Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковая ситуация в Казахстане






Языковая ситуация в Казахстане регулируется Конституцией Республики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года N 151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Во время принятия Закона «О языках в Республике Казахстан» в сентябре 1999 года придание русскому языку статуса языка межнационального общения, непризнание его наряду с казахским языком государственным вызвало определенное недовольство и проблемы социальной адаптации у части русскоязычного населения. Однако, дальнейшая политика показала беспочвенность всех опасений.

В целях реализации взвешенной языковой политики указом Президента Н.Назарбаева была принята Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Цели программы - расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение общекультурных функций государственного языка; развитие языков этнических групп. Реализация данной программы предполагает создание оптимального социолингвистического пространства, определяемого достижением необходимого функционального соотношения языков, использующихся на территории Казахстана.

Сбалансированный процесс языкового строительства является одним из наиболее социально значимых аспектов в жизни государства, поскольку способствует упрочнению гражданского согласия в обществе и его дальнейшей консолидации. Этим обусловлена необходимость государственного регулирования вопросов языкового развития в стране.

Государством оказывается помощь языкам всех диаспор, проживающих на территории Казахстана. В целях развития национальных языков и культуры в стране создана система воскресных школ по обучению родному языку. Функционируют национальные детские сады, школы. В республике на 7 родных языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском, таджикском, украинском и немецком) в дошкольных учреждениях обучаются и воспитываются 426 тысяч детей, а в общеобразовательных школах - свыше 3 миллионов.

2.1 Прочитайте словосочетания, выразите их смысл другими слонами: официальное признание, статус мировых языков, носитель языка, жизнь внутри нации, глобальные системы коммуникации.

2.2 Определите правовые основы функционирования русского языка в Республике Казахстан.

2.3 Ответьте па вопросы, используя информацию текста и главы II, Ш, IV Закона «О языках в Республике Казахстан»:

1) Могут ли на русском языке разрабатываться и приниматься законодательные акты республики?

2) Используется ли русский язык при создании и ведении документации в системе государственных органов?

3) В работе каких государственных органов русский язык используется наравне с государственным языком?

4) Может ли гражданин РК получить образование на русском языке?

5)Каким является язык реквизитов и визуальной информации, а также язык почто-телеграфных отправлений?

6)Законспектируйте Закон о языках РК, выпишите статьи о языках

Контрольные вопросы

1.Что такое речь? Каковы ее особенности?

2.Чем различаются язык и речь? Каковы их отличительные черты?

3.Какие виды речевой деятельности выделяются в русском языке?

4.Что такое словосочетание?

5.Какие виды подчинительной связи выделяют в русском языке?

6.Что такое язык и каковы его основные функции?

7.Что является основной единицей изучения лексики?

8.Какие лексические значения слов выделяют в русском языке?

9.В чем отличие полисемии от омонимии?

10.Что такое синонимы, антонимы, паронимы?

11.Какие части слов выделяют при разборе по составу слов?

12.Какие виды лексики выделяют с точки зрения сферы ее употребления?

 

План занятия: Я и моё здоровье..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.