Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Оренбургский государственный аграрный университет






Оренбургский государственный аграрный университет

 

Юридический факультет

 

 

И.А. Петин

 

 

 

Уголовно-исполнительное право

Учебно-методическое пособие

Для студентов юридического факультета

 

Специальность: 030501 Юриспруденция, СПО

 

направление 030500 Бакалавры юриспруденции

 

 

Оренбург 2011

 

ББК 67.408

УДК 343

П29

 

Одобрено и рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета, председатель совета – профессор В.В.Каракулев.

Одобрено Методической комиссией юридического факультета, председатель комиссии – профессор Л.С. Инякина.

Учебно-методическое пособие подготовлено доцентом кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, кандидатом юридических наук Игорем Анатольевичем Петиным.

Рецензенты:

доктор юридических наук, доцент кафедры уголовного права КГУ им. А. Байтурсынова (Республика Казахстан) А.Е. Мизанбаев; кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета ОГАУ Е.Э.Цибарт.

И.А. Петин

Уголовно-исполнительное право: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета. – г. Оренбург, Издательский Центр ОГАУ, 2010. - 74 с.

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Уголовно-исполнительное право» разработано на основе действующего уголовно-исполнительного законодательства, его целей, задач, принципов и норм Уголовно-исполнительного кодекса России.

Настоящее пособие содержит учебно-методические материалы по курсу «Уголовно-исполнительное право», которые включают в себя программу курса; тематику лекций и указания по их изучению; планы семинарско-практических занятий, задачи к ним и методические указания по их решению; перечень рекомендуемых источников для изучения теоретических вопросов и решения задач; темы для написания рефератов, курсовых и дипломных работ; контрольные вопросы для проверки усвоения теоретического материала и подготовки к сдаче зачёта и экзамена по учебному курсу.

Петин И.А., 2011 г.

@ Издательский Центр ОГАУ, 2011 г.

Содержание

Введение …………………..………………………………………………………….………………….…. 4

Программа курса …………………………………………………………………………………………...11

Тематические планы дисциплины ………………….…….………………….……………………….…...20

Методические указания к темам лекций ……………………………………………………………….…23

Планы лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»…….……………………………......….…86

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет, метод и система курса. Уголовно-исполнительное законодательство. …………………………………………………………………….....86

Тема 2. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.……………………………………...………………………...…….....86

Тема 3. Характеристика лиц, отбывающих наказания, и их правовое положение……………………..86

Тема 4. Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия ……………….……87

Тема 5. Исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества ………………………….…..87

Тема 6. Исполнение наказания в виде ареста. …………………………..…………………………….....87

Тема 7. Исполнение наказания в виде лишения свободы. Режим в исправительных учреждениях и средства его исправления ………………………………………………………………………..………..87

Тема 8. Правовое регулирование отношений, связанных с исполнением наказаний

в исправительных учреждениях ………………………………………………………………………....88

Тема 9. Исполнение отбывания наказания в исправительных учреждениях разных видов ………....88

Тема 10. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осуждённых военнослужащих …………………………..88

Тема 11. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осуждённым, освобождаемым

от отбывания наказания и контроль за ними …………………………………………………………....88

Тема 12. Исполнение наказания в виде смертной казни ……………………………………...……...…89

Тема 13. Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний ………………….......89

Нормативный материал и литература ко всем темам курса …………………………………………....89

Планы семинарских занятий по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» ……………………96

Методические указания к решению задач по всем темам ……………………………………………..96

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет, метод и система курса. Уголовно-исполнительное законодательство.………………………………………………………...…………….96

Тема 2. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания…………..…………………………………..……………………......98

Тема 3. Характеристика лиц, отбывающих наказания, и их правовое положение …………………..103

Тема 4. Исполнения наказания и применение мер исправительного воздействия…………….....….106

Тема 5. Исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества ……………...……...……...107

Тема 6. Исполнение наказания в виде ареста. Классификация осуждённых к лишению

свободы и их распределение по исправительным учреждениям ……………………………………...110

Тема 7. Исполнение наказания в виде лишения свободы. Режим в исправительных

учреждениях и средства его исправления …………………………………….………………………...111

Тема 8. Правовое регулирование отношений, связанных с исполнением наказаний

в исправительных учреждениях ………………………………………………………………………...113

Тема 9. Исполнение отбывания наказания в исправительных учреждениях разных видов ……...…115

Тема 10. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осуждённых военнослужащих ……………………….…117

Тема 11. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осуждённым, освобождаемым

от отбывания наказания и контроль за ними …………………………………………………………....119

Тема 12. Исполнение наказания в виде смертной казни …………………………………...…...……...121

Тема 13. Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний ………………...……123

Рекомендации к самостоятельной работе студентов ………………….………………………….……..125

Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ ……………….……....……………....127

Вопросы для подготовки к зачёту …………………………………………..………………….……...…129

Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………….….…....…………….………...131

Введение

Уголовно-исполнительное право входит в систему учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах. Предметом уголовно-исполнительного права являются общие положения и принципы исполнения уголовных наказаний; применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (в дальнейшем – УК РФ); порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; применения средств исправления осуждённых; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобождённым лицам.

Цели уголовного наказания и всего уголовно-исполнительного законодательства только две: исправление осуждённых и предупреждение преступлений. Предполагается, что третья цель наказания, – восстановление справедливости, – достигнута в процессе уголовного судопроизводства, что по смыслу должен подтверждать обвинительный приговор. Однако правоприменительная практика указывает на то, что субъективные представления о справедливости у сторон уголовно-правового отношения, участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц могут различаться до противоположных. В свою очередь это означает неразрешённость конфликтных отношений по существу, что является препятствием для достижения целей наказания и, более того, закладывает основание для дальнейшего роста социальной напряжённости и новых преступных посягательств. Без преувеличения можно сказать, что проблема справедливости глубоко затрагивает не только вопросы уголовно-правового характера, но и миропонимания в целом, а также соответствие всего социального устройства существующим закономерностям мира. В настоящее время данный аспект не воспринимается во всей своей актуальности. В качестве основной причины усматривается ориентация теории гуманитарных наук на закономерности общественного развития. Данный подход представляется необоснованным хотя бы по той причине, что классики, в частности Ф.Энгельс, ориентировали развитие теории в первую очередь на закономерности природы, а затем уж общественного развития. Действительно, перефразируя известное выражение, можно сказать, что обществу жить в мире и быть свободным от его закономерностей не просто нельзя, но и невозможно. Отрыв любой науки от закономерностей мироустройства неизбежно превращает её в виртуальную конструкцию, ведущую к различным заблуждениям, которые препятствуют осознанию явлений и их управлению в заданном направлении.

Рассматривая проблему справедливости, мы упираемся не только непосредственно в закономерности мироустройства, но и сталкиваемся с двумя, без преувеличения, великими по своему историческому значению для развития человеческого общества заблуждениями человека, которые препятствуют достижению гармонии человека в семье, обществе, государстве и мире в целом. К таким заблуждениям относятся дошедшие до нас с эпохи дикости и невежества представления индивида о его свободе воли и поведения, а также о возможности случайного в жизни человека. За многократным на протяжении тысячелетий нагромождением в данной сфере неопределённых понятий и силлогизмов тавтологического характера упускается из вида достаточно простое, но существующее на самых различных уровнях бытия (как материальном, так и нематериальном) явление причинно-следственной связи. Согласно последней каждая причина порождает то или иное следствие, а у каждого следствия есть своя причина. Безмотивное поведение, то есть без причины, включая психически ненормального человека, возможно только в сфере чудес и виртуальных фантазий. Кроме того, свобода ради свободы полностью лишена смысла и назначения для человека, тем более рождающего и живущего в обществе, государстве и мире.

Миф о возможности случайного также не только абсурден, но и уникален по этой причине в силу своей «живучести» в истории человечества. Ведь наличие идеи случайности противоречит очевидному факту, что из ничего ничего не возникает и ничего без следа не может исчезнуть. Можно допустить гораздо большую многомерность мира, нежели известное в настоящее время четырёхмерное пространство (включая временное измерение), но исчезновение без какого-либо следа в материальной или нематериальной форме (энергетической, волновой и т.д.) не представляется возможным ни в материальной (корпускулярной) картине мира, ни в нематериальной (волновой). Только отказавшись от всеобщей причинно-следственной связи, можно допускать идеи свободы и случайности, что не представляется возможным, поскольку кратковременное разрушение причинно-следственной обусловленности по своей сути означает разрушение и распад всего мира и самого человека на «свободные» элементы, не связанные никак с собой. Современное развитие психологических наук подтверждает закономерности поведения индивида, что закладывает реальные основы для управления преступным поведением. В настоящее время только инерция мышления, а также основанные на этих идеях институты и различные сферы общества, в существовании которых проявляют корыстную заинтересованность причастные к ним лица с ограниченным сознанием, препятствуют освобождению от данных иллюзий и переориентации на закономерности мироустройства.

Можно сказать, что вопрос справедливости является интегральным указателем соответствия теории реальности и её закономерностям, которым должна заниматься не только философия, но и теория государства и права. В уголовно-правовой сфере определение конкретного содержания справедливости, а также средств и способов её достижения должно быть предметом, в первую очередь, уголовного права. Однако в сфере исполнения уголовных наказаний нельзя обойтись без рассмотрения различных аспектов справедливости, поскольку, в частности, от отношения осуждённого к справедливости назначенного ему наказания зависит отношение к отбыванию им наказания, а также к администрации исправительных учреждений, другим осуждённым и иным лицам. В целом обоснованность разрешения данного вопроса предопределяет и достижение оставшихся двух целей наказания – исправления осуждённого и предупреждение других преступлений. Если разрешение проблемы справедливости связано с исследованием внешней реальности и социальной действительности, то другие цели наказания могут быть достижимы через познание внутреннего мира осуждённого и его взаимодействия с внешним. Поэтому основными целями учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» следует считать изучение личности осуждённых, а также порядка исполнения и отбывания уголовного наказания, форм и средств исправительного воздействия на осуждённых и иных лиц.

Особенностями авторского подхода к достижению целей наказания является отказ от иллюзий эпохи дикости и невежества, а именно, свободы воли, поведения индивида и возможности случайности в его жизни, что позволяет в полной мере диалектически подойти как к механизму преступного поведения, так и к достижению целей наказания. Руководствуясь таким направлением, несложно убедиться в ложности широко распространённой идеи, заключённой в выражении, сравнивающим «чужую душу» с «потёмками». Конечно, субъективность мировосприятия ведёт к тому, что у каждого индивида складывается собственное представление об окружающей его реальности, но переориентация в процессе изучения личности на причинно-следственную связь, или обусловленность любого поведения, подводит нас к важному положению и надёжному ориентиру в нашем исследовании человека: внешнее равно внутреннему. Основная идея последнего сводится к тому, что внешние события, происходящие с конкретным индивидом, так или иначе отражают его внутренний мир и степень осознания взаимодействия его внешнего и внутреннего мира. Данный подход позволяет «нейтрализовать» слова и поведение лица, которые не отражают сущность его внутренней направленности, а направлены на сокрытие собственного мира человека и дезориентацию окружающих по различным мотивам об истинных целях и побуждениях своего поведения.

Понимание обусловленности любого преступного поведения позволяет в полной мере сознавать значение социального фактора в становлении, развитии и, соответственно, уменьшении или прекращении преступлений. Десятилетиями существующая в СССР провозглашенная высшая ценность в виде общественных интересов привела к широкому ограничению интересов, прав и свобод индивида. Была предана забвению та истина, что интересы всего общества в целом могут соблюдаться там, где обеспечиваются права, свободы и интересы конкретного человека. Особенно негативно подобная система ценностей отразилась в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, преступивших закон. Отрицательное воздействие в сфере исполнения уголовных наказаний можно разделить по двум критериям: условия содержания и отношение к личности осужденного. Наша страна занимает печальное лидерство по обоим критериям. В таких условиях трудно говорить об индивидуализации наказания и учете психологических особенностей личности, что приводит к невозможности достичь основной цели уголовного наказания - исправления лица, совершившего преступление.

Отсутствие индивидуального подхода к осужденному, даже при условии назначения справедливого по социальным представлениям наказания, ведет не к осознанию своей вины (и справедливости назначенного наказания), а к дальнейшему отчуждению и противопоставлению себя и общества. Истоки категорически отрицательного отношения к осуждённому кроются в виртуальной идее о том, что преступление есть абсолютное зло, а сам преступник – источник данного зла. Для того, чтобы понять, что это совершенно не так, достаточно ответить на простой вопрос – «Преступником рождаются?». Причём, осознание распространённого заблуждения возникает независимо от характера ответа, зависящего от того, признаёт ли отвечающий только социальную обусловленность преступного поведения либо расширяет его причины до генетических. Диалектический подход к явлению позволяет заключить, что любое преступление есть информация о действительном состоянии общества, а преступник – в первую очередь носитель данной информации, являющейся отрицательной обратной связью. Как известно, такая связь является необходимым элементом управления внутренних процессов любой замкнутой системы, а её игнорирование, подавление и в особенности, уничтожение через реализацию смертной казни либо пожизненного лишения свободы в отношении носителя такой информации, рано или поздно приводит к ситуации неуправляемости и различным социальным, идеологическим, экономическим и политическим метастазам.

С начала 90-х годов в законодательстве под воздействием исторических обстоятельств намечались положительные тенденции, связанные с отказом от чрезмерной идеологизацией теории и практики. В 1991 году принимается Декларации прав человека и гражданина, в которой закрепляется переоценка ценностей общества и личности. В 1993 году Конституция России провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина перед общественными и государственными. С этого момента человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободу человека и гражданина являются непосредственными действующими, которые должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваться правосудием.

Важность такого подхода в жизни человека, общества и государства сложно преувеличить. Вместе с тем, следует обратить внимание на существенный и завуалированный изъян подобной установки общественного развития, который неизбежно ведёт к социальной напряжённости, конфликтам и преступлениям. Права и свободы привлекательны для каждого индивида, поэтому могут находить поддержку подавляющего большинства населения. Однако при этом упускается один вполне очевидный момент, без которого не может быть реализовано ни одно право или «свобода», а именно, – необходимость исполнения корреспондирующих им обязанностей и привлечение к ответственности за их несоблюдение. Поэтому провозглашение любых прав и «свобод» и игнорирование вопросов ответственности за соблюдение соответствующих обязанностей не только мало что даёт человеку и гражданину, но представляет собой опасность на индивидуальном и социальном уровнях, поскольку виртуальные права и «свободы» становятся подобны кости, брошенной в стаю голодных собак. Психология масс, или толпы, как обращают внимание различные исследователи, имеет свои закономерности, которые мало отличаются от поведения животного мира. В истории развитии практически любого общества достаточно примеров, когда вначале организованные движения за различные права и интересы выходили из-под контроля и превращались в массовые погромы, поджоги и различные преступные посягательства.

В 1992 году начался процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является качественное её изменение, повышение эффективности деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе, с целью приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с международными нормами и стандартами обращения с заключёнными и Конституцией РФ. Принципиальным изменением в уголовно-исполнительной системе является передача её из подведомственности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) Министерству юстиции Российской Федерации (далее – МЮ РФ), основанием которой послужил Указ Президента РФ № 1100 от 08.10.97 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» и Указ № 904 от 28.07.98 г. (СЗ. – 1998. - № 31. – Ст. 3841).

Данная мера была принята в целях разделения функций дознания, предварительного следствия и содержания под стражей, с одной стороны, и отношений по исполнению уголовных наказаний в отношении осуждённых, с другой, в различных ведомствах. В ранее существующей системе все указанные функции были в единой подведомственности МВД РФ, корпоративные интересы которого могли вести к нарушению принципов уголовного права и процесса в ходе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства либо в период исполнения уголовного наказания. Разделение следственных, судебных и исполнительных отношений создаёт определённые гарантии для соблюдения объективного подхода к регулируемым отношениям, но панацеей от всех «бед» не является.

Достижение эффективности в уголовно-исполнительной сфере возможно через переориентацию законодательства на закономерности мироустройства, к основным из которых относятся: 1) взаимосвязанность всего со всем (соответствует нематериальной, или волновой, картине мира), 2) подобное рождает подобное; 3) малое равно великому (отражает голографический принцип построения вселенной). Наличие и действие этих закономерностей постоянно находят своё подтверждение в реальности, но в теории они не всегда могут проявляться благодаря отсутствию диалектического подхода, различным спекулятивным умозаключениям, тавтологическим определениям и инерции мышления в эпоху современных научных достижений. Заложенные в теорию противоречия и несистемный подход неизбежно проявляются в различных пробелах, упущениях и неэффективности действующего законодательства в целом. Поэтому перед студентами стоят задачи не только механического изучения теории уголовно-исполнительного права и «буквы» соответствующего законодательства, но и критический подход к его принципам, положениям и нормам, в которых необходимо отражается «дух» закона. Результатом такого подхода должны быть конструктивные предложения по внесению изменений и дополнений в теорию уголовно-исполнительного права и соответствующее законодательство в целях достижения его системности и поставленных перед ним задач. Ориентиром для этого может быть диалектический подход и осознание причинно-следственной связи на самых различных уровнях бытия, поскольку каждая причина ведёт к определённому следствию, а у любого следствия всегда есть причина.

С такой позиции необходимо рассматривать всю теорию уголовно-исполнительного права, а также существующие в ней проблемы и вопросы либо возникающие в процессе исследования и решения практических задач, курсовых или иных творческих работ. Уголовно-исполнительное право делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются цели и задачи, принципы уголовно-исполнительного законодательства, его структура и содержание, соотношение с нормами международного права, действие в пространстве и во времени, основания применения мер уголовного характера и иных мер, правовое положение осуждённых и система учреждений и органов, исполняющих наказания, а также вопросы контроля за их деятельностью.

В особенной части уголовно-исполнительного права рассматриваются порядок и условия исполнения всех уголовных наказаний, порядок освобождения от наказания, оказания помощи освобождаемым от отбывания наказания и контроль за условно осуждёнными. Обе части взаимосвязаны и применяются в совокупности.

Минимальной целью курса уголовно-исполнительного права является усвоение студентами предмета уголовно-исполнительного права, в частности, порядка и условия исполнения и отбывания уголовного наказания, способы и средства достижения их целей и задач. Важной частью курса является изучение и сравнение аналогичных институтов права в зарубежных странах для дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. При этом необходимо учитывать недостатки и противоречия соответствующей теории и самого законодательства, возникающие из их ориентации на закономерности общественного развития вместо закономерностей мироустройства, что в целом приводит к виртуализации как теории, так и уголовно-исполнительного законодательства.

Общей задачей курса «Уголовно-исполнительное право» является формирование у студентов очной и заочной формы обучения навыков всестороннего и диалектического изучения принципов, положений, норм соответствующего закона и иных нормативных актов, входящих в предмет курса, а также возникающих при этом проблем и вопросов, и на этом основании законного и обоснованного применения на практике норм уголовно-исполнительного права в соответствии не только с «буквой» закона, но и его «духом».

В обязанности студентов входит изучение учебного курса уголовно-исполнительного права, решение поставленных перед ними задач, грамотное и качественное написание курсовых и (или) дипломных работ, использование теоретических знаний при прохождении производственной практики и обобщение уголовных дел в период прохождения практики. Студентам необходимо усвоить данный курс с учётом тем дисциплины. Кроме того, следует внимательно следить за изменениями законодательства и с учётом этого готовиться к семинарско-практическим занятиям, написанию рефератов, курсовых, творческих и дипломных работ, а также при сдаче зачёта или экзамена.

Данный предмет изучается в одном семестре и формой контроля для студентов очной формы обучения является экзамен, а заочной и бакалавров права – зачёт.

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Уголовно-исполнительное право»

 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1 Понятие уголовно-исполнительное права, предмет и система курса

Уголовно-исполнительная политика и её цели. Взаимосвязь уголовно-исполнительной политики с социально-политическим и экономическим состоянием стран, со структурой и динамикой преступности в ней, с предписаниями международных актов о правах человека и обращения с осуждёнными и с деятельностью международных организаций. Соотношение уголовно-правовой политики борьбы с преступностью и уголовно-исполнительной политикой. Тенденции развития уголовно-исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительного права. Его составные элементы: уголовно-исполнительная политика (идеология), совокупность правовых норм и правоприменительная деятельность (практика). Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказаний. Место уголовно-исполнительного права в правовой системе России.

Принципы уголовно-исполнительного права. Наука уголовно-исполнительного права и её предмет. Возникновение и развитие науки уголовно-исполнительного права. Наука уголовно-исполнительного права и соприкасающиеся с ней неправовые науки: уголовно-исполнительная педагогика, уголовно-исполнительная психология, экономика уголовно-исполнительных учреждений. Наука уголовно-исполнительного права и наука уголовного права и уголовного процесса. Наука уголовно-исполнительного права и криминологии. Предмет, метод и система курса уголовно-исполнительного права как учебной дисциплины.

 

Тема 2 Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства, его основные черты. Закон - основная форма уголовно-исполнительного законодательства. Общая характеристика УИК РФ и Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. с последующими изменениями. Соотношение уголовно-исполнительного законодательства РФ с международными и правовыми актами. Подзаконные нормативные акты. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Нормы материального и процессуального характера. Деление норма материального уголовно-исполнительного права на правоохраняемые и позитивные и их виды. Действие уголовно-исполнительных норм во времени и пространстве. Уголовно-исполнительные правоотношения (возникновение, изменение, прекращение).

 

Тема 3 Система учреждений и органов, исполняющих наказания

Исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры, уголовно-исполнительные инспекции, судебные приставы-исполнители и суд как основные виды учреждений и органов, исполняющих наказания. Их компетенция и структура. Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Специфика учреждений и органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих. Тенденции развития системы органов и учреждений, исполняющих наказания.

 

Тема 4 Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Международный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ. Судебный контроль. Ведомственный контроль. Прокурорский надзор. Общественный контроль.

 

Тема 5 Правовое положение осуждённых

Характеристика лиц, отбывающих наказания. Основы правового положения осуждённых. Обеспечение законности применения основных средств уголовно-исполнительного воздействия на осуждённых, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказания. Ограничение правового статуса лица, отбывающего наказание, установленного УК РФ и УИК РФ в зависимости от вида исполняемого наказания. Правовой статус осуждённых иностранцев и лиц без гражданства. Основные обязанности осуждённых общегражданского характера и определяемые порядком и условиями исполнения наказания и законными требованиями администрации органов, исполняющих наказание. Основные права осуждённых. Право осуждённых на личную безопасность. Свобода совести и свобода вероисповедания осуждённых. Обращение осуждённых и порядок их рассмотрения. Предложения, заявления и жалобы осуждённых.

 

Тема 6 Применение к осуждённым мер медицинского характера

Применение принудительного лечения по решению суда в процессе отбывания ограничения свободы, ареста и лишения свободы осуждённых, больных алкоголизмом, наркоманией или страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Организация принудительного лечения осуждённых к ограничению свободы, аресту и лишению свободы при выявлении у них заболевания алкоголизмом или наркоманией в процессе отбывания наказания. Организация обязательного лечения при исполнении ограничения свободы, ареста и лишения свободы больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, открытой формой туберкулёза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.

 

Тема 7 Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия

Понятие исполнения наказания и его основание. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия: установленный порядок отбывания и исполнения наказания (режим); воспитательная работа; общественно-полезный труд; общеобразовательное и профессионально-техническое обучение и общественное воздействие. Понятие исправления осуждённого. Понятие уголовно-исполнительного воздействия. Единство целей уголовно-исполнительного и уголовного права и их различия. Роль и значение уголовно-исполнительной психологии и уголовно-исполнительной педагогики в осуществлении процесса уголовно-исполнительного воздействия. Психология исправления осуждённых. Учение о личности осуждённого. Методика изучения личности осуждённого. Индивидуально-психологические особенности личности осуждённого. Психические процессы и состояния личности осуждённого. Особенности педагогического процесса исправления осуждённых в уголовно-исполнительных учреждениях. Методы исправления осуждённых. Сочетание индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы с осуждёнными. Самовоспитание осуждённых. Содействие общественных объединений учреждениями и органам, исполняющим наказания.

 

Тема 8 История развития уголовно-исполнительного законодательства

Возникновение и развитие в России тюрем, ссылки, высылки и каторги. Смертная казнь, телесные наказания и клеймение. Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссылках 1832 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Уголовное уложение 1903 г. Общая характеристика первых нормативных актов, регламентировавших исполнение наказаний в послереволюционной России. Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах» от 24.01.1918 г. Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г. и его значение для дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Проект пенитенциарного устава и его значение для разработки первого советского Исправительно-трудового кодекса. Первый съезд работников пенитенциарного дела 1923 г. и его значение. Первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. Система уголовно-исполнительных учреждений. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осуждённых и формы участия общественности в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, предусмотренные ИТК РСФСР 1924 г. Недостатки ИТК РСФСР 1924 г. Второй Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела 1924 г. и его значение. Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. Его общая характеристика, значение и особенности. Исправительно-трудовые кодексы других союзных республик. Деятельность уголовно-исполнительных учреждений в 1935-1953 годах. Отрицательное влияние на развитие уголовно-исполнительного законодательства культа личности Сталина и нарушение принципов уголовно-исполнительного политики. Особенности развития уголовно-исполнительных учреждений в период 1950-1958 годов и их общая характеристика. Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах союзных республик 1961 г. Принятие Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. Значение принятия Основ и их общая характеристика. Разработка и принятие в соответствии с этими Основами Исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Общая характеристика Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1974 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых». Проведение экспериментов по повышению эффективности и гуманизации исполнения лишения свободы. Эксперименты 1989, 1990 годов по улучшению психологической обстановки, смягчению режима в колониях для женщин и в особенности для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также для инвалидов 1 и 2 групп. «Чимкетский» эксперимент 1991 г. по внедрению четырехступенчатой прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Распад Союза ССР осенью 1991 и возникший в связи с этим распад единой в СССР системы исполнения наказаний. Формирование в бывших союзных республиках суверенного уголовно-исполнительного законодательства. Кардинальные изменения уголовно-исполнительного законодательства РФ, направленные на гуманизацию исполнения наказаний, усиление защиты прав и законных интересов осуждённых. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 12 июня 1992 г.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», регламентирующий деятельность судебных приставов-исполнителей. Вступление России в Совет Европы (1997 г.) и проблема отмены смертной казни. Передача в августе 1998 года системы мест лишения свободы из МВД РФ в Министерство юстиции Российской Федерации. Тенденции развития уголовно-исполнительной системы России.

 

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 9 Понятие Особенной части

Понятие Особенной части УИК РФ и её система. Взаимосвязь Общей и Особенной частей УИК РФ.

 

Тема 10 Исполнение наказания в виде обязательных работ

Порядок и условия наказания в виде обязательных работ. Исчисление срока обязательных работ. Обязанности администрации организаций, в которых осуждённые отбывают обязательные работы. Ответственность осуждённых к обязательным работам. Злостные уклонения от отбывания наказания.

 

Тема 11 Исполнение наказания в виде штрафа

Порядок исполнения наказания в виде штрафа. Принудительное взыскание штрафа. Орган, исполняющий наказание. Злостное уклонение от исполнения наказания и его последствия. Имущество, на которое может быть обращено взыскание штрафа. Окончание исполнения наказания.

 

Тема 12 Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осуждённые. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определённое деятельностью. Исчисление сроков исполнения наказания. Обязанности осуждённого. Ответственность за неисполнение наказания.

 

Тема 13 Исполнение наказания в виде исправительных работ

Порядок исполнения исправительных работ. Условия отбывания исправительных работ. Исчисление срока исправительных работ. Обязанности администрации организаций, в которых работают осуждённые. Порядок производства удержаний из заработной платы осуждённых. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

 

Тема 14 Исполнение наказания в виде ограничения свободы Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. Исчисление срока ограничения свободы. Порядок отбывания ограничения свободы. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции. Меры поощрения, применяемые к осуждённым к ограничению свободы. Ответственность за нарушение режима отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от их отбывания. Порядок применения мер поощрения и взысканий к осуждённым. Надзор за осуждёнными к ограничению свободы и меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы.

 

Тема 15 Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почётного звания классного чина и государственных наград

Порядок исполнения наказания. Должностные лица и органы, исполняющие это наказание.

 

Тема 16 Порядок и условия исполнения конфискации имущества

Понятие и порядок конфискации имущества. Имущество, подлежащее конфискации. Конфискация денежной суммы взамен имущества. Возмещение причинённого ущерба. Обязанности третьих лиц в отношении имущества, подлежащего конфискации. Передача конфискованного имущества осуждённого финансовым органам. Конфискация имущества, выявленного после исполнения наказания.

 

Тема 17 Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста

Места отбывания наказания. Порядок и условия исполнения наказания. Привлечение осуждённых к труду. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осуждённым. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осуждённых.

 

Тема 18 Исполнение наказания в виде лишения свободы

Места отбывания наказания. Виды мест лишения свободы и направление в них осуждённых. Классификация заключённых. Приём осуждённых к лишению свободы в исправительные учреждения. Перемещение осуждённых к лишению свободы. Оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Привлечение осуждённых к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве. Сроки содержания под стражей осуждённых к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу. Раздельное содержание их в исправительных учреждениях и отбывание ими наказания в течение всего срока в одном месте лишения свободы. Изменение вида исправительного учреждения. Отбывание осуждёнными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении.

 

Тема 19 Режим отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Понятие режима и его функции. Основные требования (содержание) режима в местах лишения свободы по отношению к различным категориям лиц. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы. Технические средства надзора и контроля. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях. Состав нарушения режима. Понятие злостного нарушителя режима. Учёт нарушений режима. Дисциплинарная практика. Изменение условий содержания осуждённых во время отбывания наказания. Перевод заключённых на улучшенные условия содержания. Перевод заключённых из мест лишения свободы с более строгими режимами правилами в места лишения свободы с более льготными режимами и наоборот. Охрана осуждённых и надзор за ними. Меры поощрения и взыскания и порядок их применения. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осуждённым. Основания применения к заключённым мер безопасности: физической силы, специальных средств и оружия. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

 

Тема 20 Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы. Распорядок дня. Приобретение осуждёнными продуктов питания и предметов первой необходимости. Свидания осуждённых с родственниками и иными лицами, их виды и правила проведения. Получение осуждёнными посылок, передач и бандеролей. Переписка осуждённых, получение и отправление денежных переводов. Телефонные переговоры. Прогулки осуждённых. Просмотр осуждёнными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач. Приобретение и хранение осуждёнными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей. Условия и порядок передвижения осуждённых к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Выезды осуждённых к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осуждённых к лишению свободы. Материально-бытовое обеспечение осуждённых к лишению свободы. Особенности материально-бытового обеспечения осуждённых беременных женщин, осуждённых кормящих матерей и осуждённых женщин, имеющих детей. Медико-санитарное обеспечение осуждённых к лишению свободы. Условия содержания осуждённых к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Материальная ответственность осуждённых.

учреждений. е осуждённых к лишению свободы.ды

Тема 21 Воспитательное воздействие на осуждённых к лишению свободы

Задачи и организация воспитательной работы с заключёнными, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Понятие, основные формы и методы воспитательной работы. Самодеятельные организации осуждённых к лишению свободы.

 

Тема 22 Труд осуждённых к лишению свободы

Общественно полезный труд и его роль в исправлении заключённых. Социальная, правовая и педагогическая природа труда заключённых. Обязанность заключённых трудиться. Отличие обязательного труда от принудительного труда. Принципы и формы организации труда заключённых. Порядок привлечения к труду осуждённых к лишению свободы. Условия труда осуждённых к лишению свободы. Оплата труда. Привлечение лиц, лишённых свободы, к работам без оплаты труда. Передвижение без конвоя или сопровождения лиц, лишённых свободы. Категории лиц, лишённых свободы, которым может быть разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения. Порядок предоставления заключённым права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами колонии. Организация работы заключённых вне мест лишения свободы без конвоя или сопровождения. Возможность проживания рассматриваемой категории заключённых вне места лишения свободы. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Удержание из заработка лиц, лишённых свободы на возмещение стоимости питания, одежды, белья и обуви. Индивидуализация трудового воспитания заключённых, содержащихся в разных видах мест лишения свободы. Производительность труда заключённых и способы её повышения. Работы, выполнять которые заключённые не могут. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, исполняющих наказания. Категории лиц, освобождённых от обязательного труда.

 

Тема 23 Общеобразовательное обучение в местах лишения свободы

Задачи общеобразовательного обучения в местах лишения свободы. Лица, привлекаемые к общеобразовательному обучению. Особенности организации общеобразовательного обучения в воспитательных колониях и тюрьмах.

 

Тема 24 Содействие общественных объединений работе исправительных учреждений

Участие общественных объединений в исправлении осуждённых. Общественная поддержка организаций деятельности исправительных учреждений.

 

Тема 25 Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание лиц, лишённых свободы

Обеспечение заключённых необходимыми жилищно-бытовыми условиями. Обеспечение заключённых питанием, одеждой, бельём и обувью. Создание улучшенных материально-бытовых условий содержания беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним и больным. Категории заключённых, которым питание, одежда, бельё и обувь предоставляются бесплатно. Предоставление женщинам, имеющим детей в доме ребёнка колонии, пособия по уходу за ребёнком в соответствии с законодательством РФ. Порядок взыскания стоимости питания и одежды с заключённых, злостно уклоняющихся от работы. Медицинское обслуживание лиц, лишённых свободы. Право заключённых обращаться за консультацией и лечением в систему платных медицинских услуг. Принудительное лечение лиц, осуждённых к лишёнию свободы, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Обязательное лечение лиц, осуждённых к лишению свободы, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, а также больным открытой формой туберкулёза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.

 

Тема 26 Исполнение лишения свободы в исправительных колониях общего режима

Распределение осуждённых по условиям содержания. Порядок и условия исполнения наказания. Переводы осуждённых из одних условий отбывания наказания в других условия.

 

Тема 27 Исполнение лишения свободы в исправительных колониях строгого режима

Распределение осуждённых по условиям содержания. Порядок и условия исполнения наказания. Переводы осуждённых из одних условий отбывания наказания в других условия.

 

Тема 28 Исполнение лишения свободы в исправительных колониях особого режима

Распределение осуждённых по условиям содержания. Порядок и условия исполнения наказания. Переводы осуждённых из одних условий отбывания наказания в других условия.

 

Тема 29 Исполнение лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы

Распределение осуждённых по условиям содержания. Порядок и условия исполнения наказания. Переводы осуждённых из одних условий отбывания наказания в других условия.

 

Тема 30 Исполнение лишения свободы в колониях-поселениях

Порядок и условия исполнения наказания. Виды и основания переводов в колонии-поселения из других колоний и обратно.

 

Тема 31 Исполнение лишений свободы в тюрьме

Категории лиц, отбывающих лишение свободы в тюрьме. Порядок и условия отбывания наказания.

 

Тема 32 Исполнение лишения свободы в воспитательных колониях

Специфические особенности воспитательных колоний. Порядок и условия исполнения наказания. Распределение осуждённых по условиям содержания и переводы из одних условий в другие. Организация учебно-воспитательного процесса, в том числе, общеобразовательного и профессионально-технического обучения. Привлечение осуждённых к труду. Меры поощрения и взысканий, применяемых в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия. Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осуждённым. Оставление в воспитательных колониях осуждённых к лишению свободы, достигших совершеннолетия. Перевод лиц, достигших совершеннолетия, в исправительные колонии. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний.

 

Тема 33 Исполнение лишения свободы в исправительных колониях для женщин

Виды исправительных колоний, в которых отбывают лишение свободы женщины. Характеристика женщин, отбывающих лишение свободы. Особенности режима исполнения наказания в исправительных учреждений, в которых отбывают наказание женщины. Особенности отбывания наказания женщин, имеющих в доме ребёнка исправительного учреждения детей до трёх лет.

 

Тема 34 Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

Порядок и условия исполнения наказания. Удержания из денежного довольства осуждённого. Перемещение осуждённого по службе. Воспитательная работа с осуждёнными. Прекращение исполнения наказания. Освобождение от наказания или его замена при увольнении с военной службы.

 

Тема 35 Исполнение наказания в виде ареста в отношении осуждённых военнослужащих

Места отбывания ареста. Раздельное содержание осуждённых военнослужащих. Направление осуждённых военнослужащих на гаупвахту. Порядок и условия отбывания наказания. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осуждённым военнослужащим. Особенности правового положения осуждённых военнослужащих.

 

Тема 36 Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Места отбывания наказания. Режим в дисциплинарной воинской части и его особенности. Свидания осуждённых. Получение осуждёнными посылок, передач и бандеролей. Переписка осуждённых. Приобретение осуждёнными военнослужащими продуктов питания и предметов первой необходимости. Краткосрочные выезды за пределы воинской части. Военная подготовка осуждённых. Труд осуждённых. Воспитательная работа с осуждёнными. Изменение условий отбывания наказания. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осуждённым и порядок их применения. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осуждённых. Зачёт времени пребывания осуждённых военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок службы.

 

Тема 37 Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний

Суть прогрессивной системы исполнения наказаний. Её значение для более быстрого и качественного достижения целей уголовного наказания. Требования, предъявляемые к прогрессивной системе исполнения наказания. Реализация прогрессивной системы в пределах одного и того же места лишения свободы. Переводы осуждённого в процессе реализации прогрессивной системы из одного места лишения свободы в другое. Замена одного наказания другим (более мягким или более тяжким) в процессе реализации прогрессивной системы отбывания наказания.

 

Тема 38 Правовое положение лиц, отбывающих ограничение свободы, арест и лишение свободы

Правовое положение осуждённых. Ограничение возможности осуществления некоторых прав и исполнение некоторых обязанностей гражданина, вызываемых режимом ареста и лишения свободы. Специфические права и обязанности, возникающие у отдельных групп заключённых (например, у беременных женщин). Влияние на правовое положение осуждённых вида места лишения свободы и установленного в нём режима. Особенности правового положения военнослужащих, отбывающих ограничение по военной службе, арест и наказание в дисциплинарной воинской части.

 

Тема 39 Освобождение от отбывания наказания

Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения. Освобождение осуждённых военнослужащих от отбывания наказания. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Порядок обращения с ходатайством о помиловании. Отсрочка исполнения наказания осуждённым. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания. Порядок освобождения. Время освобождения. Документы, оформляемые при освобождении. Правовое положение лиц, отбывших наказание.

 

Тема 40 Помощь осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осуждённых. Подготовительная работа к освобождению осуждённых. Особенности подготовительной работы к освобождению от наказания несовершеннолетних из мест лишения свободы. Оказание материальной и иной помощи лицам, освобождённым от наказания. Право освобождаемых осуждённых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи. Пенсионное обеспечение лиц, утративших трудоспособность во время отбывания наказания. Связь администрации мест лишения свободы с освобождёнными и её формы. Проблема организации пунктов социальной адаптации освобождённых из мест лишения свободы и потерявших связи с родственниками или близкими. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания наказания.

 

Тема 41 Исполнение наказания в виде смертной казни

Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни. Правовое положение осуждённых к смертной казни. Порядок исполнения смертной казни.

 

Тема 42 Осуществление контроля за поведением условно осуждённых

Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осуждённых. Порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых. Исчисление испытательного срока. Ответственность условно осуждённых.

 

Тема 43 Возникновение и развитие тюремных систем. Основные черты исполнения лишения свободы в некоторых наиболее развитых странах мира

Создание первой регулярной тюрьмы цухтхауза в 1595 году в Амстердаме. Регламентация режима отбывания наказания. Привлечение осуждённых к труду с его частичной оплатой.

Введение в тюремных штат должностей учителя, врача и священника. Развитие цутхаузов в ганзейских городах. Возникновение в США пенсильванской (филадельфийской) тюремной системы в 1776 году. Режимные правила: полное молчание, безусловное подчинение всем требованиям администрации тюрьмы, дисциплинарные меры, обезличка осуждённых и т.д.

Выход в 1777 году в Англии одной из первых теоретических работ – книги Л. Говарда «Положение тюрем в Англии и Уэлсе». Суть учения Говарда о тюрьме. Создание оборнской тюремной системы в США в начале XIX века. Суть данной тюремной системы. Строгие режимные правила в сочетании с привлечением осуждённых к труду. Создание на острове Норфолк (Австралия) в 1840 году английской (или звёздной или марочной) прогрессивной системы отбывания тюремного заключения. Распределение осуждённых на «классы», отбывание ими наказания по трём ступеням. Суть прогрессивной системы отбывания наказания.

Создание ирландской прогрессивной системы отбывания наказания. Создание в США в 1876 году реформаториев – мест лишения свободы для молодых заключённых. Включение в их деятельность элементов прогрессивной системы. Борстальские учреждения – места лишения свободы для молодых заключённых в Англии. Общие черты исполнения лишения свободы в настоящее время в США, Англии, Франции, ФРГ и других развитых странах. Общие проблемы совершенствования исполнения наказаний в зарубежных странах. Международные акты об обращении с заключёнными.

 

Тематические планы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.