Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальное изучение влияние арт - терапии на уровень эмоциональной саморегуляции личности дошкольника.






Формирующий эксперимент был организован с учетом проверки гипотезы исследования. Мы предполагали, что существует связь между уровнем эмоциональной саморегуляции и использованием метода арт-терапии.

Развитие уровня эмоциональной саморегуляции возможно в условиях формирующего эксперимента, если учитывать следующие факторы:

1. Взаимодействие должно быть активным и индивидуализированным;

2. Развитие навыков эмоциональной саморегуляции посредством арт -терапии должно быть системным, а взаимодействие специально организованным;

3. Использование определенных методов должно быть разнообразным и меняться, в зависимости от особенностей эмоциональной вовлеченности дошкольника.

Работа по данному направлению предусматривала создания определенных коррекционно - развивающих программ. Предполагался квази - эксперимент, то есть наличие одной экспериментальной группы, анализ результатов в динамике.

Согласно первому этапу была разработана серия коррекционно - развивающих занятий, отвечающая целям и задачам исследования, систематизирован практический материал, определение содержания коррекционно-развивающих, выбор методов арт - терапии.

Обобщая профессиональный опыт, следует отметить, данная тема исследования представляет для меня научный интерес уже длительное время, поэтому работа в данном направлении будет представлена на разных базовых площадках: МБДОУ «Гимназия № 3 г. Горно - Алтайска», детская развивающая студия «Маленький принц» г. Горно - Алтайска и МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно - Алтайска».

Представим результаты поэтапно:

База исследования: МБОУ «Гимназия№3 г. Горно - Алтайска»

Сроки реализации: декабрь 2012г. - май 2013г.

Тема: Цвет как средство эмоциональной саморегуляции личности

Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Эмоциональный цвет» (приложение 1), направленный на развитие эмоциональной саморегуляции подростков. Группа испытуемых включала обучающихся 9, 10 и 11 классов, выборка составила 26 участников. Эксперимент проходил в течение 3 четверти, всего было проведено 19 занятий с каждым, в течение трех месяцев. Работа велась как в групповой, так и в индивидуальной форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся.

Пакет диагностических методик:

1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП - 98) В.И. Моросановой.

2. Анкета на выявления уровня эмоционального состояния В.В. Лебединского (приложение 2, 3).

Программа состоит из четырех блоков:

1 блок Знакомство. Диагностика. Принятие правил группы 2 занятие
2 блок Цветовая визуализация 6 занятий
3 блок Цветовое дыхание 5 занятий
4 блок Живопись шерстью. Итоговая диагностика. Рефлексия. 6 занятий

Цель программы: развитие уровня эмоциональной саморегуляции личности подростка

Задачи:

1. Создание условий для эффективного развития уровня эмоциональной саморегуляции личности.

2. Диагностировать уровень саморегуляции и уровень эмоциональной саморегуляции личности старшеклассников.

3. Формировать навыки владения способами эмоционального саморегулирования.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Цветотерапия - корректировка психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

2. Релаксация - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

3. Концентрация - сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

4. Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

5. Игротерапия - используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

6. Психогимнастика - выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

На основе комплексного тестирования были получены эмпирические данные. Результаты исследования уровня эмоциональной саморегуляции на основе опросника ССП-98 в экспериментальной группе представлены вприложении (приложение 4).

Анализируя полученные данные после проведения серии занятий можно сделать вывод, что качественные показатели изменились. Высокий уровень саморегуляции повысился на 4 % (0, 75), средний уровень на 4, 9 %(0, 75), низкий уровень снизился на 9 % (0, 01). Следует отметить, что изменения произошли и в показателях по шкалам, так в школе «Планирование» высокий уровень сформированности возрос на 3 % (0, 05), средний уровень на 5% (0, 75), показатели низкого уровня снизились на 8% (0, 01). Шкала «Моделирование» - показатели в высоком уровне сформированности повысились на 2% (0, 05), в среднем значении на 6, 1% (0, 75), низкий показатель сформированности снизился на 4% (0, 75). Шкала «Программирование» - показатели высокого значения повысились на 2, 3 % (0, 05)(изначально данные показали о несформированности данной категории), средний уровень возрос на 8 % (0, 01), низкий уровень снизился на 9, 3 % (0, 01). Шкала «Оценивание результатов» - высокий уровень повысился на 2, 3 % (0, 05), средний уровень повысился на 8 %, показатели низкого уровня снизились на 10, 3 % (0, 01). Шкала «Гибкость» - количественные показатели высокого уровня возросли на 3 % (0, 05), среднего на 8, 4% (0, 01), низкий уровень встречается реже на 13, 4% (0, 01). Шкала «Самостоятельность» - высокий уровень остался без изменений, средний уровень возрос на 10 %(0, 01), низкий уровень снизился на 9, 9 %(0, 01).

С целью выявления уровня эмоциональной саморегуляции была использована анкета В.В. Лебединского (приложение 3).

Данные по анкете на выявление уровня эмоциональной саморегуляции сопоставляются со специально разработанной сопоставительной таблицей, определяющей уровни эмоциональной регуляции личности, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Сопоставительная таблица на выявление уровня эмоциональной саморегуляции

Уровни системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский и др.) Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта
1. Пассивные формы психической адаптации Самовнушение, пассивная разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»
2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром Двигательная активность: «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку»
3. Активная адаптация к нестабильной ситуации Волевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»
4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми Общение: «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у других»

 

В результате анкетирования были выявлены следующие результаты которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкеты по выявлению уровня эмоциональной саморегуляции

Уровни системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский и др.) Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования %
1. Пассивные формы психической адаптации   46, 1 (0, 01)
2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром   23 (0, 01)
3. Активная адаптация к нестабильной ситуации   19, 2 (0, 01)
4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми   11, 5 (0, 01)

 

Таким образом, 46, 1% обследуемых имеют пассивные формы психической адаптации, 23% учащихся показали стремление в стремление в выработке эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром, активно адаптируются к нестабильной сложившейся ситуации 19, 2% опрошенных, и только 11, 2 % учащихся показали наивысший уровень эмоциональной саморегуляции – «эмоциональное взаимодействие с другими людьми».

После проведения программы был сделан повторный диагностический срез по данной методике, результаты представлены в сопоставительной таблице 7 и в виде диаграммы.

Таблица 3. Результаты анкеты по выявлению уровня эмоциональной саморегуляции до и после проведения серии занятий

Уровни системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский и др.) Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования До Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования После
1. Пассивные формы психической адаптации 46, 1 21, 2 (0, 01)
2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром   18 (0, 01)
3. Активная адаптация к нестабильной ситуации 19, 2 26 (0, 75)
4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми 11, 5 34, 8 (0, 01)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.