Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий 2 страница






1) через осложнения в функционировании организма человека как физиологической системы;

2) посредством изменения социально психологических факторов жизни и деятельности личности.

В исследованиях по экстремальной психологии принято считать, что на человека воздействуют следующие основные психогенные факторы: монотония, изменённые пространственная и временная структуры, ограничения личностно значимой информации, одиночество (групповая изоляция), угроза для жизни.

Большинство зарубежных и отечественных психологов важнейшим стрессовым фактором считают опасность, угрозу для жизни, здоровья, социального статуса личности.

Сами факторы, как показало изучение ряда исследований, существенно отличаются не только для представителей различных профессий, но и у различных специальностей в рамках одной профессии. Объясняется это различием условий, в которых осуществляется выполнение профессиональных задач, а также самой их специфики.

По мнению практических психологов МВД России, определённую трудность в исследовании накладывает то обстоятельство, что: «в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов разговор о чувстве страха, опасности, личной уязвимости является своеобразным запретом. Каждый сотрудник, как правило, привыкает переживать эти чувства в одиночку. При этом простое подавление страха нередко приводит к агрессивности и психической травме»[4].

И.О. Котенев, анализируя действия сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях, выделяет дезадаптивные психические состояния. К их числу он относит: дезадаптивные дистрессовые состояния; острые стрессовые расстройства; психопатологические синдромы (депрессивный, астенический, истерический и их сочетания); состояние переутомления; состояние ажитации (перевозбуждения).

А.М. Столяренко отмечает разнообразные отрицательные эмоциональные явления (состояния), связанные с реакциями человека на экстремальные факторы деятельности[5]:

- повышенная озабоченность, чрезмерное волнение, раздражительность, нервозность, «взвинченность», истеричность;

- брезгливость, неприязнь, нелюбовь, нежелание;

- неуверенность, недоверие, подозрительность;

- озабоченность, беспокойство, тоска, тревога;

- опасение неудачи;

- боязливость, страх, испуг, ужас;

- чувства слабости, бессилия, бесперспективности, обреченности, подавленности, безнадежности, отчаяния;

- притупление чувств, безразличие, апатия, заторможенность;

- разочарование;

- недовольство, возмущение, злость;

- переживание неудач, потерь;

- чувства вины, раскаяния, стыда, угрызений совести;

- чувство утраты, горе;

- аффекты.

И.А. Папкин выделяет отрицательные эмоциональные состояния, доминирующие у сотрудников ОВД в опасных для жизни и здоровья ситуациях и выступающих в качестве психологической причины уязвимого, виктимного поведения. К ним он относит состояния: стресса, страха, индивидуальной паники, утомления, алкогольного или наркотического опьянения[6].

Все выше перечисленные негативные эмоциональные состояния отличаются по характеру вызвавшей их ситуации, феноменологии проявления, особенностям функционирования сознания и деятельности индивидов.

А.И. Папкин отмечает высокую интенсивность и глубину эмоциональных состояний при наступлении опасных для жизни и здоровья человека ситуаций, а применительно к деятельности специалистов правоохранительных органов опасных ситуаций профессиональной деятельности. Им выделяются следующие опасные для жизни и здоровья ситуации: потенциальные, мнимые (созданные фантазией человека), спровоцированные, реальные (объективные)[7].

Проводя системно-ситуативный анализ деятельности и возникающих в ходе оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД эмоций можно отметить, что в зависимости от силы возникающей эмоции, характер её проявлений у сотрудников различного личностного склада может быть противоположен. Так, абсолютное большинство сотрудников отмечает, что наступление состояния возбуждения, активизации, при котором тело не чувствует болевых ощущений и усталости, увеличивается скорость двигательных реакций, возникают другие (достаточно индивидуальные ощущения), благодаря чему сотрудник становится более успешен при выполнении оперативно-служебных задач. Вместе с тем, определённая часть сотрудников, при возникновении сильных эмоций, отмечает у себя такие проявления, которые явно мешают успешному выполнению оперативно-служебных задач. Это такие проявления как заторможенность (вплоть до ступора), излишняя и нецеленаправленная двигательная активность, слабость, дрожание рук, снижение восприимчивости, рассеянность внимания и др. Причем, негативные физиологические реакции могут быть характерны практически для любой эмоции. Отличить характер эмоции у конкретного человека лишь только по какому-то одному физиологическому признаку не представляется возможным. Следует отметить, что при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками ОВД, отдельные эмоции в чистом виде не испытываются практически никогда. Наблюдаемое у них психическое состояние представляет собой достаточно сложный эмоционально-волевой комплекс, реализующий моторно-познавательные функции, который зависит от различных факторов, как объективных, так и субъективно-личностных.

Сказать, что проблема изучения функционирования эмоциональной сферы в экстремальной деятельности уже решена психологической наукой,

к сожалению, нельзя. Как известно человеческие переживания достаточно индивидуальный процесс и выявление изменений, происходящих в психике человека, сопряжено с одной стороны с нежеланием человека допускать вторжение в его внутренний план, а с другой с понятными объективными трудностями оперативно-служебных задач.

Вариант структуры эмоциональных проявлений по-разному влияющих на профессиональную деятельность можно представить в следующем виде (Таблица 1).

 

Таблица 1. Эмоциональные проявления, влияющие на эффективность

профессиональной деятельности

 

Уровень эмоции Характерные проявления
Фоновый уровень Стандартная дневная активность, повседневные вегетативные реакции.
Уровень, повышающий результативность (уровень стеничности) Учащённое дыхание, повышенное сердцебиение, покраснение кожи, нечувствительность к легким болевым воздействиям, повышенная возбудимость, бдительность, тревожность, агрессивность.
Уровень нарушения деятельности (уровень астеничности) Слабость, «дрожь в коленях», сухость во рту, позывы к рвоте, слабость в животе, диарея, заторможенность, чрезмерная двигательная активность, смена тембра голоса (повышение до визга), излишняя потливость, побледнение кожи лица, апатичность, безрассудство, бессмысленные поступки, потеря памяти, расстройство речи, разрушение навыков и т.д.

 

Необходимо отметить, что четкой границы между эмоциональными уровнями нет, это аналоговая кривая. При определённых обстоятельствах уровни (а также их характерные проявления) могут переходить друг в друга. Исключением является крайняя часть кривой «разрушения деятельности». Как правило, сотрудник ОВД не в состоянии самостоятельно выйти из этого состояния, и только решительное (а зачастую и довольно жёсткое) вмешательство руководителя (начальника) или достаточно авторитетного сослуживца способно вернуть его в нормальное состояние.

Отметим, что проведённые исследования позволяют сделать несколько важных для понимания проблемы выводов:

1. Доминирующими эмоциями в опасных ситуациях профессиональной деятельности являются ответственность, долг, страх, гнев, интерес; реже при определённых условиях удовлетворённость, апатия, тоска, вина; крайне редко радость.

2. Любое эмоциональное проявление не может рассматриваться как априорно препятствующее реализации деятельности (может быть только депрессивный регистр). Знак и степень влияния эмоции на деятельность зависит от ее активационного потенциала, диапазона ее стеничности и степени подконтрольности субъекту деятельности.

3. Чаще всего срывы в деятельности являются следствием воздействия эмоциональных регистров страха, гнева и, в меньшей степени, тоскливого регистра.

4. Доминирующие в процессе профессиональной деятельности эмоции, при обязательном подчинении общим закономерностям, имеют определённую личностную детерминацию и иногда довольно существенно различаются у сотрудников различного психологического склада.

5. Постановка под личностный контроль регистров, обладающих наибольшими активационными потенциалами, расширение их диапазона стеничности резко повышает профессиональные возможности сотрудника,

делает его более стрессоустойчивым.

На сегодняшний день, несмотря на значительное развитие науки и наличие практического опыта в вопросах эмоционального управления сотрудниками ОВД, приходится отмечать, что подавляющее большинство сотрудников не умеют регулировать свои психические состояния.

Таким образом, имеются все необходимые и достаточные условия для того, чтобы выделить данную проблему как наиболее значимую и решать её современными научными методами. Чтобы ясно понимать структуру и содержание психологических задач, которые необходимо решать в связи с этим, обозначим отправные точки для выявления качественных критериев и параметров психологических подструктур личности сотрудника ОВД, интересующие практического психолога при решении проблемы преодоления негативного воздействия эмоций на профессиональную деятельность. Они выглядят следующим образом:

- личностные особенности указывающие на степень сформированности и устойчивости профессиональной мотивации, чувства долга и ответственности, степень профессионализации познавательной и моторной сфер;

- личностные особенности предрасполагающие сотрудника к доминирующему проявлению эмоций из регистров страха, гнева, тоски;

- интенсивность, диапазон стеничности, пластичность и длительность базовых эмоций;

- актуальный уровень самоконтроля и регулирования эмоциональных проявлений;

- способность к развитию самоконтроля и регуляции;

- психофизический ресурс, характеризующий перспективы профессионального долголетия.

 

Глава 2. Пути психологической профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел на транспорте в опасных ситуациях ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел на транспорте к саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности

 

Множество сильных раздражителей, воздействующих на сотрудников органов внутренних дел в экстремальных, часто опасных для жизни и здоровья условиях несения службы, приводит к выраженным негативным эмоциональным состояниям. В условиях повышенного риска и экстремального характера несения службы возникновение и динамика негативных эмоциональных состояний зависит от интенсивности, внезапности и продолжительности воздействия таких раздражителей. Именно в неблагоприятных условиях проявляется психологическая подготовленность (или психологическая неподготовленность), как отдельных сотрудников ОВД, так и подразделений к эффективной оперативно-служебной деятельности, степень обладания сотрудниками умениями снимать отрицательные эмоциональные состояния, действовать надежно и эффективно. Обучение сотрудников ОВД на транспорте навыкам психологической саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности осуществляется в рамках занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки[8].

Морально-психологическая подготовка рассчитана на сотрудников различных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Основная задача этого направления работы, исходя из особенностей профессиональной деятельности, состоит в подготовке личного состава ОВД на транспорте к надежным и безопасным действиям в типовых опасных ситуациях.

Основная цель предлагаемой в пособии программы - организация занятий посредством проведения лекций, практических занятий и тренинга сотрудников ОВД на транспорте по саморегуляции своих эмоциональных переживаний при выполнении оперативно-служебных задач в опасных ситуациях и выработки у них умений по преодолению негативных эмоциональных состояний. Негативные эмоциональные состояния, переживаемые сотрудниками органов внутренних дел в условиях угрозы смерти, ранения, телесного повреждения, не только снижают успешность выполнения оперативно-служебных задач, но и имеют целый ряд отрицательных психологических последствий, оказывающих влияние на последующую оперативно-служебную деятельность.

При разработке программы морально-психологической подготовки сотрудников ОВД на транспорте к саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в процессе оперативно-служебной деятельности учитывались имеющиеся методические подходы и исследования, проведенные в экстремальной юридической психологии (И.Б. Лебедев, А.И. Папкин, В.Н. Смирнов, А.М Столяренко и др.).

Актуальность исследования эмоциональных состояний сотрудников ОВД на транспорте, действующих в неблагоприятных условиях деятельности, обусловлена непосредственной связью с ее эффективностью. Переживание острых и хронических эмоциональных состояний сотрудниками ОВД на транспорте приводит, с одной стороны, к «стрессовой этиологии», с другой к снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, ее надежности и продуктивности, оперативности исполнения заданий, является причиной нарушений служебной дисциплины и законности, а также предпосылкой возможной профессиональной деформации личности[9].

Проблемы эффективности морально-психологической подготовки и профилактики негативных эмоциональных состояний среди личного состава ОВД на транспорте тесно связаны с отношением сотрудника к службе, соответствием его личностных, динамических характеристик содержанию выполняемой деятельности; складывающейся специфики профессионального общения; числом раздражителей, требующих риска, повышенной осторожности и безопасных действий, частотой служебных действий, связанных с необходимостью принятия самостоятельных решений в сложной постоянно меняющейся оперативной обстановке и др.

Проведение морально-психологической подготовки в органах внутренних дел по предлагаемой программе должно развивать профессионально значимые психологические качества и умения личности, которые дифференцируют сотрудников по критерию успешности и устойчивости их профессиональной деятельности, как в течение всей продолжительности службы, так и в опасных для жизни и здоровья условиях несения службы.

Как показывают проведенные исследования к числу наиболее часто встречающихся у сотрудников органов внутренних дел негативных эмоциональных состояний относятся: дистресс, тревога, страх, фрустрация, аффект, индивидуальная паника, малоконтролируемая агрессия. Наблюдается динамика переживаний, характеризующая переходы от одного эмоционального состояния к другому, от негативного к позитивному или от одного негативного к другому негативному, усиливающие их стеничность или астеничность, их временное доминирование, меру и направления влияния на успех или уязвимость профессиональных действий.

Основными причинами возникновения и проявления негативных эмоциональных состояний являются недостаточная подготовленность сотрудников к действиям в опасных ситуациях (экстремальная неподготовленность) и особенности их эмоциональной сферы, выражающиеся в склонности к типологическим отрицательным переживаниям при появлении эмоциогенных факторов, которые подлежат психологической диагностике.

Существует внутренняя сущностная зависимость между профилактикой неблагоприятных эмоциональных состояний и возможностью успешного разрешения проблем эффективности оперативно-служебной деятельности. Известно, что в около 100 видах эмоций, которые переживает человеком, лишь около 30 являются положительными. Способы психической регуляции переживаний могут быть самыми различными (вербальные и невербальные, внешние и внутренние, тактильные и дистанционные и др.). Чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, сотрудник ОВД должен иметь определенную сумму знаний о природе негативных эмоциональных состояний, неблагоприятных факторах оперативно-служебной деятельности и психологических травмах, уметь регулировать свои эмоциональные состояния. Проблема оптимизации эмоциональных состояний сотрудников в условиях оперативно-служебной деятельности ОВД на транспорте решена недостаточно. Об этом свидетельствует отсутствие в деятельности психологов подразделений внутренних дел не только необходимого инструментария, а также программ обучения психической саморегуляции, а также первичной и последующей профилактики негативных эмоциональных состояний.

Ожидаемые результаты от реализации программы морально-психологической подготовки соотносятся с особенностями личности сотрудника, его общей профессиональной подготовленности, социального окружения, в котором он находится, а также эффективности усвоения им знаний и умений. Важнейшим критерием результативности воздействия программы обучения на личность сотрудника является надежность его действий в опасных ситуациях, субъективная уверенность в своих силах и умении регулировать эмоциональные состояния. Следующим критерием, с помощью которого можно судить об улучшении психологического состояния сотрудника, являются результаты тестирования с использованием психодиагностических методик, показывающих развитие благоприятных эмоциональных качеств, снижение тревожности и эмоциональной неустойчивости в поведении.

Предлагаемая программа направлена на совершенствование уровня психологической подготовленности сотрудников ОВД на транспорте по оптимизации своих эмоциональных состояний, совершенствованию психологической готовности к действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Программа морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел на транспорте к саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности состоит из шести занятий-тренингов, каждое из которых проводится в течение 2-х часов учебного времени:

1. Психотехника антистрессового поведения сотрудника ОВД на транспорте.

2. Психотехника преодоления сотрудниками ОВД на транспорте страха в опасных ситуациях профессиональной деятельности.

3. Паника и ее преодоление сотрудниками ОВД на транспорте.

4. Самоконтроль сотрудником ОВД на транспорте фрустрационных реакций.

5. Приемы снижения агрессивных состояний сотрудника ОВД на транспорте.

6. Приемы профилактики и преодоления аффективных состояний у сотрудников ОВД на транспорте.

Все шесть занятий-тренингов взаимно дополняют друг друга, способствуя формированию у обучающихся умений психологической саморегуляции негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности.

Рассмотрим упражнения и психологические рекомендации, входящие в каждое из перечисленных выше занятий-тренингов.

Занятие-тренинг 1. Психотехника антистрессового поведения сотрудника ОВД на транспорте.

Упражнение 1

Задание: ознакомьтесь, проделайте и используйте в своей повседнев­ной практике предлагаемое Всемирной организацией здравоохранения в целях борьбы со стрессовыми состояниями упражнение по антистрессовой релаксации.

Ход выполнения упражнения

1. Сядьте поудобнее (в домашних условиях можно прилечь), одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и на 10 сек. задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите процедуру 5-6 раз, отдохните 20 сек.

3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте 10 сек., расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу, внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите процедуру трижды.

4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне при­ятно, меня ничто не тревожит».

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы, вы напоминаете тряпичную куклу. Наслаждайтесь испытываемым ощущением 30 сек.

6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мысли все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота о том, как насладиться состоянием расслабленности.

7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу оно занимает 15 минут, но при достаточном овладении - гораздо меньше.

Упражнение 2

Задание: выполните упражнение, направленное на достижение быстрого расслабления и снятие излишнего психического напряжения в стрессовой ситуации. Постарайтесь овладеть техникой выполнения данного упражнения и использовать его в своей жизненной практи­ке, находясь в любом месте.

Ход выполнения упражнения

Представьте себе два креста, пересекающих ваше тело. Мысленно проведите вертикальную линию по позвоночнику (от кончика до макушки голо­вы) и две перпендикулярных по отношению к ней линии: от одного плеча до другого и вторую линию, проходящую через бедра. Вообразите, что крест сделан из прочного и гибкого металла, который сгибается вместе с движе­ниями вашего тела. Чтобы расслабиться, позвольте кресту принять естест­венное положение. При этом ваши голова и позвоночник выпрямятся, плечи расположатся на одной высоте, бедра выравниваются. Если научиться созда­вать мысленно подобный крест, то в вашем арсенале появится удобный при­ем быстрого расслабления.

Рекомендации по антистрессовому поведению

Основное правило преодоления стрессазаключается в умении преодолевать неприятности, не относиться к ним пассивно, одновременно не впадая, в озлобленность, обвинение других и не накапливая примеры несправедливо­сти судьбы. Реакция на стресс должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому эмоциональному импульсу, следует быть вы­держанным и хладнокровным, смотреть на окружающий мир реалистично и так же реалистично действовать.

Рекомендации и советы практического психолога по тактике антистрессового поведения сотрудника ОВД

В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага - неизвестность, неопределенность и беспомощность. Если не знаешь, что происходит вокруг, что будет дальше, как действовать - то психологические, да и не только психологические, последствия ситуации могут быть весьма тяжелыми.

Многое в стрессовой ситуации зависит от Вас лично.

Что помогает ослабить стресс:

- старайтесь сосредоточиться на контроле за своими действиями;

- делайте все как можно более точно;

- стремитесь контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;

- постарайтесь увидеть себя со стороны;

- попытайтесь представить со стороны всю ситуацию;

- не поддавайтесь эмоциям, прикажите себе думать над своей задачей, для этого задайте себе три вопроса: Кто я? Где я нахожусь? Какова моя задача? (Что я должен делать?);

- чтобы прийти в себя, постарайтесь вслух (если это возможно) описать си­туацию, в которой Вы оказались, но не давайте ей эмоциональных оценок;

- постарайтесь воспринимать все окружающее целиком.

В ситуации сверхстресса:

- если Вы потеряли на какое-то время чувствительность к внешнему воздействию или не можете справиться с эмоциями страха или паники, сделайте себе больно и сосредоточьтесь на ощущении боли;

- если Вами овладела растерянность, постарайтесь почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточьтесь на ощущениях, которые приходят от позиции тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;

- если не можете собраться с мыслями - назовите себя по имени, попробуйте решить несколько простейших математических задач.

Каждый сотрудник должен знать, что последствиями сильного стресса могут быть:

- потеря сна и аппетита;

- навязчивые воспоминания;

- кошмарные сны о пережитом событии;

- ухудшение настроения при упоминании о пережитом событии;

- потеря способности переживать сильные чувства и эмоции;

- частичное ослабление памяти;

- стремление избегать мыслей и чувств, связанных с пережитой психо­травмирующей ситуацией;

- чувство «утраченного будущего», потеря жизненных перспектив;

- сложности в концентрации внимания;

- раздражительность;

- пугливость.

Все это - нормальная ответная реакция человека на сильные стрессовые воздействия. Это носит, чаще всего, временный характер в зависимости от силы психологической травмы и ее субъективного значения для человека. Подобные переживания могут привести к ухудшению общего психологиче­ского самочувствия сотрудника, к осложнению взаимоотношений с близкими и товарищами по службе. Зная это, важно особенно пристально наблюдать за собой, выдержать определенный период времени и не поддаваться желанию вступить в конфликт в семье или служебном коллективе, даже если кажется, что люди тебя не понимают. Следует избегать травмирующих си­туаций и мыслей, напоминающих пережитые события. Рано или поздно пе­риод острого реагирования проходит, особенно если обратиться к психологу.

Занятие-тренинг 2. Психотехника преодоления сотрудниками ОВД на транспорте страха в опасных ситуациях профессиональной деятельности

Упражнение 1

Задание: выполните упражнение, которое в психотерапевтической практике получило название «ХА - дыхание стоя». Эффект упражнения заключается в уменьшении степени тревожности, страха, депрессивных явлений, повышении работоспособности. Целесообразно упражнение выполнять ежедневно.

Ход выполнения упражнения

Сделать полный вдох, одновременно поднимая руки вверх, прикасаясь ими к ушам, задержать дыхание на несколько секунд. Стремительно нагнувшись, дать рукам свободно повиснуть и выдохнуть воздух через рот, издавая звук «ХА» не голосом, а напором воздуха. Затем, делая медленный вдох, вы­прямиться, поднимая руки над головой. Вдыхая, желательно образно пред­ставить, как с потоком воздуха «впитываются» положительные качества (си­ла, спокойствие, свежесть, здоровье), а во время выдоха - «отдается» все не­гативное (слабость, тревожность, страх, болезнь).

Рекомендуется повторить упражнение в одной серии 3-5 раз.

Упражнение 2

Задание: выполните упражнение, которое позволяет оперативно устранять чувство страха в ситуации опасности.

Ход выполнения упражнения

Положите свою правую руку на область пупа (на солнечный узел), свою левую руку на сердце, которое находится не так далеко влево, как обыкновенно думают, а прямо в середине, и сделайте глубокий вдох. После этого задержите дыхание в течение 4-6 секунд, а затем сделайте внезапный выдох. В одной серии упражнение необходимо повторить 4-6 раз.

Упражнение должно, конечно, производиться так, чтобы в горле не по­являлось стеснения или чувства боли. Если же появляются болезненные ощущения в горле, то это служит знаком того, что упражнение выполняется неправильно. Целесообразно еще раз прочитать инструкцию о порядке выполнения упражнения, изложенную выше.

Упражнение 3

Задание: необходимо произвольно вызывать телесные признаки страха (стеснение дыхания, побледнение, покраснение, пот, дрожь, головокружение, напряжение и скованность в определенных группах мышц, например лица или брюшного пресса, закладывание ушей и т.п.). Допустим: при страхе ссутуливаются плечи, дрожат коленки, напрягается лицо, зажимается дыхание.

Ход выполнения упражнения

Два раза в день по три минуты старайтесь вызывать указанные признаки, вспоминая свои состояния - страха и подражая им. Потом делайте наобо­рот. Одни признаки вызываются легче, другие труднее, а некоторые требуют подлинного переживания страха.

Рекомендации и правила по преодолению состояния страха

Теория и практика деятельности сотрудников ор­ганов внутренних дел выработали ряд правил преодоления страха:

1. Определите точно предмет вашего страха, оцените, насколько реальна угроза и постарайтесь уяснить, возможно, ваш страх неразумен или даже нелеп.

2. Оставьте, прежде всего, в покое всякое беспокойство относительно вашего страха; не добавляйте второй этаж над зданием вашего страха.

3. Используйте принцип «полной загрузки», «заполните» сознание делом. Считается; что локализация страха возможна на уровне достижения со­гласия с самим собой по принципу «будь, что будет, перехожу к действиям». В этом случае интеллект перестает просчитывать варианты угрозы здо­ровью и жизни сотрудника органов внутренних дел, останавливается мысленный поток и резко обостряется восприятие окружающей обстановки. В силу этого происходит эффективное включение в работу, что само по себе устраняет страх.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.