Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль регионов в процессе управления социально-экономическим развитием.






Повышение роли регионов и их органов власти в развитии государства имеет не локальное значение, а является мировой тенденцией. Она (тенденция) обусловлена рядом обстоятельств:

1. все более решающая роль закрепляется за социальными аспектами жизни, за человеческим фактором;

2. существенно возрастает территориальная взаимосвязь;

3. повышается мобильность трудовых ресурсов;

4. усложняется производственная структура и инфраструктура региона;

5. углубляется территориальное разделение труда, все большее значение приобретает его международный аспект.

Развитие этой тенденции приводит к необходимости, во-первых, соответствующего перераспределения функций по управлению между государством и регионами, и во-вторых, оптимального сочетания государственного территориального управления и местного самоуправления. Это характерно и для Казахстана, поскольку создание государственности в республике невозможно без наличия экономически развитых регионов, без разветвленной социальной инфраструктуры.

Закономерной является проблема четкого определения региональной политики суверенного государства. Главным кредо этой политики является раскрепощение производителя и потребителя, предоставление им свободы для экономической и творческой деятельности. Производитель товара должен нести, в конечном счете, экономическую ответственность только перед потребителем, а не перед ведомством.

Управление экономикой региона и весь хозяйственный механизм должны представлять собой организованно-экономическую систему ведения хозяйства, на территории которого расположены объекты различного уровня управления.

Непременными условиями для саморазвития регионов и хозяйствующих единиц должны стать самоуправление, свобода выбора партнеров, рынок средств производства, валютные средства и другие элементы демонополизированного хозяйствования. Региональное управление предполагает максимальный учет всех видов особенностей областей и республики в целом. Стандартизация управления подбора произволу, разрушающему исторические ценности национального производства.
Игнорирование принципа регионализма и особенностей национального хозяйствования в бывшем СССР, попытка изыскать и принимать унифицированные управленческие решения в центре приносили огромный ущерб, вырывали естественные корни развития и участия в международном разделении труда.

В любом государстве (федеральном и унитарном) существует два вида территориальных структур, которые по иерархии находятся ниже национального уровня:

1. Так называемые промежуточные территориальные структуры и соответствующие им органы власти и управления;

2. Низовые (основные) административно-территориальные единицы и собственно местные органы власти и управления. В принятой терминологии органы управления обоих уровней относятся к местным органам самоуправления (управления).

Основным критерием определения промежуточного органа управления в любом государстве является возможность его самостоятельного существования:

1. автономный бюджет;

2. административный контроль над территориальными подразделениями.

Такими промежуточными органами выступают органы управления регионов, областей, которые осуществляют свои функции независимо от центрального правительства на подведомственной им части территории страны.

Такие структуры имеют также федеральные государства, как США, Германия, Швейцария, Австрия и др., так и унитарные государства – Франция, Швеция, Япония и др.
Местные органы представляют собой низовые административные единицы, осуществляющие свои функции в городских или сельских районах того или иного государства. Подчиненные им территории входят в промежуточные территориальные структуры. Для финансирования промежуточных и местных органов власти существуют три основных источника доходов:
Налоги -обязательные безвозмездные платежи государству;
Налоговые доходы – все доходы, получаемые помимо налогов, субсидий (вид пособия, обычно денежного, предоставляемого либо государством, либо каким-либо учреждением) и займов;
Субсидии – беспроцентные безвозмездные поступления из бюджетов других органов власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.