Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации.






Кафедра неврологии и нейрохирургии

 

Методическая разработка по теме:
 
 
 
 
 
 
«Неврологические синдромы остеохондроза позвоночника»
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

САМАРА 2005 г.

 

I. Учебные и воспитательные цели:

· Изучить основные клинические проявления остеохондроза позвоночника;

· Рассмотреть принципы и методы лечения остеохондроза позвоночника;

· Сформировать навыки клинической диагностики и профессионального мышления;

· Привить чувство ответственности за своевременную и качественную медицинскую помощь пострадавшим.

 

II. Расчет учебного времени.

Содержание занятия Время, мин
Общий бюджет времени Вступительная часть Учебные вопросы (основная часть) 1. Некоторые анатомические особенности строения позвоночника человека. 2. Этиология и патогенез дегенеративных поражений позвоночника. 3. Классификация и клиника вертеброгенных заболеваний. 4. Принципы и методы лечения остеохондроза с неврологическими симптомами. 5. Самостоятельная курация больных Заключительная часть          

 

III. Место проведения занятий:

клиническая база кафедры – неврологическое отделение ОКБ.

IV. Учебно-методическое обеспечение:

а) наглядные пособия – таблицы, светосхемы, набор текстов и контрольных задач, анатомические макропрепараты;

б) технические средства обучения – диапроектор, полилюкс.

 

V. Методические рекомендации преподавателюпо подготовке к проведению занятия.

Общие методические рекомендации.

Студенты готовятся по заданию к занятию, которое преподаватель накануне накануне выдает им на руки. При подготовке рекомендуется изучить не только обязательную, но и дополнительную литературу, особенно последние издания периодических журналов и сборников.


В ходе подготовки к семинару и в результате изучения темы студенты должны:

Иметь представление:

· О морфологических, биохимических, физиологических изменениях, происходящих в позвоночнике при его дегенеративно-дистрофических изменениях.

 

Знать:

· Анатомические особенности позвоночника;

· Клинику, основы диагностики, принципы лечения пациентов с заболеваниями позвоночника;

· Методику обследования неврологического больного;

· Вопросы реабилитации и военно-врачебной экспертизы.

 

Уметь:

· Провести обследование больных по стандартной схеме;

· Оценить выявленные изменения;

· Дать предварительное заключение;

· Оценить представленные данные лучевых методов исследования.

 

Иметь опыт (навык):

· Обследования неврологического больного;

· Чтения рентгенограмм.

 

Вступительная часть. Заболевания периферической нервной системы с временной утратой трудоспособности занимают одно из первых мест в общей структуре заболеваемости, уступая лишь ОРЗ и травматизму.

Страдают преимущественно лица наиболее работоспособного возраста (30-50 лет), чаще мужчины. Наиболее часто периферическая нервная система поражается в связи с дегенеративными процессами в позвоночнике. Каждый второй житель нашей планеты в течение своей жизни страдает вертеброгенными заболеваниями. Среди всей неврологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности вертеброгенные заболевания составляют 60-70 %, а среди инвалидов по заболеваниям нервной системы – превышают эти уровни.

С клиническими проявлениями вертеброгенных заболеваний приходится сталкиваться в своей повседневной практике не только врачам неврологам, нейрохирургам, ортопедам, но и интернистам, нефрологам, урологам, гинекологам, специалистам ЛОР и врачам других специальностей.

Первое упоминание об этом заболевании относится к XV веку под названием «ишиас». В 1764 году неаполитанский врач Катунью дал описание клинической картины. В 1885 году Анти связал это заболевание с поражением корешка и назвал “радикулитом”. Основной причиной поражения корешка долгое время считали инфекционный процесс (сифилис, ревматизм, туберкулез, вирус), а также интоксикации (сахарный диабет, подагра, алкоголь).

Позже патологию связали с поражением межпозвонковых дисков. В основе заболевания лежит не воспалительный процесс корешков, а дегенеративный процесс в межпозвонковых дисках.

В 1933 году Хильдебранд предложил термин остеохондроз – первичное дегенеративное поражение межпозвонковых дисков. Однако дегенеративному процессу подвергаются не только межпозвонковые диски, но и сам позвонок, т.е. кость, и связочно – суставной аппарат. Поэтому клиницисты нередко термин остеохондроз применяют в широком смысле слова – дегенеративные изменения в позвоночнике – это и деформация тел позвонков, обызествление связок, дегенеративные изменения фиброзного кольца, который обозначается как спондиллез, а также остеохондроз в узком понимании. Разграничение спондиллеза, остеохондроза или грыжи диска возможно только при дополнительных методах исследования. Клиницисты нередко объединяют все три формы термином остеохондроз в широком смысле слова. Терминологически это оправдано тем, что при всех трех формах заинтересованы как кость, так и межпозвонковый диск.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.