Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки индивидуального откровения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Более сложным и тонким вопросом является выяснение признаков истинности индивидуального откровения. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку касается существа духовной жизни, а вхождение в духовный мир всегда сопряжено с огромным риском: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника (Ин. 10, 1)! Любопытство, несерьезность, мечтательность в этой области подобны легкомысленному раскалыванию колбы, содержащей какие-то таинственные, оказывается, смертоносные бактерии. Хорошо известно, например, что активно занимающиеся спиритизмом, как правило, или кончают жизнь самоубийством, или полностью расстраивают свою психику. К тому же приводят человека и все прочие виды оккультизма. Незаконное проникновение в мир духовный страшно. Оно непременно порождает лжеоткровения, которые еще более увлекают и губят духовно и телесно людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни, со Священным Преданием Церкви. Из последних ярких примеров подобных " откровений" можно указать на прорицания, исходящие из т.н. " Богородичного центра" или " белых братьев", фантастический произвол которых в интерпретации христианства достаточно красноречиво свидетельствует о природе и достоинстве этих " откровений". Что является необходимым, по православному учению, условием " различения духов"? Ответ на этот вопрос основательно и точно дан, например, в статье святителя Игнатия " Слово о чувственном и о духовном видении духов". Здесь укажем лишь на самое существенное в данном вопросе. Общим основанием законного вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная (праведная) духовная жизнь, предполагающая знание основ православной веры, принципов духовной жизни. По удостоверению Священного Писания и учению Церкви, главнейшим условием и признаком правильного духовного устроения человека является наличие в его душе чувства покаяния, сокрушения сердца, из которых проистекает важнейшее в духовной жизни — смирение. В Евангелии оно именуется нищетой духовной (Мф. 5, 3), под чем подразумевается сознание собственного бессилия в борьбе со страстями, видение гибельности своего настоящего духовного состояния. Эта духовная нищета и является той единственно (!) прочной основой, на которой лишь возможно получение человеком истинного откровения, указывающего путь вхождения в Царство Самого Бога. Ибо откровения Господь дает человеку не для удовлетворения любопытства праздного ума и пустого сердца, но только в целях его спасения и духовного совершенствования. Святитель Игнатий писал, что " первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением". " Зрение недостатков наших — вот безопасное видение! Зрение падения и искупления нашего— вот нужнейшее видение". " Все святые признавали себя недостойными Бога: этим являли они и свое достоинство, состоящее в смирении". Сам характер откровений также имеет значение в определении их истинности. Если до падения человек был способен к непосредственному видению духов и общению с ними, то в настоящем его состоянии их явления возможны ему лишь по особому усмотрению Божию и во время крайней нужды, с целью исправления и спасения человека. " Только совершеннейшим христианам, — пишет святитель Игнатий, — преимущественно из иноков, сподобившимся прозреть душевными очами, был открыт мир духов: но таких христиан и в самые цветущие времена иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария Великого. Свойство всех видений, посылаемых Богом, — замечает святой Иоанн Лествичник, — заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своей греховности и ничтожества. Напротив, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения". Поэтому все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно и строго предупреждают христианина от впадения в т.н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения и лжеоткровения принимает за действие благодати Божией, за истину. По какой причине человек может впасть в прелесть? Отцы отвечают, что " все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы". Преподобный Исаак Сирии указывает и на другую важную причину. Это искание, ожидание благодатных ощущений, видений и прочего. Указав на слова Спасителя: " Не приидет Царствие Божие с соблюдением" (Лк. 17, 20), т.е. приметным образом, — этот великий наставник монашества говорит: " Чего же ищем с соблюдением, разумею Божий высокие дарования, то не одобряется Церковью Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь". Святитель Игнатий, продолжая мысль преп. Исаака, писал: " Все самообольщенные считали себя достойными Бога; этим явили объявшую их душу гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им; другим явились бесы в своем собственном виде и представлялись побежденными их молитвою, чем вводили их в высокоумие; иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впадали в самообольщение, в совершенное омрачение, и причислились по духу своему к духам отверженным". Преп. Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: " Прелесть, говорят, в двух видах является, или, лучше, находит... — в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину... Первый образ прелести — от мечтаний. Второй образ прелести... начало свое имеет... в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания... Бес непотребства, омрачив ум их сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица". Таким образом скрытая, а иногда и явная гордость, соединенная обычно с воображением себе Бога, святых и сопровождаемая внутренним сладострастием, является существом того состояния, которое приводит человека к лжедуховности, величайшему самообману и окончательной гибели. Очень яркие примеры прельщений можно привести из римо-католической мистики. Одним из представителей первого вид а прелести является Франциск Ассизский (ХШ в.). Духовное самосознание Франциска хорошо открывается уже из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился (чрезвычайно показателен при этом предмет молитвы) " о двух милостях": " Первая— это чтобы я... мог... пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость... — это, чтобы... я мог почувствовать... ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий". (Не чувства своей греховности и несовершенства беспокоили Франциска, а откровенные претензии на равенство со Христом!) Во время этой молитвы Франциск " почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса", Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима. После видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) — следы " страданий Иисусовых". Эти физические следствия постоянного сосредоточения внимания на страданиях и переживаниях Христовых, чрезвычайно возбуждающего нервы и психику, ничего общего не имеют с тем, что называется любовью ко Христу. Господь прямо сказал: " Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14; 21), - то есть Христа любит тот, кто борется с своими страстями, только ради умерщвления которых пришел и пострадал Спаситель. Поэтому подмена борьбы с своим ветхим человеком мечтательными переживаниями является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с психическими расстройствами (ср. " проповеди" Франциска птицам, волку, горлицам, змеям... цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями). Сама цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: " Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь", и более того: пострадать за других и искупить чужие грехи -прямо свидетельствует о невмдении им своих грехов, своего падения, то есть его полной духовной слепоты. Не случайно поэтому он " смиренно" говорил о себе в конце жизни: " Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием". Предсмертными словами его были: " Я исполнил то, что должен был исполнить". Для сравнения приведем тот же предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). " Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: " Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу? " — отвечал: " Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться". Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: " Тебе нет нужды в покаянии, отче", — то Сисой ответил так: " Поистине я незнаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". Это глубокое понимание своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых. Второй вид прелести проиллюстрируем выдержками из " Откровений блаженной Анжелы" — также католической святой (f! 309 г.). Дух Святой говорит ей: " Дочь Моя, сладостная Моя,., очень Я люблю тебя" (с. 95): " Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты" (с. 96). И такое открывает сама Анжела: " Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее" (с. 117). Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: " могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа" (с. 176). Или: " Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть" (с. 101) — и при этом она начинала в ярости бить себя так, что монахини вынуждены были часто уносить ее из костела (с. 83). Резкую, но, по существу, совершенно верную оценку " откровений" Анжелы дает один из крупнейших русских- религиозных мыслителей XX-го века А.Ф. Лосев. Он пишет, в частности: " Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что Святой Дух является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: " Дочь Моя, сладостная Моя, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня", Святая находится в сладкой истоме, не может.найти себе места от любовных томлений. А возлюбленный все является и является и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем... Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти постоянные кощунственные заявления: " Душа моя была принята в несотворенный свет и вознесена", — эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.? В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: " Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела". Не менее показательны и " откровения" другой великой католической святой. " Учитель Церкви" Тереза Авильская (XVI в.) восклицает перед смертью: " О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу! ". Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он — закономерное следствие всего " духовного" подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте. После многочисленных своих явлений " Христос" говорит Терезе: " С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг". " Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя! " — молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками, закатывает глаза, дышит все чаще и по всему телу ее пробегает содрогание. Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина, — пишет Мережковский, — увидела ее в ту минуту, то поняла бы, что все это значит, и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины; а если бы и в колдовстве была эта женщина опытна, то подумала бы, что с Терезой вместо мужчины тот нечистый дух, который колдуны и ведьмы называют " инкубом". " Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, — вспоминает Тереза, — что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания". Не случайно известный американский психолог Вильям Джемс, оценивая ее мистический опыт, писал, что " ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством". Еще одной иллюстрацией глубокой прелестности и, по-видимому, окончательной необратимости происшедшей деградации духовной жизни в Католической церкви является 23-летняя Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса) - последняя по времени из ее высших святых, которая в 1997 году, в связи с столетием со дня кончины, " непогрешимым" решением папы Иоанна Павла II объявлена Учителем (!) Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии Терезы " Повесть об одной душе", красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии. " Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: " Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников". (Не себя пришла она спасать в монастырь, но других!) Произнося слова о своем недостоинстве, она тут же пишет: " Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог... открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!!! " (Подлинным украшением святых является неподдельное смирение, поэтому ни один из них никогда не имел " дерзновенного упования" стать " великим святым". Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту его жизни называли " земным богом", лишь молился: " Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою"). Позднее Тереза напишет еще более откровенно: " В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью... тогда я буду всем... и через это моя мечта осуществится!!! " Учение Терезы о любви " замечательно": " Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: " Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки." Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах". Приведенное описание Учительницей Церкви (!) своих " отношений" со Христом -еще одно свидетельство полной утраты в Католической церкви понятия о любви Божией и ее окончательной подмены сентиментальным романом, неприкрытым сладострастием. На методическом развитии воображения основывается мистический опыт одного из столпов католической мистики, родоначальника ордена иезуитов Игнатия Лойолы (XVI в.). Его книга " Духовные упражнения", при которой, по его словам, " даже Евангелие становится излишним", пользуется очень большим авторитетом в католичестве. Она представляет собой еще одну яркую иллюстрацию глубокой поврежденное™ понимания духовной жизни в римо-католицизме. Воображение распятого Христа, попытка проникнуть в мир Его чувств и страданий, мысленные беседы с Распятым и т.д. — все это принципиально противоречит основам духовного подвига, как он дан в опыте жизни святых Вселенской Церкви, и приводит к полному духовному и душевному расстройству подвижника, а отсюда — и к каким угодно " откровениям". Вот несколько кратких выдержек из " Духовных упражнений". Созерцание " Первого дня воплощения Бога Слова" состоит из нескольких прелюдий. Первая прелюдия заключается в том, " чтобы представить (курсив здесь и далее наш - А.О.) себе, как будто это было перед глазами, весь исторический ход мистерии воплощения, — а именно — как Три Божественные Лица Святой Троицы взирают на эту землю,., как Троица Святая, тронутая страданием, решает ниспослать Слово,., как... архангел Гавриил явился посланником к блаженной Деве Марии". Вторая прелюдия состоит " в живом воображении местности..., где живет Святая Дева". Третья прелюдия — " это мольба о познании мною... тайны воплощения Слова...". Еще один пример созерцания - беседа со Христом. " Эта беседа, — наставляет Лойола, — совершается тогда, когда человек вообразит перед собой Иисуса Христа, распятого на кресте..." " Устремивши таким образом взор на Иисуса распятого, я скажу Ему все, что подскажут мне мой ум и мое сердце... Настоящую беседу можно сравнить с беседою двух друзей...". Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви " Добротолюбие" решительно запрещает такого рода " духовные упражнения". Вот несколько высказываний оттуда. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: " Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам". Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве " воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых", прямо говорит, что " это есть знак прелести". " На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное". Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: " Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,., но паче похваляет его, как мудрого". Как правило, состояние прелести характеризуется фанатизмом, дышащим разгорячением и превозношением. По твердому уверению свв. Игнатия Брянчанинова и Феофана Говорова, а также оптинских старцев, из состояния прелести написана известная книга " О подражании Христу" Фомы Кемпийского (XV в.) и масса другой католической и протестантско-сектантской назидательной и аскетической литературы. Таким образом, для того чтобы судить об истинности или ложности индивидуальных откровений, необходимо знать духовное состояние данного христианина, правильность его следования аскетическому учению Православной Церкви, что обычно достаточно ясно выявляется из его сочинений, писем и т.д., необходимо учитывать и сам характер бываемых видений и откровений. Общее же и твердое правило Церкви — всячески избегать, устраняться и не принимать никаких видений ввиду присущей всем нам духовной слепоты и скрытой гордости. . Оценка естественного богопознания В оценке естественного богопознания Священное Предание Церкви является единственным достоверным критерием, поскольку оно есть не что иное, как опытно познанное и во всей глубине и точности раскрытое святыми Православной Церкви Благовестие Христово. Оно дает возможность суждения об истинности или ложности, добре или зле различных идей и концепций, возникающих на пути богоискания. Ибо естественное богопознание даже в своих высших точках достигало не более как познания лишь самых общих свойств Бога, лежащих, так сказать, на поверхности, и потому не могло дать человеку ни полноценного понимания Бога, ни познания истинного пути единения с Ним. Все т.н. естественные религии и вся история философии достаточно убедительно свидетельствуют об этом. К какому высшему пониманию Бога пришла естественная мысль? — Единого, Личного, Миро-образователя, Всемогущего, Справедливого Судьи. Отсюда и главный принцип естественной морали— справедливость (т.н. " золотое правило": не делай другому того, чего не желаешь себе). Естественное богопознание не могло в принципе (!) (поскольку это не только не следовало из каких-либо естественных посылок, но противоречило самой логике " здравого смысла") достичь понимания Бога как Триипостасного, как Любовь, — вторая Ипостась Которого реально, неслитно, неизменно, нераздельно и навечно восприняла в Себя человеческую природу; смирилась в ней ради спасения человека до Креста; исцелила в Себе Самой и воскресила человеческую природу (Христос Воскресе!), став " Первенцем из мертвых" и положив начало всеобщему Воскресению, заповедав эту жертвенную любовь (даже к врагам) в качестве непреложного и единственно истинного закона человеческой жизни. Все эти христианские догматы выходят за границы тех естественных представлений и философских выводов, к которым пришла человеческая мысль о Боге до Христа. Тем самым эти догматы свидетельствуют о их неестественном, богооткровением характере, подчеркивая в то же время глубокую недостаточность человеческого разума и необходимость самооткровения Бога. К сожалению, в большинстве случаев эта истина о ненормальности и несовершенстве разума не принимается, и потому ищут истину не как Бога, дарующего спасение от абсурда греха и духовной смерти, но как некую интеллектуальную, логически оправданную абстракцию, которую можно положить в запасники памяти, не меняя своего внутреннего человека. Это особенно ярко проявляется у тех религиозных искателей, философов и мыслителей, которые, даже найдя, по их уверению, Истину во Христе, уходят тем не менее в дебри философии (называемой нередко и богословием). Внутренняя причина такого уклонения состоит в том, что Божественная Истина требует отречения от своего " ветхого человека", истина же абстрактная предоставляет ему полную " свободу" " открытия" тайн духовного мира, оставляя все страсти (особенно тщеславие и гордость) в покое. Подобное увлечение " философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 11, 8) — особенно распространенная болезнь достаточно образованной, но духовно обессиленной части духовенства, богословов, интеллигенции. Очень немногие из богоискателей серьезно интересуются опытом истинных философов, величайших любителей Мудрости— святых отцов, и становятся на путь их жизни. Большинство идет пространным, легким путем (Мф. 7, 13) религиозно-философских игр, проигрывая таким образом свою жизнь, прельщаясь и прельщая других. Неоценимую помощь в оценке многоразличных идей, рождающихся на пути естественного богоискания, могут оказать творения православных отцов Церкви, существо учения и опыт которых особенно доступно, глубоко и точно изложил для современного человека в своих творениях и письмах святитель Игнатий Брянчанинов.
|