Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет






Это теория и практика обучения и воспитания отдельной лич­ности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.

«Марксистская педагогика считает, что нет такой области об­разования и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли пе­дагогической науки считалось неправомерно. В то же время име­ются пограничные области знания между педагогикой и социоло­гией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания, педагогической социологией, экономикой народного образования»1.

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917 г. занимались проблемами социальной педагогики, их труды и учебники широко публиковались2.

Более разумно социальную педагогику рассматривать в плане социальной рилософии, утверждающей, что человек, среда и воспитание, рормирование личности, обучение, развитие человека от рождения до смерти находится под влиянием внешних и только внешних обстоятельств.

В настоящее время к социальной педагогике обращаются са­мые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и

==================

1 Гурова Р.Г. Социальная педагогика//Пед. энциклопедия. Т. 4. — М., 1968. — С. 43

2 См.: Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

 

среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания1. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организаци­ях, специально для этого созданных» [А.В.Мудрик].

По мнению В.Д.Семенова, «социальная педагогика, или педа­гогика среды, является научной дисциплиной, которая интегри­рует научные достижения смежных наук и реализует их в практи­ке общественного воспитания»2.

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основ­ной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика про­фессионального образования, воспитание в закрытых учреждени­ях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производствен­ная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы3.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться само­стоятельно.

Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления»4. Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях кризисного состояния общества

1 См.: Мудрик А.В, Социализация//Магистр., 1993. — № 3.

2 Семенов ВД. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. — С. 16. J Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 16—17. 4 Там же. — С. 20.

она выступает ведущей отраслью знаний. Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и ува­жения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убе­диться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в крити­ческой ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребен­ку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педаго­гики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, са­моутверждение.

Прежде всего надо определить, что такое социальная Термины среда. Это, во-первых, широкая социальная действи-социальнои хельность, общество, государство и, во-вторых, это педагогики непосредственное окружение ребенка, влияющее на

его формирование.

Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота обще­ства о поколении будущего, поддержка человека обществом, кол­лективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и при­нятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окру­жающей среды на ребенка.

Социальное воспитание означает процесс помогающий чело­веку в целях его совершенствования, достижения успеха в опре­деленной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общеcтвенных отношениях. Социальное воспитание происходит в Семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для под­ростка это еще и улица. Распостраненной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их органи­зовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искус­ством, идеей закаливания и т. д.

Термин социальная работа означает профессиональную деятель­ность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улуч­шить их социальное положение.

Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направлен­ную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отно­шений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях кризиса социализация ребенка (под­ростка) принимает обостренный характер. Ему потребуется под­держка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школь-ника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, [Несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каж-их> ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает «на счетчик» (криминальный прием) или в руки наркоманов, ток-сикоманов.

Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддерж-а противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей.

Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагоги­ка — «наука о воспитательном влиянии социальной среды» В.Д.Семенов].

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не На давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфлик­тах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социально­го работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное ^самосовершенствование, умение организовать себя.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание (ичности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании rj ской личности, самостоятельной, творческой, способной на по­зитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образова­ние в государственных, муниципальных, общественных и част­ных учебных учреждениях.

Эта система социального воспитания, существующая в совре­менных условиях, затрагивает вопросы теории и практики: соци­альной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного вос­питания, национальные особенности, религиозное и обществен­ное воспитание. Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социально­му работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Функции Как**6 процессы воспитания, организации ребенка социальной (подРостка) в обществе охватывает социальная пе-пепагогики дагогика? Каковы ее социальные функции? педагогики j Первостепенной является изучение ребенка (под­ростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных со­циальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно органи­зовывать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объедине­нием различных специалистов, организаций, решающих пробле­мы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к органи­зации исследований различных проблем социального воспита­ния, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различ­ных педагогических центров.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сфор­мулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

— воспитательная,

— социально-правовая,

— социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под­ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра­вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ­ции, выполняет педагог.

Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Прикладные задачи социальной педагогики

Одна из прикладных задач педагогики состоит:

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творче­ству, взаимопониманию.

2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, оп­ределить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятель­ности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстни­ков, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необ­ходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и об­ществом, опираясь на нравственные и правовые нормы обществен­ных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить орга­низовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, по­мочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и спо­собности.

Социальная педагогика не новый раздел в педагогике, а сло­жившаяся система семейного, сословного, народного и христи­анского воспитания.

Она рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественно­го воспитания, историю семейного воспитания, историю право­славной этики, этнографии и этнопедагогики.

Поэтому, прежде чем рассмотреть практику современного со­циального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным па­мятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиро­тах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания, благотвори­тельности.

е XIX в. в отечественной педагогике после пуб-трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого уси- истории ЛИЛось внимание к проблемам влияния на воспитание и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности и роли социальной педагогики.

Создание КД.Ушинским теории «истинно христианского» на­родного воспитания — воистину огромное событие в истории оте­чественной педагогики.

Многие ученые-педагоги XIX — начала XX в. обращаются к проблемам воспитания ребенка в семье. Издавалась Энциклопе­дия семейного воспитания, проводились специальные педагоги­ческие съезды и конференции, посвященные семейному воспи­танию, экспериментировалась и пропагандировалась педагогика ненасилия, теория свободного воспитания личности.

Работа П.ФЛесгафта «Семейное воспитание ребенка и его зна­чение», написанная в 80-х годах прошлого века, пользуется успе­хом и у современных социальных педагогов.

О важности создания социальной среды для воспитания ре­бенка писал Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924), утвер­ждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается. О школе как среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка, писал Петр Федорович Каптерев (1849—1922). В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа «Соци­альная педагогика» (СПб., 1911). Его формула, что человек стано­вится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.

Он писал, что увеличивается число людей, утверждающих, что семья в результате экономического переворота вырождается, что функции социального воспитания семья теряет и их будет осуще-20

ствлять школа1. Философия Наторпа отражала высокие идеалы че­ловечества, воспитание поколения в процессе социального мира.

О социальном становлении личности писал в «Основах педа­гогики» (Берлин, 1923) Сергей Иосифович Гессен (1887—1950). Школьное самоуправление, организацию участия школьников в общественной жизни Гессен рассматривал как социализацию лич­ности. Ученый выступил против классового подхода и принципа партийности в системе образования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском универ­ситете. Профессор. Был председателем Киевского философского и Фребелевского общества, работал в правительстве Скоропадско-го. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогическо­го института в Праге, заведовал кафедрой Православного бого­словского института в Париже. В 1942 г. принял сан священника, но продолжал научные исследования в области педагогики, пси­хологии, философии и богословия2.

Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда — глав­ный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.

Из всех этих влияний как первостепенные он выделяет вне­школьное религиозное воспитание и образование ребенка3.

Много для развития социальной педагогики сделал замечатель­ный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1887—1934). Главным в педагогике, считал он, должно быть развитие ребенка не в его генетических задатках, «а в той социальной и экономи­ческой среде в которой происходит его формирование и воспита­ние». Его основной тезис сводился к тому, что в формировании личности главным является «социальная наследственность», т. е. нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение4.

______________________________

1 См.: Наторп П. Указ. соч. - С. 203-204.

1 См.: Осовский Е. Г. Педагогика российского зарубежья//Хрестоматия. — М.,

1996.- С. 18-19.

3 Там же. - С. 506-507.

4 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечествен­ной педагогики. — М., 1995. — С. 81.

 

После Октябрьской революции создается новая система обра­зования, новая школа; формируется сеть культурных и просвети- j, тельных учреждений для взрослых; по-новому рас-Дискуссий ^ сматриваются педагогические вопросы воспитания о социальной и образования. Советская педагогика определяет педагогике сущность воспитания и образования, обосновы­вает принципы новой системы образования, называет функции, подчеркивает взаимосвязь всех ступеней образования — общего, профессионального и высшего. Изменилось содержание школь­ного образования; перед школой были поставлены задачи воспи­тания социалистической личности. Учительство становится «главной армией социалистического просвещения» [В. И Ленин]. Детские и юношеские объединения, комсомол и пионерская организация включались в общую политику коммунистического воспитания молодежи.

Все эти вопросы воспитания и образования стали в 20-е гг. пред­метом дискуссий, сферой ожесточенной, политической борьбы. Шли дискуссии о цели воспитания, о социальной функции шко­лы, о связи школы с политикой, о новой педагогике, о биологи­ческом и социальном в воспитании, о системе образования и струк­туре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении'.

Одним из вопросов дискуссий была проблема отношения шко­лы и социальной среды, организованного и стихийного воспита­ния. Против школы только обучающей выступили ученые М.В.Кру-пенина и В.Н.Шульгин. Они выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей, так как «...без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии»2.

В этом процессе они видели как включение школы в жизнь среды, так и «педагогизацию» среды. Они выступили против тези­са отрыва коммунистического воспитания молодежи от среды, ее вредного влияния и против того, что педагогика должна зани­маться только организованным процессом воспитания.

Василий Николаевич Шульгин (1894—1965), приняв советскую власть, мечтал о воспитании нового человека в новом обществе о

___________________________

1. См.: Королев Ф.Ф., Равкин З.И. Ленинское учение о культурной революции и коммунистическом воспитании подрастающих поколений//Очерки истории шко­лы и педагогической мысли народов СССР (1917—1941). — М., 1980. — С 21

2 Крупенина М.В., Шульгин З.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. - М., 1929, - С.137.

 

педагогике нового типа — педагогике социального воспитания. Тог­да ее называли педагогикой среды1. По его мнению, школа долж­на «врасти в жизнь» — внедряться в среду, влиять на нее и изме­нять ее. Но педагогика не сможет это осуществить без знания того, как среда влияет на ребенка, на формирование его личности, так как ребенок является «частью села, деревни, семьи»2.

В.Н.Шульгин выделял в педагогике нового общества три глав­ных задачи. Во-первых, изучение среды, в которой живет ребенок и которая влияет на него. Во-вторых, обучение и воспитание че­ловека, который сможет изменить среду. Для этого школа должна втягивать ребят в общественную работу с населением, и главное В этом — труд. В-третьих, школа должна стать центром преобразо­вания окружающей среды, что означает — влияние на родителей, жителей села в ходе ликвидации неграмотности, педагогического просвещения, помощи родителям в воспитании детей. Это и влияние детей на родителей, внедрение новой культуры в быт населения.

В.Н.Шульгин представлял школу в социалистическом городе как школу-производство, где дети воспитывались бы в различных учебно-воспитательных учреждениях и каждый рабочий и колхоз­ник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда. Учителей был бы минимум. Само участие детей в обще­ственно-полезном труде становилось бы процессом их ознакомле­ния с экономической и политической жизнью общества.

Предложенный Шульгиным «метод проектов» должен был ре­шить все проблемы воспитания нового человека. Предлагались политические, производственные, культурные и бытовые «про­екты». Так, по производственному «проекту» планировалось «Про­ведение электричества в школу», «Разведение сои» и др. По куль­турному «проекту» — «Организовать чтение газет в общежитии рабочих». Определялось, какие знания нужны для осуществления каждого «проекта». «Проекты» становились частью плана развития города, села, поселка. Выполнять эти «проекты» должны были дети,

родители и учителя.

Да, дети включались в общественную жизнь, но многое было нелепым и осуществить им было не под силу. В 20—30-е годы шло раскулачивание, а дети осуществляли «проект»: «Поможем кол-

________________________________________

1 См.: Осухова Н.Г., Леев Н.Н. Социальное воспитание в наследии В.Н.Шульги-на//Педагогика. - 1993. — № 3. - С. 74.

2 Там же.

 

хозникам выполнить и перевыполнить контрольные цифры по хлебопашеству»'.

По проектам Шульгина приобретение знаний, умений и на­выков в школе было второстепенным. Главное — труд, а работа со взрослыми — это подготовка к жизни. Лучший вариант школы — детская коммуна, где дети жили бы самостоятельно, без родите­лей. Проект Шульгина приводил к снижению образовательного уровня детей, роли школы, но положительным было его исследо­вание влияния социальной среды на ребенка.

Современному социальному педагогу, работающему в микро­районе, следует обратиться к исследованиям условий жизни де­тей в микросреде в 1926 г. в Московском отделении Первой опыт­ной станции. Обследовали 88 семей, в которых было 122 ребенка от 8 до 15 лет. Результаты: не имели постели — 82 %, родители наказывали — 67%; не имели дома книг — 20 %\ не имели гигие­нических навыков — 67 96; дети употребляли алкоголь — 7 % (ча­сто), 36 % (редко); дети курили —21 %2.

С результатами обследования ознакомили родителей, школь­ный врач консультировал их о здоровье и питании детей. Органи­зовывались различные культурные мероприятия вместе с родите­лями, что повлияло на их культурный уровень и быт.

Цели воспитания, по Шульгину, определялись особенностями окружающей ребенка среды. Нельзя забывать, писал он, что «ули­ца» воспитала Горького и Эдиссона, выработав у них упорство и стремление к достижению цели3. Шульгин определяет основные направления воспитательной работы: трудовое, умственное, эс­тетическое, физическое воспитание, а также социальная деятель­ность.

Исследования Шульгиным влияния на ребенка социальной среды, поднимаемые им вопросы социальной педагогики были, несомненно, гуманистическими, прогрессивными, но его клас­совый подход к воспитанию разрушал его благие намерения.

Мария Васильевна Крупенина (1882—1950) приняв пролетар­скую революцию, видела роль школы в новом обществе значи­тельно шире. Она считала, что школа должна быть не только цен­тром обучения: в ней должны зарождаться новые формы учебного и воспитательного процесса, где труд будет ведущим4.

1 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова M.Г., Ocoвский Е.Г. Указ Соч. – С.102

2 Там же. — С. 82.

3 Там же. — С. 85.

4 Там же. Е.Г. Указ. соч. — С. 102.

 

В 1919 г. Крупенина организовала в Тучкове под Москвой детс­кий дом для беспризорных ребят. Эта практика дала ей материал для разработки теоретического определения социального воспи­тания.

Идея М.В.Крупениной состояла в том, что воспитание — это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить «организованный педагогический процесс» в не­организованный быт. Она ставила задачу сблизить организован­ный и неорганизованный процессы в воспитании.

М.В.Крупенина формулировала педагогику как науку, которая должна исследовать весь процесс «социального формирования Человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развивается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, закономерности, которым он подчинен»1.

Ее стремление приблизить организованный педагогический процесс к реальной жизни, сделать его звеном системы социаль­ного воспитания привело к оценке ее педагогических взглядов как «антиленинской теории отмирания школы»2.

Как и Шульгин, она видела школу с новыми формами обуче­ния и воспитания, тесно связанную с окружающей средой, где ведущим будет труд детей вместе со взрослыми3.

Как идеолог «антиленинской теории отмирания школы, за принадлежность к контрреволюционной правотроцкистской организации, орудовавшей в системе Наркомпроса» она была осуждена, затем, отбыв срок, работала учителем в Северном Казахстане.

Прошедшие в 20-х гг. дискуссии о роли в новом обществе шко­лы и социальной среды, попытки некоторых ученых объединить процесс управляемого и неуправляемого воспитания личности окончились тем, что социальная педагогика получила официальный статус «буржуазной науки» и в последующие годы стала не­востребованной ни среди ученых, ни среди практиков школьного дела.

Для понимания воспитательных функций социальной педаго­гики полезно обратиться к творческому наследию Павла Петро-

 

1 Крупенина М.В., Шульгин В.Н. Указ. соч. - М., 1929. — С.89.

2 См.: Цветкова И.В. К педагогическому портрету М.В.Крупениной//Педагоги-

ка. -1993. -№3. -С. 71. J Там же.

 

вича Блонского (1884—1941)! , который писал, что «нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения».Ученый видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма «и во внутренних особенностях окружавшей его среды». Он исследовал поведение ребенка в этой среде, поведение вожака и подчиненного, отношения между маль­чиками и девочками, между трудными и благополучными детьми. У Блонского мы находим характеристику поведения ребенка в системе социальных отношений2.

Наследие А.С.Макаренко о проблеме воспитания личности в коллективе, об отношениях личности и коллектива, его опыт ра­боты с трудными подростками продвинули теорию социального воспитания, подтвердив на практике важность детского коллек­тива в воспитании личности. О его опыте подробно рассмотрим далее, в отдельной лекции.

 

 

Вопросы и задания

1. Назовите особенности социальной педагогики как науки.

2. Каковы функции социальной педагогики?

3. Дайте характеристику терминам социальной педагогики.

4. Дискуссии о социальной педагогике.

Литература к лекции

институт

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу -социальной педагогики//Педагогика, 1992. — № 5, 6.

3. Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике// Педагогический поиск. — 1993. — № 2.

4. МудрикА.Я. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

6. Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

7. Семенов ВЩ. О проблемах социальной педагогики//Магистр, 1991. — № 11.

1 См.: Блонский Я./7. Избр. пед. и психологические соч.: В 2 т. — М., 1979.

2 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г, Указ. соч. — С. 60-76.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.