Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положительные и отрицательные аспекты ВЭД международного туризма






Таблица 1. Виды экономической деятельности, входящие в Республике Молдова в собирательную отраслевую группировку «Туризм»

 

Код Наименование
  Гостиницы; площадки для кемпинга и другие места для кратковременного проживания
  Рестораны, бары, столовые
  Железнодорожный транспорт
  Прочий пассажирский сухопутный транспорт, подчиняющийся расписанию
  Прочий пассажирский сухопутный транспорт, не подчиняющийся расписанию
  Внутренний водный транспорт
  Воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию
  Воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию
  Деятельность бюро путешествий, туристических агентств и экскурсоводов; деятельность по оказанию помощи туристам, не включенная в другие категории
  Аренда оборудования для сухопутного транспорта
  Аренда оборудования для водного транспорта
  Аренда оборудования для воздушного транспорта
  Прочая развлекательная деятельность, не включенная в другие категории
  Деятельность библиотек и архивов
  Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий
  Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников
  Спортивная деятельность
  Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений

Источник: Классификатор видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ). – Кишинев, Статистика, 1995, 156 с.

 

Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год

Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год. Опубликован 2010.

· Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма)

 

 

Таблица (Рисунок 3.1)

Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма)

 

Продукты Виды деятельности
1. Услуги по размещению посетителей 1. Размещение посетителей
2. Услуги по предоставлению питания и напитков 2. Деятельность по обеспечению питания и напитков
3. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта 3. Железнодорожный пассажирский транспорт
4. Услуги пассажирского дорожного транспорта 4. Пассажирский дорожный транспорт
5. Услуги водного пассажирского транспорта 5. Водный пассажирский транспорт
6. Услуги воздушного пассажирского транспорта 6. Воздушный пассажирский транспорт
7. Услуги по аренде транспортного оборудования 7. Аренда транспортного оборудования
8. Услуги туристических агентств и прочие услуги по бронированию 8. Деятельность туристических агентств и других организаций, занимающихся бронированием
9. Услуги в культурной области 9. Деятельность, связанная с оказанием услуг в культурной области
10. Спортивные и рекреационные услуги 10. Деятельность, связанная с оказанием спортивных и рекреационных услуг
11. Характерные для конкретной страны типичные туристские товары 11. Розничная торговля характерными для конкретной страны типичными туристскими товарами
12. Характерные для конкретной страны типичные услуги в сфере туризма 12. Прочие типичные виды деятельности в туризме, характерные для конкретной страны

Источник: Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год. Организация Объединенных Наций. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. - Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж. Организация Объединенных Наций, Статистическое бюро Европейских сообществ, Всемирная туристская организация, Организация экономического сотрудничества и развития, 2010 год. - 145 с. (с.). ISBN 098-92-1461023-6.

 

Туристическая индустрия (отрасли туризма – ООН, ЮНВТО, Евростата, ОЭСР) имеет уникальную структуру. Она характеризуется значительным разнообразием наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: не­большие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремес­ленников и предметами искусства, и т. п. проблемы при определении положительных и отрицательных аспектов международного туризма Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стиму­лируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привле­кают еще большие инвестиции в будущем во вспомога­тельные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона и таким образом общество быстро получает экономическую выгоду (движение фин ресурсов, трудоустройство).

Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения (НДС), так и тур налоги (курортный сбор, таможенные пошлины). Так как путешественни­ки в основном приезжают из других регионов, то их рас­ходы туристов для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и ме­нее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и та­моженная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов.

Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повыша­ются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм Положительными аспектами туристской деятельности являются рост доходов региона, повышение уровня занятость, привлечение иностранных инвестиций и т. п.

Тем не менее существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать доход (прибыль) от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические.

Социальные ограничения возникают в результате увеличения налогов, взимаемых с местных жителей при развитии тур индустрии в регионе.

Экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития тур индустрии. Власти региона обязаны глубокого понимать проблему оптимизации, которая стоит перед правительством при ускоренном развитии любой отрасли.

Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы и капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря туристским прибытиям. Нужен импорт сельхозпродукции, валюта для его оплаты, рост цен на с/х продукцию. Одновременно в центрах массового туризма нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни местного населения и природный ландшафт. Развитие туризма (формирование монокультуры туризма) подрывает основы тур индустрии.

Основа экономической стабильности это разнообразие, диверсификация. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возмож­ность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, что­бы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.

В туризме замещение других отраслью нежелательно. Во-первых, по сути своей туризм явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены за счет грамотной маркетинговой стратегии, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регио­не, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости и состояния общества. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в определяющей степени зависит от доходов и потребностей туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость регио­на от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.

Более того, туризм порождает социальные издержки в обществе и требует дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее разви­тие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного исполь­зования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять до­вольно сложно.

Иногда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они объявляют туризм приоритетной деятельностью, разрабатывают и воплощают в жизнь активные инвестиционные программы[3], направленные на развитие туризма. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.

С другой стороны, в Молдове, например, – туризм приоритетная деятельность, но результатов нет. В законе «О туризме» и законе «об организации и осуществлении туристической деятельности» туризм объявлен приоритетной сферой, однако правительство, парламент ничего не делают для реализации этой приоритетности.

Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в эконо­мику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за несколько дней своего проживания во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.

Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство, местные органы, должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли (доходов) от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для развитых. Развитые страны по обладают дифференцированной, сбалансированной экономикой, которая способна покрыть все возможные издержки туризма.

Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относятся:

• увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;

• рост валового национального продукта;

• создание новых рабочих мест;

• реформирование инфраструктуры региона, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

• привлечения капитала в производство, в том числе и иностранного;

• увеличение доходов от налоговых сборов в принимающем регионе.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:

· влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;

· способствует оттоку денежных средств за границу при туристическом импорте;

· вызывает экологические и социальные проблемы;

· увеличение налоговых сборов принимающего региона;

· может наносить ущерб развитию других отраслей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.