Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст 27 месяцев






Еще раз уточняем для читателя, что среди множества игр, в которые играют дети, мы выделяем и описываем в этой работе символическую игру, те есть игру, в которой присутствует мнимая ситуация. В отечественной психологии большое внимание уделено развитию высоких форм развития символической игры, например, таких как сюжетно-ролевая игра (Эльконин Д.Б.), режиссерская игра (Пухова Т.Н. 2000).

Сам процесс возникновения символической игры также представляет большой интерес для психолога. Л.Николич (МюоНсН Ь.) провела интересное исследование, в котором показала тесную взаимосвязь между развитием речи у ребенка и усложнением символической игры. Мы утверждаем, что символическая игра является отражением общего когнитивного развития ребенка, и что символическая игра есть проявление психологической особенности восприятия окружающей среды на данном этапе развития (Пухова Т.И. 2001).

Принято считать, что ранний детский возраст (от одного до трех лет) является периодом интенсивного психического развития, которое происходит по нескольким направлениям

• развитие предметной деятельности,

• развитие активной речи,

• развитие произвольности поведения,

• формирование потребности в общении,

• развитие самосознания и самостоятельности.

Каждое из этих направлений развития тесно связано с остальными, и поэтому достижения, отмечаемые в одном плане, приводят к улучшениям и в других видах деятельности. Упоминаемая произвольность поведения ребенка больше всего видна в этом возрасте на успехах его речевого развития. А дальнейшее речевое развитие выводит символическую игру на более высокий уровень. Кстати, потребность в общении в этом возрасте может проявляться как потребность присутствия, то есть мы можем наблюдать, что ребенок перемешается по квартире со всеми своими игрушками вслед за перемещающимся взрослым.

Теперь ребенок умеет с помощью простой фразы пояснить свое действие или вербализовать собственную ассоциацию. Появившаяся возможность строить простые предложения позволяет ребенку гораздо точнее указывать выбранный объект символизации. Татья-наТолстая пишет: «Дети — это взрослые, лишенные языка, с полноценной душой и полноценными чувствами, вынужденные вслепую и втемную, как после ранения в голову, или приступа амнезии заново находить, нащупывать, восстанавливать отнятый недоданный, забытый язык». (День 2001, с.306) Эта цитата из художественного произведения, поэтому сравнение достаточно вольное, зато очень эмоциональное.

Достижения в символической игре уже таковы, что теперь пространство символической игры дает ребенку возможность проявлять свою успешность в любом из указанных направлений своего развития. При этом, например, факт расширения активного словаря, в свою очередь, дает возможность ребенку всякий раз комментировать свои игровые действия, что позволяет внимательному наблюдателю однозначно воспринимать игровое действие ребенка как символическое.

М.В.Осорина пишет «Слово не дает растечься и исчезнуть текущему психическому восприятию, оно как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти, помогает их найти вновь и осознать их в пространстве окружающего мира или собственного тела».

Слово обозначает вещь, качество, действие или отношение. Благодаря слову, человек может оперировать вещами мысленно, при их отсутствии. Слово почти никогда не имеет лишь одной твердой и однозначной предметной соотнесенности, слово имеет обширную ассоциативную сферу. Слово становится центральным узлом для целой сети вызываемых им образов. Так в науке появилось понятие семантического поля. Само слово часто выступает в качестве сложного образа, поэтому лингвисты склонны часто давать метафорические определения слова. Например, Э, Сэпир определяет слово как «капсулу, в которую помещена мысль, и которая вбирает в себя тысячи случаев предшествующего опыта и готова вместить новые тысячи». (Цитируется по Цейтлин С.Н.)

Слово имеет всегда категориальное значение, с помощью слова ребенку легче анализировать, абстрагировать и обобщать признаки. Поэтому слово и является клеточкой мышления. (Лурия А.Р.) У Веры, например, это слово «собака», под которым подразумевается очень широкое множество реальных животных и их упрощенных изображений в качестве игрушек и рисунков. А вот слово кастрюля она не произносит, хотя и использует баночку в качестве кастрюли. Любой наблюдательный взрослый отметит, что в этом возрасте развитие активной речи запаздывает, по сравнению с пассивной речью: ребенок понимает больше слов, чем употребляет сам. Период односложных высказываний (голофраз) постепенно переходит в трехсложный период. Среди двусложных фраз лнгвисты находят много, так называемых, замороженных фраз. За короткий период 2-3 месяца ребенок освоил основные морфологические категории. Предложения удлиняются, порядок слов становится произвольным. Ребенок уже усвоил категорию числа, падежа, но еще путается в родах. (Цейтлин С.Н.)

Свободное перемещение по квартире продолжает давать ребенку новые кинестетические и осязательные ощущения, необходимые для лучшего знакомства с предметами и их функциями. Сравнительные исследования зрительного и осязательного восприятия выявили следующую закономерность. Глаз, следящий за движениями руки, постепенно аккумулирует накапливаемый им опыт и приобретает возможность выполнять свои функции самостоятельно. Постепенно обнаруживается преимущество глаза как органа ориентировки, его возможность исследовать ситуацию независимо от осязательных действий, в последствии глаз не только предвосхищает и направляет движение руки, но и влияет на дифференциацию ее ориентировочной функции (Зинченко В.П. и др.).

Но в каждый момент времени эти представления не мозаичны, а составляют целостный образ предмета или явления, и в тоже время уже имеющиеся образы готовы к дальнейшему усложнению. Можно сказать, что в сознании как бы резервируется запасное место для дополнительной информации, касающейся каждого объекта. Мозг ребенка готов воспринимать больше, чем ребенок реально видит, слышит, ощущает. Психологи непременно отмечают этот важный факт. «Человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем, он оказывается в состоянии выходить за пределы чувственного опыта, проникает глубже в сущность вещей, чем это делается в непосредственном восприятии. Он оказывается в состоянии абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают веши» (Лурия А. Р.)- И символическая игра выступает органичным и естественным проявлением этой способности. От тезиса, что игра есть специфический вид деятельности, мы приходим к другому, более глубокому выводу, что символическая игра — это проявление в поведении специфического этапа в развитии сознания, когда ребенок готов воспринимать или подразумевать больше чем, то что отражают его перцептивные органы в данный момент.

Подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что символическая игра возникает на этапе интенсивного накопления новой информации самых различных модальностей. А после шести-восьми лет символическая игра постепенно заменяется другими видами деятельности. Ранний детский возраст имеет колоссальную нагрузку на восприятие. И психика ребенка в этом возрасте самостоятельно устанавливает связи между объектами и их качествами. Л.С.Выготский указывал, что все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

Пиаже в тоже время писал: «Восприятие с самого начала находится под влиянием движения. А движение, в свою очередь, под влиянием восприятия, и такая схема является одновременно и перцептивной и моторной, до появления языка интеллект ребенка строится на основе опыта».

Когнитивный опыт ребенка накапливается и структурируется благодаря движению самого ребенка и его органов чувств, а также благодаря непосредственному функционированию самого объекта восприятия. В процессе символической игры ребенок устраивает для себя повторение и тестирование своего опыта. Поэтому наблюдение за символической игрой очень информативно. Для психолога важно понять в каждом конкретном случае, как осознается и постепенно накапливается знание ребенка об окружающем его мире.

А.Р.Лурия указывал: «Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии».

Вот к этой значительной части психологии мы и осмеливаемся позволить себе прикоснуться, привлекая внимание читателя к содержанию первых символических игр маленького ребенка. Легко обнаружить, что игра ребенка ассоциативна: каждый предмет обладает притягательной силой и соответствующим образом провоцирует ребенка на действия с ним. Мы продолжаем описание нашего лонгитюдного наблюния за усложняющейся игрой маленькой девочки с одним и тем же набором игрушек, фиксируя попутно достижения ее общего развития. Месяц сентябрь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.