Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт изучения общественного мнения в различных странах.






Обеспечение высокого качества и оперативности социологических исследований требует анализа методики и техники изучения общественного мнения в других странах, особенно в США, где в этом отношении накоплен большой опыт.

Массовые опросы в США появились еще в XIX веке. Вначале они носили характер так называемых «соломенных опросов» - неофициальных подсчетов голосов избирателей, которым занимались в период избирательных кампаний газеты и журналы. Всемирную известность получила деятельность по изучению общественного мнения ж. «Литерари дайджест», который рассылал миллионы бюллетеней своим подписчикам, затем владельцам телефонов и автомобилей. В 1924, 1928, 1932 годах он правильно предсказал результаты выборов. Однако в 1936 году была допущена серьезная ошибка. Журнал предсказывал победу Лэндону со счетом 57, 1% голосов и поражение Рузвельту со счетом 42, 9%. В Действительности, Рузвельт одержал победу, получив 62, 5% голосов. Ошибка была очень большой - 19, 6%, и журнал вынужден был отказаться от опросов.

Ошибка была связана с тем, что владельцами автомобилей и телефонов в то время были только лица со средним и высшим уровнем доходов. Между тем Рузвельта поддерживали и менее состоятельные слои. Кроме того, не были учтены особенности почтовых опросов, при которых ответы присылают только наиболее активные - респонденты. Основной недостаток «соломенных опросов» - отсутствие научно обоснованной выборки, большой удельных вес случайных обстоятельств. В американских работах по общественному мнению фигурирует пример так называемого «национального кукурузного опроса», олицетворяющего господство случайностей. Бизнесмен из штата Тенесси, занимавшийся производством кукурузных зерен, проводил опросы во время президентских выборов и правильно предсказывал победителей. Метод его был прост: на всех пакетах с кукурузой, которые продавались в общественных местах, были написаны имена кандидатов в президенты. Покупатели интуитивно выбирали пакеты с изображением предпочитаемого кандидата.

В 30-х годах происходит переход к профессионализму в изучении общественного мнения. Вводится в практику научно обоснованная выборка, более тщательно разрабатываются анкеты, создаются профессиональные подразделения, занятые опросами. Новый этап в развитие анализа общественного мнения связан с именем Д. Гэлапп.

В 1933 году он был директором исследовательского отдела рекламного агентства в Нью-Йорке, исследовал читаемость газет и журналов, изучал мнение избирателей, применяя различные методики. В 1935 году он создает при Принстонском университете Американский институт общественного мнения. Кстати, в 1936 году именно он проанализировав выборку, предсказал ошибку «Литерари дайджест», и обосновал вывод о победе Рузвельта.

Институт Гэллапа проводит дважды в неделю общенациональные и региональные опросы и публикует их результаты в 150 газетах. Ежемесячно издается журнал «Индекс общественного мнения», где публикуются результаты с комментариями, диаграммами, схемами.

Кроме общенациональных опросов проводит опрос отдельных групп населения, в том числе студентов, молодежи, конфиденциальные опросы для коммерческих и промышленных сфер. Имеет 30 филиалов в 50 странах.

В результате многолетнего экспериментирования Д. Гэллап остановился на выборке 1500 человек, хотя в отдельных случаях опрашивается 5000 и более. Так, изучая мнения по поводу сухого закона, он опросил 12 тыс. человек и доказал, что после 400 число противников закона оставалось больше 60%. Опросы проводятся путем интервью, которое длится от часа до полутора часов. В 40-е - 50-е годы создаются социологические центры по изучению общественного мнения в других университетах, в частности, при Чикагском, Колумбийском, Денверском, Мичиганском и др. университетах. Во время войны очень активно использовались опросы по заданиям военных ведомств, Рузвельта. Известны работы в этом плане Роупера, Кроссли, Кэнтрила. В 1947 году создается Американская ассоциация исследователей общественного мнения. Определенным рубежом в развитии исследований стал 1948 год, когда практически всеми центрами была допущена ошибка, предсказывалась победа Дьюи, а победил Трумэн. Американский совет по исследованиям в области социальных наук провел в течение года специальное изучение соответствующих методик и пришел к выводу, что следует более тщательно их готовить, совершенствовать технику интервью и выборку. Замечания сводились к тому, что часто вопросы задаются некомпетентным лицам, не делается различие между теми, кто занимает четкую позицию и затрудняющимися ответить, вопросы формулируются без учета специфики аудитории, нет вопросов, позволяющих выяснить причину мнений, устойчивость, интенсивность. В связи с этим Гэллапом был разработан пятимерный план, направленный на совершенствование опросов. План предусматривал обязательные 5 аспектов, моментов мнения: 1) знания о предмете, 2) выяснение общих взглядов, мировоззрения, 3) причин, 4) специфических взглядов по аспектам проблемы, 5) интенсивность мнения. В соответствии с этим было сформулировано требование о необходимости в анкете вопросов фильтрующих, вопросов на компетентность, открытых или свободных, позволяющих уяснить общую позицию, причинных вопросов, специфических и выявляющих интенсивность. Фактически все эти требования приняты современными социологами.

Новый рубеж развития анализа общественного мнения - 60-е годы. Создается в 1963 г. институт С. Харриса, опирающийся на 250 газет, имеющий филиалы в различных странах, в том числе, во Франции, Японии, Латинской Америке. С. Харрис опрашивает обычно 1600 человек, имеет несколько вариантов общенациональной выборки, предусматривающей районирование по регионам, затем по видам поселенческих образований, по участкам внутри этих образований.

Опрашиваются жители 16 домов в каждом участке. Как правило, в выборке пропорционально представлены люди разного возраста, образования, групп дохода, вероисповедания, мужчины и женщины, белые и черные.

В 1967 году создается Национальный Совет по опубликованию данных опросов, требующий, чтобы при публикации обязательно указывались: число опрошенных, выборка, методика опроса, кто заказчик и т.п. Создается на базе библиотеки в штате Массачусетс Роуперовский научно-исследовательский центр, в котором имеется банк социологических программ и банк данных социологических исследований, проведенных в США.

Открытые общенациональные опросы, проводимые специальными институтами, университетскими центрами, отличаются высоким профессионализмом, имеют солидное научное обеспечение. Однако общенациональные центры составляют лишь 5% всех организаций, проводящих опросы. Большинство фирм заняты выполнением заказов частных клиентов по вопросам рынка, коммерческой деятельности и т. п. По уровню эти исследования зачастую подвергаются в американской литературе справедливой критике.

К закрытым опросам часто обращаются политические деятели, в том числе президенты. В 1960 году, Например, Дж. Кеннеди обратился к С. Харрису с просьбой проанализировать слабые места его избирательной кампании. Харрис установил, что религиозная принадлежность Дж. Кеннеди дает повод для политических спекуляций. По совету Харриса Кеннеди вынес этот вопрос на широкое обсуждение и тем самым нейтрализовал потенциальных противников.

Р. Рейган обращался к услугам Уирллинга из Калифорнии, просил определить реакцию избирателей на политические ориентации республиканцев. Был проведен общенациональный опрос и серия региональных опросов. По совету социологов Рейган сосредоточился на внешнеполитической программе. Очень активно использовали анализ общественного мнения Ф. Рузвельт, Р. Никсон и др. Знаменательно, что результаты общенационального опроса 1965 года об отношении к войне во Вьетнаме (когда более 50% отметили, что война была ошибкой) заставили президента Л. Джонсона подать в отставку.

В свое время английский социолог Бенджамин Кидд заявил, что наука формирования и измерения общественного мнения становится основной наукой цивилизации, овладению которой все правительства и все заинтересованные влиятельные группировки посвятят в будущем свои усилия. На примере США мы видим, как развивалась эта наука, как решались методологические, методические, организационные вопросы изучения общественного мнения, как функционирует общественное мнение как социальный институт.

Контрольные вопросы

Что такое общественное мнение, каково его место в духовной структуре общества?

Чем отличается общественное мнение от оценочного суждения, знания, убеждения, настроения?

Субъекты общественного мнения.

Функции общественного мнения.

Социальная зрелость общественного мнения. Критерии и показатели.

Социальная напряженность общественного мнения.

Каналы изучения общественного мнения.

Опыт изучения общественного мнения в США.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.