Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение видов глаголов.






Несовершенный вид (что делать?) Совершенный вид (что сделать?)  
  1.Постоянное действие (всегда обычно, постоянно), Обычно я встаю рано 2. Длительное действие (долго целый час, всю жизнь), Целый час читал газеты. 3. Повторящиеся действия (каждый раз, ежедневно, по вечерам): По вечерам гулял на воздухе. 4. Одновременные действие (одновременно, в то же время), Учился и работал одновременно.     1. Однократное действие (один раз, в …году), Я родился в 1985 году. 2. Одновременные действия (в один миг, сразу), Он сразу нашел нужную книгу. 3. Результативное действие (уже, наконец, в итоге, в результате), Он уже написал упражнение.   4. Последовательные действия (потом, затем, после того), Окончил школу, а затем институт.    
Употребление глаголов совершенного и несовершенного видов в различных глагольных формах.

 

 

Формы глагола Несовершенный вид (НСВ) Совершенный вид (СВ)
Настоящее время Прошедщее время Будущее время Встречаю Встречал Буду встречать .............. Встретил Встречу

 

Задание №1.

Укажите подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Человек должен овладеть определенными практическими навыками

работы с книгой. 2. Для достижения эффективности в работе

необходимо тщательно подготовить рабочее место. 3. При

возникновении трудностей необходимо разобраться в них в первую

очередь. 4. Я научилась правильно составлять конспекты лекций. 5. Они

начали изучать русский, английский, японский языки.

Задание №2.

Определите, в чем наблюдается согласование вспомагательной части

сказуемого с подлежащим.

Мы не можем рекомендовать единый распорядок дня для всех.

Каждый студент должен составить свой распорядок дня. Он хотел заниматься в библиотеке самостоятельно. Студентка начала писать конспект.

 

Задание №3.

Спишите предложения, расскрывая скобки и согласуя вспомагательную

часть сказуемого с подлежащим.

1. Для сохранения здоровья вы (должен) соблюдать режим дня. 2. Каждый студент (мочь) разумно распределить свой рабочий день. Ежедневно мы (стараться) делать утреннюю зарядку. 4. При правильном

распределении времени мы (мочь) заниматься спортом. 5. Вы (обязан) постоянно помнить о правильном режиме дня.

 

Задание №4.

Составьте предложения с данными словами. Подчеркните сказуемое.

Трудно, легко, обидно, смешно, лень, больно, интересно

 

 

Задание №6.

Составьте и запишите предложения с составным глагольным употребляя в качестве вспомагательных.

глаголы: стать, начать, намереваться, стремиться, хотеть;

прлагательные: готов, способен, склонен;

выражения: иметь возмржность, быть в состоянии;

 

Задание №7.

Произведите замену простого сказуемого составным глагольным.

Я пойду в библиотеку

В ближайшие дни состоится семинар.

В 11 часу я усну.

Он участвует в наших спортивных соревнованиях.

Преподаватель проведет.

Слова для справок: хотеть, мочь, рад, должен, обязан.

 

Задание №8.

Составьте предложения, используя слова со значением категории

состояния: хорошо, весело, интересно, трудно.

Задание №9.

Подчеркните сказуемое. Объясните, как вы понимаете данные

высказывания.

Мы должны научиться понимать труд как творчество. (Горький).

Человек должен стремитьсяк высшей, блестящей цели. (Чехов).

 

Задание №10.

Составьте предложения, используя следующие глаголы.

Начну закаляться, продолжу заниматься, люблю слушать,

люблю читать, хочу поехать, люблю путешествовать, собираюсь

оздоровиться, думаю заняться.

 

Работа с текстом

Прочитайте выразительно и перескажите содержание текста. Озаглавьте.

Здоровье – понятие собирательное: сюда входит и физическое совершенство и нормальная работа органов тела, и душевное равновесие –ясность мышления, целеустремленность, доброта. Достичь гармонии физических и духовных сил – это и значит быть здоровым.

Для каждого из периодов, на которые длится жизнь человека – детства, оторчества юности, молодости, зрелости и страсти, - существует своя программа здорового образа жизни.

В жизни бывает всякое – и счастливые минуты, и горести, и разочерования. Отрицателные эмоции могут вызвать глубокое потрясение, мучительные раздумья, депрессию и даже душевную боль, от которой человеку хочется кричать.

Порою горе, раздражение, подавленное настроение убивают в человеке многие прекрасные качества. Тускнеет ум, меркнет талант, скудеет душа. У таких людей часто возникает потребность «сорвать зло» на своих близких, на товарищах.

Поскорее бы стать взрослым!

Кто из мальчиков и девчонок не мечтает об этом. И вот наступает тот жизненный период, который называется «переходным возрастом», «порой возмужания», «периодом полавого созревания».

Есть у этого возраста и еще одно название –«трудный».И мальчики и девочки переживают в это время не одну бурю. Требуется много усилий, чтобы разобраться в перестройке собственного организма, чтобы привыкнуть к новым пропорциям своего тела и к его новым физиологическим особенностям.В этот «трудный период» из-за незнания особенностей гигиены иногда совершаются ошибки, которые на всю жизнь могут отразится на здоровье человека. Чтобы этого не случилось, чтобы ваш старт во взрослую жизнь был удачным познакомтесь …

«Здоровье - это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсуствие болезней или физических деффектов».

С физической точки зрения определяющими являются следущие формулировки:

Индивидуальное здоровье человека – естественное состояние организма на фоне отсуствия потологических сдвигов, оптимальной связи со средой согласованности всех функций.

Здоровье предоставляет собой гармоничную совокупность структурно функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедятельность а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

Индивидуальное здоровье человека – это гормоническое единства всевозможных обменных процесов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма.

Здоровье – это процесс сохранения иразвития биологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

 

 

Задание на дом::

 

1. Напишите письмо родителям

2. Написать характеристику друг другу, используя данные слова и словосочетания.

 

С данными словами составьте предложения: Холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, темперамент, мудрый, выносливый, настроение, терпеливый, взаимопонимание, характер, снисходительный, человечность, привычка, сообразительность, память, достоинство, самолюбие, замкнутность, скрытность, мужество, воображение, индивидуальность.

 

3. Эссе «Библиотека нашего университета»

4. Напишите письмо другу о том, как прошла читательская конференция

Задание №3.

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки, объясните их значение:

Без здоровья души здоровья тела не получишь.

Здоровый урока не боится.

«Здоровье не все, но без здоровья все ничто».

Береги глаз, как алмаз.

«Чистота – залог здоровья».

От здоровья земли – здоровью человека.

Здоровье подрастающего поколения сегодня – судьба суверенного Казахстана завтра.

Труд - основа долголетия.

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того чтобы жить».

Не стареть – это искусство.

Прочитайте текст.подготовьте пересказ.

 

СКАЗКА «ВСТРЕЧА»

(о туберкулезе и не только)

 

Однажды встретились туберкулезная палочка и кишечная палочка, как вы уже наверно догадались, встреча произошла в кишечнике человека. Туберкулезная палочка важным видом начало говорить:

- А, привет, дальная родственница! Как проживаешь? Все ли у тебя порядке? Вот наконец, я сюда добралась. Хоть и не легко, мне было это зделать но все же я тут!

- непрошенный гость, палочка Коха, что ты тут делаешь? – от неожиданности кишечная палочка забыла правила приличия. Немного правившись, она сказала с возмущением:

- Кто тебя сюда звал? И я тебе не родственница!

- Но-но! По тише! Ты верно, меня не узнала. Перед тобой знаменитая на весь мир микробактерия – палочка Коха! – с важным видом проговорила гостья.

-Узнала, как же тебя не узнать, ты действительно у нас знаминитость! Сколько людей ты уже погубила и столько еще от тебя страдают, что действительно ты первая знаменитость, но знаменитость черного списка!

- Подружка, постой, ты что не рада меня видеть? Я – первая путешественница в мире!

Гуляю от одного человека к другому, и поверь, многие опвидала на белом свете. Вот ты всю свою жизнь проведешь здесь. Что это за жизнь! Скукотище! Мы туберкулезные палочки, при кашле с мокротой больного человека разлетаемся по миру в поисках приключений и у каждого из нас своя судьба. Вот я например, прежде чем попасть сюда, долго летала, потом, познакомилась с маленькой пылинкой. С пылью нас связывает желание попасть внутрь человека, я попрасила у нее помощи, и она мне не отказала, сберегла от прямых солнечных лучей, которых я боюсь до смерти, и временно меня приютила. И это еще не все! Пыль помогла мне попасть на замечательный кусочек хлеба.

- Ты любишь хлеб? – спросила кишечная палочка.

- ты что с луны свалилась? Когда ты слышала, чтобы мы, туберкулезные палочки, питались хлебом. Хлеб- это всего лишь возможность попасть сюда! Хоть и ты не идеяльный вариант, есть риск быть уничтоженным в пищеварительной системе человека, но это всет же шанс на лучшую жизнь. Попав к человеку, я буду питаться его клетками. Постепенно нас станет много, и мы полностью станем много, и мы полностью покң орим человека. Он станет слабым и безпомощным, будет кашлять, и наше завоевательское путешествие продолжится! Конечно же лучше с пылью попасть при вдохе человека в легкие. Это идеяльный вариант! Но ничего! Я настроена, решительно!

- мой хозяин – человек сильный и достаточно грамотный!

Он тебя победит!

- Человек ленив. Он забывает ходить к врачу, следить за своим здоровьем, не проветривает комнату не боретсяс пылью, а если это ребенок он к тому же еше и плохо питается. Ведь дети любят сладккое, и не любят овощи и фрукты в которых так много витаминов, и не едят супы и каши. Дети слабые и болезненные.

Вот здесь я тут как тут!

Никто от меня не спасется!

Всех уничтожу!

- С важным воинственным видом поговорила палочка туберкулеза.

Не бывать этому!

Я всем детям на свете расскажу, как можно тебя уничтожить. Они будут хорошо питаться, заниматься спортом и следить за чистотой и бороться с твоей подругой пылью, не будут бояться врачей, и будут делать прививки! Мы – палочки – симбионты, поможем защитить своих хозяев! – с возмущением и решительностью сказала кишечная палочка.

- Ты что! Я тебе как своей дальней родственнице все рассказала, а ты против меня?

- Ты мне не родственница! Ты убица! И мы тебя победим! Беги, беги, не долго тебе осталось бегать! Ведь человек умный, он не позволит себя победить!

 

 

Рекомендуемая литература.

1. Учебное пособие по русскому языку для студентов неязыковых факультетов вузов под ред. Сандыбаевой Н.А.

2. Пр. курс русского языка. В.А.Абузяров, К.Т.Утегенова, Р.Х.Латыпова.

3. Ожегов. Словарь русского языка.

4. Толковый словарь русского языка.

5. Закон о языках в РК.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.