Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития ВЭД международного туризма






 

На формирование туристских потоков, туристских маршрутов, территориальную организацию и географическое распределение туристов влияет ряд предпосылок, условий и факторов.

Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдель­ных регионов и стран в мировом туризме, и, наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток. При анализе ситуации в целях объективной оценки следует как можно более полно установить их номенклатуру для конкретного сегмента рынка.

Основные факторы, влияющие на развитие международного туризма, делят на две группы: статичные и динамичные.

Статичные факторы имеют неизменное во времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. Именно они в первую оче­редь определяют привлекательность местности для туриста. Не случайно южные регионы с теплым климатом больше привлекают людей, северные – меньше. Поэтому южные страны имеют положительное сальдо платежного баланса по статье «туризм/по­ездки», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или бо­гатая Скандинавия, сальдо отрицательное.

С ростом уровня образования населения возрастают познавательные потребности людей и все большее значение приобретают историко-культурные ресурсы

С развитием туризма ресурсный фактор играет все более существенную роль. Наличие высокоценных, а нередко уникальных туристических ресурсов (природных или антропогенных) позволяет лучше осваивать территорию для международного туризма. Например, в ОАЭ не было антропогенных ресурсов. Были солнце, море и песок. Однако они смогли в тяжелейших климатических условиях пустыни создать уникальный антропогенный ресурс. В Дубаи сегодня горнолыжная трасса под крышей ………….

Природные и культурно-исторические условия повышенной привлекательности и комфортности являются ресурсной основой для организации территориально-рекреационных систем международного класса. Однако при всей важности объектов истории и культуры, преобладающее место в рекреационно-ресурсной составляющей занимают сегодня природные условия и ресурсы. Они являются основной материальной предпосылкой современной рекреации. Своеобразие различных социально-экономических факторов и конкретные природные условия формируют «туристскую специализацию» отдельных туристских районов.

Вторая группа факторов развития международного туризма - динамичные факторы. К относятся: политические, социально-демографические, финансово-экономические и материально-технические.

Политическая обстановка в стране, по существу, определяет все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация общественной жизни, безработица, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т. п. — это следствия политики государства.

К изменения в демографической структуре и социальном положении населения индустриально развитых и развивающихся стран, но­вых индустриальных стран означают, что совершенно независимо от каких-либо других факторов все большие контингенты отдельных социальных групп населения будут иметь желание, достаточно времени и средств для путешествий в рамках национального и международно­го туризма. относят следующие:

· старение населения;

· увеличение продолжительности жизни;

· формирование подвижного стереотипа жизни населения;

· увеличение числа работающих женщин и семей, в которых работают оба супруга;

· увеличение доли одиноких взрослых граждан;

· рост средних доходов населения;

· тенденция к более поздним бракам;

· опережение роста числа супружеских пар без детей по сравнению с ростом населения в целом;

· либерализация и смягчение иммиграционных, таможенных, валютных, пограничных и других административных правил в государствах-членах ВТО;

· увеличение оплачиваемого отпуска и возможность его разбивки по частям в течение одного календарного года;

· снижение возраста выхода граждан на пенсию;

· доступность информации о международном туризме и более широкие, чем прежде, возможности выбора страны. Это техническая сторона

Эти изменения в первую очередь касаются развитых стран, т.е. золотого миллиарда.

Несмотря на то что общие темпы роста населения в планетарном масштабе, по заключению экспертов ООН, замедляются, одновремен­но среди туристов увеличиваются контингенты возрастных групп граждан с большими финансовыми возможностями и склонностью к регулярным туристским поездкам как в пределах своих национальных границ, так и в другие государства.

Следует особо подчеркнуть, что в структуре населения индустриально развитых странах (Вавилова) продолжается сокращение численности лиц в возрасте от 15 до 24 лет. Это закономерно и объяснимо: дети, появившиеся на свет в период послевоенного бума рождаемости, перешли в другие возрастные группы, что в сочетании с падением темпов рождаемости в 1960-х и 1980-х гг. и увеличением продолжительности жизни привело к увеличению доли лиц среднего и выше среднего возраста среди населения развитых и но­вых индустриальных государств.

Оценка обозримой перспективы относительно того, что наиболь­ший рост произойдет (и действительно происходит) среди возрастных трупп, имеющих один из самых высоких уровней ежегодного (ежемесячного) дохода после уплаты налогов (т.е. от 35 до 54 лет), означает, что перспективы для туристских фирм, занимающихся международным туризмом, исключительно бла­гоприятны, особенно для организации путешествий с целью отдыха. Но они скованны в возможностях отрыва от работы.

Рост общественного благосостояния оказал положительное воз­действие и на международный туризм. Увеличение оплаты труда, пре­доставление рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот расширили социальный состав туристов. Кризис 2008-2010 годов. Гос расходы

Одновременно в развитых странах рост доли населения старше 65 лет также благоприят­но сказывается на туристском бизнесе, прежде всего на организации от­дыха по дорогим турам. Продолжительность жизни во всех индустриаль­ных странах увеличивается, и, несмотря на снижение рождаемости, показатели всемирного роста народонаселения хоть и медленно, но пол­зут вверх, что с учетом понижения возраста выхода на пенсию привело к появлению туристов так называемого «третьего возраста». Благодаря го­сударственным и частным системам пенсионного обеспечения и перио­дической индексации цен при инфляции значительная часть пенсионе­ров может себе позволить совершать путешествия в другие страны.

Следует отметить, что, по наблюдению экспертов ЮНВТО, современ­ный пенсионер образован, лучше материально обеспечен и более активен, чем когда-либо ранее. С учетом такого заключения можно сде­лать вывод о том, что на туристских рынках впервые в истории международного туристского бизнеса появился новый потребитель туристских услуг —интерес пенсионера к тур поездкам сосредоточен в следующих основных направлениях:

· совершать длительные туристские путешествия с выбором наиболее привлекательных рекреаций;

· совершать поездки на значительные расстояния от места своего проживания;

· выбирать маршруты с активной культурной программой и отдыхом.

Практически во всех государствах мирового сообщества значи­тельно возросла доля женщин среди работающего населения. Жен­щины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно поз­же, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор национального и между­народного туризма. Появился новый феномен делового человека в ту­ристском бизнесе: деловая женщина.

Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма.

По прогнозам экспертов ЮНВТО, следует ожидать, что при сохранении существующих темпов роста населения в течение последующих 20 лет трудовые ресурсы в развивающихся странах увеличатся на 700 млн. человек. В то же время численность молодых трудящихся в индустриально развитых странах останется неизменной или же несколько сократится, а доля снижается. В связи с этим предполагается, что произойдет значительное смягчение иммиграционных процедур со стороны официальных правительствен­ных инстанций многих индустриальных стран для широкого доступа на их рынки труда человеческого капитала. Это диктуется необходимостью поддержания определенного уровня экономического роста производст­ва и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Эти закономерные явления, полагают эксперты ЮНВТО, окажут непосредственное влияние на национальный и международный туристский бизнес, и прежде всего:

· на увеличение числа туристских поездок между родиной и странами, где работают мигранты — «иностранные рабочие»;

· на появление продуктов и услуг в национальном и международном туристском бизнесе, предназначенных специально для этнических групп, которые на определенный период в силу тех или иных об­стоятельств оказываются оторванными от своей родной среды, языка, уклада привычной жизни, вероисповедания и т.п.

Экономический прогресс во все большем числе государств, повышение в связи с этим благосостояния значительных социальных групп населения, дополнительное свободное от работы время, расширение возможностей для его более рационального использования открывают неограниченные резервы для туристских путешествий с целью отдыха, лечения, поиска приключений, удовлетворения познавательного интереса и т.д.

Возрастает спрос на поездки в периоды за пределами пиковых сезонов. Такие путешествия как в пределах своих стран, так и за рубеж весьма привлекательны в первую очередь для людей с физичес­кими недостатками, инвалидов и пенсионеров.

В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция, когда в общественном сознании материальные блага отходят на второй план. Люди ищут духовные ценности, в том числе в путешествиях, которые удовлетворяют их эстетические и познавательные потребности. Интерес к туристским путешествиям обусловлен желанием получить новые впечатления, усвоить положительный опыт, сравнить и оценить условия и уровень жизни людей в разных странах.

К числу финансово-экономических факторов, воздействующих на туризм, относятся улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, уровень и динамику (увеличение или снижение) персонального дохода, возрастание (снижение) доли средств, выделяемых обществом на покрытие расходов на туризм и путешествия.

Материально-технические факторы также имеют важнейшее значе­ние для развития туризма Наличие достаточного числа средств размещения, предприятий общественного питания, видов транспорта и функционального разнообразия рекреационных предприятий, соответствующих ми­ровым стандартам и вкусам потребителей. Они в совокупности способны обеспечивают большие по объему и стабильные туристские потоки. На первый план в инфраст­руктурном комплексе в последнее время вышла гостиничная индустрия. Наличие современной гостиничной базы с разнообразными и качествен­ными услугами — обязательное условие конкурентоспособности на ми­ровом рынке туризма.

В Польше, например, на 1000 жителей приходится 270 мест ночлега, в том числе 102 места в гостиницах.

В Молдове на 1000 жителей в 2005 г. пришлось 6 мест в коллективных структурах размещения туристов, в том числе лишь 1 место в гостинице.

По аналогии с Польшей Молдова должна располагать 300-400 тыс. гостиничных мест ночлега, т.е. в 70-90 раз больше чем сегодня. Моя монография

Кроме вышеуказанного деления, воздействующие на туризм, факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К числу внешних факторов относятся все вышеперечисленные, кроме материально-технических. К числу внутренних— факторы, действующие непосредственно в сфере туризма. Это прежде всего материально-технические факторы, а также факторы туристского рынка (процессы спроса, предложения и распространения тур продуктов), сегментация рынка, координация деятельности в туризме и процессы монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отноше­ний крупных фирм со средним и малым бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических союзов; глобализация туристско­го бизнеса и т.д.), кадры в туризме и частный туристский бизнес.

Рассмотренные выше факторы также можно подразделить на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма и т.д. К интенсивным — повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры, техническое совершенствование ма­териально-технической базы и т.д. К сдерживающим факторам, негативно влияющим на развитие международного туризма, — кризи­сы, милитаризация экономики, политическая и финансовая неста­бильность, рост цен, криминогенная обстановка, неблагополучная экологическая ситуация, ужесточение туристских формальностей и др.

Так, в некоторых туристских дестинациях в последние годы значи­тельно возросла угроза жизни, здоровью и имуществу туристов. В то же время фирмы, заинтересованные прежде всего в получении при­были, не предоставляют своим клиентам достаточной информации и практически не проводят работы по выявлению регионов повышен­ной опасности, в том числе и с неблагоприятной криминальной об­становкой. В результате туристы становятся жертвой внутриполити­ческих столкновений, терроризма, уголовных преступлений, а иногда даже попадают в районы боевых действий. Информационный пробел пытаются как-то восполнить правительственные учреждения, в част­ности министерства иностранных дел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.