Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия






1. Исполнение (отбывание) наказания по своей сущности в настоящее время отражает единый процесс осуществления карательно-воспитательного воздействия, обращённый к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений. При этом понятие исполнения наказания относится к персоналу исправительных учреждений, которые в процессе своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений конкретного наказания, то есть добиться выполнения со стороны осуждённых возложенных на них законом обязанностей при предоставлении им предусмотренных прав и законных интересов. Понятие отбывания упоминается применительно к осуждённым, которые должны в течение установленного приговором срока исполнять возложенные на них законом обязанности и пользоваться предусмотренными им же правами. Правовое регулирование данного процесса осуществляется на принципах уголовно-исполнительного права, а его реализация возложена на уполномоченные органы уголовно-исполнительной системы.

Карательно-воспитательное воздействие задумано в форме комплексного характера, которое реализуется путём применения к осуждённым всей совокупности правоограничений. Объём кары зависит от вида наказания, а целью карательно-воспитательного воздействия является исполнение наказания в направлении исправления осуждённого и предупреждения других преступлений. При этом частное предупреждение предполагается достигать через реализацию карательных и иных ограничений для осуждённого, а общая превенция видится путём наглядности для других лиц последствий, то есть наложения различных правоограничений, в отношение лиц, совершивших запретное деяние. По существу в действующую карательно-воспитательную систему заложен достаточно примитивный принцип гедонизма, согласно которому считается, что человек стремится к удовольствию и пытается избежать боли. Конечно, он может применяться, поскольку поверхностно объясняет поведение многих людей, однако надо понимать, что у каждого индивида может быть своё понимание «удовольствия» и «боли». Поэтому в конкретной жизненной ситуации или на индивидуальном уровне он может срабатывать в ином или прямо противоположном ожидаемому направлении. О недостатках теории и законодательства в уголовно-исполнительной сфере говорилось применительно к праву осуждённых на психологическую помощь и выше, в том числе, во введении.

Поскольку для каждого наказания установлен определённый порядок его исполнения и отбывания, а равно ответственность за его несоблюдение или за нарушение общих норм, то тем самым мы можем говорить о наличии режима при исполнении конкретного наказания. Режим в переводе с французского означает уклад жизни. Наиболее полно он определяется при лишении свободы, где и дается ему законодательное понятие (ст.82 УИК РФ). Применительно к наказаниям, не связанным с лишением свободы, можно дать понятие режима как установленного законом и соответствующими законному нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, а также изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осуждённого. То есть в понятие режима входит не только установленный порядок исполнения и отбывания наказания и достижение поставленные перед ним перечисленных целей, но и осуществление контроля за этим.

В понятии режима выделяют четыре функции: карательная, воспитательная, обеспечивающая, реализация социального контроля. Карательная функция определяется комплексом существующих правоограничений для осуждённых. Воспитательная усматривается в реализации кары (принцип гедонизма, который не всегда срабатывает). Обеспечивающая функция заключается в создании условий для применения наказания и исправительного воздействия. Если не будет соблюдаться режим исполнения наказания, то тем самым любое условие порядка исполнения ставится под угрозу выполнения. Функция реализации социального контроля состоит в регламентации поведения осуждённых и осуществлении надзора за ними, по результатам которого происходит оценка характера и степени поведения осуждённых по отношению к режиму исполнения наказания в виде поощрений либо применения к ним мер безопасности и предусмотренных законом санкций.

Карательно-воспитательный процесс в теории представляется как разновидность социально-воспитательного. С точки зрения социализации граждан каждый по достижения возраста совершеннолетия должен быть подготовлен в качестве полноправного участника общественных отношений по созданию, распределению и пользования совокупными социальными благами. В процессе социализации различают различные факторы (положительные, отрицательные), которые определяют её конечный результат. В качестве своеобразной точки отсчёта результата социализации выделяют достижение субъектом возраста совершеннолетия. Если к этому моменту он воспринимает принятые в обществе нормы морали и права, то результат социализации считается положительным, а если нет, то – отрицательным. От социализации следует отличать явление социальной адаптации, которая происходит у каждого человека в течение всего его жизни. При отрицательной социализации индивида (считается десоциализированным) и совершении запретного поведения он рано или поздно попадает в сферу уголовно-правового воздействия, в которой после вступления обвинительного приговора в законную силу наступает период ресоциализации (предполагается переход от десоциализированного состояния к социализированному). Ресоциализация разделяется на два этапа: пенитенциарный (во время отбытия наказания) и постпенитенциарный (после отбытия наказания).

Несмотря на то, что процесс формирования человека достаточно многогранный, всё же можно выделить два противоположных направления: разрушительный и гармоничный. Их отличие определяется характером мировосприятия. Для первого свойственно материальное, корпускулярное мировоззрение, в соответствии с которым индивид фактически отделяется не только от общества, государства и мира, но и от своего внутреннего мира путём навязывания ему идей, норм и ценностей материальной ориентации.

Возможность такого направления определяется широким и глубоким распространением (в теории, законодательстве, правоприменительной практике и быту) психических вирусов свободы воли и поведения, а равно случайности, что препятствует признать закономерность поведения человека и возникающих с ним тех или иных жизненных ситуация. Тем самым у индивида создаётся представление о себе как об автономном модуле, независимым от других, от общества и природы в целом. Такое состояние является базовым для возникновения мыслей о возможности достижения материальных и нематериальных благ за счёт причинения различного вреда другому человеку, что и определяет разрушительность и конфликтность такого поведения. При этом ориентация развития теории, законодательства и правоприменительной практики идёт по пути закономерностей общественного развития (а не природы), то есть является по своей сути конфликтной и разрушительной как на внутреннем уровне, так и внешнем. Влияние фикций свободы и случайности превращают такой процесс по существу в фактически неуправляемый. Довольно занимательным представляется провозглашение в качестве основной ценности свободы человека, а затем установление всё большего количества запретов. Своеобразная трактовка в теории или законодательстве понятия свободы (осознанная необходимость и т.д.), сводящее на нет её фактическое содержание (согласно словаря русского языка), не снимает противоречия, а только загоняет их на подсознательный уровень. При этом на «подавление» закономерностей мира и поведение человека, которые не могут не проявляться вовне, направлена громоздкая и противоречивая идеологическая, политическая, экономическая и правовая надстройки. Последним свойственно повышать ритм жизни индивида, перекладывая разрешение системных противоречий на него, что не позволяет расширить человеку своё сознание и охватить суть общественной и государственной системы, а также роль жизненных ситуаций лично для него, а равно смысл всей своей жизни в этом мире.

Для гармоничного направления формирования человека и гражданина свойственно нематериальное, или волновое мировоззрение. Для него характерна ориентация в первую очередь на закономерности мира (взаимосвязанность всего со всем, подобное рождает подобное и малое равно великому), а также поведения человека и его неотвратимой ответственности за всё, что он думает, говорит и делает, а равно подлинно диалектический подход к исследованию внутреннего и внешнего мира, состояний, явлений и событий. Для данного направления присущи простота, ясность, разумность, управляемость и экономичность. Понимание человеком закономерности своего поведения снимает с себя и других излишнее осуждение, морализаторство, что предотвращает конфликты, преступления, позволяет индивиду увидеть смысл своей жизни (или другого) и направить свои усилия на всестороннее и гармоничное развитие и сосуществование с другими.

2. Уголовно-исполнительное законодательство различает порядок и условия исполнения наказания и применения средств исправления (п.2 ст.2 УИК РФ). Если наказание, основное содержание которого сводится к карательному воздействию, реализуется на закреплённых в законодательстве принципах, то применять на них средства исправления в конкретной жизненной ситуации не представляется возможным. Тем более, что один из принципов уголовно-исполнительного права закрепляет необходимость соединять наказание с исправительным воздействием (ст.8 УИК РФ). Для обоснованного применения средств исправления необходим конкретный алгоритм действий, чего не может дать ни один из принципов, закрепляющих определённые идеи, а не механизм их реализации.

В качестве основания применения мер исправительного воздействия, как и наказания, согласно ст.7 УИК РФ, выступают вступившие в законную силу приговор либо изменяющее его определение или постановление суда. Применять средства исправления могут только специально уполномоченные на то учреждения и органы, исполняющие наказание, и непременно в рамках закона. В данном процессе осуждённые принимают обязательное участие. Применение наказания и исправительного воздействия образует единый карательно-воспитательный процесс, направленный на исправление осуждённого (понятие исправления давалось ранее).

Применение к осуждённому мер исправительного воздействия представляет особый вид воспитательного процесса, который является творческой категорией и относится к психолого-педагогической деятельности, поэтому не может напрямую регулироваться правом. Исправительное воздействие осуществляется на основе принципов исправительной педагогики и исправительной психологии. В качестве элементов исправительного воздействия законом предусмотрены режим (в его некарательной части), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональной подготовки и общественное воздействие. В литературе к методам исправительного воздействия относят: доверие, убеждение и принуждение, эволюционный, а также методы: «взрыва», параллельного и коллективного действия, а также метод перспективных линий.

Доверие между персоналом и осуждённым должно быть установлено в первую очередь, поскольку без доверительных отношений не будет конструктивной связи между сторонами и, соответственно, необходимого воздействия. Убеждение и принуждение можно эффективно применять, если сотрудник исправительного учреждения обладает знанием закономерностей мироустройства и поведения человека, знает механизм его поведения и способен видеть внутреннее состояние осуждённого, а не ориентируется на его слова или эмоциональные состояния. Метод «взрыва» означает резкое изменение объёма карательного воздействия, например, обоснованное помещение осуждённого в штрафной изолятор. Метод параллельного действия сводится к одновременному применению по отношению к осуждённому различных предусмотренных средств исправления. Метод коллективного действия заключает в себе различные формы общественного воздействия. Метод перспективных линий определяется направлением осуждённого на гармоничный путь развития или разрешения проблем либо конфликтных ситуаций.

В социальной психологии есть понятие регуляции поведения, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю регуляцию. Первая формируется внешними обстоятельствами и детерминантами, в число которых входит нормы морали и права, а также возможная или реальная ответственность за их нарушения. В условиях исправительных учреждений внешнюю регуляцию поведения определяет режим исполнения и отбывания наказания, которые не может игнорировать ни один осуждённый. Другое дело, что их поведение будет различным в зависимости от жизненной ситуации, внутреннего отношения и приобретённых навыков и моделей поведения. Особенность внешней регуляции поведения состоит в том, что последнее может быть таковым только в силу её действия. После прекращения действия правоограничений поведение субъекта снова может измениться, то есть им вновь может быть допущен рецидив преступлений.

По этой причине внешняя регуляция не является безусловным свидетельством какого-либо исправления осуждённого, а отражает процесс его социальной адаптации, то есть приспособления к жизненным обстоятельствам. Только внутренняя регуляция говорит о характере направленности поведения субъекта и может быть использована в качестве критерия исправления осуждённого. Сама же внутренняя регуляция поведения определяется характером мировоззрения, которые формируют соответствующие ценности. При этом наибольшее значение играет высшая ценность для субъекта, которая структурирует и подчиняет себе все остальные. Если она нематериальная (например, духовное или всестороннее развитие), то любая и материальная будет подчинена высшей ценности. Если на первом месте стоит материальная, то любая духовная будет подчинена материальной стороне. Сформированные ценности формируют мотивы и ставят цели, для достижения которых в зависимости от внутреннего отношения, приобретённых навыков и моделей поведения выбираются способы и средства достижения поставленных целей. При этом, как цели, так и способы и средства их достижения соответственно являются непреступными или преступными. Поэтому в процессе применения средств исправительного воздействия перед персоналом исправительных учреждений стоит задача перехода от внешней регуляции поведения осуждённого к внутренней, которая будет направлена на гармоничное развитие личности и сосуществование в обществе.

3. Вопросы дифференциации и индивидуализации исполнения наказания раскрывались применительно к одноимённому принципу уголовно-исполнительного права. Что касается индивидуализации применения к осуждённым мер исправительного воздействия, то их необходимо решать в совокупности с содержанием рассмотренного выше принципа, а также двух предшествующих вопросов данной темы. Поскольку индивидуализация является продолжением дифференциации, то при индивидуализации применения средств исправительного воздействия в обязательном порядке следует учитывать не только внешнее поведение, но и внутренний мир осуждённого, то есть его реальное отношение к внешней реальности, а не показное, демонстративное, в частности. Любой формализм к оценке внутреннего отношения осуждённого или его внешнего поведения препятствует разрешению конфликтной ситуации и их предупреждению, а также достижению целей наказания либо свидетельствует о профессиональной непригодности причастного к этому сотрудника исправительных учреждений.

4. В настоящее время меры медицинского характера подразделяются на принудительные медицинского характера, которые применяются по решению суда и обязательное лечение, решение о котором принимает медицинская комиссия исправительного учреждения. Первый вид мер медицинского характера применяется к осуждённым к аресту и лишению свободы, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости соответствующими исправительными учреждениями (п.1 ст.18 УИК РФ). В правоприменительной практике может быть такая ситуация, когда наличие у осуждённого психического расстройства, не исключающего вменяемости, может быть выявлено в процессе исполнения указанных наказаний. Если это связано с опасностью для осуждённого или других лиц, то администрация учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, направляет в суд представление о применении к такому осуждённому принудительных мер медицинского характера (п.2 ст.18 УИК РФ), которое и будет юридическим фактом для возникновения соответствующих отношений. Второй вид мер медицинского характера применяется к осуждённым к тем же видам наказаний, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осуждённым, а также осуждённым, больных открытой формой туберкулёза, или не прошли полного курса лечения венерического заболевания (п.3 ст.18 УИК РФ).

В п.1 ст.101 УИК РФ определено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осуждённым к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством России. Совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ №640/190 от 17 октября 2005 года утверждён Порядок оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу.

Медицинский осмотр осуждённых в исправительном учреждении с целью выявления инфекционных или паразитарных заболеваний производится на этапе приёма осуждённого, когда они находятся в карантинном отделении. В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.

Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания. Профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях. График проведения этих осмотров утверждается начальником ИУ. В соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС.

Медикаменты подозреваемым, обвиняемым и осужденным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. Исключение могут составлять препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (ишемическая болезнь сердца со стенокардией напряжения и покоя, гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, сахарный диабет, эпилепсия и другие подобные заболевания). Решение вопроса о выдаче этих препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки) принимается начальником медицинской части (здравпункта, амбулатории) в индивидуальном порядке в соответствии с назначением лечащего врача. По просьбе больного при согласовании с лечащим врачом и начальником медицинской части больному может быть разрешено в установленном порядке приобретение (получение) необходимых для его лечения медикаментов.

Лекарственные наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества хранятся только в аптеке (оборудованном охранной сигнализацией помещении административного здания) Учреждения, в металлическом шкафу под замком. Отпуск их медицинской части производится строго по медицинским показаниям с соответствующей записью в медицинской карте амбулаторного больного и книге учета ядовитых, наркотических, психотропных, сильнодействующих, дорогостоящих лекарственных средств и этилового спирта в аптеке. Перед выдачей лекарств больному каждый раз проверяется соответствие выдаваемого лекарства назначенному и срок годности препарата. Все медицинские работники систематически принимают меры, направленные на исключение доступа лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к медикаментам и медицинскому инструментарию.

Все больные, поступающие в стационар, проходят обязательную санитарную обработку. В зависимости от состояния больного санитарная обработка может быть полной или частичной. При необходимости белье больного подвергается дезинфекции. Одежда и обувь хранятся в специально отведенном помещении стационара, нательное белье больного сдается в стирку и возвращается ему при выписке. При поступлении больным проводится определение температуры тела, артериального давления, частоты пульса, массы тела, роста. Результаты исследования психического и соматического состояния больного, анамнестические (катамнестические) данные, предварительный диагноз, данные наблюдения, диагностические и лечебные назначения регистрируются в истории болезни, излагаются полно, последовательно и четко. История болезни является основным документом, составляемым на больного в стационаре.

При отсутствии показаний для госпитализации дежурный врач отказывает в приеме в стационар. Каждый случай отказа с его мотивацией регистрируется в " Журнале учета приема, выписки больных и отказов в госпитализации" с последующим извещением в течение суток Учреждения, направившего больного. О каждом случае отказа в госпитализации и принятых мерах дежурный врач рапортом ставит в известность начальника больницы или его заместителя. Отказу в госпитализации не подлежат больные с признаками инфекционных заболеваний. До установления заключительного диагноза они в обязательном порядке изолируются от других больных в специализированные отделения или палаты. Вопрос об их дальнейшем лечении решается с учетом существующих возможностей стационара.

Больные с особо опасными инфекциями или с подозрением на них изолируются на месте с проведением необходимого комплекса противоэпидемических мероприятий. Больные с подтвержденным диагнозом особо опасной инфекции переводятся в специализированный стационар. В случае, если больной с пограничным психическим состоянием отказывается от госпитализации в психиатрическое отделение, допускается его стационарное обследование и лечение врачами-психиатрами на базе неврологического или одного из соматических отделений, при этом для оказания профильной помощи активно привлекается врачебный состав психиатрического отделения.

В соответствии с п.5 ст.80 УИК РФ больные, представляющие опасность для окружающих (с инфекционными, заразными кожными, психическими заболеваниями), содержатся раздельно друг от друга, а также отдельно от здоровых осуждённых. В этих целях в стационаре медицинской части предусматриваются палаты или боксы для раздельного размещения больных по профилю заболевания. Обход больных в стационаре медицинской части производится врачом утром ежедневно. Всех поступивших в течение последних суток в стационар осматривает начальник медицинской части, в последующем он осматривает этих больных по необходимости, но не реже одного раза в неделю и перед выпиской. Результаты осмотра больных начальником медицинской части с диагнозом и рекомендациями заносятся в истории болезни и подписываются им. Дневник заболевания ведется врачом 1 раз в 2 - 3 дня в случаях легкого течения заболевания и ежедневно в среднетяжелых и тяжелых случаях. Утром и вечером измеряется и записывается в историю болезни температура тела. Выписка из стационара осуществляется при выздоровлении, стойком улучшении состояния, переводе в другое лечебное учреждение или нарушении распорядка дня, отказе от лечения (при отсутствии угрозы жизни больного или здоровью окружающих). Выписка больного согласовывается с начальником медицинской части, на выписываемого оформляется соответствующий эпикриз, один экземпляр которого остается в истории болезни, другой вносится в медицинскую карту. Выписной эпикриз подписывается лечащим врачом и начальником медицинской части.

Направление больных в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения осуществляется по медицинским, в том числе противоэпидемическим показаниям. Транспортировка инфекционного больного в лечебно-профилактическое учреждение осуществляется санитарным или другим оборудованным для перевозки таких больных транспортом. Не допускается одновременная перевозка на одном транспортном средстве больных с разными инфекциями, а также инфекционных и соматических больных. Транспортное средство, на котором инфекционный больной был доставлен в лечебно-профилактическое учреждение УИС, подвергается дезинфекции силами и средствами этого ЛПУ, а при доставке в лечебно-профилактическое учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения - силами и средствами Учреждения-отправителя.

В воспитательной колонии установлены особенности оказания лечебно-профилактической работа, которые проявляются, в частности увеличением количества медицинских осмотров и их углубленным содержанием (глава VII Порядка оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу). Соответствующие особенности установлены для оказания медицинской помощи женщинам (там же, глава VIII) и для детей в домах ребёнка (глава IX). В главе Х Порядка оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу регламентируются лечебно-профилактические мероприятия в отношении больных психическими расстройствами, которые осуществляются в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 " О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", алкоголизмом и наркоманией, венерическими заболеваниями и заразными кожными болезнями, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом, а также при получении травм и отравлений. При необходимости осуждённых направляют на освидетельствование (переосвидетельствование) в учреждения медико-социальной экспертизы (глава XI).

С точки зрения современных научных достижений важным моментом в вопросах применения к осуждённым мер медицинского характера, а равно их оценки является диалектический подход не только к физическому, но и психическому состоянию. И то, и другое состояние также необходимо рассматривать как следствия прежде существующих в жизни осуждённого причин. Закономерность субъективного мировосприятия субъекта заставляет по-иному взглянуть на любое психическое заболевание. Данная закономерность указывает на то, что у психически больного сформированный образ внешней реальности подменяет действительность, или теряет в большей или меньшей степени обратную связь с ней. Причины такой утраты скрываются во взаимодействии внешнего и внутреннего мира осуждённого либо закономерностей мироустройства и противоречивых закономерностей общественного и индивидуального развития. Поэтому задача медицинского персонала исправительных учреждений при оказании соответствующей помощи психически больным осуждённым по сути своей должна сводиться к отысканию первопричин утраты ими обратной связи с внешней реальностью (зачастую они скрываются на неосознанном уровне психики человека) и восстановлению отрицательной обратной связи внутреннего и внешнего мира.

Диалектический подход позволяет сделать вывод о ненаучности тех норм и положений, которые трактуют ту или иную психическую болезнь неизлечимой (также как определённых категорий осуждённых – неисправимыми). Любая болезнь возникает и развивается у субъекта под воздействием определённых причин и условий. Их выявление и устранение непременно должно возвращать человека к прежнему состоянию, иначе мы должны признать возможность наличия чудес либо вечного двигателя. Сказанным не утверждается, что данный процесс легко достижимый, поскольку причины внутреннего состояния могут располагаться не только на психологическом уровне, но и на психиатрическом, либо вообще иметь генетическое происхождение. Применительно к генезису заболевания и освобождения от него представляется, что разделение наук, изучающих состояние человека, на психологические и психиатрические не приближает нас к истине, а только отдаляет, скрывая его истинные причины.

Возможно, что наука психиатрия возникла в целях «залатать» противоречия в теории, возникающие при исследовании поведения или состояний индивида, когда презумпция «осознанности» поведения давала «трещину», а генетические истоки поведения, а равно влияние на него неосознанного, были под непререкаемом запретом. Впрочем, до сих пор влияние неосознанного на поведение или его состояние субъекта в уголовно-правовой сфере не воспринято законодателем, хотя в теории уголовного права данный факт открыто уже не отрицается. Требования научности указывают на то, что должна быть единая психология, изучающая всегда системное поведение индивида, относительно небольшая часть которого человеком осознана, а большая часть является неосознанной. При этом генетический уровень причин поведения относится ко второй части. Поэтому только системный подход к исследованию болезненного состояния осуждённого способен привести к его выздоровлению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.