Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение. Мы можем наблюдать, как Вера постигает наличие в русском языке мужского и женского рода, что абсолютно необходимо для правильного упогребления окончаний у






 

 

Мы можем наблюдать, как Вера постигает наличие в русском языке мужского и женского рода, что абсолютно необходимо для правильного упогребления окончаний у прилагательных и местоимений (мой или моя). В этот же период у детей идет усвоение различий между понятиями мой и твой. Порой взрослые, разговаривая с ребенком, говорят как бы от его лица: «Сейчас наденем нашу пижамку». Поэтому разобраться в категориях принадлежности не так-то просто.

Вера с мамой возвращаются из магазина, где Вере купили новый совок. Вера вертит им перед собственным носом и гордо произносит: «Моя совок!» Мама ее поправляет: «Вера, надо говорить мой совок». Вера настаивает «Моя совок», мама опять ее поправляет. Вера обескуражена и со слезами на глазах произносит «твоя совок». Мама спешить ее успокоить в вопросе владения собственностью: «Пойми же, Вера, мой-твой. Конечно, это твой совок!» Вера так и думала, просто она немного запуталась в словах. Теперь она снова счастлива, прижимает совок к груди и повторяет с выразительно довольной мимикой «твой совок». Мама решила больше не настаивать.

Процесс овладения ребенком пространственно-предметной средой своего дома происходит на уровне внутренних психических механизмов и занимает достаточно продолжительное время. Ребенок постепенно отмечает для себя все большие и большие подробности окружающих его предметов, добавляя в своем сознании новые характеристики объекта к уже имеющимся.

Игра

 

Итак, Вере 27 месяцев. Комфортная ситуация символической игры позволяет ребенку демонстрировать явные продвижения в сфере морфологии. Как отмечают лингвисты, в этом возрасте активный словарь порой может увеличиться вдвое всего лишь за месяц. Сравнивая протоколы, мы обнаруживаем, как появляются новые компоненты предложения, которые позволяют ребенку уточнять новые элементы ситуации. Ребенок приобрел возможность словесно оформить те отношения предметов, которые он для себя отчетливо выделил. Тот же набор игрушек — несколько маленьких куколок, баночки вкладыши, ложечка, машинка, пластмассовый набор животных — она использует более сложно.

Некоторые действия Вера осуществляет молча, в других случаях она произносит короткие предложения. Она может повторять многократно одну фразу, однообразно или изменяя мелодию фразы. К комплекту игрушек мы случайно добавили три крышечки разного цвета от бутылок Кока-колы. Игра, едва начавшись с манипулятив-ных действий, сразу удивляет нас изображением социального факта.

Берет куколку, крутит ей голову, пытается посадить. «Девочка в туфельках идет гулять, играть на площадку. Не сидит, падать будешь!» Покрутила голову и положила, достает болванчика. «На» — дает взрослому в руку. Берет две куколки, пытается посадить лицом друг к другу. «На»отдает взрослому. Достает неваляшку, начинает говорить: «Это стул, это вилка, это машина». Катит машинку по своей ноге «ж-ж, би-би-би» откладывает в сторону.

После первой развернутой фразы, так восхитившей нас, далее следуют множественные манипулятивные действия. Мы понимаем, что Вера помнит содержимое сумочки, хотя не видела эти игрушки около двух месяцев, было лето, и мы не встречались.

Копается в сумочке «оп, вилка, где ложка? Где ложка?» Сажает фигурку на стульчик, молча берет другую куколку и крутит ей голову, потом ручки. Достала два болванчика, покрутила у каждого голову «я поеду на коляске, папа, пока, где папа, возьмите папу с собой», сажает одного в машинку, другого в тележку.

Изменились обстоятельства жизни Веры, она переехала в другую квартиру. В игре этот факт в полной мере еще не нашел своего отражения, но она часто просит родителей ехать домой, подразумевая свою прежнюю квартиру. Сейчас вся семья живет вместе с бабушкой, возможно, по этой причине в сопровождающую речь ребенка изредка вплетается обращение к бабушке, а потом она повторяет уже известные нам изобразительные приемы с кормлением. Теперь игровое действие сопровождается более сложной речью, и мы убеждаемся, что за этим стоит более высокий когнитивный уровень.

«Бабушка, пока, уезжаем. Завтра приедем, бабушка.» Вынимает болванчиков, вертит их в своих руках, соединяет их основаниями, снова сажает. Достает кружечку «пиво, какое!» Сует носом фигурку в кружечку «какое пиво. Пиво будешь?» Отдает маме. «На, мне не нужна. Где ложка? Где ложка, кушать, кушать. Мама, покушать картошку, вот пиво, ням-ням» (повторяет 10раз)

Хотя внешне некоторые действия выглядят, так же как и раньше. Но теперь Вера может лучше говорить. Она может больше нам сообщить о своих ассоциациях, мы должны быть внимательны к ее комментариям. Вера произносит фразу: «А помню что-то». Можно предположить, что некоторые воспоминания довербального периода теснятся в ее голове, но она не может их выразить.

Достает по одной другие игрушки «Куда ушел, куда. А вот все убираем, а помню что-то!» Достает лопатку, две фасолинки, кладет их в баночку, мешает лопаткой. «Давай вкусно. Давай готовить кашу. Кашлять нельзя» (этореакция на папин кашель).

Часто глаголы употреблены Верой в повелительном наклонении. С.Н.Цейтлин пишет, что самые первые глаголы ребенку служат для обозначения требований. Для этого он использует или повелительное наклонение или инфинитив. Употребляемые глаголы чаще используются в устойчивых словосочетаниях, т.е. в связках с теми словами, с которыми ребенок их ранее слышал неоднократно. (Завтра приедем. Кашлять нельзя.)

Достает две крышечки и кладет в каждую по фасолинке. Сажает фигурку на стульчик «покушать, мама». Опускает болванчика головой в крышечку с фасолью, потом берет фасоль пальчиками и сует в рот болванчику «ням, все покушали» Берет баночку, кладет туда кусочек картона, потом сует картон в рот болванчику, крутит ему голову, молча пьет из кружечки.

Весь этот эпизод посвящен кормлению. Как мы помним, раньше она просто помешивала в кастрюльке, теперь она чуть усложнила процесс. Момент приготовления теперь проигрывается ею более сложно. Игрушки остались те же, но изменилась глубина отображения самого процесса приготовления еды. При этом потребность в манипулировании дает себя знать, причем это манипулирование обращено еще и на собственное тело. Не только рука изучает объект, но еще интересно ощутить ногой колющее свойство игрушечной вилки. И без всякой просьбы со стороны, она проговаривает, как лает собачка, и как бегает лошадка. И, не делая паузы, Вера изобретает способ обыграть крышечку от кока-колы, давая нам возможность отметить новую область ее физиологической компетенции, а именно понимание необходимости пользоваться горшком.

Сует вилку в туфельку, стучит по сумочке, достает лошадь и собачку: «Это лошадка и собачка гав-гав-гав, лошадка, цок-цок, поставь на место, сейчас поставлю». Берет куколку: Эта мама сядет (Зраза) на попку, хочешь писать, сейчас на горшок. Ищет крышечку от кока-колы, сажает куклу на крышечку. Хочешь пописать? Пись-пись. Все пописала, (взмахивает крышечкой) выливаем.

Игровое действие с горшком, выполненное здесь ею, имеет три этапа, и они представлены в правильной последовательности.

Пытается усадить куколку на лошадку «Лошадку поставили, отдохнули, поедешь на лошадке, собачку берет с собой, поедешь на лошадке. Яна собачке поеду, я совсем мал, не кусай меня».

Если рассматривать этот фрагмент игры как отражение Вериного опыта, то это будет не совсем точно. Вера не каталась на лошадке или на собачке, и тем более собачка не кусала Веру. Здесь проявляется отстраненное знание, теоретическое лингвистическое. Одновременно с манипулятивной игрой ребенок нам демонстрирует и лингвистическую игру, она пытается использовать различные временные формы глаголов: прошедшего, настоящего, будущего: «лошадку поставили..., собачку берет с собой, поедешь на лошадке». Обратим внимание на отсутствие подлежащего в этом примере. Ребенок пользуется, в основном, предложениями из 2х-3х слов. И удлинение фразы осуществляется за счет отбрасывания подлежащего или сказуемого. Частичное повторение фразы позволяет добавлять определения или указания на место действия: «Я живу в Москве. В доме я живу. Не в машине».

Ребенок отражает в игре не только знание возможных манипуляций с предметами, но в то же время производит отработку своих речевых достижений, что хорошо подтверждает следующая дальше фраза, которая не относится к имеющимся игрушкам. Вера припоминает известную считалочку про охотника и зайчика, хотя среди игрушек зайчика как раз и нет. В следующем эпизоде мы просто наблюдаем еще и речевую игру.

«Убегает, зайчика стреляет» (повторяется 4 раза). Берет три баночки. «Хочешь кушать? На»— дает кукле вилку, тряпочку кладет в баночку и достает ее оттуда вилкой, сует куклу носом в баночку с тряпочкой, потом прижимает вилочку к ручке куколки.

А далее манипулятивное действие сразу получает символическую интерпретацию и конкретизацию знания о том, что гулять надо в гуфлях.

Начинает крутить у куколки ноги, то сгибая их, то выпрямляя, крутит ручки, закрывает ей пальчиком глазки. «Пошли гулять, в туфлях ходить...»

Так как крышечки от кока-колы мы недавно добавили в этот набор предметов, то они лишний раз провоцируют ребенка на манипу-лятивные действия, ребенку хочется повертеть их немного в руках, а потом снова увидеть здесь символическое содержание.

Достает крышечки от кока-колы, молча соединяет две крышечки, потом сует голову куклы в крышечку, делает собственные губы трубочкой: пьет «вкусно, пиво допей и пойдешь гулять, это пиво, держи пиво, вот так держи, очень горячее пиво».

Пивная кружечка употребляется очень часто, чем, конечно, этот пример нас шокирует. Однако из песни слова не выкинешь, а описывая наблюдение, надо стремиться быть по возможности точным. Но главное, что мы должны здесь отметить, что на этом этапе развития игры отражение процедуры еды и питья является преобладающим. Но развитие воображения еще не достаточно, чтобы предположить, что в данной кружечке, которую взрослые назвали пивной, находится не пиво, а, к примеру, любимый Верой сок. Зато теперь Вера удивляет нас своим горячим пивом, которое надо держать очень осторожно. А вот дольше Вера предлагает нам новое применение для цветочка из бисера.

Достает из сумочки цветочек, ставит его в баночку. «Давай подарим цветочки маме, туда поставим (2 раза) цветочки. Дома увидим цветочки, ой какая цветочка!»

 

Вера переходит от множественного числа к единственному и вместо мужского рода употребляет женский. Мы не стали редактировать эту фразу. Дальше Вера упоминает про площадку, горку и качели, хотя, кажется, ничто в игрушках об этих объектах напомнить не может. Это новый важный этап развития мышления, когда ребенок может манипулировать одним предметом, а ее ассоциации простираются к достаточно далеким вещам.

Снова берет крышечки от кока-колы, совмещает их друг с другом: «У меня беленькая машина, на другую площадку поеду, и горка будет, и качели маленькие будут, я скоро иду», — ставит крышечки разными способами, то в ряд, то стопочкой, потом одну ставит на две другие крышечки: — «Давай построим дом, это крыша, это окошки».

Три крышечки от кока-колы могут напоминать дом очень отдаленно. Но мы не успеваем спросить ребенка, кто живет в таком домике, так как все символические пассажи ребенка очень кратковре-менны, она быстро переходит к другим предметам. Доставая фигурки зверей, Вера радостно демонстрирует нам, что она может назвать очень многих животных, только ей еще не хватает знаний, чтобы с ними организовать игру.

(находит кусочек ваты) Это молено, Это не гусь, (прячет ватку за диван, достает медведя, потом корову) это медведь, о, какой мишка, медведь не стоит. Какой бычок с хвостиком и рожками. (Снова достает баночку, кладет в нее кусочек картонки) Больше нет. Где ложка, мама, где ложка, нету ложки, есть только лопатка такая, только лопатка.

Тема кормления остается основной в ее игре, и добавляется некоторый намек на процесс ее приготовления. Необходимо отметить, что простейшие манипуляции с предметами как средство ознакомления теперь тоже сопровождаются речью. Ребенок уже вербально констатирует для себя выявленные свойства: «медведь не стоит», чем отличается от ее внутреннего образа медведя, а вот бычок гораздо лучше приближен к ее представлениям, так как имеет здесь хвостик и рожки.

Но Вера помнит не только про рожки у бычка, но и про то, что в этом игровом наборе раньше присутствовала игрушечная ложечка. Как мы уже отмечали, из-за летних отпусков мы с Верой не встречались более месяца, но, еще раз убеждаемся, что она достаточно хорошо помнит содержимое этой сумочки.

«Эта беленькая, это голубенькая». Берет в одну руку вилку, в другую розовую лопатку и начинает тыкать в свои ноги, потом берет куколку и лопаткой мешает в баночке. «Это кушать, мама, хочешь покушать, на вилочку, я приготовлю кашку, хочешь тарелку вот такую?» Сажает куклу на стульчик.

Очень интересно использование ребенком указательных местоимений: «лопатка такая», «тарелка вот такая». Используя подобные обороты, ребенок нам как бы сообщает, что существует некоторый класс вещей, например, тарелок, и эти тарелки бывают самые разнообразные, а у нас тут «вот такая». Напомним, что в наборе вообще нет тарелок, а ребенок использует баночки-вкладыши. Поэтому вопрос «хочешь тарелку вот такую?» демонстрирует нам готовность ребенка к диссоциации от реальных признаков, имеющегося у нее предмета, для создания собственного игрового замысла. Вера продемонстрировала нам некоторую осведомленность в назывании цветов, и говорит не просто белый и голубой, а «беленькая и голубенькая», но в этом мы видим только увеличение вербальной компетенции, а сами цвета она еще путает, и реальный цвет лопатки как раз розовый, а не голубой. В литературе встречается указание на то, что дети могут просто предпочитать по звучанию название какого-нибудь одного цвета, например красного.

Еще можно обратить внимание на то, что взрослые используют в разговоре с детьми подобные фразы. Когда предлагают ребенку новый предмет, который принадлежит к уже известной ранее категории, то есть называется уже знакомым ранее словом: «Это тарелка, вот такая!» Вообще в этом возрасте для ребенка близкий взрослый похож на экскурсовода: «Посмотри туда, там машинка, вот такая».

Символические действия в этом возрасте очень коротки, фактически она только и успевает, что подержать игрушку в руках, но зато разнообразие этих действий очень впечатляет, почти с каждым предметом из сумочки Вера уже готова связать какой-то свой опыт и творчески воплотить его в игру. Так можно отметить, что она трижды включила в свою игру упоминание о туфлях, хотя они и не представлены в наборе, а лишь нарисованы у куколки на ногах. Но этого оказывается достаточно, чтобы извлечь из памяти недавнее собственное открытие того, что ходить надо в туфлях. Вере всего 2 года и 3 месяца, и помнить о туфлях в этом возрасте непросто.

Разглядывает на кук, че туфельки: «Ой, какие туфли, я покупала, я. Это мама (на куклу 4 раза), Вера есть? Веры нет». Находит крохотного резинового пупсика, заворачивает в тряпочку. «Вера есть! Это Вера. Попку закрыть одеялом, тебе холодно (3 раза), заворачиваю, только спинку, попка болит.» —Долго молча заворачивает пупсика.

Вера достаточно здоровый ребенок, но иногда она может прищемить пальчик или ударить собственную коленку и т.п. И мама иногда спрашивает, почему она плачет, что у нее болит. Отражение в игре состояния холода или болезни «попка болит» — нетипично для этого возраста. Вряд ли она воображает соматическое состояние пупсика, вероятнее всего, что она лишь воспроизводит мамину лексику.

Вилка, вилка, это лопатка, (опять крышечки от кока-колы комбинирует долго разными способами) Это плита будет, (вилочкой мешает в крышечке).

Раньше в своем собственном воображении она представляла только процесс помешивания в кастрюле, теперь у ребенка усиливается глубина воображаемой картины, и она упоминает уже про плиту.

Помещает пупсика в самую большую баночку, вынимает, снова опускает в баночку и пальчиком трет пупсика. «Очень голенькая, помазала, помыла, ой не помазала, не помыла головку» (пальчиком тычет в собственную ладошку, а потом пальчиком долго мажет спинку, потом животик), «Ой, не помазала ручки ой, не помазала ножки, (на стул) у малышки есть крем, это...»

Здесь игрушечный стул обозначает баночку с кремом. Стул на баночку совсем не похож, но размеры крохотного стульчика таковы, что хочется положить на него пальчик, и это движение руки уже напоминает зачерпывание пальчиком косметического крема. Но главная новизна в этом игровом моменте состоит в том, что игровое действие «мазать кремом» появляется не как спровоцированное игрушкой, а как следующее действие после действия купания пупсика в баночке. То есть, логика игрового действия приводит к изобретению неожиданного изобразительного действия: использования кукольного стула в качестве баночки с кремом. Для двухлетнего ребенка это большое достижение. Цепочки игровых действий вскоре появятся, но будут активно использоваться ребенком гораздо позже, а здесь это только первая манифестация будущих возможностей игры.

Напомним, что в отдельном пакетике в сумочке находился набор животных. Большинство из них знакомы Вере только по картинкам и детским книжкам. Поэтому дальнейший игровой процесс представляет собой фактически лишь называние узнаваемых животных, сопровождаемое книжными оборотами. Такая игра в «называние» имеет право считаться символической игрой.

«Ой, какой слон идет по лесам (повторяет 4раза, потом достает львицу), увидел что-то такое и испугался. Этот испугает (лев). Сейчас покажу, какой жираф. Ой, какой жираф, мы видели жираф. Я видела такого жирафа, и ты видела.»

Животное лев она примерно вспомнила и назвала это животное словом «что-то такое». Сокращенное предложение «этот испугает» означает «этот лев сейчас испугает данного слона». А вот обезьяны оказываются существами более доступными и понятными, и здесь опять впервые, еще только как намек, можно усмотреть перенесение на них человеческого образа действия. Но по-настоящему этот прием пока не используется, и в полной мере он появится несколько позже.

«Какие обезьянки, куда ушел?»Держит в каждой руке по обезьянке, ставит себе на ножки и двигает их по своим ножкам: «Пошли со мной к обезьянкам. Где лошадка?» — сажает обезьянку верхом на жирафа, — «О, есть лошадка, помню, такая лошадка».

Она не путает жирафа с лошадью. В этой игре жирафу позволено играть роль лошадки. Но оказывается, что оживлять машинки ребенку гораздо привычнее Книжки или мультфильмы очень рано делают наших детей анималистами. Вот и у Веры две машинки разговаривают сами с собой.

Все кинула, и взяла две машинки «Бж — бж, колясочка, не поеду, я сломалась, я поеду дальше, пустите меня, пустите меня». Взрослый: Вера, пора заканчивать, убирай игрушки. — «Сейчас, пиво допью!»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.