Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об источнике конфликтов в воспитании






Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанни­ком и воспитателем возникает не так редко. Оно бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда про­текает скрыто и длится долго или сразу гаснет. Как будет преодолен конфликт зависит прежде всего от взрослого.

...Каков источник возникновения конфликтных ситуаций и можно ли преодолеть их? Позволю себе свободно изложить концепцию Д.Н.Ус-надзе о так называемой трагедии воспитания. Суть этой концепции зак­лючается в следующем. Цели воспитания задаются обществом, и вос­питатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У вос­питателя самые благие намерения по отношению к ребенку: прибли­жать его к своему будущему, воспитывать хорошего человека. Однако ребенок живет сегодняшним днем, и все его потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. Он пленник своих сиюминутных желаний и потребно­стей. Естественно, что они часто не совпадают с объективно необходи­мыми требованиями воспитателя. Ребенку хочется смотреть передачу по телевизору, но в это время он должен спать. Он просится гулять, хотя не выполнил домашнего задания. Не обращая внимания, что идет урок, он начинает рассказывать соседу о своей новой игрушке.

Ребенок не в состоянии быть всегда разумным, преодолевать свои импульсивные потребности, сознательно отказываться от «хочу» в пользу «надо». Слабая воля, скудный социальный опыт не позволяют выработать у него чувство долга, ответственности, умение сдерживать себя. Удовлетворение сиюминутных, личностно значимых потребностей имеет для малыша жизненный смысл. Он, конечно, стремится стать лучше, но не хочет при этом лишиться и удовольствий, радостей сегод­няшнего дня.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы в соответствии с про­граммой вести детей к их будущему. Однако деятельность воспитате­ля ребенок воспринимает как чуждую своим интересам, посягатель­ство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию. Эту ситуацию Д.Н.Уснадзе назвал тра­гедией воспитания. Это «трагедия» потому, что воспитанник, не пони-

мая благих намерений воспитателя, действует во вред себе, борется против своего будущего.

Обучение и воспитание, педагогический процесс в целом в силу сво­его социального назначения всегда несут в себе элемент принужде­ния. Это обусловлено тем, что активизация и развитие внутренних сил и возможностей ребенка происходят не на свободно избираемом им материале, а на содержании воспитания и обучения, предопределен­ном требованиями общества, уровнем его культурно-экономического развития, его идеалом.

Сами методы, формы обучения и воспитания тоже исходят в первую очередь из педагогических целей и задач, а не из потребностей детей.

Таким образом, поступившему в школу ребенку предлагают виды и содержание деятельности, режим и распорядок жизни, которые могут не соответствовать тому, что ему хочется в тот или иной момент, и поэтому источник конфликтов будет действовать постоянно.

Хотя в начальных классах конфликтные ситуации, как правило, не проявляются открыто (младшие школьники еще не осмеливаются про­тиворечить педагогу), однако это еще не значит, что их нет. Отрица­тельный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, мо­жет легко взорваться конфликтом в будущем. Негативное отношение к школе, нежелание учиться часто возникают не потому, что содержание обучения и воспитание предопределены взрослыми, а из-за импера­тивного характера педагогического процесса, когда ученика заставля­ют, принуждают, не считаясь с его интересами.

Следовательно, преодоление «основной трагедии» воспитания за­висит от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) общают­ся с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавли­ваются в педагогическом процессе.

Естественно, что оставить ребенка в плену своих желаний и им­пульсивной активности и дожидаться пока образумится и доверится нам, нельзя. Этим мы нанесем невосполнимый вред его развитию и своевременному становлению как человека, как личности.

Однако и принуждать, подчинять ученика своей воле — значит не достигнуть желаемого результата: в атмосфере страха, попрания его личности он не сможет полностью раскрыть свои задатки, знания, нрав­ственно-этические ценности будут усвоены им формально, не станут убеждениями.

Получается, что нужно искать иной подход к ребенку, иную психоло­гическую основу построения учебно-воспитательного процесса.

Печатается по изд.: Амонашвили Ш.А. В шко­лу—с шести лет//Педагогический поиск. — М., 1987. - С.20-22, 32-34.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, ос­тавшихся без попечения родителей вследствие лише- Социальное ния их родительских прав, признания родителей не­сиротство дееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это

и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризис­ного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей — отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19, 8% от числа новорожденных), безработица родителей при­водят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитыва­лись без отца1.

Детей-сирот стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г, в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот ухудшило их положение. В большинстве школы-интер­наты переполнены и неблагоустроены. Детские дома были неболь­шими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитан­ника. Школы-интернаты не справляются с решением социальных проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкну­тые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпуск­ники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.

Сегодня в России 4 млн беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Прези­денте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Что является причиной социального сиротства?

— Рост числа родителей, лишенных родительских прав;

— выросшие дети, идут по стопам своих родителей как и они, лишаются родительских прав;

— обнищание населения.

Так, в 1995 г. в г. Клин был известен факт, когда мать и отец отказались от третьего ребенка, так как не в состоянии его про­кормить;

См.: Положение детей в Российской Федерации. — С. 39.

299Также рост наркомании и алкоголизма;

— увеличение числа семей, где родители по состоянию здоро­вья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;

— возросло число семей, где нет нормальных условий для про­живания;

* *

— несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г, на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

В большинстве это подростки 15—16 лет, чаще дети Дети-оеглецы из городских семей, меньше из сельских. Они не

хотят трудиться, предпочитают общаться со свер­стниками, а не с родными. Среди них 56, 7% девочки, 43, 3% маль­чики. Из них 8% прогуливали школу, 17% были исключены, 5% временно бросили школу, 69% учились, 1% окончили школу.

Большинство беглецов из распавшихся семей или из семей, где постоянно возникают конфликты, ссоры. Реже бегут из спо­койных семей, те, кто бросил школу и пребывает у своих друзей.

Исследователи рассматривают причины ухода из семьи как «по­бег от» и «побег к», что дает возможность рассматривать уход из семьи как из-за притеснений или поиск чего-то. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, кон­фликты в семье. Главное — в окружающей среде.

Беглецы подвергаются опасности, особенно подростки, так как они более уязвимы и психологически, и физически и нередко подвергаются насилию.

Убегающие девочки или беременны, или пережили сексуаль­ное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь. Кроме стресса, который они переживают, в тяжелом положении они оказываются с рождением ребенка.

Работая с семьей, социальный педагог стал- Дети, страдающие кивается с детьми, пережившими жестокое от плохого сора- обращение. Медики часто сталкиваются с щения детскими травмами, которые являются ре­зультатом плохого обращения с детьми в се­мье. Существует термин «синдром избитого ребенка».

Виновниками плохого обращения являются родители (94, 2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчи­ны. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ре­бенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные ма­тери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).

Ученые определили, что причиной плохого обращения явля­ются личные качества родителей.

В этих семьях обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители — алкоголики, наркоманы, религи­озные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Десять процентов детей из таких семей и переживших насилие погибают, у них развиваются физические и психические отклоне­ния. Они необразованы, не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни, создать семью.

Самым распространенным видом насилия является физиче­ское, когда на теле ребенка остаются следы травм, ремня. При плохом питании ребенок плохо растет, на теле сыпь, он неопря­тен, плохо развивается физически. В результате из-за побоев или полуголодного существования подростки бегут из дома.

Дети, пережившие сексуальное насилие, подвержены нервно-психическому расстройству. Малыши всего боятся, замкнуты, пло­хо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуаль­ные игры. Подростки впадают в депрессию, бегут из дома, становятся наркоманами или алкоголиками, рано вступают в бес­порядочные половые связи.

При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребенка (подростка) уничтожают словами, ему угрожают, его изолируют, ему лгут, с его здоровьем происходят патологические изменени­ям. У ребенка печальный вид, задерживается его физическое и умственное развитие.

Они агрессивны, плохо спят, подвержены энурезу, беспокой­ны, не умеют контактировать со сверстниками.

Моральная жестокость в семье — это, когда о ребенке не забо­тятся, им пренебрегают. Ребенок запущен, недоразвит, у него не развита речь, он часто болеет, его тело покрыто сыпью. Он ворует, постоянно голоден, без ласки и внимания он подавлен и агресси­вен, плохо учится, не умеет дружить, способен на преступления вплоть до вандализма. Обобщая эти характеристики, следует под­черкнуть, что всякое насилие над ребенком приводит к физиче­скому и психическому расстройству здоровья.

Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоля­ции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели боль­шие проблемы в общении с близкими людьми.

Задача социального педагога — создать такую педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.

Я хочу повторить, что в последние годы коли-Дети-инвалиды чество детей-инвалидов увеличилось на 15%.

В основном это нервно-психические заболева­ния. Причинами являются экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояние матери во время беременности.

Существующие школы-интернаты для детей-инвалидов требу­ют финансирования, ремонта, оснащения. В них устарело и не хватает оборудования, средств для оздоровления детей.

В 1994 г. в России была проведена целевая программа «Дети-инвалиды», во время которой в школы, детские дома, школы-интернаты для инвалидов направлялись сельскохозяйственные машины, автомобили, различные технические приспособления, началось строительство 30 детских домов-интернатов1.

Работа социального педагога с детьми из семьи Дети в семье алкоголиков требует особого подхода. Важно учи-алкоголиков тывать, пьют ли в семье все или только отец, или

только мать.

Отец-алкоголик занимает определенную позицию, он счита­ет, что ему мешают дети, он их бьет или мелочно откупается. Мать-алкоголичка бывает с детьми ласкова, но детьми она не занимается. Дети в этой семье неухожены, часто голодают, боль­ны, большинство умственно отсталые. Они агрессивны, стремят­ся сами себя защитить, страдают от того, что их родители пьют, и стараются дружить с детьми из семей алкоголиков.

Мальчики-подростки из таких семей чаще всего убегают, де­вочки бросают школу, вступают в раннюю половую связь.

На первом этапе работы социального педагога с такой семьей важно убедить ее членов, что семье хотят помочь, и от этой пози­ции строить всю дальнейшую работу.

Дальше необходимо взять сведения о детях в поликлинике, в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних.

Главная задача социального педагога состоит в том, чтобы изо­лировать ребенка от родителей-алкоголиков. Для этого необходи­мо проконсультироваться с юристом. Если родители лишаются родительских прав, необходимо находить родственников, решать вопрос об опеке или определении детей на время в приют, в дет­ский дом или к новым родителям.

1 См.: Положение детей в Российской Федерации. — С. 21.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные слу­чаи увеличили смертность среди детей. Заболеваемость среди

детей до 14 лет охватывает почти все органы ре-Здоровье детей бенка.

Почти в 3 раза увеличилось заболевание детей инфекционными болезнями, на 10% — дизентерией, на 11% — туберкулезом, в 2, 7 раза — сифилисом, на 3% — гонореей, в 1, 8 раза — часоткой1.

Сократилось число детей-дошкольников, 17, 3% из них больны хроническими заболеваниями, 67, 6% — функциональными забо­леваниями.

Только 10% выпускников общеобразовательной школы здоро­вы. Число девушек с хроническими заболеваниями к окончанию школы составляет 75%, юношей — 36, 3%2.

На 16% увеличилось число детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор — о здоровье подростков. Раннее курение, наркома­ния, алкоголизм, алкогольный психоз, ранняя половая жизнь.

Конечно, такое состояние здоровья детей и подростков зави­сит от здоровья родителей. Отклонения в состоянии здоровья матери во время беременности, стрессовое состояние семьи в пе­риод кризисного состояния общества, неблагополучная окружа­ющая среда, экологические факторы — все это влияет на массо­вую патологию детей.

На здоровье ребенка также влияет современная система обра­зования. В детском саду — это переутомление в переполненных группах, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятиднев­ную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваний детей с 15% до 24%.

Сокращение санаторно-лесных школ (с 91 до 85) сократило возможность лечения детей.

Сейчас в нашей стране 422 дома ребенка для 35 тыс. Ребенок детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-в интернате интернатов для 71 тыс. детей.

В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные роди­телями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее в детские дома и школы-интернаты.

1 См.: О положении детей в Российской Федерации. Гос. доклад. 1994. — М., 1995.

С. 20-21.

2 Там же.

Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% — одиноких родителей, 7% — родители которых сами отказались от своих детей.

Чтобы ребенок развивался нормально и комфортно себя чув­ствовал, необходимо, чтобы окружающие его условия способство­вали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер отношения к окружающим, личные успехи ребенка.

Однако во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут

дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие лич­ности.

Попадая в эти учреждения, дети, как правило, уже имеют от­клонения физического и психического характера. Чаще всего на­блюдаются задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок в общении нервозен, старается добиться внима­ния и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Все это при­водит к тому, что ребенок относится к окружающим недруже­любно, только отрицательно.

В условиях детского дома у ребят возникают своеобразные от­ношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного «мы». Это нравственная сила создает у ребенка состояние защи­щенности.

Без родительского покровительства у ребят стихийно склады­вается интернатское «мы и чужие», «мы и они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок обособлен.

Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со сво­ими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, жи­вущим в семьях.

Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоян­ную напряженность, тревожность, агрессию. В интернатах и дет­ских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуаль­ные отклонения. Все это результат нервных расстройств недостающей любви, отсутствия положительных эмоций.

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки.

Без внутреннего самососредоточения формируется определен­ный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на 304

государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и береж­ливость. Стремясь к обособлению, дети из интерната осваивают чердаки и подвалы. Без опеки взрослых такое обособление приво­дит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству.

В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровес­ников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается не­умение такого общения.

Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.

Уже в доме ребенка они недоверчивы, вялы, не привязываются к взрослым, замкнуты и печальны, не любознательны, плохо раз­вита речь, отсутствует всякая самостоятельность.

Дошкольники из детских домов в 3—7 лет пассивны, особенно в играх, у них слабое внимание, обедненная речь, постоянно кон­фликтуют со сверстниками.

Все внимание младших школьников сосредоточено на внутрен­ней жизни интерната, отношении с учителями. Они часто конф­ликтуют, агрессивны, обвиняют всех, кроме себя.

Для них трудно самостоятельно планировать и контролировать

свои действия.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с од­ной и той же группой сверстников, что создает приятельские, дружеские, близкие к родственным отношения. Это и хорошо, и в то же время не способствует развитию навыков общения с незна­комыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем. Это говорит о том, что их нормальные отношения с первыми взрос­лыми были нарушены.

Младшие школьники в интернате стремятся быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызва­но потребностью положительного отношения взрослого.

Подростки в интернате находятся последний год. Они заняты собой, но не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состо­янии планировать свое будущее, живут одним днем. В работе с подростками следует стимулировать процесс самопознания, по­ощрять ведение личных дневников, обучать этому. Дневник спо­собствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира подростка. Следует обращать внимание на развитие автоном­ности представлений подростка о себе, независимости от сужде­ний и оценок окружающих. Отношение взрослых к подростку дол­жно быть уважительным.

Следует обратить внимание социального педагога на наследие П.П.Блонского, на его исследования особенностей развития лич­ности ребенка, причин отклонений в его поведении, отношения между детьми, мальчиками и девочками, трудными и благопо­лучными детьми, характеристики поведения ребенка в системе социальных отношений.

„ Родился в Киеве, с 1917 г. жил в Москве. При- ПЛХ.Блонскии ват-доцент Московского университета, препода- (1884—1941) вал в московских гимназиях, исследовал про­блемы логики и философии, педагогики и обра­зования. Его статьи по дошкольному воспитанию и философии, истории педагогики и психологии отвечают на многие вопросы современного образования»

В начале 20-х гг. Блонский был одним из лидеров создания но­вой школы и педагогики, сотрудничая с Н.К.Крупской в Госу­дарственном ученом совете (ГУС), принимает участие в создании новых программ, новой системы образования.

Наследие П.П.Блонского — огромная тема. Следует только об­ратить внимание социального педагога на одну из особенностей формирования личности, с которой приходится сталкиваться, — детскую сексуальность. Половое воспитание советской педагоги­кой отлучалось.

Исследование Блонским детской среды, воспитания и детской сексуальности, которое вошло в его работу «Очерки детской сек­суальности»1, пригодится современному социальному педагогу.

П. П. Блонский

*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.