Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общем это контрольные работы, тесты, и др.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы устного контроля и само­контроля Методы письменного контроля и самоконт­роля Методы лабораторно-практического контро­ля и самоконтроля

Общем это контрольные работы, тесты, и др.

15. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (ра адости, удовольствие, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры. К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают интерес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных явления. Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и предмета готовности, связи обучения с жизнью и практикой Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий.
14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью)
Словесные: - объяснение; - рассказ; - беседа; - лекция; - дискуссия и др. Наглядные: - иллюстрации; - демонстрации, Практические: - упражнение; - опыт; -трудовые действия и др. Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др. Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.) Методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учащихся: - работа с книгой; - выполнение письменных заданий; - выполнение лабораторной работы; художественно-творческой работы в мастерских и др.

 

13.Методы обучения: понятие, функции, классификация. Объяснительно-иллюстративный метод. Курсанты и слушатели получают знания в “готовом” виде.Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В военном вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. 2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам. 3. Метод проблемного изложения.Используя самые различные источники и средства, военный педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему. 4. Частично-поисковый или эвристический метод.Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. 5. Исследовательский метод. 12.Школьный учебник: функции, структура, основные требования к нему требования к школьному учебнику. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. Структура. 4.1 Оглавление 4.2 Предисловие - это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин. 4.3 Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. 4.4 Приложения. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются. 4.5 Указатели (словари - алфавитные, предметные, именные) являются справочными путеводителями по учебнику. 4.6 Литература (библиография) 11. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования. Учебные программы. Учебная программа —созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов. Основные принципы построения учебной программы внимание к современным достижениям науки, техники и культуры соответствие социальным целям воспитания учащихся развитие творческих способностей учащихся преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему; взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями. Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике). 10. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования. Учебные планы.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент — не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 процентов; компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов.
             

 

40.Социализация, функции, факторы, механизмы.— это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Функции: 1.Нормативно-регулятивная, социальные институты регулируют поведение.2.Личностно-преобразовательная, установка мотивационной сферы, идеалов.3.Ценностно-ориентационная, формирующая систему ценностей.4.Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни. Факторы.Мудрик выделяет четыре группы: мегафакторы — космос - влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — этнос, государство; мезофакторы — регион, село, город, поселок; по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — семья и домашний очаг, соседство. Механизмы.Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы2). Социально-педагогические механизмы.К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Запечатление — фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него важных объектов. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения. Подражание. Отождествление. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье и др. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и др. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Межличностный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. 41.Человек как объект, субъект, жертва социализации. Человек как объект.Активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу» (Эмиль Дюркгейм). Человек как субъект.На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением, поэтому он активный, думающий субъект. Человек как жертва.В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека. 42.Педагогическая технология, понятия и др. – это способ реализации обучения, представляющими систему форм, методов и средств обучения. Признаки: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического воздействия (средства преподавателя и мотивация); - организация учебного процесса; - учащийся и преподаватель; - результат деятельности. В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трë хуровнях (Селевко Г.К.): общедидактическийуровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения; предметный– это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета; модульный – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи. Классификации их много, например, a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь " объект", " винтик". б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка. г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки. е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (" неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. 43.Педагогическая задача: понятие, особенности, типы и алгоритм решения. Педагогическая задача -результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Типы. Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали. Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных. Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритмы: 1. Уяснить в деталях пед. ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.).2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация.3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести анализ результатов. Особенности.В то же время педагогическая задача может решаться и не педагогическими способами: окриком, оскорблением, незаслуженным наказанием. В этом случае она нецелесообразна, не способствует переводу учащихся на качественно новый уровень воспитанности и обученности. 44.Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.1. Осознание педагогической задачи.2. Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога, требование к планам: целенаправленность и конкретность образовательных задач; разумная детализированность и краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; преемственность, систематичность и последовательность; 4. Подготовка к разработке плана классного руководителя. Требование.Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Структура плана.а)Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.б)Воспитательные задачи.в)Основные направления и формы деятельности классного руководителя.г)Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.д. Работа с родителями и общественностью. 5. Предварительная работа воспиателей. 6. Коллективное планирование КТД. 7. Планирование в деятельности учителя-предметника: Тематическое планирование учебного материала. Требование.В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны: •дата проведения, номер по тематическому плану, класс; • тема, цели и задачи урока; •структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы; •содержание учебного материала; •методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации; •учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке; •образцы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).
20. Подготовка учителя к уроку. Схема тематического планирования Номера уроков 1-Й урок 2-й урок и последующие I. НАЗВАНИЕ ТЕМЫ 1) Цель (общвя дидактическая) урокв или системы уроков 2) Тип урока (уроков) 3) Общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные) 4) Оборудоввние и основные источники информации 5) Виды контрольных рвбот по системе уроков_ И. АКТУАЛИЗАЦИЯ 1) Опорные знания (понятия и факты) и способы действий 2) Типы самостоятельных работ III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИИ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИИ 1) Новые понятия и способы действия 2) Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ IV. ПРИМЕНЕНИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИИ И НАВЫКОВ) 1) Типы самостоятельных работ 2) Межпредметные связи V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Повторение (объем учебного материала) 2) Типы самостоятельных работ 21.Дополнительные и вспомогательные формы организации обучениия. Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.). К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы.Их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся 22.Средства обучения: понятие, функции, классификация, общая характеристика.Средства обучения (дидактические средства) - объекты, являющиеся источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, решения воспитательных задач - собственно средства обучения (учебные книги, наглядные пособия учебное оборудование (технические средства обучения, лабораторное оборудование, учебные мебель) - специальная мебель (вытяжные шкафы, столы для химических опытов и демонстраций и т.п.) и оргтехника (калькуляторы, диктофоны, специальные компьютерные программы для контроля знаний и др.) простые средства обучения есть словесные (учебники, учебные пособия и др.) и визуальные (реальные предметы, модели, картины), и сложные средства а именно: механические визуальные устройства (диаскопии, кодоскоп, Средства обучения также разделяют на материальные и идеальные (Т Назарова) Материальные средства обучения охватывают следующие подгруппы: Идеальными средствами обучения есть уже имеющиеся знания и умения, которые используют учитель и ученик для усвоения новых В этой группе российский психолог Л Выготский выделил такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные картинки ения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, специальные методики для ускорения запоминания и увеличение объема памяти (мнемотехникаа). 23.Характеристика современного технического средства обучения (на выбор). Интерактивные доски Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками. Но со временем он стал привычен и должен был преобразовываться, как и всякий инструмент. В ХХ столетии появились технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего САМ. Значительно повысилась интенсивность обучения. Современная молодежь осваивает все новые формы общения, используя новейшие технологии. Приходя в аудитории, она - по умолчанию - требует и новых инструментов образования. Это значит, что окно в мир познания должно приобрести новые функции. Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Кроме этого, интерактивная доска имеет определенные преимущества: - запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести; - позволяет наблюдать процесс и анализировать накапливаемый материал; - позволяет выявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностей динамики изменений, точек выбора и влияний, которые для них были значимы; - позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся. 24.Диагностика и контроль результатов обучения в современной школе.Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.   Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.   Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.   Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.   Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется также в отношении вновь прибывших в класс учащихся, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.   Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.   Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела. Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание начального, основного или полного среднего звеньев образования). Его формы - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены.
             

 

25. Сущность воспитания и его место структуре целостного педагогического процесса. Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности (Бабанский). Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание сознательной личности. Педагогический процесс постоянно движется к определенной цели Его внутренней движущей силой и главным противоречием является противоречие между требованиями к воспитанникам и их реальными возможностями по реализации этих требований. Это противоречие является источником развития педагогического процесса. Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе. 26. Закономерности воспитания. Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование и поступательное развитие. 1. Развитие зависит от положения ребенка в обществе. Само положение ребенка зависит от социально-экономических условий (в древнем обществе период детства мал, процесс старения идет быстро, в 20 лет человек уже мог быть старейшиной, а в наше время детство продолжительнее, до 18 и даже до 20 лет). 2. Неравномерность развития обусловлена разной наследственностьюи опытом участия в деятельности. 3. Развитие личности напрямую связано с ее активностью. 1. Процесс воспитания обусловлен социально-экономическими потребностями и возможностями общества. 2. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность и общение. Вне деятельности и общения человек не развивается. 3. В воспитании все внешнее трансформируется через внутреннее. 4. Взаимообусловленность всех компонентов воспитательной деятельности. 27. Принципы воспитания. Принцип воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей. Назовем основные принципы. 1. Связь воспитания с жизнью. 2. Воспитание в разнообразной деятельности. 3. Воспитание личности в коллективе (А.С. Макаренко) 4. Стимулирование активности формируемой личности, детской самодеятельности (самостоятельной деятельности) в сочетании с педагогическим руководством. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (Л.С. Выготский). 6. Гуманное отношение к ребенку. 7. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. 8. Опора на «положительное» в ребенке. 9. Принцип системности, оптимального отбора содержания, методов, форм, приемов воспитания подчиненных педагогическим целям. 28. Воспитание базовой культуры личности. Характеристика одного из направлений воспитания (на выбор). Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П.И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения: ■ S к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности); ■ S к жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.); ■ S к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патриотическое воспитание); •S к труду (научение трудовым навыкам). В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.): формирование научного мировоззрения; гражданское воспитание; трудовое воспитание; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание. 29. Методы воспитания: понятие, классификация, условия оптимального выбора. Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания: 1. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.
30.Методы формирования сознания личности.Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие   31. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие 32. Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие 33. Формы воспитательной работы в современной школе. 34. Коллектив как объект и субъект воспитания. Главными признаками коллектива являются: 1) наличие прочных и действенных деловых отношений; 2) наличие зависимостей между членами коллектива. Функции воспитательного коллектива: 1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни; 2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью; 3)нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся. Важнейшие средства воспитания ученического коллектива: 1) учебная работа; 2) внеклассная работа; 3) трудовая деятельность; 4) общественная деятельность; 5) культурно-массовая деятельность учащихся. Поэтому коллектив это объект изменений. Как субъект он сам регулирует свою жизнедеятельность через общественное мнение.
             

 

 

35. Методика организации жизнедеятельности коллектива. КТД. Стадии организации КТД. 1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела. 2 стадия. Коллективное планирование. стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, 4 стадия. Коллективное проведение дела. 5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? 6 стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план. ланирование воспитательной работы по тематическим периодам Планирование воспитательной работы предполагает цикличность и комплексность. Учебный год может включать 5-6 тематических периодов, каждый из которых имеет свое название – тему. В течение периода планируются и проводятся формы работы на данную тему, не требующие большой подготовки (чтение книг, посещение выставок, конкурс рисунков, беседы и т.п.), а завершается тематический период итоговым КТД. Коллективные творческие дела - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».   36. Воспитательная система школы: понятие, структура, этапы развития и критерии эффективности. Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей. Этапы развития воспитательной системы школы. Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей. Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Третий этап - окончательное оформление системы. Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому " кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны. Теоретическая концепция реализуется в трех подсистемах: воспитательной, дидактической и общения 37. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе. Функции классного руководителя. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Социальная защитакак функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть. Права классного руководителя. • получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; • контролировать успеваемость каждого ученика; • контролировать посещаемость учебных занятий детьми; • координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога); • организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение " малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; • выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; • приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся; • получать помощь от педагогического коллектива школы; • определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации); • отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. 38. Современные зарубежные и отечественные воспитательные системы. В вальдорфской педагогикестержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Воспитательная система " справедливое сообщество".Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников. Воспитательная система общей заботы.Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество. Воспитательная система школы диалога культур.Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. Школа-комплекс- одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы. 39. Базовые теории и современные концепции воспитания Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу); поведенческая(бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер); когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже); биологическая(генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон). Общие закономерности современных концепций воспитания Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях: воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу. Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений: повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
45. Технология осуществления педагогического процесса. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса. В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. 46. Технология педагогического общения Основные принципы общения с ребенком: 1. Безусловное принятие ребенка — исходное положительное отношение к ребенку. 2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. " Уважать - душевно признавать достоинства человека" (В.И.Даль). 3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость. 4. Предоставление права на свободу выбора. 5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности. 6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций. Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения. • Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка). • Уметь: - по внешним признакам определять состояние ребенка; —выслушивать с вниманием и уважением; — не прерывать собеседника; —владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); —управлять голосом (интонация, дикция); — управлять мимикой, жестом; — уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога. 47. Технология разрешения педагогического конфликта А.С.МАКАРЕНКО ПИСАЛ: «КАК БЫ НИ СТРОГО БЫЛ НАКАЗАН ВОСПИТАННИК, НАЛОЖЕННОЕ НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО ВСЕГДА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ ДО КОНЦА, БЕЗ ВСЯКИХ ОСТАТКОВ. УЖЕ ЧЕРЕЗ ЧАС ПОСЛЕ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НУЖНО БЫТЬ С ВОСПИТАННИКОМ В НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ».«…НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО РАЗРЕШИТЬ И УНИЧТОЖИТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И НЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫХ КОНФЛИКТОВ». ТАК КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ БУДЕТ ТРУДНЕЕ - ВЕДЬ КОНФЛИКТЫ СТАНОВЯТСЯ ЗАТЯЖНЫМИ, ДЛИТЕЛЬНЫМИ, ШИРОКИМИ. ПРИГЛАШЕНИЕ «ТРЕТЬЕГО».ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА, КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ, ИНОГДА ПРИГЛАШАЮТ «ТРЕТЬЕГО». ТАКИМ «ТРЕТЬИМ» МОГУТ БЫТЬ И ДИРЕКТОР, И РОДИТЕЛИ УЧЕНИКА, КТО-ТО ИЗ ПЕДАГОГОВ ИЛИ СВЕРСТНИКОВ.ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ «ТРЕТИЙ» БЫЛ ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ КОНФЛИКТУЮЩЕГО УЧЕНИКА ЧЕЛОВЕКОМ. МЕТОД ЭМПАТИИ. ОСНОВАН НА ТЕХНИКЕ ВЧУВСТВОВАНИЯ ВО ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.ЕСЛИ ПЕДАГОГ ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, СКЛОННЫЙ К ИНТУИТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ, ТО ДАННЫЙ МЕТОД БУДЕТ ДЛЯ НЕГО ПОЛЕЗНЫМ.ЭТОТ МЕТОД ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧЬ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЕСЛИ ПЕДАГОГ МОЖЕТ ДОВЕРЯТЬ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ И ВОВРЕМЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ ВОЗНИКОНОВЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ. МЕТОД ПОЗИТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ. 48.Личностно-ориентированные технологии обучения. Личностно-ориентированное обучение– обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Затем весь учебный процесс строится на основе этого положения. Принципы личностно-ориентированного обучения: Принцип самоактуализации.В каждом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических и других способностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Принцип субъектности.Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в педагогическом процессе. Принцип выбора.Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей человека. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился, воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учебного заведения. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству человек выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Принципдоверия и поддержки.  
             

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эхиноккокоз печени. Этиология, патогенез, клиника, лечение. | Практическая работа № 4 Методы микробиологического контроля на пищ. производстве. Разработка мероприятий по профилактике пищевых инфекций и отравлений.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.