Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поташник М.А., Вульфо* Б.З. Педагогические ситуации. — М, 1983. — С. 30—31. 56






Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

— восстанавливаются положительные качества;

* — воспитанник вовлекается в занятия спортом и трудом, что | | заполняет время, которое было заполнено антиобщественными

• занятиями;

— развиваются положительные качества через стимулирование

положительных поступков;

— стремление освободить подростка от отрицательных качеств;

— создание положительного опыта в жизнедеятельности под­ростка;

— научить его критическому анализу своих поступков.

Воспитателю обязательно следует составить программу пере­воспитания, проанализировать среду, в которой вращается под­росток, проанализировать коллектив, где будет проходить про­цесс перевоспитания, а потом наметить конкретные меры.

Рассмотрим методы перевоспитания.

Применяя метод переубеждения, следует достаточно подгото­виться, чтобы представить воспитаннику достаточно убедитель­ные аргументы,

Метод переучивания требует предварительной организаторской работы, чтобы заполнить досуг воспитанника новым нравствен­ным опытом.

Метод переключения — включение подростка в новую обще­ственную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом.

Метод «взрыва» по А.СМакаренко состоял в том, чтобы педа­гогический прием представлял сильное психологическое воздей­ствие.

Дети, школьники, учащиеся являются обязатель­но членами какого-нибудь коллектива. Иногда В коллективе бывает, что ребенок одновременно находится не В одном детском коллективе. Эту проблему следует рассматривать

отдельно.

Ребенок член группы, класса, школы, кружка, секции. Это положительно, так как он в коллективе включается в обществен­ную жизнь. Личность развивается под влиянием общего коллектц, -ва или ячейки, которая создается внутри коллектива.

Отношения личности школьника в коллективе (личность и коллектив) занимают и педагогов и психологов. Соответствия или несоответствия личности и коллектива, характер этих отношений, их зависимость от коллектива или от личности, подчинится ли личность коллективу или не подчинится, будет независима или будет протестовать, или подчинится только внешне — решение

Личность этих вопросов очень важно для формирования общественной сути личности и развития индивидуальности.

В коллективных отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. В одном коллективе школьник — вожак, в другом — исполнитель, в од­ном — он пример для других, в другом — он подражатель.

Цель советской педагогики воспитание всесторонне развитой личности, нового человека (в первую очередь коллективиста), строителя нового социалистического общества, строителя ком­мунизма — была новой в педагогике. Но практика показала, что «нового человека» не получилось, точно так же, как 200 лет тому назад Екатериной II и И.И.Бецким была сделана попытка в зак­рытых учебно-воспитательных заведениях создать «новую породу людей». Хорошая идея была доведена до абсурда. От воспитания отодвигалась семья, «материнская школа», которая является пер­востепенной в воспитании ребенка. Учитель не мог охватить ог­ромные классные коллективы. Отбрасывался факт, что коллектив подавляет личность, оставался в стороне фактор самовоспитания и самоорганизации личности1.

Однако не следует отказываться от того, что накоплено в прак­тике отечественной школы коллективистского воспитания в со­ветский период. Следует обратиться к практике и теории коллек­тива А.С.Макаренко. Сегодня наследию этого замечательного педагога даются диаметрально противоречивые оценки. Ряд уче­ных считают, что педагогика Макаренко себя изжила, так как она подавляла личность и, создав догму о всесилии детского коллек­тива, направляла практиков-воспитателей от индивидуальной ра­боты с личностью (Ю.А.Азаров).

Для социального педагога представляет интерес практика А.С.Макаренко с той категорией ребят, с которыми сегодня ра­ботает социальный педагог. Его организация детского коллекти­ва, опыт создания детского самоуправления, важность воспита­тельной роли участия детей в производительном труде.

Представляют интерес обозначенные Макаренко этапы разви­тия детского коллектива2. На начальной (главную роль в создании коллектива играет воспитатель) идет процесс создания социаль­ной и психологической общности воспитанников. На второй ста­дии появляется актив, который выражает мнение коллектива, появляется единство, и задача педагога воспользоваться этим един­ством. Здесь часто возникают противоречия между коллективом и

личностью. На третьей стадии коллектив достигает высокой тре­бовательности друг к другу, к членам коллектива, где преоблада-•Ют нравственные отношения, и на фоне общих требований кол­лектива ребенок приучается предъявлять требования к самому себе, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания1.

Макаренко писал о важности в формировании коллектива тра­диций, которые помогают создать в коллективе новые нормы по­ведения.

Его теория перспективных целей, средних и близких целей опиралась на вовлечение личности в общественную деятельность.

Социальный педагог, занимаясь воспитанием личности, дол­жен обращаться к этой проблеме коллектива, так как он дает воз­можность оказывать одновременно влияние на всех детей вместе

и на каждого в отдельности.

Ученые больше чем полстолетия занимались Педагогическое ЭТОй проблемой и достаточно четко сформу-руководство дет- лировали правила педагогического руковод-ским коллективом ства:

— не подавлять, а направлять инициативу ребят;

— развивать их общественное мнение, развивать детское само­управление;

— опираться на учителей, работающих с данным коллективом;

— стараться не заформализовывать отношения с детьми;

— создавать общее мнение членов коллектива о его деятельно­сти;

— контроль должен совершенствовать деятельность коллектива;

— создавать добрые отношения между ребятами, мажорный

настрой;

— создавать временные коллективы, определять в них «труд­ных».

Чтобы добиться положительного влияния коллектива на лич­ность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив.

— Это возведение в абсолют ответственности ученика за пору­ченную работу;

— выполнение единых педагогических требований, общий кон­троль за выполнением законов коллектива;

— ежедневный контроль за выполнением требований коллек­тива;

— коллективная оценка деятельности каждого его члена.

1 Подласый ИМ. Педагогика. — М., 1996. - С. 489,

2 Там же. - С. 494-496.

1 Подласый И.П. Указ. соч. — С. 496.

59При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

В начальных классах решающее воздействие на ученика имеет учитель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение одноклассников, коллектива класса.

При руководстве коллективом педагог стремится, чтобы все были вовлечены в коллективную деятельность. При этом важно совпадение интересов коллектива и личности.

Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания личности и всестороннего развития индивидуально­сти. Это выполнение важных общественных работ, совместная уче­ба, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, туристская, культурная и эстетическая деятельность. При этом важное значе­ние имеют традиции детского коллектива как устоявшийся, под­держиваемый всеми обычай.

Опора на традиции сплачивает, скрепляет ребят в коллективе.

Общественное мнение является рычагом влияния на личность, поэтому интересно организованная коллективная дискуссия фор­мирует личность. И еще. От педагогического мастерства педаго­га, воспитателя зависит влияние классного коллектива на лич­ность.

Вопросы и задания

1. Личность ребенка, ее характеристика, возрастные особенности.

2. Что значит социализация личности?

3. Важность самовоспитания в развитии личности.

Литература к лекции

1. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991.

2. Донцев И.А. Самовоспитание личности. — М., 1984.

3. Корнаю Я. Как любить ребенка. — М., 1990.

4. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1991.

5. Кони И. Ребенок и общество. — М., 1988.

6. Рожков M.tf. u др. Концепция социализации ребенка в работе дет­ских организаций, — М., 1991.

7. Права ребенка. Основные международные документы. — М., 1992.

8. Положение детей в России. 1992. — М., 1993.

9. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.