Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение. Идет интенсивное накопление сенсорной информации






 

Идет интенсивное накопление сенсорной информации. Ребенок исследует окружающую его среду, используя в своей деятельности все свои органы чувств. Формирование образа предмета в ходе ориентировочно исследовательской деятельности есть основной продукт этой деятельности. Когда образ уже сложился, ориентировочная деятельность начинает сокращаться, приобретая все более свернутый характер.

Психологи отмечают, что онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, совершенствования практической деятельности, формирования различного рода способностей ребенка. Движущие причины сенсорного развития у ребенка на раннем этапе определяются вначале врожденными ана-томо-физиологическими механизмами, но это развитие происходит в сложной социальной среде, которая требует не только приспособления к социальным условиям, но и усвоения чувственного опыта, выделения и фиксации в языке системы воспринимаемых качеств вешей. Созревание анализаторных аппаратов и их адаптация происходит не самостоятельно, а в процессе обслуживания различных видов деятельности (Запорожец А.В.).

Что происходит с речью? В период от 2-х до 2-х с половиной лет ребенок начинает овладение глагольной парадигмы. И достижения этого вида деятельности мы можем фиксировать в процессе символической игры. Само по себе употребление ребенком глагольных форм будущего времени углубляет содержание символической игры, т.е. ребенок уже становится способен вообразить будущее отсроченное возможное действие или свое намерение: «Давай подарим цветочки маме!»

Деятельность двухлетнего ребенка была бы крайне скудной в силу множества ограничений, выдвигаемых взрослыми в интересах его безопасности, и только символическая игра дает ребенку средство вообразить любую ситуацию и реализовать потребность в соответствующей активности.

Итак, символическая игра, благодаря усложнению речи раскрывает нам степень сложности образов различных предметов, освоенных ребенком. Ребенок не отделяет объект от его функции, если это машина, то она должна ехать. Если это слон, то «он идет по лесам».

Понятие образа как полиморфной целостной формы принципиально не сводится к тем или иным его языковым предикатам. Образ всегда сложнее, чем мы в состоянии описать его вербально. Даже

чтобы однозначно охарактеризовать обычный шуруп, нам необходимо приложить чертеж.

Чтобы ребенок узнал самый простой предмет в его голове уже должен находиться такой «чертеж» — образ этого предмета. В процессе символической игры мы наблюдаем нарастание сложности уже усвоенных ребенком образов.

Результат восприятия является интегративным фактором перцептивной системы. Игру можно рассматривать как проявление перцептивной активности ребенка. И навыки человека развиваются в результате его взаимодействия с окружающей средой. Символическая игра дает возможность ребенку самому для себя моделировать воображаемую окружающую среду в соответствии с собственными желаниями и потребностями специфичной активности, обеспечивающей его развитие.

Символическая игра позволяет психологу «ухватить» диалектику процесса развития перцептивной системы ребенка. Сегодня психология рассматривает феномен восприятия (перцептивный процесс), состоящим из трех аналитических систем (Барабанщиков В.А.). Одна система состоит в отражении элементов наличной ситуации, вторая система состоит в фиксации установок, потребностей, мотивов восприятия и эмоциональных переживаний. И третья система состоит в понимании возможных операций, которые индивид может произвести с этой реальностью.

Первые две из названных систем могут находиться и в основном находятся вне игры. Однако третья аналитическая система у маленького ребенка может осуществляться как раз преимущественно в ситуации символической игры.

Признавая, что игра может выступать в качестве отражения общего развития ребенка, сформулируем следующие выводы.

1. Благодаря речи мы можем определить, является ли данное действие символическим, стоит ли за ним большее содержание, чем видимое действие ребенка.

2. Развитие речи до того уровня, когда ребенок может использовать предложения из 3-х и более слов, делает его символическое действие более глубоким. Теперь возникающий в его воображении образ стал более подробным по сравнению с периодом голофраз.

3. Тема, связанная с приготовлением и принятием пищи остается ведущей и занимает большую часть игры в этом возрасте.

4. Символическая игра выступает в качестве одной из трех аналитических систем восприятия, служащей для понимания возможных операций, которые можно производить с реальностью.

5. Характерная особенность символической игры на данном этапе развития состоит в том, что каждое символическое действие существует в отдельности и практически не связано с предыдущим.

 

 

Глава 4

Достижения вербального развития






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.