Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями






(в сокращении)

Открытие в Клину реабилитационного центра «Радуга» в 1994 г. было вызвано целым рядом социально-экономических причин. Это ухудше­ние материального уровня жизни населения, рост числа малообеспе­ченных семей, увеличение числа матерей-одиночек. Экологическая об­становка в Клину привела к тому, что катастрофически возросло число ослабленных детей, имеющих физические, психические, речевые и лич­ностные отклонения.

Перед социальными работниками Центра была поставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, социальную, правовую по­мощь, помочь им перестроить свое отношение к жизни, семье, обуче­нию, к труду.

После выявления всех детей и подростков с ограниченными воз­можностями были привлечены службы здравоохранения и образова­ния, изучались причины и сроки наступления инвалидности ребенка (подростка), социальный статус семьи, здоровье и психика ребенка, составлялся реабилитационный потенциал. Разрабатывались индиви­дуальные программы абилитации и реабилитации, координировалась

341работа медицинских, школьных, интернатных, спортивных и оздорови­тельных учреждений.

Специалисты Центра работают с родителями больных детей, обу­чая их основам психологических, медицинских и педагогических зна­ний, привлекая их к активному сотрудничеству,

В Центре созданы условия, приближенные к дому, доброжелатель­ное отношение к детям, уважительные отношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дифектолог, психолог, юрист.

В Центре функционируют два отделения: организационно-методи­ческое и отделение психологической, педагогической и социальной помощи.

1. В организационно-методическом отделении изучаются со­стояние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, соци­альное положение семьи, разрабатываются индивидуальные програм­мы абилитации и реабилитации.

В городе создана компьютеризированная база данных о таких де­тях, семьях, индивидуальные программы для этих детей. Выполнение программ контролируется, в них своевременно вносятся поправки. По­этапное выполнение индивидуальных программ проводится в специ­ально созданном стационарном медицинском отделении. Осуществля­ется медикаментозная, витаминозная и травотерапия, применяются нетрадиционные методы реабилитации. По согласованию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебное учреодение для получения специализированной помощи.

Педагоги Центра работают в контакте с врачами. Большое внима­ние уделяется питанию детей, правильному соотношению белков, жи­ров и углеводов. Пища витаминизируется, в меню постоянно включа­ются овощи, соки. Ежедневная гимнастика, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия — все это способствует ускорению адап­тационного периода. Сотрудники проводят консультации с родителя­ми, как проводить реабилитацию в домашних условиях.

2. В отделении психолого-педагогической реабилитации осу­ществляется медицинская, социальная, педагогическая и психологи­ческая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет с ограниченными возможностями. Это дети с речевыми нарушениями раз­личной степени. У некоторых задержка психического развития на орга­нической основе, а также сопутствующие заболевания органов дыха­ния, сердца, почек, ортопедические отклонения, неврозы, аллергия, соматическая ослабленность. Группы составляются по заболеваниям и возрасту.

Большинство — это дети из неполных или неблагополучных семей. Поэтому первостепенной задачей перед сотрудниками центра было

г

создание благоприятного психологического климата внимательное, доб­рожелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм со­зданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уединить­ся. Комнаты оформлены элементами русского прикладного искусства: гжель, хохлома, городец и т.д. Есть музыкальный зал в стиле деревян­ной резной шкатулки золотистых тонов.

Преобладающим направлением в работе центра является коррек­ция речевых нарушений, этим занимаются учителя-логопеды. Задание учителя-логопеда дается в форме игры, затем индивидуально обраба­тывается воспитателем и закрепляется родителями.

Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к неус­певаемости в школе, то воспитатели и учителя работают по программе опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа проводится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков пре­пинания.

Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, проводят­ся упражнения по каллиграфии. Любимые занятия ребят: «плавание» в сухом бассейне, «езда» на велотренажере, «бег» по механической до­рожке, массаж, занятия по логоритмике и хореографии.

Ребята работают в огороде, помогают убирать территорию, ухажи­вают за растениями и животными, готовят костюмы и декорами к спек­таклям.

Во время этических бесед и специально создаваемых педагогиче­ских ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведе­ния в обществе.

Коллектив центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно проводятся консультации родителей. Родительские собрания проходят вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.

Печатается по изд.: Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания на­селения в Клинском районе Московской об­ласти. — М., 1996.

Вопросы и задания

1. Особенности современной семьи. П.Сорокин о кризисе семьи.

2. Работа социального педагога с семьей, детьми и взрослыми.

3. Лечебная педагогика А.А.Дубровского.

4. Что может взять социальный педагог из опыта центров «Доверие» и «Радуга».

343 Литература к

1. Азаров Ю. Семейная педагогика. — М., 1993.

2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. -М., 1988.

3. Кон Я. С Ребенок и общество. — М., 1988.

4. Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. — М., 1990.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 199L

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 1991.

7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1987.

8. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М., 1986.

9. Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киев, 1987.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.