Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ближний Восток - колыбель Православия






Трубников Александр

 

Протоиерей Александр Трубников

Ближний Восток - колыбель Православия

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему АНАСТАСИЮ Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху русской Православной Церкви Заграницей, Председателю Собора Епископов и Архиерейского Синода, Возродителю Русской Духовной Миссии в Святой Земле и многолетнему ее Возглавителю настоящий труд посвящает

АВТОР

(добавлено ldn-knigi.narod.ru - краткая справка об авторе:

Протоиерей Александр Трубников,

Трубников Александр Григорьевич, род. 1908г. 10 марта в Царском Селе. Эмигрировал с родителями во Францию в 1916 г. Химик по образованию. Работал в Марокко. Рукоположен в 1949 г. Настоятель прихода Синодальной Церкви в Медоне под Парижем. Секретарь Епархиального совета.

Творения:

L'Eglise russe hors frontieres. - Paris, 1963. Ближний Восток колыбель Православия. - Мадрид, Представительство российских эмигрантов в Америке, 1964. 351 с. Commentaires sur la Divine Liturgie. - Meudon: Centre Orthodoxe de l'information, 1971. 61 p.)

{7}

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первоначальный замысел автора предлагаемого труда было показать влияние Сов. Союза, т. е. коммунистической партии, на Ближний Восток через Православную Церковь.

Для выполнения замысла необходимо было показать роль и значение православия на Ближнем Востоке, равно как роль и значение Русской Православной Церкви в этой части света. И то и другое восходит корнями в глубокую древность и находится в тесной связи с общей Историей Средних Веков, Нового Времени и Современной.

По ходу составления работы автор заметил, что русский читатель, которому английский, французский или немецкий языки не вполне близки, не располагает документацией о Ближнем Востоке. А документация эта показалась автору необходимой, ибо редко проходила неделя, чтобы газеты не отмечали каких-то событий на Ближнем Востоке, событий, имеющих большое влияние на политическую и экономическую жизнь стран Западного мира. Русский читатель слышит имена арабских деятелей, арабских лиг, пактов, ощущает недостаток бензина (как то было несколько лет {8} тому назад), проживающий во Франции или Англии видел, как призывают его сына под ружье и как тот проливает свою кровь из-за Ближневосточного вопроса. Наконец русский читатель или паломник в Святые Места узнает о разных мероприятиях Святейших Восточных Патриархов, повергающих его в глубокое изумление, грусть и даже горечь.

Все это побудило автора расширить основное задание и посвятить ряд страниц изложению политической истории Ближнего Востока с самой глубокой древности.

Взывая к благосклонному снисхождению читателей, автор почитает своим приятным долгом выразить глубокую благодарность:

Высокопреосвященнейшему Виталию, Архиепископу Монреальскому и Канадскому, давшему о работе положительный отзыв;

Полковнику Бонмезон, д-ру Политических наук, обратившему его внимание на Ближний Восток и много помогшему ему в деле ознакомления с Ближним Востоком;

Феодору Тарасьевичу Лебедеву, уговорившему автора приступить к составлению настоящего труда;

Ю. С. Ратькову-Рожнову, А. В. Ставровскому и М. П. Эрдели, просмотревшим рукопись и давшим автору ряд ценных указаний;

и особенно Представительству Российских Эмигрантов в Америке и его председателю Князю Сергею Сергеевичу Белосельскому-Белозерскому, взявшим на себя издание этого труда.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Введение: Ближний Восток и Россия

Часть 1-ая. Прошлое Ближнего Востока.

1. Общий обзор истории Ближ. Востока

Период доисторический

" древней истории

" Средних Веков

Крестовые Походы

Период Новой Истории с XУ по XУIII вв. Франция и Ближ. Восток

Период Новой Истории с XУIII по XX вв. Появление на Ближ. Востоке России и Англии. Борьба Российской Империи с Западом за право покровительствовать христианам. " Дело Святых Мест"

Период Современной Истории. Начало XX в. Включение Германской Империи в Ближневосточные дела. Положение к началу 1-ой Мировой Войны

2. Православная Русь на Ближнем Востоке

Императорское Палестинское Общество

3. Ближний Восток с 1914-го года по окончание 2-ой Мировой Войны.

Союзные планы относительно Ближ. Востока в 1-ую Мировую Войну. Дележ Ближ. Востока после Версальского Мира. Влияние 2-ой Мировой Войны

4. Багдадский Пакт и Арабская Лига

Часть II-ая. Настоящее положение Ближнего Востока.

1. Ливан. Политическое и экономическое положение

2. Сирия. Политическое и экономическое положение

Западный Мир и СССР в Сирии и Ливане в экономической области

3. Антиохийская Патриархия.

Общие сведения. Связь с Россией. Современное состояние Патриархии. Советское влияние по церковной линии. Внутренняя жизнь Патриархии

4. Иордания. Политическая история. Социальное и экономическое положение

5. Израиль. Политическая история. Социальная и экономическая жизнь.

Иорданские воды. Вероисповедания. Положение христиан в Израиле. Беженский вопрос

6. Иерусалимская Патриархия.

Исторический обзор. Связь с Россией. Патриархия после 1-ой Мировой войны. Статистические данные. Святые Места. Интернациональный статут Иерусалима. Советское влияние по церковной линии. Московская Патриархия на Св. Земле. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме после 2-ой Мир. Войны. Описание миссийных участков. Нужды миссии и помощь русской эмиграции

7. Египет.

Исторический обзор. Египет под водительством Нассера. Суэцкий канал. Внешняя политика последних лет. Вооруженные силы Египта. Экономическое состояние и социальная жизнь. Египет и СССР. Ассуанская плотина и памятники древности

8. Александрийская Патриархия.

Исторический обзор. Современное состояние Патриархии. Русская Православная Зарубежная Церковь в пределах Патриархии. Советское влияние по церковной линии

Часть III-ья. Эфиопия.

Общий географический и экономический обзор. Исторический обзор. Вопрос Великой Сомалии. Эфиопская коптская Церковь. Православие в Эфиопии. Связь Эфиопии с Россией. Экспедиция атамана Ашинова и Архимандрита Паисия. Московская Патриархия и Эфиопия. Современное административное устройство и культурное состояние

Заключение

Именной указатель

Библиография

(в конце книги дополнительный материал - из истории Израиля; об Атамане Ашинове - ldn-knigi)

За ходом политических событий на Ближнем Востоке после 2-й Мировой Войны автор следил по ежедневной вечерней парижской газете " Ле Монд", наиболее осведомленной и серьезной газете в вопросах международной политики. В особых случаях " Ле Монд" дополнялся газетами " Фигаро" и " Ла Круа". Все три помещают циклы статей о Ближнем Востоке знакомых автору корреспондентов.

В газете " Русская Мысль" (Париж. 3 раза в неделю) бывают статьи о Святых Местах, описания паломничеств и регулярно израильская хроника.

Приведенный выше список книг и период. изданий (см. отдельно ldn-knigi)

не исчерпывает все труды и период, издания, которыми пользовался автор. Кроме того, он знаком лично с многими видными церковными иерархами и мирянами - церковными деятелями Ближнего Востока. Переписка с ними составляет архив Православного Информационного Центра, которым автор руководит. Много ценных данных взяты из этого архива.

{9}

ВВЕДЕНИЕ

1. Ближний Восток дорог каждому православному человеку, так как на Ближнем Востоке имеют свое пребывание три древнейших апостольских патриарших престола и особенно потому, что Святая Земля, ныне разделенная между Израилем, Иорданией, Ливаном и Сирией, составляет большую часть той части света, которой присвоено это наименование. В наше обозрение мы включили кроме того Эфиопию, ибо она прикасается к Ближнему Востоку своими границами, связана с Б. В. тесными экономическими сношениями и, особенно, потому, что страна это почти православная и, как таковая, обращала на себя внимание Российской Империи, а теперь СССР.

Что Ближний Восток был дорог православным доказывается вниманием, которое ему уделялось русскими людьми и Российским Государством (Великими княжествами, Царством Московским и Российской Империей). Русские люди шли паломниками и оставляли свои лепты по мере своего достатка. Государство со своей стороны щедро отпускало {10} помощь от казны и выступало защитником православных и Патриарших Престолов на дипломатическом поприще и на полях сражения.

2. С 1917-го года Православная Русь исчезла с Ближнего Востока. Остались лишь наглядные о ней воспоминания в виде дорогих икон в храмах, самих храмов, нескольких монастырей и, в общей массе православных арабов, нескольких тысяч архипастырей, пастырей, учителей и иных мирян, получивших свое образование в русских школах на Ближнем Востоке или в российских семинариях, Академиях и Университетах.

3. По окончании 2-й Мировой войны, Советский Союз. вовлеченный Западными Державами в качестве союзника на роли одной из первых скрипок в мировой концерт, обратил свое внимание на страны Ближн. Востока. Действиям советских дипломатов помогали два обстоятельства:

а) Взбудораженный войной (англо-немецкие сражения в Египте, англо-французские бои в Сирии и Ливане, англо-израильские " нелады" в Палестине) и наглядно ощутивший несогласованность Ближневосточной политики французов, англичан и американцев, Восток пробудился. Желание независимости и обостренный национализм, сказавшийся даже в Церкви, явились последствиями пробуждения. Начались вооруженные столкновения между арабскими странами, только что ставшими независимыми. Советские дипломаты, незаинтересованные территориально и {11} экономически, пользуясь былым престижем Императорской России, развили широкую деятельность.

б) Русская Православная Официальная Церковь (Кроме официальной Церкви, в СССР существует Церковь Тайная, не признающая Патриаршую за Ее компромисс с воинственно безбожной властью.) в лице Ее высших иерархов была окончательно покорена противобожной властью в 1943-м году. С 1945-го года Московский Патриарх стал полностью поддерживать внешнюю политику СССР, о чем он сам заявил несколько позже. Выступая в Москве на " 5-й Всесоюзной Конференции Сторонников Мира" в мае 1955-го г. Патриарх сказал: "...Русская Православная Церковь... всецело поддерживает миролюбивую внешнюю политику нашего правительства, не потому, что, как говорят наши недруги, она якобы несвободна, а потому, что эта политика справедлива и соответствует христианским идеалам, проповедуемым учением Церкви" (Журнал Моск. Патриархии № 6 1955 г. стр. 27-ая).

Подобных заявлений со стороны ближайших сотрудников Патриарха было немало. Располагая, таким образом, покорными архиереями и священнослужителями, советская дипломатия стала играть церковную карту. Игра заключалась в поездках Патриарха или высоких иерархов в страны Ближ. Востока, денежных субсидиях православным Церквам и приходам, приглашениях веточных иерархов и Патриархов в СССР и задариваниях восточных Владык; все эти способы были широко использованы. Православный Восток увидел в воинственно {12} безбожном СССР, достойного наследника Православной Российской Империи.

4. Западный Мир, расходующий неисчислимые суммы на " холодную войну" и контрпропаганду коммунизма, систематически обходит Православие, Возможных причин тому много:

а) Православие до сих пор мало известно на Западе. Даже епископы спрашивали нас " правда ли, что православные почитают Божию Матерь"? Единая святая апостольская Церковь представляется многим как секта католичества, а незнание Истории не позволяло водителям мировой политики учесть роль православия в создании и сохранении как самостоятельных стран Сербии, Болгарии, Греции, Румынии и России.

б) Католики, роль которых в мировой политике очень велика (недаром говорили о воссоздании Священной Римской Империи, когда во главе западных держав стояли Шуман (Франция), Аденауер (Германия). Чьяни (Италия) и Рааб (Австрия), все четверо воспитанники католических школ и верующие католики) увидели возможность завоевать новые позиции на христианском фронте Ближ. Востока. Недаром с XIII века католики претендуют на главенство в Ближ. Востоке и на роль попечителей христиан в этой части света.

в) Протестанты всех толков, никогда не занимали непримиримой позиции перед марксистским учением. Именно протестантский мир стал проводником советской официальной православной Церкви в {13} Западном мире. Приезды и выступления советских иерархов в Англии в июле 1955 г, в Канаде осенью 1955 г., в Осло в марте, в САСШ в июне, в Германии в июле 1956 г., наконец, встреча в Ультрехе (Голландия) в августе 1958 г. представителей Мирового Совета Церквей с делегацией Московской Патриархии (в результате которой, в мае 1961-го года Московская Патриархия подала прошение о принятии ее в состав Совета); все эти поездки и встречи состоялись на основании приглашений протестантов. (САСШ- Северо-Американские Соединенные Штаты = USA, ldn-knigi)

Xарактерен доклад на Соборе французской реформатской Церкви в мае 1959 г., на котором докладчик отметил что " марксизм один из видов, принимаемых современным миром. Мы должны на него взирать бесстрастно и без страха" (Отчет о Соборе в газ. " Монд" от 29-V-59). Большинство руководителей англосаксонской политики принадлежит к тому или иному протестантскому толку и поэтому от них трудно было ожидать поддержки тем, кто следует за провозгласившим в 1918-м году: " Ведь то, что вы (советская власть) творите... это поистине дело сатанинское... Властью данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Xристовым, анафематствуем вас, если вы только носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной" (Послание Святейшего Патриарха Тихона). Не учитывая значения православия, протестантский мир все же " играет" христианскую карту. Советская пресса (напр. " Советская Культура" от 13-1-59 или " Комсомольская Правда" {14} от 31-V-59) указывает на то, что у различных сектантов протестантского толка обнаружена литература, полученная из САСШ.

Отметим здесь, что нам известны католики и протестанты, разделяющие горести, вызываемые в нас международной политикой. Сочувствующие нам, помогают нам по мере своих сил и возможностей, но в руководящих кругах их предостережения и советы не принимаются к руководству.

г) Наконец, Западный мир глубоко проникнут мыслью, что злато и булат, и только злато и булат к сочетании друг с другом, способны разрешить все мировые запросы. Забывается или просто не учитывается, что Восток (Ближний Восток и Восточная Европа) населен народами с особо развитым религиозным чувством и что одними матерьяльными благами их не соблазнить.

Забывается также, что для арабов Ближ. Востока Православие есть древнейшая и местная вера, тогда как католичество и протестантизм суть вероучения " западных народов" ромеев, латинян, т. е. наносные.

Русская эмиграция может оказать влияние на великих мира сего, может помочь им прозреть. Цель настоящего труда дать ей матерьял и данные для ее просветительной деятельности.

{17}

ЧАСТЬ 1-ая

ПРОШЛОЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

1. ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Общие положения

Как нигде в другом месте, на территориях Ближнего Востока с самой глубокой древности, происходили столкновения двух совершенно различных миров: Запада и Востока, Европы и Азии.

За 500 л. до Рожд. Xрист. Запад или Европа представлены были Эллинами.

Во 11-м веке до Рожд. Xрист. Эллинов и их культуру сменил Рим, который в свою очередь в IV-м веке после Рожд. Xрист. был сменен Византией.

С Крестовыми походами на Ближний Восток вторгаются державы Западной Европы: Франция, Англия, Папский Престол и Священно-Римская Империя (т. е. Германия, Австрия и Италия). Вторжение этих держав состоялось по призыву, по благословению и под флагом Римского Патриаршего Престола, который в ту эпоху увлекался в сторону Папоцезаризма. Влияние Римского Престола характеризовалось латинизацией занятых областей и насаждением {18} формы исповедания, которое станет римо-католичеством.

В XV-м веке, интересующие нас области войдут в сферу Турецкого мусульманского владычества, которое продержится до 1-й Мировой Войны.

Как следствие Лозанской конференции (1922 г.) страны Ближнего Востока попадают под опеку Франции и Англии и начинают борьбу за свою независимость. Границы " опекаемых" государств часто прокладываются искусственным образом Западными " опекающими" государствами, к которым присоединяются САСШ. Сферы влияния, границы государств распределяются и определяются на основании взаимных договоров Западных Держав, вышедших победителями из Мировой Войны. Договоры же заключались после закулисной взаимной борьбы.

Определяя границы стран Ближнего Востока и решая участь населения, учитывали исключительно желание сохранить между странами Ближнего Востока равновесие сил. Первенствующую роль в распределении сфер влияния Западных Держав имел вопрос об удобстве экспорта нефти. (Роль нефти в современном мире всем известна и ясна.)

Конец Второй Мировой Войны принес странам Ближнего Востока независимость, но в искусственных границах и создании нового государства Израиля, против которого ополчился весь арабский мир.

Советский Союз, привлеченный державами Запада в мировой концерт, проявляет свое тлетворное {19} влияние, нейтрализовать которое Западные Державы не в силах.

История Ближнего Востока

" The archeology of Palestine", by W. F. Abright, A. Palican book Harmondsworth. Middlesex, 1951.

Revue mensuelle " La Table Ronde" N.° 154 Octobre 1960, Edit Plon, Paris.

Этот номер посвящен археологии Палестины. " La Genese de l'Humanite" par Arambourg. Presses Universitaires de France. Paris, 1943.

" L'Humanite prehistorique" par J. de Morgan. La Renaissance du Livre. Paris 1921. 2 volumes, et dans la meme collection.

" La Mesopotamie" par Delaporte. Paris 1923. " Bible et Terre Sainte", journal mensuel. Edit. Bonne Presse. Paris, collection complete.

а) Период Доисторический.

Палестина - древнейшая населенная страна мира. Не даром Св. Писание и Предание именно в этой части света определяет зарождение человеческой жизни.

В самом деле, в эру Палеолит, в Шельский период (500.000-200.000 л. до Р. X.) человек на Бл. Востоке представлен черепами людей, в которых усматривают донеандертальский тип.

Все последующие периоды оставили следы человеческой жизни. В эпоху Левальуа-Мустер (l00.000-50.000 л. до Р. X.) находят первые следы погребения мертвых.

{20} К периоду Мезолит (10.000 - 7.000 л. до Р. X.) относятся следы приручения собаки и начало сельского хозяйства.

К эре Неолита (7.000-4.000 относятся первые селения, приручение домашнего скота, священные места, обозначенные оградами, лепка горшков.

В середине бронзового периода (2.000-1.550 л. до Р. X.), когда уже известна письменность, Авраам, исповедующий единобожие, переселяется из Ура в Палестину. Дальнейший период известен из Ветхого Завета. (Благодаря многочисленным и большим работам по раскопкам даже неверующий не может в наши дни отрицать историческое значение Ветхого Завета (" La Bible a dit vrai", par Morton, Plon, Paris. " La Bible arrachee aux sables", par W. Keller. Edit. Amiot. Paris, 1957.)).

б) Период Древней Истории.

Период Медических войн (490-469 до Р. X.) знаменует собой первое столкновение Запада и Востока. - Эллины отражают под Марафоном и Саламинами наступление Востока.

В последующий век, Александр Македонский (336-323) покоряет весь Ближний Восток, Персию и доходит до Индии. Созданная Александром Империя не долговечна, но в середине 11-го века представительство Запада принимает на себя Рим и ведет на Восток ряд систематических походов. По {21} Божественному замыслу на языческий Рим выпадает миссия объединить к пришествию Xриста Спасителя все населенные страны древнего мира и включить их во единую Империю. Этим объединением стерлись междугосударственные границы и установилось единое имперское гражданство. Таким образом упразднялись ограничения в свободе перемещения отдельных лиц с места на место, и в середине 1-го века нашей эры проповедники Евангелия могут свободно разносить благую весть по всему миру.

В 129-м году Рим основывает " азиатскую провинцию". В 30-м году (до Р. X.) легионы Рима покоряют Египет.

В 27-м году Сирия объявлена императорской провинцией. За царем Иродом сохранено его царское звание с прибавлением " союзного". Титул этот не перейдет сыну Ирода, Архелаю, при котором Иудея объявлена " прокураторской провинцией".

в) Период средневековый.

Римское первенство продержится до IV века, когда наследство его перейдет к Византии. Империя Византийская проникнута сознанием, что она Империя Xристианская. В связи с этим " Восточный вопрос", вставший, как следствие столкновения двух культур или на почве этнической, переносится в область религиозную. Xристианский Запад начинает сталкиваться с Персией, которая с 224-го года (восстановление династии Сасанидов) исповедует моздеизм (учение Зороастра).

В 614-м году Персы занимают Святой град {22} Иерусалим и уносят Животворящий Крест Господень. Император Гераклий после длительной борьбы добивается возвращения Креста и торжественно вносит Его в храм Святой Софии.

VII-й век характеризуется наступлением мусульманства на христианский мир. Борьба мира мусульманского и мира христианского определит ход исторических событий до конца XIX-го века включительно. Поэтому мы считаем необходимым определить положения, вызвавшие эту борьбу.

Византийское сознание выражено в рождественском песнопении "... под единым царством мирским все гради сташа и во едино владычество вероваше." (На Господи воззвах - стихира на Слава и ныне.)

По учению Ислама - все мусульмане должны составлять один народ под главенством духовного и светского вождя - государя и первосвященника калифа. (См. Епископ Нафанаил. " Россия и Восток с исторических позиций". Рус Жизнь. САСШ № 4214 от 21-X-58.)

" Но в то же время мусульманство вступила в мир с мыслью иметь союз с христианством. Высказывания магометан в Коране относительно Иисуса Xриста, Девы Марии, апостолов, святых, сатаны и дел его, 2-го пришествия, чрезвычайно положительны... причем многие современные религиозные разветвления, называющиеся христианскими, относятся к Xристу приблизительно так же, а к Матери Божией и святым значительно менее благоговейно...

Таким образом можно вполне обоснованно предполагать, {23} что, если бы Магомет знал ближе христианство, вся гигантская сила арабского мира пошла бы по другому руслу. Византийские Императоры конца VI-го начала VII вв. не заботились об обращении в христианство арабских племен и... обе религии столкнулись друг с другом в непримиримой борьбе." (см. подробную статью епископа Нафанаила " Xристианство и Мусульманство" в " Свободе" № 1 (67) от Января 1958 г.)

В конце VI-го века, Магомет (570-632) объединяет арабов, дает им Коран и воодушевляет на завоевательный поход для создания арабо-мусульманской империи.

Сирия и Палестина даются им победами при Адженадеин (634 г.) и Ярмук (636). Иерусалим занят в 638-м году. Александрия в 643-м и вскоре после Египта завоевывается вся Северная Африка. Кипр занят в 680-м году.

Лишь в X-м веке Византия отвоевывает часть потерянных территорий. Острова Крит и Кипр отбиты Никифором Фокой в 961-м и 965-м году. Он же совершает кавалерийский рейд в Сирию (968 г.) и занимает Xолм, Триполи и область Латтакиэ. Его сподвижник Михаил Буртцес отбивает Алеп (969 г.) Иоанн Тимисхей берет Дамаск и Антиохию, но Иерусалим остается во власти Фатимидского эмира. Закрепляя за собой северную Сирию, Император Василий II-й не чувствует себя достаточно сильным, чтобы заступиться за христиан, против которых халиф Аль-Xаким начинает гонения (1009-1010). Xpaм {24} Гроба Господня в Иерусалиме почти целиком разрушен. В 1030-31 г. от арабов отбит Эфес.

Во второй половине XI-го в. (между 1078 и 1081-м годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков. (Дамасское, Алепское и др.)

Арабские завоевания в Западном - латинском мире (Испания в УIII веке, Юг Италии в IX-м, пиратство арабских стран Сев. Африки), вызывает мысль о совместном международном, общеевропейском контрнаступлении. Отвоевание Испании (взятие Толедо в 1085 году) показало, что подобное сотрудничество может дать реальные результаты. Отсюда мысль о Крестовом походе.

г) Крестовые Походы.

Крестовые Походы наложили на страны Ближ. Востока сильный отпечаток и ряд положений сегодняшнего дня является последствием оных.

Инициатива 1-го Крестового Похода принадлежала Папе Урбану II-му. Побуждения его были чисто идеологические: против торжествующего Ислама, торжество которого было основано на " священной войне" (джигад), выдвигался обще-христианской поход, участие в котором являлось делом угодным и приятным Богу. Крестовый поход стал походом священным, как бы контр-джигад.

1-й Поход: 27-го Ноября 1095 г. в городе Клермон Феран (Франция) Папа Урбан II-й торжественно и горячо призвал христиан встать на защиту {25} Гроба Господня. Народные массы, рыцари, бароны широко откликнулись на призыв Папы. Из царствующих князей никто не отозвался. Начатый по побуждениям чисто религиозным поход скоро утеряет идеологический характер. Бароны и рыцари выступили ради искупления своих грехов (особенно разбоев), но после первых же побед вернулись к разбою. Владения Ближ. Востока будут приобретаться. путем насилия, убийств и вероломства. В первом походе различается

а) поход народной массы - беспорядочная толпа будет перерезана турками в октябре 1096 г.;

б) поход баронов. Выступило 4 группы (Из Фландрии, Норманы Южной Италии, Французы Севера и Французы Юга). В течение 1097-98гг. бароны отвоевывают часть Сирии, и 15 Июля 1099 г. берут приступом Иерусалим. Взятие Святого города сопровождается резней мусульман. Эта резня отобьет в дальнейшем охоту мусульман сдаваться крестоносцам. Крестоносцы делят между собой занятые земли, основывают ряд княжеств и начинают междоусобицы за владение этими княжествами. Византийские императоры со своей стороны предъявляют свои права, указывая на то, что объявленная цель похода была освобождать, а не завоевывать.

Турки со своей стороны собираются с силами и в 1146-м году переходят к контрнаступление.

2-й Поход: Святой Бернард призывает и Везлей (Франция) спешить на выручку и поддержку французских рыцарей. В поход выступают {26} царственные особы в лице Конрада III-го Германского и Людовика VII-го Французского. Оба короля разбиты турками (октябрь 1147-го и начало 1148-го года) Турки постепенно развивают свои успехи и в 1187-м году Саладин берет Иерусалим, причем Саладин рыцарски великодушно отпускает христиан и отказывается разрушить храм Гроба Господня.

3-й Поход: Падение Святого Града вызывает западные державы идти на выручку французских князей. Фридрих Барбароса Германский, Филипп-Август Французский и Ричард Львиное Сердце Английский появляются на Ближн. Востоке в 1190-м году. Смерть Фридриха, утонувшего при купании в реке, выводит из строя немецкое ополчение. Ричард захватывает остров Кипр, к берегам которого его заносит буря. После взятия франко-английским ополчением города Акр, Филипп, поссорясь с Ричардом, отбывает во Францию, но оставляет свои войска. Xотя Ричард одерживает над Саладином ряд побед, но на приступ Иерусалима он не решается. С Саладином заключается договор, согласно которому Саладин сохраняет за собой владение Святым Городом, но христианским паломникам предоставляется свободный доступ до Святых Мест.

Титул христианского " Иерусалимского" короля является предметом соперничества между ставленниками англичан и ставленниками французов, (напр. Гай Люзиньский, поддерживаемый Ричардом и Конрад Мотферанский, поддерживаемый Филиппом.) Для приобретения или сохранения титула прибегают {27} в зависимости от обстановки к убийствам или... бракам. Борьба с турками отходит на второй план и с ними заключаются мирные договоры.

4-й Поход: Папский престол продолжает жить мечтой об освобождении Иерусалима. Иннокентий III-й призывает и поднимает 4-й поход. Следуя в Святые Места, крестоносцы в 1204-м году берут приступом Царьград (Константинополь) и основывают Латинское Царство. Последствия этого похода чрезвычайно велики и влияют на всю мировую Историю, до наших дней включительно.

а) В Истории Сирии: - франкские княжества, не получив поддержки, обречены на скорый конец и падение под владычество мусульман.

б) Штурм Константинополя, предшествуемый впервые в Истории, газовой атакой, сопровождался резней, грабежом и насилиями, не превзойденными даже турками в 1453-м году. Резня, грабеж и насилия, учиненные христианами, пришедшими под флагом Римского Патриаршего престола освобождать Святой Град Иерусалим, насильственное насаждение латинства (учреждение латинской церковной иерархии и введение латинского обряда в Богослужениях), привело православных греков-византийцев к окончательному разрыву с Римом - с латинянами. Не смотря на то, что Рим в лице Иннокентия III-го неоднократно протестовал против уклонения крестоносцев от их задания. Восток утвердился в убеждении, что Римский папа, его враг.

{28} Современные историки недаром начинают выдвигать мнение, что " разделение Церквей" надо считать совершившимся в 1204 году, а не в 1054-м. (" La rupture de 1054 entre l'Orient et lOccident" par Dom Nicolas Elender. Edit. Chevetogne 1954, brochure de 15 p.

" Neuf cents and apres" par Y. Congar. О. Р. Edit. Chevetogne. 1954, 95 pp.

" Le schisme de Photius". Histoire et Legende par F. Dvornik. Edit. du Cerf. Paris 1950, vol. de 662 pp.)

От полной латинизации Восток спасся в XIII веке сознательностью и стойкостью массы верующих (как в Юго-Западной. Руси в XVII веке). Царьград будет отвоеван греками. в 1261-м году. Но падение Царьграда от ударов турок в XУ-м столетии подготовлено было 4-м походом.

5-й Поход: (1261 г.) Созван Папой Гонорием III-м. Возглавляется королем Венгерским Андреем II-м и. герцогом Австрийским Леопольдом VI-м. После попытки высадиться в Сирии, экспедиция перебрасывается в Египет (стратегически очень правильно, ибо " ключ Иерусалима в Каире"). Султан Малик аль Камиль предлагает обмен гор. Дамьета на Иерусалим, но кардинал Пелагий, который до участия в походе проявлял узость взглядов и кругозора в Константинополе, решительно настаивает на отклонении мыслей о договорах. Крестоносцы наступают на Каир, но непредвиденный ими разлив Нила окружает их. Султан разрешает экспедиции вернуться к себе ценой возвращения всех завоеваний.

{29} 6-й Поход (1229 г.) Папа Григорий IX-й настаивает на том, чтобы Фридрих II-ой, Император Священно Римской Империи и король Сицилии выступил в поход. Фридрих II насчитывает в своем Сицильянском царстве большое количество мусульман. Со своими поддаными и с Исламом вообще он наладил добрые отношения и не хочет их нарушать, отчего оттягивает поход, ведя переговоры с египетским султаном Малик аль Камиль...

Папа Григорий IX предает Фридриха анафеме, после чего последний выступает в поход (1229 г.). Благодаря своим дружеским связям с султаном Малик, Фридрих добивается заключение договора, Яффа 11-2-1299, на основании которого христиане без боев получали Иерусалим, Вифлеем, Назарет и ряд других областей. За Иерусалимом признавался особый статут: " святого города", управляемого советом из христиан и мусульман. Xристиане получали храм Гроба Господня, а мусульмане мечеть Омара и Аль Аксы. 17-го Марта 1229 г. Фридрих торжественно вступил в Иерусалим. Вскоре ему пришлось покинуть Восток, так как бароны Св. Земли и военно-монашеские ордена ополчились против " отлученного от Церкви".

7-й Поход На поддержку франкских баронов Папа Григорий IX вновь воодушевляет своих верующих на поход. Ряд французских графов и герцогов отправляется на Восток. Появление свежих вооруженных сил задерживает распад франкских княжеств Востока, но не в силах помешать туркам занять Иерусалим в 1244-м году.

{30}

8-й Поход: Потеря христианами Иерусалима побуждает Французского Короля Людовика IX (Святого) выступить в поход. Экспедиция плывет в Египет и берет Дамьет. Султан предлагает обмен Дамьета на Иерусалим, но так же, как подобное предложение было отброшено в 1216-м году, оно отброшено Людовиком IX-м. За политической ошибкой последовал ряд ошибок стратегического и тактического характера, которые понуждают французскую армию к капитуляции (6.4.1250 г.). Людовик Святой откупается огромной суммой и переезжает в Сирию, где он проводит 4 года (с 1250 по 1254 г.). Благодаря своему авторитету, он прекращает междоусобицу среди франкских князей и заключает ряд договоров с нехристианами (отметим договор с появившимися в Ближн. Востоке - монголами) и укрепляет города Акр, Кессарию, Яффу и Сидон..

После его отъезда во Францию, междоусобица возобновляется по наущению соперничающих республик Венеции и Генуи. Соперничество вызывает настоящие междоусобные войны. Увлеченные своими распрями франки теряют политическую дальновидность. Они не учитывают возможности играть на соперничестве египетских мамелюков и монголов, которые проникают в Сирию в 1260-м году под водительством внука Чингисхана. В конечном результате франки изгнаны из своих последних владений в 1291-м году.

Двухсотлетнее владение Сирией сильно повлияло на экономическую жизнь Европы: через Сирию она {31} привыкла получать восточные продукты: сахарный тростник, шелка, парчу, хлопчатобумажные ткани, ковры. Интерес в Востоку, возбужденный религиозными мотивами, будет поддерживаться желанием получать вышеуказанные продукты местного изделия. В наши дни шелка и ковры заменены будут нефтью.

Также сильно повлияло пребывание франков в Сирии на самою Сирию. Следы латинской цивилизации видны по сей день. До сих пор французский язык известен всем культурным жителям Ближ. Востока.

Потеряв владения на материке, франки сохранили за собой остров Кипр, на котором они продержатся до 1571-го года. Местные жители в подавляющем большинстве православные греки сильно пострадали от притеснений папских легатов и архиепископов, которые настаивали и добивались от царей (Лузиньянской династии) ограничительных мер и удаления из города православного епископата.

д) Период Новой Истории, с XV-го по XVIII-й в.

Взятие турками Константинополя в 1453-м году означало окончательное введение их во владение территориального наследства Византийской Империи. Мы видели, что турецкий мусульманский мир разделял византийскую идею " под единым царством мирским все гради сташа и во едино владычество веровавша". Турецкий султан стал Калифом, т. е. первосвященником мусульманства. Но в отличие от имперского понимания Византийской идеи Калиф рассматривал как своих подданных лишь мусульман. Остальные {32} являлись населением, " покоренным силой". Среди православной части этого населения (а немусульмане были в большинстве своем православные) стало развиваться желание быть если не на территории Православного Царя, то хотя бы под его покровительством. Православным же царством была лишь Россия.

На Западе в это время начинается период морального упадка в связи с " Возрождением": т. е. отход от христианства, отказ от признания христианских принципов морали руководящими не только в личной жизни, но особенно в политической. Освобождение Святых Мест от владычества иноверных больше никого не волнует. С иноверными вступают в договоры, дабы сделать из них себе союзников. Так в 1535-м году король Франции, Франциск I-й договаривается с Солиманом против Короля Карла V-го Испанского.

Договор этот, известный под названием " капитуляций", давал Франции ряд преимуществ в области экономический, политической и религиозной. Религиозные преимущества позволяли подданным французского королевства соблюдать все предписания их веры и разрешали им, как следствие, свободный доступ к Святым местам. Другие иностранцы допускались к Святым Местам постольку, поскольку они являлись " друзьями" французского короля. В 1740-м году новый договор подтверждает капитуляции. Таким образом немногочисленные католики Ближнего Востока имели в лице Франции покровителя, а православное население в течение 250-ти лет в христианском мире не имело своего православного покровителя и {33} защитника. Россия, на которую они обращали взоры, переживала сперва ломку переходного возраста (вторая половина XVI-го в. начало XVII-го в.), затем утверждала себя (XVII в.) и лишь в XVIII-м веке вышла на мировую арену. В поисках путей до " мировой арены", в поисках окна в Европу, Россия сразу столкнулась с Турцией.

е) Период Новой Истории с XVIII по XX вв.

Появление России и Англии на Ближнем Востоке.

Взятием Петром Великим Азова в 1696-м году пробивалась для России форточка в Европу. Окно будет пробиваться на Севере. Но заботы о завоевании выхода к морю (т. е. заботы экономическо-политического характера) не затемняли в сознании русского народа нравственную его обязанность помочь братьям христианам Ближнего Востока. До XVIII-го века русские цари, вельможи и простой народ снабжали Святейших Восточных Патриархов деньгами, за которыми они приезжали на Русь. Встречали их всегда с большим почетом и приглашали участвовать в поместных русских соборах.

Окончательно утвердившись в качестве великой державы при Екатерине Великой, Россия добивается Куйчук Канаржийским договором (1774 г.) покровительства над всеми православными, находящимися под турецким игом. Полное освобождение христиан {34} (не только Ближнего Востока, но и Румынии, Болгарии, Греции и Сербии) требовало предварительного развала и расчленения Турецкой Империи. Поэтому российская политика конца XVIII-го в. и всего XIX-го будет к этому стремиться. Но Турция неожиданно найдет себе христианского ярого защитника в лице Англии.

В 1763-м году Англия получила от Франции мирным договором Канаду и ИНДИЮ. Опасаясь за свободный путь в Индийскую Империю, Англия будет всячески ратовать за неделимость оттоманской Империи и стремиться устранить с Востока влияние России и Франции.

Французское влияние будет первоначально устранено победой над Наполеоном. Франция восстановит свое положение в 1856-м году и в частности в Сирии в 1860-м году. Но поражение ее в 1870-м году вновь на некоторое время отставит ее на задний план. Окончательную победу над Францией на Ближнем Востоке Англия одержит в 1941-м году (см. дальше).

Россия торжествует в первую половину XIX века. Греция освобождена в 1821-30 годах; В 1831-33-х годах и в 1839-41-х годах Россия помогает восставшему Магомету Али в Египте, в результате чего Египет отделяется от Турции. С середины XIX века она начнет ощущать реакцию Западных Держав.

Дело Святых Мест

28-го Мая 1850-го года Французский Посол в Константинополе потребовал от Султана права исключительного владения Святыми {35} Meстами для католических монахов. Основанием требования служило толкование капитуляций 1740-го года (подтверждавших капитуляции 1535-го года), согласно которым " подданные вражеских государств" могли свободно перемещаться, торговать и посещать Святые Места при условии, что они будут прикрываться флагом " Императора Франции". Кроме того 33-й давал латинским монахам владение Святых Мест, но не определял каких именно.

Некоторые почитаемые христианами места были заняты греками с 1757-го года. В 1808-м году им было дано право приступить к починке храма Гроба Господня. Нота 28-го Мая ссылаясь на то, что бывшие во власти латинян места не могли быть от них отняты односторонним решением, требовала передачи во власть латинских монахов 12-ти мест: Гроб Господень, гробница Божией Матери в Иерусалиме, Гефсиманский храм, храм Рождества Xристова в Вифлееме, гробница франкских царей у Голгофы и т. д. Султан тянет с ответом и в мае 1851-го года французский посол повторяет просьбу. Назначается комиссия, которой поручено рассудить православных и католических монахов. В результате в Феврале 1852-го года католикам вручают 3 ключа от Вифлеемского храма и право служить на гробнице Богородицы.

Наполеон III-й удовлетворен частичным успехом, но Император Николай I-й решительно восстал против постановления турецкой комиссии. " Ключ Вифлеемского храма, переданный католикам, {36} доказывает их преобладающее значение на Востоке". Российскому послу в Константинополе поручено выразить удивление по поводу признания Портой новых прав за Францией и требовать восстановления статус кво. Турки, играя двойную игру, в марте 1852-го года подписывают секретный фирман (указ), отменяющий права, данные Франции.

В Иерусалиме католики и православные, каждый со своей стороны, искренно верят в свои права. Католики утверждаются на Святых Местах. Православные требуют выполнения мартовского фирмана и протестуют против ограбления православных " в пользу нескольких римо-католических туристов".

Французское общественное мнение не интересуется делами Ближнего Востока и Святых Мест (" шум, поднятый нашими католическими газетами весьма смешон" - заявляет Директор Политического Департамента Министерства Иностранных Дел.) Император Николай I-й требует признания за ним права покровительства над 12-15-тью миллионами православных, проживающих в границах Турецкой Империи. Требование основывается на Куйчук Канаржийском договоре.

В Феврале 1853-го года, адмирал князь Меншиков, назначенный послом в Константинополь, восторженно встречается греками при его высадке в Турции. Ментиков требует разрешения вопроса Святых Мест и признания за Россией права опеки православных. Султан, поддержанный Францией (которая соглашалась на признание равноправия {37} католиков и православных) и особенно Англией, отвечает, что он берет на себя покровительствовать православным и сохранить за ними их права. Россия предъявляет ультиматум и, так как Турция не принимает его, русские войска вторгаются в румынские княжества.

Лето и осень 1853-го года проходят в переговорах и тайной подготовке Турции к войне, к чему ее особенно толкает Англия. Английский посол подпольными действиями устраивает удаление от власти Великого Визира Мохамеда Али, так как он являлся сторонником сговора и уступок. На место Мохамеда Али назначается Рашид Али, который 6-го Июня провозглашает в Турции свободу вероисповеданий.

В России общественное мнение крайне взбудоражено: повсеместно наблюдаются крестные ходы и моления об угнетаемых братьях христианах.

В Риме Ватикан склоняется на сторону мусульман против " схизматиков".

В Турции муллы провозглашают священную войну.

Учитывая все эти настроения, Султан требует от России эвакуации румынских княжеств и 23-го Октября объявляет России войну. Через месяц (30-го ноября) турецкий Флот уничтожен с Синопе.

Казалось, что конец " больного человека" приближается. Но Западные державы, видя приближение этого конца, объединяются тремя договорами (Константинопольским, Лондонским и Венским), в {38} которых утверждался принцип неделимости Турецкой Империи и определялось, что мир может быть заключен при условии признания за Султаном полной независимости в его политике по отношению к христианам и в вопросе дарования им свободы вероисповедания.

Началась война, главные действия которой разыгрались в Севастополе.

Парижский мирный договор (1856 г.), закончивший эту войну, определил принцип, согласно которому нераздельность Турецкой Империи явилась делом общеевропейским. Параграф 9-й договора признавал за Султаном право самому разрешать степень свободы совести, которую он дарует своим подданным, православным христианам. Этот договор не помешает Западно-Европейским державам настаивать перед Султаном на характере, который должен будет иметь фирман о религиозной свободе.

Союзные договоры 1854-го г. и Мирный договор 1856-го г. фактически предоставляли православных Xристиан Ближнего Востока Султану и этим напоминают собой Ялтинский договор последней мировой войны.

Парижский трактат явился победой Англии. " Дуэль кита и слона" (по определению Бисмарка) разыграется вновь в 1875-м году, когда против турецкого владычества восстали Босния, Герцоговиния, Сербия и Черногория. Российская Империя тотчас же предлагает на обсуждение европейских держав проект меморандума (Берлинский меморандум {39} от 13-5-76), надлежащего быть предъявленным Турции. Меморандум требовал реформ по отношению христиан. Германия, Австрия, Франция и Италия присоединились к Русскому проекту. Но Англия решительно отказалась участвовать в хлопотах в защиту угнетенных христиан.

В это время в Турции взрывом народного мусульманского фанатизма на престол возносится Абдул Гамид, и весь мир огласился воплем о помощи со стороны Болгар: в течение нескольких дней 15.000 Болгар христиан были вырезаны, 79 деревень сожжены и 80.000 человек оказалось без крова. Российская Империя мобилизуется и в январе 1878-го г. переходит через Балканы. В Марте Турция подписывает мир в Сан Стефано (3-3-78), на основании которого одна из православных европейских стран - Болгария обретает независимость в своих этнических границах. Казалось, что развал мусульманской империи близок и, в связи с намечающимся концом, христиане Ближнего Востока могли ожидать свободу в недалеком будущем. Развал угнетающей их Империи в их глазах шел от ударов Православной Руси.

Xотя русские солдаты в эту эпоху распевали:

" Эх вы турки ротозеи,

Где Вам с нами воевать,

Ваша нянька англичанка

Не успела помощь дать",

" нянька", не успевшая дать помощь на полях сражения (Английская Палата проголосовала кредиты {40} для проведения мобилизации при известии о Сан-Стефанском мире), окажет очень существенную помощь на общеевропейских конференциях. Берлинский Конгресс 1878-го г. сведет почти на нет победу России. А Англия в воздаяние оказанной услуги получила от Турции остров Кипр. Кроме того Англия подписала с Султаном оборонительный договор, согласно которому она обязывалась " защищать территорию Его Императорского Величества Султана".

Владение Кипром, островом фактически принадлежащим Ближнему Востоку, дало Англии основание считать себя одной из Ближневосточных Держав и тем самым участвовать в решениях вопросов, встающих в этой части света. Так же, как истец должен избрать себе местожительство в пределах, подлежащих юрисдикции судебной инстанции, в которую предъявляется иск, так Великобритания обрела на Кипре местожительство для предъявления претензий и исков в странах Ближнего Востока.

ж) Германия включается в Ближневосточные дела

В конце XIX-го века недавно сформировавшаяся Германская Империя начинает включаться в Ближневосточные дела. В Турции появляются военные миссии и офицеры инструктора, турецкая армия получает оружие немецкого производства, промышленные фирмы получают концессии по прокладке железных дорог. Вильгельм II-й совершает в 1898-м году путешествие в Константинополь. В ноябре он торжественно въезжает на коне, окруженный блестящей и {41} многочисленной свитой в Иерусалим, где он закладывает первый камень нового храма. В результате уже в 1907-м году, в Сирии и Палестине процветают немецкие колонии, имеющие свои госпиталя, сиротские дома и школы (католические и протестантские).

з) Франция на Ближн. Востоке к 1-й Мировой войне.

Военное поражение Франции в 1870-м году сильно отразилось на ее положении в Ближнем Востоке. Но все же влияние ее оставалось значительным, благодаря " католичеству, которое является традиционным и сильным средством влияния" (речь франц. министра Делькассэ в Палате Депутатов в 1902-м году.) На Ближнем Востоке имелось французских 5 светских школ с 500 учениками и 300 католических с 90.000 учащимися. В Сирии было 500 школ с 52.000 учащимися и в Бейруте иезуитский Университет, где обучалось более l0.000 студентов.

Ближний Восток к началу 1-й Мировой Войны.

Период 1897 г. по 1914 г. характеризуется борьбой Западно-Европейских держав за влияние и особенно за захват заказов промышленного оборудования: устройства портов, прокладки железных дорог и т д. В эту экономическую борьбу включается Италия. Европа несколько раз стоит на волосок от войны. (Революции на Кипре и в Афинах, две Балканские войны 1912-13 гг.). Война 1914-го года назревает.

{42}

2. ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

(" Очерки по Истории Русской Церкви" А. В. Карташева.

Изд. УМСА-Пресс. Париж 1959 г. стр. 185; и

" История России с древнейших времен" С. М. Соловьева в 15-ти книгах по изд. Института Истории Академии Наук СССР. Москва 1960 г. Том 3-й стр. 88.)

Святой град Иерусалим и Святая Земля с самых давних пор привлекали взоры православных русских людей. Святой Князь Владимир в 1001-м году посылал на Ближний Восток посольство. В 1062-м году, Киево-Печерский инок Варлаам совершает паломничество, и уже к XII-му веку паломничества приобретают массовый характер (См. " Путешествия русских людей за границу по произведениям русской литературы" П. И. Вейнберга. " Нива" 1889 г. № 2 стр. 54-58;). Из русской литературы мы знаем о " Xождении игумена Даниила", который в 1106-1108-х годах тщательно обошел с " дружиной" (т. е. со спутниками), составленной из людей разных мест России, всю Святую Землю. Игумен Даниил беседовал с монахами и князьями. В качестве " представителя земли русской" он всюду встречал уважение и внимание. Исследователи " Xождений" отмечают, что Даниил обращает свое внимание исключительно на " свое", т. е. на те {43} предметы, которые были непосредственно связаны с целью его путешествия - Св. Места.

Поэтому " не пропущено без внимания и описания ни одно местечко, ни один камень, мало-мальски связанные с Новозаветным или Ветхозаветным воспоминаниями. С математической точностью обозначены расстояния между различными местностями, величины того или другого памятника". Даниил сам пишет " яко видех очима своими грешными, по истине тако и написах". Сообщая ширину и глубину Иордана, " яко сам собой искусих, измерих, пребродих по ону страну Иордана и много походих по брегу тому Иорданову любовно".

От второй половины XIV-го в. сохранилась запись монаха Стефана Новгородца, от начала XV-го в. в описании иеродьякона Зосимы из Киева и от XVII-го -в. - " убогого Василия по прозвищу Гогора". Сохранились также записки купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, посланных Царем Иоанном Грозным в Царьград, Иерусалим и Антиохию для поминания Царевича Иоанна (Вышеуказанная статья Вейнберга в " Ниве" 1889 г. № 4 стр. 106-110.)

Тяготение к Святой Земле не прекращается с течением веков. Мы видели что Императорская {44} внешняя политика, как только она включилась в мировые дела, постоянно и настойчиво заботилась о христианах Ближнего Востока. Действия Императорской политики отвечали массовым настроениям всего населения России.

Православные Восточные Патриархи не раз приглашались на Русь, где их с почетом встречали и приглашали принимать участие в делах Русской Церкви.

Так Антиохийский Патриарх Макарий участвовал в соборах 1656-го и 1666-го годов и содействовал укреплению церковных реформ Патриарха Никона и успокоению умов духовенства в связи с возникшим расколом.

В 1662-м году Патриарх Александрийский Паисий был приглашен на суд над Патриархом Никоном.

Особо тесная связь завязалась в 1847-м году, когда Святейший Синод Русской Церкви посылает в Святую Землю Духовную Миссию, задачи которой заключались:

в представительстве Русской Православной Церкви при Святейших Восточных Патриархах,

в содействии делу православия,

в оказании помощи паломникам.

Начальником Миссии был назначен Архимандрит Порфирий (Успенский). Остальные члены ее были иеромонах Феофан (Говоров), бакалавр Петербургской Дух. Академии, впоследствии ставший списком Владимирским, затворником Вышинским и известным духовным писателем, и 2 причетника.

{45} Несмотря на малый состав миссии и на скромность отпущенных средств (7.000 рублей в год), ей удалось за 5 лет работы (до начала Крымской войны) создать в Иерусалиме при Патриархии арабскую типографию, которая стала выпускать Богослужебные книги на арабском языке. Созданы были также 4 пастырские школы для священников арабов (в Иерусалиме, Лидде, Рамлэ и Яффе). Наконец миссия организовала прием паломников.

Кроме достижений практического характера, Архимандрит Порфирий и его сотрудники проделали большую научную работу. Была налажена связь и досконально изучена Абиссинская коптская Церковь, что положило начало сближению с ней. Было совершено большое количество разъездов по Палестине, Сирии, Египту и Синаю в целях изучения больших книжных сокровищ древних монастырей. Так Иеромонах Феофан изучил редкое собрание творений Св. Отцов в монастыре Саввы Освященного, что дало ему богатый материал для его будущих писаний.

Война прекратила деятельность Миссии. Но уже в 1858-м году в Иерусалим прибывает ей на смену новая Миссия в составе 11-ти человек с Епископом Кириллом (Наумовым) во главе. Ассигнованная для миссии сумма вдвое превышает то, что получала первая миссия (14.650 руб. вместо 7.000 руб.) Преосвященный Кирилл, как и его предшественник, развил успешно всестороннюю деятельность. Добившись уважения турецкой администрации, местного населения {46} и православного духовенства, он смог значительно улучшить положение и условия пребывания в Св. Земле русских паломников. Миссия совершила большую работу по возращению в лоно православной Церкви арабов униатов.

В эту эпоху в Петербурге зародилось Общество,. которое станет Императорским Палестинским Православным Обществом. Общество занялось сбором пожертвований на Св. Землю по всей России. В результате деятельности общества с 1858-го по 1864-й г. было собрано свыше миллиона рублей. Получив средства, Миссия приступила к покупкам участков земель, освященных тем или иным событием Священной Истории и к сооружению на этих участках странноприимных домов, богаделен, амбулаторий и др. учреждений.

В 1864-м году Епископ Кирилл был отозван. Около года его заменял иеромонах Леонид (Кавелин); после чего в Святую Землю прибыл из Константинополя, где он был настоятелем посольской церкви, Архимандрит Антонин, роль которого в истории Миссии будет первостепенна.

Продолжая и развивая деятельность своих предшественников, о. архимандрит Антонин выискивал священные места, еще не занятые инославными и скупал их. На купленных участках разводились сады, возводились храмы, учреждались и строились школы. В конечном счете приобретенные участки, (всего 30) представляли собой площадь в 42 гектара. Отметим среди них:

{47} Участок у Дуба Мамврийскаго, вершина горы Елеонской, участок в Аин Карем, где учреждена была женская обитель " Горнее", участок близ гор. Яффа с обширным садом, где посторен был храм, участок в Иерихоне, и др.

Кроме мероприятий хозяйственного характера, о. архимандрит уделял много внимания научно археологическим изысканиям, чем обогатил библейскую науку. Отметим здесь раскопки на русском участке в Иерусалиме, которые обнаружил базилику времен Константина Великого (IV в.), а особенно остатки городских стен и " Судные ворота". (Осужденные на смертную казнь велись из претории на лобное место через " судные ворота", у которых в последний раз читался смертнику приговор. Таким образом Спаситель вне всякого сомнения был проведен через эти ворота и Его пречистые ноги коснулись обнаруженного при раскопках порога). Наконец о. Антонин провел большую работу по изучению библиотек монастырей и составил каталог Синайского монастыря Св. Екатерины.

Потрудившись на Святой Земле 30 лет, о. Антонин почил 24-го Марта 1894 г.

Развитие и деятельность Императорского Палестинского Общества.

В 1871-м году Святую Землю посетил Василий Николаевич Xитрово, который обратил внимание на беспомощность русских паломников. Не смотря на {48} то, что уже было для них сделано, они все же страдали от произвола турецкой администрации и арабов проводников.

Путем докладов В. Н. Xитрово начал знакомить общество с положением паломников. Свои сообщения он особенно развил по окончании войны 1877-го года, а в 1880-м году предпринял второе путешествие, во время которого он смог ознакомиться с построенными архимандритом Антонином странноприимными домами.

В 1881-м году Святую Землю посещают Великие Князья Сергий и Павел Александровичи. Вернувшись с паломничества, Великий Князь Сергий Александрович выразил согласие стать председателем Палестинского Общества, устав которого был утвержден 8 Мая 1882-го года. В 1889-м году Обществу было передано управление всеми земельными участками и всеми учреждениями (странноприимными домами, больницами, школами), дотоле бывшими в ведении азиатского департамента Министерства Иностранных Дел.

После убийства Великого Князя Сергия Александровича, " заботу о близком сердцу почившего деле", Государь Император Николай II-й поручил вдове Великого Князя, Великой Княгине Елизавете Феодоровне.

Деятельность и достижения Императорского Палестинского Православного Общества.

а) Культурно-просветительная: В 1907-м году насчитывалось до 347-ми сочинений по палестиноведению.

{49} Школ для арабов:

в 1900-м году их насчитывалось 70;

в 1904-м году 87 с 10.000 учениками;

в 1907-м году 101 с 10.594 учениками, из коих 5.526 мальчиков и 5.068 девочек.

Для обслуживания школ Палестинское Общество располагало мужским интернатом (по образцу русских учительских семинарий) в Назарете (основанным в 1886-м году) и женской семинарией в Беш-Джили (основанной в 1890-м году). Кроме учителей арабов, часть преподавательского персонала приезжала из России.

Первоначально школы открывались лишь в Палестине, в пределах юрисдикции Патриарха Иерусалимского. Но вскоре иерархия Антиохийского Патриархата, учитывая значение русских начальных школ, обратилась к Палестинскому Обществу с просьбой взять под свою опеку школы в Сирии и Ливане. Таким образом к школам Иудеи и Галилеи добавились:

Бейрутский округ с 5-ю школами (в 1900-м году) с 151 мальчиками и 864 девочками,

Южно-Сирийская Инспекция с 7-ю мужскими, 12-ю смешанными и 1-ой женской школами, в которых обучалось 2.111 мальчиков и 1.333 девочки, и Северо-Сирийская Инспекция с 4-мя мужскими, 9-ю смешанными и 1-ой женской школами, в которых обучалось 2.518 мальчиков и 1.446 девочек.

б) Санитарная помощь: Из отчета Императорского Общества, представленного 28-4-1913 г., {50} выявляется, что через 1 больницу и 6 амбулаторий прошло паломников, учащихся в русских школах и местного арабского населения 115.093 нуждающихся в медицинской помощи.

в) Помощь паломникам: Во второй половине XX-го века, когда мы привыкли к ежегодным массовым движениям туристов в связи с каникулярным периодом и когда мы читаем о массовых паломничествах в Рим, Лурд и другие места, при наличии многочисленных туристических обществ с представителями во всем мире и при содействии всех правительств мира (для которых туризм является доходной статьей), трудно себе представить, что означало в начале века поездка русского крестьянина из России в Иерусалим. Незнание языков, доверчивость к местному населению являлись большими препятствиями для успешного паломничества. Поэтому цифра в 9.178 паломников за год, из коих 4.159 на Пасху в 1912-м году надо считать весьма большой. Что делалось для паломников Палестинским Обществом?

Благодаря " паломническим книжкам", паломник через Одессу (главным образом), Новороссийск или Батум спокойно ехал до Св. Земли. Стоимость проезда до Иерусалима и обратно в 3-м классе без продовольствия обходилась из Москвы через Курск, Киев и Одессу в 54 рубля. Тот же проезд в 3-м классе поездом и 2-м классом на пароходе с продовольствием на пароходе обходился в 174 рубля.

В Одессе (и других портах) паломника {51} встречали на станции монахи или послушники, которые провожали его в одно из 3-х подворий (в Одессе), где паломникам представляли кров, ночлег и довольствие бесплатно. Кроме того, подворья брали на себя хлопоты с паспортами и билетами. (На паспортах должны были быть турецкие визы).

В Яффе, паломника встречал служащий Палестинского Общества, который сопровождал его во все время его пребывания в Св. Земле и оказывал ему всякую помощь и содействие. В Иерусалиме паломники, желающие остановиться в общих палатах русских странноприимных домов, ничего не платили за помещение в течение первых 14-ти дней. Квартирование в отдельной комнате, с бельем, освещением, отоплением и прислугой стоило от 30 коп. до 1 рубля. В общей палате кровать в сутки стоила 3 коп. (после 14 дней бесплатных). Довольствие для живущих в отдельных комнатах обходилось в день 1 р. 50 коп., а остановившиеся в общих палатах могли получить порцию чая или супа (с хлебом) за 5 коп. и порцию каши за 3 коп. (Данные на 1906-1907 гг. взяты из " Путеводителя по Св. Местам града Иерусалима". Изд Фесенко. Одесса, 1908 г. 229 стр. с илюстр. и картой).

В 1907-ом году в Св. Земле насчитывалось 8 подворий для приема паломников. Мы видели, что на Пасху до 5.000 человек смогли в них расположиться.

г) Имущество: Имущество Императорского Палестинского Православного Общества к 1914-му году заключалось:

{52} в Иерусалиме: Дом у Судных Ворот, Троицкий Собор и домовая церковь Св. Царицы Александры, 4 подворья, больница, 2 больших здания.

В Гефсимании: храм Св. Марии Магдалины,

в Кане: Галилейской храм;

на горе Елеонской: храм Вознесению;

в Назарете: подворье, учительская семинария, женская школа, амбулатория, и детский сад;

в Яффе: 2 гостиницы для паломников и храм Св. Петру и Павлу;

в Xевроне: храм;

на горе Кармиль: храм Св. Пророку Илье;

в Аин Карем: женский монастырь.

В 1914-м году война с Турцией принудила Духовную Миссию покинуть Иерусалим. Большая часть паломников смогла вернуться в Россию через Афины и Салоники. Имущество Палестинского Общества было конфисковано Турецким Правительством.

{53}

3. БЛИЖНИЙ ВОСТОК С 1914-го ГОДА ПО ОКОНЧАНИЕ

2-ой МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Покорив Византию (Константинополь взят турками в 1453-м году), турки в начале XVI-го в. занимают весь Ближний Восток. Миллионы православных христиан попадают под владычество калифа. Ближневосточный вопрос для руководителей внешней политики великих держав Европы, сводится к оказанию помощи и покровительства христианам или, иначе говоря, к решению задачи: сохранить или расчленить Турецкую Империю.

В XIX-м веке, Турецкая Империя известна под кличкой " больного человека", и великие державы расходятся в мнениях относительно того поддерживать ли жизнь больного человека или прикончить его.

1-ая Мировая война, в которой Турция участвовала в качестве противника Антанты, решает ее участь: она будет расчленена. Севрский договор 1920-го года оформляет это расчленение. Ливан и Сирия попадают под управление французов. Палестина, Трансиордания и Египет передаются в управление Англии. В 1948-м году страны эти станут {54} независимыми и появится новое государство Израиль, против которого восстанет арабский мир.

Союзные планы относительно Б. Востока во время

1-й Мировой Войны:

а) В 1915-м году Верховный Английский комиссар в Египте, Мак Магон развивая план лорда Китченера, завязывает связь с Шерифом Мекки, Гусейном. В результате обмена 10-ти писем (от Июля 1915-го г. по Январь 1916-го г.) выработан был план действий, согласно которому: Гусейн поднимает восстание против турок, а Англия по окончании войны коронует его царем " большого арабского царства".

Границы этого, " большого" царства указывались в очень общих чертах, но Гусейн, не имевший практики работы с Западными Державами Европы, доверился общим и ту






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.