Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий 3 страница






4. Ведите себя так, как будто вы уже храбры, идите навстречу страху, и страх уменьшится. В. Брусков отмечал, что «смелость делают из хорошо дрессированной трусости».

5. Мысленно представьте, что все, чего вы боялись, уже случилось.

6. Помните: вы не одиноки в своих страхах, не бойтесь бояться.

7. Не ставьте себе никаких оценок, оценивайте результат, а не себя.

8. Рискуйте осознанно, преднамеренно, обосновано в соответствии со сложившейся ситуацией.

9. Старайтесь выявить и побороть, в себе посредством воспитания недостатки характера, вызвавшие ваши страхи: боязнь, обидчивость, чувство вины, застенчивость и т.п.

Применяемые для преодоления страха психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния. Психотехнические приемы преодоления страха основываются на элементах медитации, визуализации, телесной тера­пии, дыхательной гимнастики и т.п. Их применение эффективно, так как они действуют «в обход» сознания, используя подсознательные ресурсы психики человека, а наблюдения и практика показывают, что обращение к мышле­нию, рациональные приказы по типу «я не буду бояться» не обладают доста­точной эффективностью для снятия состояния страха.

 

Занятие-тренинг 3. Паника и ее преодоление сотрудниками ОВД на транспорте

Упражнения 1-3

Задание: ознакомьтесь, выполните и используйте при появлении панических мыслей и реакций предлагаемые в упражнениях 1-3 быстрые способы снятия психоэмоционального напряжения,

1. Способ «Волшебное слово» прерывает автоматический поток мыслей о грозящей опасности при помощи успокаивающего слова или фразы. Выбе­рите простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать; 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы типа «глубокое и еще более глубокое расслабление» и т.п. Пусть мысли проносят­ся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредо­точьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 се­кунд. Дышите медленно и глубоко.

2. Способ «Дыхание на счет 7-П» помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из эмоциогенной ситуации. Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдоха и до 11 при выдохе. Необходимость настолько растягивать дыхание требует полной концентрации внимания. Глубокий вдох смягчает напряжение, которое неизбежно появляется в межреберных мышцах. Растянутый во времени выдох расслабляет живот. Если вы почувствова­ли легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, - следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

3. Способ «Отвлечение внимания» блокирует мысли об угрозе жизни или другие стрессовые размышления, снижает степень боязни и панических состояний.

В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности.

1. Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставляют удовольствие.

2. Медленно сосчитайте предметы, эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпе­чатанной странице и т.д.

3. Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных вами вчера действий.

4. В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

Занятие-тренинг 4. Самоконтроль сотрудником ОВД на транспорте фрустрационных реакций

Упражнение 1

Задание: заполните предлагаемый опросник с целью выяснения Вашей степени удовлетворенности достижениями в основных областях жизнедея­тельности.

Ход выполнения упражнения

Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень субъективной неудовлетворенности личными достижениями в основных аспектах жиз­недеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подхо­дящий для Вас ответ:

1 - полностью удовлетворен;

2 - скорее удовлетворен;

3 - затрудняюсь ответить;

4 - скорее не удовлетворен;

5 - полностью не удовлетворен.

 

Удовлетворены ли Вы          
своим образованием          
взаимоотношениями с коллегами по работе          
взаимоотношениями с руководством на работе          
взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (гражданами, потерпевшими и др.)          
содержанием своей работы в целом          
условиями профессиональной деятельности          
своим положением в обществе          
материальным положением          
жилищно-бытовыми условиями          
отношениями с супругой (ом)          
отношениями с ребенком (детьми)          
отношениями с родителями          
обстановкой в обществе (государстве)          
отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми          
сферой услуг и бытового обслуживания          
сферой медицинского обслуживания          
проведением досуга          
возможностью проводить отпуск          
возможностью выбора места работы          
своим образом жизни в целом          

 

Обработка данных. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности (то есть неудовлетворенности, зависящей от разного рода препятствий). Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту от­вета присваиваются баллы: полностью удовлетворен - 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить - 2, скорее неудовлетворен - 3, не удовлетворен полно­стью - 4.

Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту и итогового индекса. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3, 5-4 балла - очень высокий уровень фрустрированности;

3, 0-3, 4 - повышенный уровень фрустрированности;

2, 5-2, 9 - умеренный уровень фрустрированности;

2, 0-2, 4 - неопределенный уровень фрустрированности;

1, 5-1, 9 - пониженный уровень фрустрированности;

0, 5-1, 4 - очень низкий уровень фрустрированности;

0-0, 5 - отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Упражнение 2

Задание: вспомните жизненную, профессиональную или семейную проблему, которая в настоящее время Вы не можете решить и она доставляет Вам много отрицательных эмоциональных переживаний, то есть выступает в качестве фрустратора.

Ход выполнения упражнения

Может быть, вы преувеличиваете значение появившейся проблемы, тогда задайте себе следующие вопросы и внимательно подумайте над ними.

Это на самом деле Большое дело, Большая проблема?

Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для вас?

Действительно ли это хуже, чем то, что было прежде?

Покажется ли это вам таким же важным через две недели?

Стоит ли это того, чтобы так переживать?

Что самое худшее может случиться и смогу ли я справиться с этим?

Занятие-тренинг 5. Приемы снижения агрессивных состояний сотрудника ОВД на транспорте

Упражнение 1

Задание: заполните опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки.

Инструкция. Поставьте «да» около тех положений опросника, с кото­рыми Вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны.

Вопросы

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более друже­любно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь их тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкну­ли по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с кото­рым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей де­лать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживаем

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разо­злить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем либо, чем стану спорить.

Интерпретация результатов: подсчитайте полученные ответы, пользуясь данным «ключом». Индексы различных форм агрессивных и враждеб­ных реакций определяются суммированием полученных ответов:

«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» - № 9, 17, 41.

«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - № 39, 74, 75.

«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ:

«да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» - №1 0, 26, 49.

«4». НЕГАТИВИЗМ:

«да»-№4, 12, 20, 23, 36.

«5». РАЗДРАЖЕНИЕ:

«да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» - № 11, 35, 69.

«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ:

«да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» - № 65, 70.

«7». ОБИДА:

«да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» - №44.

«8». ЧУВСТВО ВИНЫ:

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3» + «5»): 4 = ИА - индекс агрессивности (активные внешние агрессивные реакции по отношению к конкретным лицам)

(«6» + «7»): 2 = ИВ - индекс враждебности (общая негативная, недо­верчивая позиция по отношению к окружающим).

А. Басса и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии.

1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.

2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.

3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т.п.) - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.

4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против автори­тета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до ак­тивных действий против требований, правил, законов - НЕГАТИВИЗМ.

5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - РАЗДРАЖЕНИЕ.

6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.

7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания - ОБИДА.

8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проис­текающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессове­стно - АУТОАГРЕССИЯ или ЧУВСТВО ВИНЫ.

Упражнение 2

Задание: выполните упражнения в рамках «тренинга прививания стресса» для выработки умений управления гневом.

Ход выполнения упражнений

Этап первый Определение ситуационных факторов, способствующих возникновению реакции гнева Повторение настраивающих убеждений, предназначенных для перестройки ситуации и содействия здоровым реакциям (например: «Я могу с этим совладать. Это не столь важно, чтобы выходить из себя»)
Этап второй Освоение навыков релаксации Соединение когнитивных настраивающих утверждений и релаксации после воздействия факторами раздражения с попытками обучающегося умственно или физически себя успокоить    
Этап третий Фаза повторения Воздействие способствующими агрессии стимулами в виде воображаемых ситуаций Тренировка когнитивных приемов и техник релаксации до тех пор, пока психические и физические реакции не будут возникать автоматически по сигналу  

Занятие-тренинг 6. Приемы профилактики и преодоления аффективных состояний у сотрудников ОВД на транспорте

Упражнение 1

Задание: выполните предлагаемое упражнение, имеющее своей целью самосовершенствование и устранение своих личностных недостатков.

Ход выполнения упражнения

Удобно расположившись в кресле, на стуле или кровати, закройте глаза. Представьте себе экран и на нем спроеци­руйте черно-белое изображение - или в виде большой фотографии, или в ви­де картины - это ваш автопортрет, собирательный образ всех ваших отрица­тельных качеств, болезненных состояний и т.д. Он является символом всего того, от чего бы вы хотели избавиться.

Некоторое время мысленно созерцайте его. Может быть, вы нарисуете дополнительные детали, которые могли бы завершить этот образ.

Затем в правом нижнем углу экрана спроецируйте совсем крохотную цветную картинку - это тоже ваш портрет, но вобравший в себя все мыслимые вами положительные качества, например здоровье, красоту, силу, волю, мужественность. Вы можете убедиться, что создать второй образ значитель­но труднее, как будто существует какое-то внутреннее сопротивление. Не обращайте внимания на трудности и продолжайте работать. Если визуализа­ция вам плохо удается, то просто думайте о том, что вы создаете картинку и знаете, что она есть.

Как только почувствуете, что цветной образ создан, начните его мыс­ленно увеличивать в размерах. С каждым вдохом он растет, покрывая собой черно-белое изображение. Как только размеры вашего положительного порт­рета почти достигнут краев отрицательного, сделайте глубокий вдох и пред­ставьте себе, как выросшая картинка резко разрывает оставшиеся серые кромки и полностью занимает все пространство вашего мысленного экрана. В этот момент откройте глаза.

Продолжайте с открытыми глазами ощущать этот новый ваш портрет - на расстоянии примерно метр от себя. Теперь представьте или подумайте, что он начинает плавно двигаться навстречу вам. Расстояние все ближе и ближе... Вот он почти касается вас. Мысленно сделайте шаг навстречу, и те­перь вы сливаетесь с ним. Главное для вас - слияние с вновь созданным образом.

Упражнение 2

Задание: ознакомьтесь с методом самоформирования оптимального пси­хического состояния, разработанным в 70-е годы ХХ века А.В. Алексеевым. В этой методике словесные формулы, то есть проговариваемые про себя слова и выражения, индивидуальны, а поэтому обладают повышенной действенностью. Они не навязываются обучающим, а находятся, исходя из их опыта, «извлекаются» и «выращиваются» из него.

Ход выполнения упражнения

В личном опыте каждого обучающегося ищется самое хорошее, самое успешное. Каждому из них предлагается вспомнить случаи из своей жизни или профессиональной деятельности, связанные с успехом, а также что они испытывали, переживали, чувствовали тогда. Надо постараться живо представить все: устремления, мысли, чувства, напряжение воли, состояние тела, - и искренне, максимально выразительно описать их. Если кто-то за­трудняется, то руководителю занятий придется провести беседу и записать наиболее интересные воспоминания и выражения.

Из написанного обучающиеся должны отобрать с помощью руководи­теля занятий, психолога наиболее яркие, эмоциональные, точные и лаконичные слова и выражения, которые хорошо, быстро и ярко отражают их индивидуаль­ные приятные воспоминания о радости имевшихся в прошлом успехов. Они и лягут в основу разработки индивидуальных формул самонастроя.

При отборе стремиться подбирать слова и выражения так, чтобы в них нашли отражение основные компоненты оптимального боевого состоя­ния (ОБС): мышечный, эмоциональный, умственный. Получится, как мини­мум, например, такой комплекс формул: «Мое тело легкое, а мышцы «игра­ют». Настроение мое бодрое, боевое. Я уверен в победе. Я «вижу» четко и ясно весь путь к успеху. Пошел!» Отдельные компоненты ОБС могут быть продублированы, как это сделано во втором и третьем выражениях-формулах примера, но хорошо, когда их число не превышает 5-7.

Предложить обучающемуся проговаривать составленный комплекс формул при отработке действий на тренировках (начинало этапа автоматиза­ции навыка) или выполняя что-то трудное на практике.

После 7-15 применений комплекса формул совместно с психологом, руководителем занятий обсудить опыт и при необходимости отредактировать комплекс, подправив формулировки, что-то убрав, чем-то дополнив. Эффек­тивные формулы нередко удается найти не сразу. Поиск может продолжаться до тех пор, пока не появится индивидуально нравящийся, удобный и дейст­венный комплекс формул.

Комплекс формул следует использовать для самонастроя повседневно, возможно чаще, при любых делах, сделав это привычкой. Тогда его реальное влияние на самонастрой будет расти и он поможет, когда наступит трудная минута.

Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий

 

Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД невозможно без реализации превентивных и профилактических мероприятий психологического плана, преодоления девиаций поведения сотрудников, испытавших воздействие психотравмирующих факторов, находящихся в кризисных состояниях.

Преодоление проблемы возникновения негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД на транспорте возможно разными путями. Основными из них следует назвать психологическую помощь и самопомощь. Рассмотрим сущность этих направлений психологической практики.

В литературе психологическая помощь преимущественно рассматривается как вид практической деятельности, «выражающийся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы»[10]. Формы реализации психологической помощи могут быть различными: психологическая поддержка (содействие внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшение психологической информированности); психологическое ассистирование (подключение психолога к непосредственному преодолению трудностей) и другие.

Психологическая самопомощь – это забота сотрудника ОВД о самом себе: о поддержании психического здоровья, об обеспечении оптимального психоэмоционального состояния, о преодолении психологических проблем, возникающих в опасной ситуации.

Проблемы эффективности морально-психологической подготовки и профилактики негативных эмоциональных состояний среди личного состава ОВД тесно связаны с отношением сотрудника к службе, соответствием его личностных, динамических характеристик содержанию выполняемой деятельности; складывающейся специфики профессионального общения; числом раздражителей, требующих риска, повышенной осторожности и безопасных действий, частотой служебных действий, связанных с необходимостью принятия самостоятельных решений в сложной постоянно меняющейся оперативной обстановке и др.

Следует выделить следующие специфические черты процесса оказания психологической помощи сотрудникам ОВД:

1. Работа ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни незначительные психологические трудности или проблемы.

2. Помощь опирается на актуализацию внутренних ресурсов личности сотрудника, его самостоятельную деятельность по преодолению значимых психологических проблем.

3. Помощь ориентируется на здоровые стороны личности.

4. Помощь в экстремальной ситуации направлена на преодоление текущих психологических проблем индивида.

Узконаправленное психологическое воздействие, предполагающее исправление дефицитарного или девиантного психического развития, отражено в понятиях «психологическая коррекция» и «психотерапия».

Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования[11].

Психотерапия – это совокупность психологических приемов, используемых специалистом для исправления недостатков психологии или поведения человека, имеющего значимые психологические проблемы[12].

Особенности психологического воздействия на внутренний мир человека определяются исходной теоретической позицией, которую выбирает практический психолог. Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время в России наиболее распространены следующие теоретические подходы к психотерапевтической и психокоррекционной работе: психоаналитический (основанный на глубинной психологии); поведенческий (включает тренинги умений и программы модификации поведения); гипносуггестия и самовнушение (аутотренинги); экзистенционально-гуманистический подход и клиентцентрированная терапия, нейролингвистическое программирование; гештальттерапия. Некоторые из приведенных положений могут использоваться и в психологической помощи и самопомощи сотрудникам органов внутренних дел на транспорте.

Таким образом, психологическая помощь и самопомощь выступают важным компонентом психологической работы сотрудником (и с сотрудником). Методик психологической работы в опасных условиях достаточно много; проведем анализ основных из них.

Начальным этапом во всём комплексе программ морально-психологической подготовки сотрудника ОВД к управлению своими эмоциями является развитие способности к произвольной саморегуляции. Это своего рода фундамент, на котором можно построит всю совокупность технологий эмоционального самоконтроля и управления. Без освоения технологии саморегуляции все последующие действия в данной области не будут иметь успеха.

Давно известно, что выраженное эмоциональное переживание радости или страха изменяет пульс, артериальное давление, окраску кожных покровов, потоотделение и т.п. Слова, речь, мысленные образы условно рефлекторным путем оказывают на функциональное состояние различных органов и систем положительное или отрицательное влияние. Способность человека воздействовать на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов, называется психологической саморегуляцией.

Различают два направления психологической саморегуляции:

- во-первых, для коррекции функционального состояния сотрудников ОВД при наличии умеренно выраженных психоневротических симптомов (нарушение сна, высокой тревожности, эмоциональное напряжение, снижение настроения);

- во-вторых, для повышения уровня функциональных (психорегулирующих) возможностей здоровых сотрудников ОВД в целях предотвращения развития явлений переутомления.

Как показывает практический опыт, для уменьшения чрезмерного нервно-психического напряжения или снятия остаточных явлений возбуждения целесообразно прослушивать или воспроизводить в уме словесные формулы, сопутствующие развитию аутогенной релаксации. Для поднятия активности сотрудников, когда, например, отмечаются признаки общей усталости, можно прибегнуть к прослушиванию или воспроизведению в уме словесных формул стимулирующего действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.