Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука, научная деятельность как объект социологического анализа






Что же изучает социолог в науке?

Социологию интересует социальное в науке, что полнее раскрывается при деятельностном и институциональном аспектах анализа. Социолог изучает прежде всего научную деятельность как специфическую деятельность, направленную на познание сущности объективных законов развития реального мира.

Знания используются в любом виде деятельности, но только в научной получение знания является основной целью и основным результатом. Научная деятельность отличается от других видов по методам и средствам познания. Отличие проходит по инновационному характеру деятельности, научная деятельность направлена на поиски нового. Наконец, по своей природе научная деятельность является всеобщим трудом, т.е. обусловливается частично кооперацией современников, частично использованием труда предшественников

[16, с. 85], иными словами, ей присущи коллективный характер и преемственность.

Каковы же границы научной деятельности?

Научная деятельность имеет широкий диапазон. Это не только получение знания, но и использование, применение, передача знаний, т.е. к научной деятельности относится не только фундаментальное и прикладное исследование, но и проектирование, экспериментирование, технология, чтение научных лекций и т.д.

По мере того, как наука проникает в различные сферы, она становится распространенной. Усиливается влияние науки на социальные процессы. И вместе с тем влияние социальных процессов на науку.

Поскольку научная деятельность направлена на поиски нового, важнейшим фактором ее развития является соревнование, а внешним выражением соревновательности выступает стремление к признанию, борьба за приоритет и т.п.

Вместе с тем, для институцинализированной научной деятельности характерно и внутреннее сопротивление инновациям. Достаточно вспомнить об отношении представителей естественных наук к теории Ч. Дарвина. Джон Бернал описывает, как бурно происходило обсуждение его идей [2]. Можно вспомнить об отношении в нашей стране естествоиспытателей и философов к генетике и кибернетике, обществоведов - к социологии.

Процесс институционализации не завершается с утверждением науки в качестве социального института, он. приобретает новые черты. В частности, в современную эпоху усиливается потребность в социальном контроле за социальными последствиями внедрения научных достижений, за социальными технологиями. Более сложными становятся социальные механизмы включения в творчество и др.

Важнейшей задачей исследователя является измерение статуса науки в обществе. Превращение науки в целостное зрелое институциональное образование повышает статус науки в целом и отдельных ее элементов, статус в системе власти, в экономике, в различных регионах, различных слоях населения.

Статус как обобщенная характеристика отношения к науке включает: 1) доверие к результатам науки; 2) оценку деятельности; 3) престижность занятия научной деятельностью по сравнению с другими видами; 4) долю национального продукта, идущего на науку, очередность финансирования и т.д. (18, с. 94-95].

Социологические исследования середины и конца 80-х годов показывают, что в ценностной системе нашего общества наука как абстрактное понятие занимает высокое место. Вместе с тем престиж резко снижается при переходе к конкретным ее характеристикам, проявлениям. В частности, отношение к занятию научной деятельностью, ее финансированию и т.д. Видимо, можно сделать вывод о том, что как реально функционирующая система наука еще не обладает высоким статусом и высоким престижем. Об этом свидетельствует, в частности, то, что по оплате и стимулированию научный труд занимает 12 место среди 22 основных видов трудовой деятельности.

В развитых странах регулярно измеряется престиж научной деятельности у молодежи. В середине и конце 80-х годов профессиональная ориентация на научную деятельность в ранговой шкале из 20 профессий занимала 4 место. Вместе с тем, реальные социальные установки на подготовку к научно-исследовательской деятельности были характерны для немногих.

Для современной эпохи характерны интеграционные процессы взаимодействия общества и науки. Наука проникает в различные сферы общества. Вместе с тем она все в большей степени зависит от общества.

Усиление взаимодействия науки и общества приводит к повышению научного потенциала общества, т.е. его способности иметь и воспроизводить науку определенного уровня. Социолог анализирует эффективность науки, т.е. то, как реализуется научный потенциал. Критерием эффективности являются результаты (новые знания, практические рекомендации, технологии) в сопоставлении с состоянием научного потенциала и теми задачами по его реализации, которые были поставлены.

Повышение эффективности научно-исследовательской деятельности в современных условиях связывается с переходом науки от экстенсивного на преимущественно интенсивный путь развития. В плане количественных изменений, как. свидетельствуют науковеды, достигнуты определенные успехи. За последние 40 лет в 2-3 раза увеличилось количество новых научно-технических результатов, в 8-10 раз вырос объем публикаций, в 18 раз количество людей, занятых в сфере науки, в 30 и даже в 100 раз вырос объем ассигнований [7, с. 10]. Видимо, повышение эффективности должно идти прежде всего за счет качественных показателей: более совершенной организации труда, повышения его культуры, уровня квалификации кадров, качественного улучшения материального обеспечения.

Повышение эффективности науки связано с совершенствованием системы отбора и подготовки научных кадров, с выбором приоритетных направлений исследований, с повышением уровня материально-технического и информационного обеспечения, с совершенствованием организации.

Развитые институциональные формы скорее свидетельствуют об обратном воздействии общества на науку и достаточно зависимом положении последней. Государственные вложения в науку, заказы означают не только повышение престижа, но и рост зависимости. В этих условиях особую остроту приобретает вопрос о взаимодействии науки и идеологии. Они принципиально отличаются друг от друга по своему назначению, содержанию, методам. Наука нацелена на анализ сущности явлений, процессов, на поиск истины. Идеология призвана улавливать, выражать, формулировать и защищать интересы социальных общностей, формулировать программы их действия. На ранних этапах своего развития наука и идеология объединялись в рамках философии, которая существовала в качестве нерасчлененной формы общественного сознания. Затем постепенно от философии отпочковалась специальная научная мысль, направленная на изучение природы, а, начиная с эпохи Возрождения, обосабливается изучение социального, связи науки и идеологии становятся более сложными, многогранными. Важно иметь в виду, что идеология - это не только система взглядов, но и система учреждений, организаций. Она влияет на социальную организацию науки, масштабы и формы ее использования, определяет отношение к науке. Развитие идеологии воздействует непосредственно в рамках духовного производства через концептуально-теоретические системы, опосредованно - через массовое сознание, социальную практику, общение и т.д. Социолог должен помнить об этом и стремиться нейтрализовать в той мере, в какой это возможно, идеологическое давление, обеспечивая последовательно научную независимую позицию.

В целом в нашей стране система научно-исследовательской деятельности еще не удовлетворяет потребностей общества. Научную инновационную деятельность на современном этапе прежде всего тормозят противоречия между инновационной сущностью науки и отставанием ее организационных форм, консерватизмом управленческих структур, между высоким научным потенциалом и низким уровнем его использования в экономике, политике, образовании, между профессиональной подготовкой кадров в науке и уровнем их общей культуры.

Чтобы преодолеть отставание науки от потребностей развития общества, необходимо укрепить материальную базу науки, обеспечить опережающее развитие фундаментальных исследований, поднять на мировой уровень качество исследований, обеспечить развитие приоритетных отраслей, избавить науку от бюрократических форм управления, обеспечить сотрудничество различных наук, освободить при этом общественные науки от служебной роли по отношению к политической системе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.