениям, то ограничивается возможность их рациональной планировки с точки зрения обеспечения естественного освещения. При примыкании корпуса к зоне стоянки эти факторы значения не имеют.

Недостаток варианта д заключается в разделении помещений на две части. Следствием этого являются сокращение возможностей перспективного использования помещений в случае изменения потребности в них и неудобство связей между пристройками. К преимуществам этого варианта следует отнести возможность более выразительного архитектурного оформления фасада застройки в целом. Наилучшим и наиболее современным является вариант в.

Противопожарные требования. К основным противопожарным требованиям относится степень огнестойкости здания и сооружений, которая зависит от степени взрывной и пожарной опасности производств, размещаемых на проектируемом предприятии. Все участки АТП по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на пять категорий.

Санитарно – гигиенические требования. При проектировании предприятий должны соблюдаться обусловленные санитарными требованиями следующие минимальные допустимые показатели помещений:

Объем на одного работающего в производственных помещениях, м3 / чел...... 15

Площадь на одного работающего, м2 / чел:

производственные помещения............................. 4, 5

административно – конторские помещения.................... 4, 0

помещения для учебных занятий........................... 1, 75






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.