Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социального педагога






1 См.: Маслова Н.Ф. Указ. соч. — Орел, 1994. - С. 35.

2 См.: Поташник М.М., Вульфов Б.З. Указ. соч. — М., 1983. — С. 76—78.

1 Иващенко Г.М., Пяоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация со-циально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации де­тей и подростков//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации де­тей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 14.

Выполняя вместе со взрослыми традиции и обряды, ребенок, вырастая, передает их следующему поколению. Соревнуясь в иг­рах, он совершенствует себя, выступает за коллектив, за свое по­ложение в обществе.

Запреты, осуждение, угрозы и награды, одобрение и упрек были положены в основу общественного мнения, что, несомнен­но, влияло на воспитание человека.

Древние славяне воспитывали детей на бережном отноше­нии к природе. Птица как символ семейного очага изобража­лась на построенном жилище, керамической посуде. Славили весну, когда дети из дома в дом носили изготовленных из дере­ва птичек.

По птичьему пению учили ориентироваться во времени суток, определять часы дня и ночи.

Во все времена детей учили наблюдать за растениями, за сме­ной погоды. До нас дошли народные изречения: «Летом на дере­вьях желтый лист — ранняя осень», «Поздний гриб — поздняя осень», «Муравьи спешат к муравейнику — на дождь».

Методы народной педагогики использовались в опыте Павлыш-ской школы В.А.Сухомлинского, Летом для профилактики болез­ней по рекомендации школы детям устраивали спальные уголки на сене, обливание холодной водой, купание. В семьях строили беседки, в которых ребята читали, рисовали, отдыхали. Если пу­тешествовали, то босиком. В августе шестилетки жили в шалашах, вне дома, — это был «сад здоровья». Организовывалось питание, в которое входили овощи, мед и орехи. В учебно-воспитательном процессе широко использовалась народная сказка. Существовала даже «Комната сказок». Различные сказки включались в празд­ничные спектакли.

Народные средства сохранения здоровья используются в при­юте «Гнездышко» в г. Клин Московской области, где после по­ступления воспитанника в приют и обследования врача начинает­ся траволечение.

В детском саду № 7 г. Чайковского Пермской области для про­филактики болезней дети носят на шее нанизанных несколько на нитку зубчиков чеснока.

Орловский педагог Я.Г.Юдилевич в работе с умственно отста­лыми детьми использует загадки, пословицы, сказки, — это по­могает в их развитии.

В практике Центров социальной защиты отводится много вни­мания музыкальному фольклору. Создаются оркестровые группы, в которых инструментами являются ложки, трещотки, бубны, жа­лейки, свистульки. В народных, колыбельных, обрядовых и пля-

совых песнях и частушках заложен огромный потенциал эстети­ческого, нравственного воспитания.

_ Правовая работа социального педагога включает в себя Правовая юридическую защиту ребенка. Нередко социальный работа педагог выступает в суде в его защиту.

Кро\те того что социальный педагог по правовым ас­пектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за пре­ступления против детей, за доведение до самоубийства в резуль­тате жестокого обращения с ребенком; за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать законы об охране материн­ства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ре­бенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было.

Социальный педагог должен уметь решать вопросы усыновле­ния, знать права приемных детей, особенности семей с прием­ными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подрост­ковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальному педагогу приходится решать проблемы усынов­ления: нужно ли скрывать записи усыновления от взрослых де­тей, имеют ли право родители хранить свою тайну, имеют ли право дети на информацию о своих истинных родителях. Лучше, если эти вопросы педагог рассмотрит вместе со специалистами. Вопросы об опекунстве и попечительстве полезно решать с юри­стами.

Опека и попечительство — это защита несовершеннолетних детей. Опека устанавливается до 15 лет, а попечительство — с 15 до 18 лет. Опекун действует от имени опекаемого, он может рас-поряжаться его имуществом, а попечитель только помогает, сове­тует подростку, но не распоряжается его имуществом. Опекуны и попечители назначаются из взрослых. Знания о правах опекуна полезны социальному педагогу.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения ро­дительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибега­ют, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупо­требляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко

71т

обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в дет­ский дом, на опеку или попечительство.

У социального педагога должна быть полная информация об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за пре­ступления и причинах их свершения. Ему следует знать, как ведут­ся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

Из перечисленных сфер деятельности социально- Работа в лет- го педагога следует остановиться на его работе в ний период летний период, в летних лагерях труда и отдыха.

Трудным подросткам больше нравятся «бродячие» лагеря, которые создаются на время, на несколько дней. В таких лагерях жесткая дисциплина: здесь, создавая малые груп­пы, социальный педагог может наблюдать, как влияют дети друг на друга, кого признают лидером, как распределяются обязанно­сти в группе с учетом способностей подростка. В малой группе быстрее подхватываются те или другие решения, есть большая возможность увлечь каким-то интересным делом, легче наблю­дать за каждым воспитанником и контролировать его. При созда­нии малых групп важно тщательно подбирать их состав, так как от этого зависит успешность воспитания, сможет ли такая малая группа за короткий летний период положительно повлиять на лич­ность, ее участников.

Интересным направлением работы социального педагога в лет­ний период может быть экологическое воспитание ребят, его виды. Это организация поделок из природного материала, походы с целью изучения родного края, выпуск экологических листков, работа в лесничестве по охране леса, сбор лекарственных трав для аптеки.

Завершая разговор о профессиональной деятельности педаго­га, полезно снова обратиться к наследию К.Д.Ушинского.

Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его по­ведения. Можно это назвать «рецептом Ушинского для педагога».

«L Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет.

9. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала»1.

Интересно о профессионализме учителя пишет в своей статье замечательный отечественный педагог В.Н.Сорока-Росинский о «Школе им. Ф.М.Достоевского» и дает достаточно оригинальную характеристику учителю.

Он писал, что в педагогике и дидактике много говорят об ин­дивидуальном подходе к ученику, но никто — об индивидуаль­ном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набор добродетелей, «имеются они у него на все 100% — отличный педа­гог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой». Но ведь каждый учитель — личность, личность со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтому директор и завуч учебного заведения должны знать «в чем сила и слабость каждого из них, чтобы не возлагать на них беремен не-удобностных»2.

Сорока-Росинский разделил учителей на несколько катего­рий. Так, у учителей «теоретистов» преобладают теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлеченная мысль, которую они пытаются воплотить в реаль­ность. «Сильная сторона таких преподавателей — хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специаль­ности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку... Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильно­сти исповедуемых идей... Они часто ищут новых путей, не удов­летворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идеи, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к откры­тию уже известных Америк. Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов. О таких долго хранится хорошая память...

Но будучи сильны в теории, в знании методических приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют уче­ников...»

1 Ушинский КЛ Собр. соч.: В 2-х т. - Т. 2. - М., 1952. - С. 27.

2 См.: Сорока-Росинский В. Н. Школа им. Достоевского//Пед. соч. — С. 215.

73I

Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроения ре­бят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить инте­ресами каждого из них. Их слабой стороной является теоретиче­ская подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалис­тами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и лю­дях, для него учащиеся — объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплиниро­ванности. Его конек — всякие тренировки в закреплении и повто­рении пройденного путем разнообразных упражнений, его уче­ники прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, син­таксические и т.д., грамотно пишут диктанты, сочинения по учеб­нику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хо­рошо своих воспитанников, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, чтобы быть актером, они хорошие психологи.

Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдох­новителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по ин­туиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, они интуитивно понимают сущность друго­го человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, которые превращаются в уроки творчества. Но уроки такого учителя зави­сят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Ко­нечно, это не все характеристики разновидностей учителей1.

Вопросы профессионального мастерства учителя издавна ин­тересовали педагогику, начиная от Я.А.Коменского и К.Д.Ушин-ского. Написано немало работ о профессиональном мастерстве и его части — педагогическом такте.

В педагогическом процессе нельзя не учитывать педагогический такт учителя, процесс общения, процесс подхода учителя к вос­питаннику. Нетактичный педагог неуместной шуткой, намеком, оскорблением испортит настроение ученику. Такого ученики не уважают. Воспитанники ждут от педагога внимания, понимания, приветливости, уважения к их мнению, уважительного отноше­ния к себе.

Ряд книг о психологии речи и педагогическом мастерстве при­надлежат перу замечательного украинского психолога Ивана Еме-льяновича Синицы.

1 См.: Сорока- Росинский В.Н. Указ. соч.С. 214—220 74

После окончания Винницкого института социального воспи­тания (1932), а затем Киевского педагогического института пре-

подавал украинский язык и литературу в с. Литки И.Е. Синица Киевской области.

(1910—1967) В годы Отечественной войны воевал. После войны

работал завучем школы, а затем инспектором го-роно г. Киева, в НИИ психологии Минпроса Украины, защитил кандидатскую (1954) и докторскую (1968) по психологии пись-Генной речи учащихся.

Ему принадлежит около 200 научных работ, в том числе 12 книг и брошюр. Его работы по психологии письменной и устной |( речи учащихся стали настольными книгами учителей.

Большой популярностью пользовались его книги о педагоги­ческом такте: «О педагогическом такте учителя» (1963, 1969), «С чего начинается мастерство» (1972), «О такте и мастерстве» (1976), «Педагогический такт и мастерство учителя» (1981, 1983).

И. Е. Синица






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.