Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 88.




Каждый раз, когда как минимум четверть от общего числа депутатов Меджлиса исламского совета будут иметь вопросы к Президенту, либо когда любой депутат захочет задать вопрос министру по поводу его обязанностей, Президент или министр обязаны явиться в Меджлис и отвечать на вопросы, причем ответ Президент должен быть дан в течение месяца, а министра – в течение 10 дней, кроме тех случаях, когда задержка признается Меджлисом уважительной. Статья 89. В тех случаях, когда они сочтут это необходимым, депутаты Меджлиса исламского совета могут подать запрос кабинету министров или отдельному министру, при условии, что запрос подпишут 10 депутатов. В течение 10 дней после подачи запроса кабинет министров или соответствующий министр должны явиться в Меджлис, ответить на запрос и получить вотум доверия Меджлиса. Если кабинет министров или министр не предстанут перед Меджлисом, депутаты, подписавшие запрос, должны дать свои разъяснения по поводу этого запроса, и, если Меджлис сочтет это целесообразным, он вынесет вотум недоверия. При вынесении вотума недоверия Меджлисом, кабинет министров или соответствующий министр отстраняется от должности. В обоих случаях министры, на которых поступил запрос, не могут стать членами нового правительства, которое образуется сразу же после отставки предыдущего. Если как минимум треть депутатов Меджлиса исламского совета подвергнут запросу Президента по поводу руководства исполнительной властью и управления делами страны, Президент должен в течение месяца явится в Меджлис и дать исчерпывающие разъяснения по поводу затронутых проблем. Если после выступлений сторонников и противников, а также ответов Президента, две трети от общего числа депутатов проголосуют за несоответствие Президента своему посту, об этом будет сообщено Лидеру страны для выполнения параграфа 10 статьи 110.
Статья 90. Каждый может направить письменную жалобу на работу Меджлиса, исполнительной и судебной власти в Меджлис исламского совета. Меджлис обязан рассмотреть жалобу и дать достаточный ответ. Если жалоба будет на исполнительную или судебную власть, Меджлис должен потребовать у них исчерпывающего ответа и в установленные сроки сообщить о результатах. То, что касается общественности, должно быть ей сообщено. Статья 91. В целях защиты установлений ислама и Конституции от противоречия с ними постановлений Меджлиса исламского совета создается Совет по охране конституции в следующем составе: 1) 6 человек из числа справедливых и сведущих в делах страны богословов (факихов), которые назначаются Лидером страны; 2) 6 мусульманских правоведов – специалистов в различных областях права, которых представляет Меджлису исламского совета глава судебной власти для последующего избрания. Статья 92. Члены Совета по охране конституции выбираются сроком на 6 лет, однако в Совете первого созыва по прошествии 3 лет по жребию заменяется половина членов каждой группы, места которых занимают новые лица. Статья 93. Без Совета по охране конституции решения Меджлиса исламского совета не имеют законной силы, кроме случаев утверждения мандатов депутатов и выборов 6 юристов в Совет по охране конституции. Статья 94. Все решения Меджлиса исламского совета должны отправляться в Совет по охране конституции. Совет по охране конституции должен в течение максимум 10 дней со дня получения документов рассмотреть их с точки зрения соответствия исламским нормам и Конституции и в случае, если найдет их противоречащими указанным нормам, направить их обратно в Меджлис для повторного рассмотрения. В ином случае решение Меджлиса может вступить в силу. Статья 95. Если Совет по охране конституции признает 10-дневный срок недостаточным для рассмотрения решений Меджлиса и принятия по ним окончательного решения, может с указанием причин отсрочки просить у Меджлиса еще 10 дней для завершения рассмотрения.
Статья 96. Заключение об отсутствия несоответствия решений Меджлиса исламского сонета установлениям ислама выносится большинством факихов Совета по охране конституции, а заключении об отсутствии их противоречия Конституции выносится большинством от общего числа членов Совета по охране конституции. Статья 97 В целях ускорения работы члены Совета по охране конституции могут присутствовать в Меджлисе исламского совета во время обсуждения законопроекта или представления закона и слушать дебаты по нему. Если же в повестку дня работы Меджлис будет внесен срочный законопроект, члены Совета по охране конституции должны присутствовать в Меджлисе и выразить свое мнение. Статья 98. Совет по охране конституции комментирует Конституцию, решение по этому поводу принимается тремя четвертями членов Совета. Статья 99. Совет по охране конституции обязан осуществлять контроль за выборами Собрания экспертов по выборам лидера страны, Президента, Меджлиса исламского совета и обращением к общественному мнению и референдумом.
Глава седьмая. Советы.
Статья 100. В целях быстрого выполнения социальных, экономических, благоустроительных, здравоохранительных, культурных, образовательных и иных программ, связанных с благосостоянием населения, с участием народа, с учетом местных потребностей управление делами и контроль над ним в каждом поселке, уезде, городе, области или провинции осуществляется соответственно поселковыми, уездными, городскими, областными или провинциальными советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей. Условия, которым должны отвечать избиратели и кандидаты в депутаты, сфера их прав и обязанностей, порядок проведения выборов и осуществления контроля со стороны соответствующих советов и их иерархия, которая должна соблюдаться с учетом принципов национального единства, территориальной целостности, исламского республиканского строя и подчиненности центральному правительству, определяются законом. Статья 101. В целях предотвращения дискриминации и обеспечения участия в подготовке программ благоустройства и благосостояния провинций и контроля за их согласованным выполнением образуется Высший совет провинций, состоящий из депутатов провинциальных советов. Порядок образования и задачи этого органа определяются законом. Статья 102. Высший совет провинций имеет право в сфере своей компетенции готовить проекты и представлять их в Меджлис исламского совета непосредственно или посредством правительства. Меджлис должен рассматривать эти проекты. Статья 103. Губернаторы провинций, городов, уездов и другие местные правители, назначаемые правительством, в том, что касается сферы полномочий советов, обязаны соблюдать их решения.
Статья 104. В целях обеспечения исламской справедливости и сотрудничества в подготовке программ и координации развития производственных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий создаются советы представителей рабочих, крестьян, служащих и администрации, а в учебных, административных и служебных и иных учреждениях – советы, состоящие из представителей работников этих учреждений. Порядок создания этих советов и сфера их полномочий и обязанностей определяется законом.
Статья 105. Решения, принятые советами, не должны противоречить нормам ислама и законам страны. Статья 106. Запрещается роспуск советов кроме случаев их отклонения от своих законных полномочий. Закон определяет инстанцию, которая сможет прийти к выводу об отклонении советов от сферы их компетенции, а также порядок роспуска и образования новых советов. Если совет не согласен с решением о его роспуске, он может обратиться с жалобой в соответствующий суд, который обязан рассмотреть это дело вне очереди.
Глава восьмая. Лидер страны или Совет по руководству страной.
Статья 107. После кончины великого лидера мировой исламской революции и основателя Исламской Республики Иран великого аятоллы имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), который был абсолютным большинством народа признана в качестве лидера страны и “марджа-е таглид”, лидер страны назначается всенародно выбранными экспертами. Указанные эксперты проводят консультации относительно кандидатур всех факихов, отвечающих требованиям, указанным в статьях 5 и 109. Если они признают одного из них самым сведущим в установлениях и вопросах мусульманского права либо в политических и социальных проблемах, а также сочтут его признанным всем народом или обладаю-щим выдающимися качествами из тех, что перечислены в статье 109, то выбирают его лидером страны. В ином случае, они выбирают одного из указанных факихов в качестве лидера. Избранный экспертами лидер страны является предводителем мусульман (велаят-е амир) и несет на себе всю связанную с этим ответственность. Лидер страны наряду с другими гражданами страны равен перед законом. Статья 108. Закон, определяющий число экспертов и требования, предъявляемые к ним, порядок их избрание и внутренний регламент их заседаний для первого созыва должен быть подготовлен факихами первого Совета по охране конституции и быть принят большинством их голосов, а затем этот документ окончательно утверждается лидером страны. После этого любые изменения и дополнения к этому закону, а также утверждение других правил, относящихся к обязанностям экспертов, находится в их собственной компетенции. Статья 109. Требования, предъявляемые к лидеру страны: 1) Необходимая научная компетентность для вынесения фетв по различным вопросам мусульманского права; 2) Справедливость и набожность для управления исламской нации; 3) Правильное политическое и социальное мировоззрение, распорядительность, смелость, организационные способности и сила, достаточная для управления. Если найдется несколько лиц, отвечающих вышеперечисленным требованиям, предпочтение отдается тому, кто обладает более сильным богословским и политическим мировоззрением.
Статья 110. Права и обязанности лидера страны: 1) Определение общей политики государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности. 2) Контроль за правильным исполнением общей политической линии государства. 3) Принятие решения о проведении плебисцита. 4) Главное командование Вооруженными силами. 5) Объявление войны и мира и мобилизации. 6) Назначение и отправление в отставку следующих лиц и принятие их отставки: а) факихов Совета по охране конституции. 6) главы судебной власти. в) председателя телерадиовещательной Организации “Голос и образ Исламской Республики Иран”. г) начальника объединенного штаба. д) главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции. е) главнокомандующих Вооруженными силами и внутренними войсками; 7) Решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти. 8) Преодоление проблем государства, которые не могут быть решены обычным путем, с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности. 9) Подпись указа о назначении президента, избранного народом (компетентность претендентов на пост президента в плане их соответствия требованиям, закрепленным в Конституции, должна быть подтверждена до выборов Советом по охране конституции и одобрена лидером стране на первом этапе). 10) Отстранение от власти президента с учетом интересов страны согласно заключению, вынесенному Верховным судом относительно нарушения им своих законных полномочий, либо в соответствии с решением Меджлиса исламского совета о его несоответствии занимаемой должности в соответствии со статьей 89 Конституции. 11) Амнистия или смягчение наказания лицам, в отношении которых вынесен приговор, в рамках исламских норм и по предложению главы судебной власти.
Лидер страны может поручить некоторые свои права и обязанности другому лицу. Статья 111. Если лидер страны будет не в состоянии исполнять свои законные обязанности, либо утратит качества, указанные в статьях 5 и 109, либо если станет известно, что он с самого начала не соответствовал этим требованиям, он смещается со своего поста.
Решение по этому поводу выносится экспертами согласно статье 108 Конституции.
В случае кончины, добровольного отстранения от обязанностей либо смещения лидера страны с его поста эксперты обязаны как можно скорее определить и представить нового лидера. До этого момента все обязанности лидера страны временно возлагаются на совет, состоящий из президента, главы судебной власти и одного из факихов Совета по охране конституции по выбору Ассамблеи по определению государственной целесообразности. Если же кто-либо из перечисленных лиц по какой-либо причине не сможет выполнять свои обязанности, по выбору Ассамблеи вместо него назначается другое лицо при условии сохранения большинства факихов. Данный совет может выполнять функции, предусмотренные пунктами 1, 3, 5 и 10, частями”г”, “д” и “е” пункта 6 статьи 110, после утверждения их тремя четвертями от общего состава Ассамблеи по определению государственной целесообразности.
Если лидер страны вследствие болезни или несчастного случая временно не может исполнять свои обязанности, в течение этого периода его заменяет указанный в данной статье совет. Статья 112. Ассамблея по определению государственной целесообразности создается по указанию лидера страны для определения целесообразности в тех случаях, когда Совет по охране конституции признает постановление Меджлиса исламского совета противоречащим нормам шариата или Конституции, а Меджлис с учетом государственной целесообразности не согласится с этим решением Совета по охране конституции, а также для консультации по вопросам, которые передаются ей на рассмотрение лидером страны и для выполнения других функций, указанных в Конституции. Постоянные и временные члены Ассамблеи назначаются лидером страны. Регламент работы Ассамблеи составляется и принимается самими ее членами и утверждается лидером страны.
Глава девятая. Исполнительная власть. Часть первая. Президент и министры
Статья 113. После лидера страны. Президент является высшим официальным лицом страны. Он отвечает за выполнение Конституции ИРИ и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера страны. Статья 114. Президент выбирается на 4 года прямым голосованием народа, причем может выбираться только на два срока подряд. Статья 115. Президент должен выбираться из религиозно-политических деятелей, отвечающих следующим требованиям: иранское происхождение, гражданство Ирана, распорядительность и организационные способности, достойная биография и набожность, религиозность, вера в основы Исламской Республики и принадлежность к официальной религии страны. Статья 116. Кандидаты на пост Президента должны объявить о своей готовности баллотироваться на этот пост по крайней мере к моменту начала выборов. Порядок проведения выборов Президента определяется законом. Статья 117. Президент выбирается абсолютным большинством голосов избирателей. Если же в первом туре выборов никто из кандидатов не набрал такого большинства голосов, в пятницу на следующей неделе проводится повторное голосование. Во втором туре выборов участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Если же кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, откажутся от участия во втором туре, в нем примут участие два других кандидата, опередивших в первом туре остальных претендентов по количеству голосов избирателей. Статья 118. Согласно статье 99, ответственность по контролю за выборами Президента ИРИ лежит на Совете по охране конституции, однако до создания первого Совета по охране конституции эти обязанности выполняет Наблюдательная ассамблея, определяемая законом. Статья 119. Выборы нового Президента должны проводиться как минимум за 1 месяц до истечения полномочий предыдущего Президента. В период между выборами нового Президента и времени истечения полномочий предыдущего функции Президента ИРИ исполняет ранее избранный Президент. Статья 120. Если в течение 10 дней до голосования скончается один из кандидатов, который согласно данной Конституции имел право участвовать в выборах, выборы откладываются на 2 недели. Если в период между первым и вторым турами выборов скончается один из кандидатов, набравший в первом туре большинство голосов, выборы также переносятся на 2 недели. Статья 121. На заседании Меджлиса исламского совета, которое созывается с участием главы судебной власти и членов Совета по охране конституции, президент приносит следующую присягу и подписывает ее текст: Во имя Бога Милостивого, Милосердного! “В качестве Президента на Священном Коране и перед лицом народа Ирана клянусь Всевышним, что буду защитником официальной религии, строя Исламской Республики и Конституции страны, что приложу все свои способности и всю свою компетентность к выполнению возложенных на меня обязанностей, что посвящу себя народу и возвышению страны, распространению религии и морали, защите права и распространению справедливости, что буду воздерживаться от любых проявлений авторитаризма и защищать свободу и достоинство граждан и права, которые определены для них в Конституции. Клянусь, что сделаю все для защиты границ и политической, экономической и культурной независимости страны. Клянусь, уповая на Всевышнего и следуя по пути Пророка ислама и непорочных имамов (да будет мир с ними!), хранить доверенную мне народом власть – этот священный дар – как благочестивый и преданный хранитель и передать ее тому, кого народ выберет после меня”. Статья 122. Президент несет ответственность перед народом, лидером страны и Меджлисом Исламского Совета в рамках полномочий и обязанностей, определенных Конституцией и законами.
Статья 123. Президент обязан после прохождения определенных законом процедур подписывать постановления Меджлиса или итоги референдума, представленные ему, а затем передавать их ответственным лицам для исполнения. Статья 124. Президент может иметь заместителей для выполнения его полномочий, предусмотренных законом.
Первый вице-президент по согласованию с Президентом направляет деятельность кабинета министров и других заместителей Президента. Статья 125. Президент или его законный представитель подписывает договоры и соглашения иранского правительства с другими государствами, а также договоры, относящиеся к международным организациям, после их ратификации Меджлисом Исламского Совета. Статья 126. Президент непосредственно несет ответственность за план и бюджет, управление и кадры и может возложить ответственность за эти сферы на другое лицо. Статья 127. В особых случаях Президент может в случае необходимости и по согласованию с кабинетом министров назначить одного или несколько своих представителей с конкретными полномочиями. В таких случая решения указанного представителя (или представителей) будут обладать законной силой решений Президента и кабинета министров.
Статья 128. Послы назначаются по предложению министра иностранных дел и утверждаются Президентом. Президент подписывает верительные грамоты послов ИРИ и принимает верительные грамоты послов других стран. Статья 129. Президент вручает государственные награды. Статья 130. Президент подает прошение об отставке лидеру страны и продолжает выполнять свои обязанности до того времени, как отставка будет принята. Статья 131. В случае смерти, отстранения от должности, отставки, отсутствия или болезни Президента в течение более 2 месяцев либо в случае, когда срок полномочий Президента истек, а новый Президент по каким-либо причинам еще не выбран, а также в других подобных случаях первый вице-президент с согласия лидера страны принимает на себя полномочия Президента, а совет, состоящий из председателя Меджлиса, главы судебной власти и первого вице-президента обязан в течение 50 дней организовать выборы нового Президента. В случае смерти первого вице-президента либо в других случаях, когда он не может принять на себя эти обязанности, а также если при Президенте нет должности первого вице-президента, лидер страны назначает вместо него другое лицо. Статья 132. В то время, когда первый вице-президент или другое лицо, назначенное согласно статье 131, исполняют обязанности Президента, запрещается отзывать министров и выносить им вотум недоверия, а также предпринимать действия, направленные на пересмотр Конституции или проведение референдума. Статья 133. Министры назначаются Президентом и представляются в Меджлис для получения вотума доверия. В случае изменения состава Меджлиса министры не обязаны заново получать вотум доверия. Закон определяет число министров и сферу полномочий каждого из них. Статья 134. Президент руководит кабинетом министров, контролирует его деятельность и своими решениями согласовывает деятельность правительства и всех министров, а также определяет программу и направления деятельности правительства и выполняет законы.
В случае проявления разногласий либо вмешательства в законные полномочия правительственных органов тогда, когда нет необходимости в истолковании и изменении закона, решение кабинета министров, принятое по предложению Президента, является обязательным для исполнения. Президент отвечает за действия кабинета министров перед Меджлисом. Статья 135. Министры остаются на своем посту до момента отставки либо до вынесения вотума недоверия при постановке вопроса о доверии им в Меджлисе.
Прошение об отставке правительства или каждого из министров подается Президенту. Правительство продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового кабинета министров.
Президент может максимум на 3 месяца назначать главу министерства, которое временно не имеет министра. Статья 136. Президент может отстранять министров от должности. При этом он должен получить вотум доверия новому министру от Меджлиса. Если после вынесения вотума доверия Меджлиса сменится половина членов правительства, Президент должен обратиться в Меджлис за новым вотумом доверия правительству. Статья 137. Каждый министр несет свои особые обязанности, за которые отвечает перед Президентом и Меджлисом. В том, что одобряется кабинетом министров, он отвечает и за действия других лиц. Статья 138. Помимо того, что кабинет министров и отдельные министры обязаны готовить нормативные документы по исполнению законов, кабинет имеет право в целях выполнения управленческих функций, исполнения законов и определения административных норм принимать постановления и уставы. Каждый из министров в рамках своих полномочий и постановлений кабинета министров имеет право составлять уставы и выпускать циркуляры, содержание которых не должно противоречить духу и букве законов. Правительство может передать некоторые вопросы, относящиеся к его компетенции, на утверждение комиссиям, состоящим из нескольких министров. Постановления этих комиссий, принятые в рамках законов и утвержденные Президентом, являются обязательными для исполнения. Постановления и уставы правительства, а также постановления комиссий, упомянутых в этой статье, при опубликовании для выполнения доводятся до сведения председателя Меджлиса Исламского Совета, который может, найдя их противоречащими законам, отправить их на пересмотр в кабинет министров. Статья 139. Решение споров об общественной и государственной собственности либо передача их на рассмотрение арбитража зависит от решения кабинета министров и должно быть сообщено Меджлису. В важных судебных делах, а также если одной из сторон выступает иностранное лицо, необходимо утверждение решения Меджлисом. Такие дела определяются законом. Статья 140. Рассмотрение обвинений в адрес Президента, его заместителей и министров в обычных правонарушениях и преступлениях производится в общих судах системы правосудия с уведомлением Меджлиса Исламского Совета. Статья 141. Президент, заместители Президента, министры и правительственные служащие не могут иметь более одной государственной должности. Заниматься любой другой работой в учреждениях, капитал которых полностью или частично принадлежит государству или общественным учреждениям, а также быть депутатом Меджлиса Исламского Совета, адвокатом системы правосудия и юридической консультации, работать в качестве исполнительного директора и члена администрации различных частных компаний, кроме кооперативов управлений и учреждений для них запрещено. Исключением из этого положения являются преподавательские должности в учебных и научных заведениях. Статья 142. Собственность лидера страны. Президента, заместителей Президента, министров, а также их жен и детей проверяется главой судебной власти до и после окончания службы указанных лиц на предмет предотвращения ее незаконного приращения.
Часть вторая. Армия и Корпус стражей Исламской революции.
Статья 143. Армия Исламской Республики Иран призвана охранять независимость, территориальную целостность и исламский республиканский строй страны. Статья 144. Армия Исламской Республики Иран должна быть исламской, то есть религиозной и народной, армией и должна принимать на службу достойных лиц, преданных целям Исламской революции и готовых пожертвовать собой ради них. Статья 145. Ни один иностранец не может быть принят на службу в армию и внутренние войска страны. Статья 146. Запрещено размещение каких-либо иностранных военных баз на территории страны, даже в мирных целях. Статья 147. В мирное время правительство должно использовать личный состав и технику армии в спасательных, образовательных, производственных и созидательных целях при полном соблюдении норм исламской справедливости и в такой степени, чтобы это не нанесло ущерб боеготовности армии. Статья 148. Запрещается любое использование средств и возможностей армии, а также личного состава в качестве денщиков, персональных шоферов и т.д. в личных целях. Статья 149. Присвоение воинского звания или снятие его производится согласно закону. Статья 150. Корпус стражей Исламской революции, который был создан в первые дни победы этой революции, сохраняется для осуществления своей роли по охране революции. Функции и сфера ответственности КСИР в отношении сферы обязанностей и ответственности других видов вооруженных сил определяется законом с особым акцентом на их братское сотрудничество и взаимодействие. Статья 151. Согласно аяту правительство обязано подготовить для всех граждан план и условия для военной подготовки в соответствии с исламскими нормами, чтобы все постоянно обладали навыками вооруженной защиты страны и исламского республиканского строя, причем обладание оружием возможно только по разрешению официальных органов.
Глава десятая. Внешняя политика. Статья 152. Внешняя политика Исламской Республики Иран основана на отрицании всяческого господства над Ираном либо со стороны Ирана, сохранении независимости во всех сферах и территориальной целостности, защите прав всех мусульман и непринятии на себя обязательств перед гегемонистскими державами и на мирных взаимоотношениях с государствами, не имеющими враждебных намерений в отношении Ирана. Статья 153. Запрещается заключать любой договор, который привел бы к установлению иностранного господства над природными и экономическими ресурсами, культурой, армией и другими сферами жизни государства. Статья 154. Исламская Республика Иран считает своим идеалом достижение счастья человека во всем человеческом сообществе и рассматривает независимость, свободу, правление права и справедливости в качестве права всех народов мира. Поэтому Исламская Республика Иран, воздерживаясь от всякого вмешательства во внутренние дела других стран, поддерживает справедливую борьбу угнетенных против угнетателей во всем мире. Статья 155. Правительство Исламской Республики Иран может предоставлять политическое убежище лицам, обратившимся за ним, если они не признаны предателями и вредителями согласно иранским законам.
Глава одиннадцатая. Судебная власть.
Статья 156. Судебная власть – это независимая власть, которая защищает личные и общественные права и отвечает за осуществление справедливости. Обязанности судебной власти следующие: 1) рассмотрение и вынесение приговора по поводу несправедливости, угнетения, жалоб, решение споров и противоречий, устранение враждебности, принятие решений и необходимых мер по другим делам, определенным законом; 2) восстановление общественных прав и развитие справедливости и легитимных свобод; 3) контроль за правильным исполнением законов; 4) установление преступлений, преследование и наказание преступников и приведение в исполнение исламских уголовных наказаний, записанных в правовых актах; 5) принятие соответствующих мер для предотвращения преступлений и исправления преступников. Статья 157. В целях выполнения обязанностей судебной власти во всех судебных, административных и исполнительных сферах лидер страны назначает на должность главы судебной власти справедливого, распорядительного и сведущего в судебных делах моджтахида на срок 5 лет. Он является высшей инстанцией судебной власти. Статья 158. Обязанности главы судебной власти состоят в следующем: 1) создание необходимых структур в системе юстиции в соответствии со сферами ответственности, указанными в статье 156; 2) подготовка судебных законопроектов, соответствующих Исламской Республике; 3) принятие на службу достойных и справедливых судей, их назначение и отстранение от должности, изменение места службы, определение служебного разряда и выдвижение на повышение и тому подобные административные функции в соответствии с законом. Статья 159. Система правосудия является официальной инстанцией для подачи жалоб на притеснения и нарушение прав. Создание судов и определение их компетенции производится по закону. Статья 160. Министр юстиции несет ответственность за все проблемы, связанные с отношениями судебной власти с исполнительной и законодательной властями. Он выбирается среди лиц, которых глава судебной власти представляет Президенту. Глава судебной власти может передать министру юстиции все финансовые, административные права, а также право приема на службу всего персонала, кроме судей. В этом случае министр юстиции будет обладать всеми полномочиями и обязанностями, которые предусмотрены в законах для министров в качестве высших лиц исполнительной власти.
Статья 161. Верховный суд создается на основе положений, установленных главой законодательной власти, для контроля за надлежащим исполнением законов в судах, создание единообразия деятельности судебной власти и выполнения обязанностей, возлагаемых на него по закону. Статья 162. Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор должны быть справедливыми и сведущими в судебных делах муджтахидами. Глава судебной власти после консультации с судьями Верховного суда назначает их на эти посты на срок 5 лет. Статья 163. Требования к судье согласно нормам мусульманского права определяются законом. Статья 164. Судью нельзя временно или постоянно отстранить от занимаемой должности без суда и доказательства преступления или правонарушения, ведущего к отстранению от должности, без его согласия нельзя изменить место его службы или занимаемый пост, кроме тех случаев, когда это необходимо для блага общества, по решению главы судебной власти после консультаций с председателем Верховного суда и Генеральным прокурором. Периодические перестановки судей производятся согласно общим правилам, определяемым законом. Статья 165. Судебный процесс проходит открыто и на нем беспрепятственно могут присутствовать любые граждане, кроме тех случаев, когда по определению суда открытый процесс может нанести вред общественной морали или общественному порядку, либо если в частном споре стороны выскажутся за проведение закрытого процесса. Статья 166. Приговоры судов должны быть обоснованными и опирающимися на положения законов и принципы, согласно которым выносится приговор. Статья 167. Судья обязан пытаться найти приговор по каждому делу в кодифицированных законах, а если он не сможет этого сделать, ему следует выносить приговор на основе авторитетных исламских источников или признанных фетв. Судья не может отказаться от рассмотрения дела и вынесения приговора под предлогом молчания закона по данному поводу, недостаточности или краткости положений закона, либо противоречий в законах. Статья 168. Политические преступления и преступления, связанные с прессой, рассматриваются гласно с участием присяжных заседателей. Порядок избрания, требования, предъявляемые к присяжным, и их полномочия, а также определение политического преступления содержится в законе и определяется на основе исламских норм. Статья 169. Ни одно действие или бездействие не может признаваться преступлением на основании закона, изданного после его совершения. Статья 170. Судьи судов обязаны воздерживаться от исполнения правительственных постановлений и юридических актов, противоречащих законам и исламским установлениям либо принятым в превышение полномочий исполнительной власти. Каждый может потребовать отмены этих актов со стороны Суда административной справедливости. Статья 171. Если по вине или по ошибке судьи в каком-либо деле, приговоре суда или применении приговора в конкретном случае кому-либо будет нанесен ущерб, то в случае наличия вины, согласно исламским законам отвечать должен виновный. а в иных случаях ущерб возмещается государством. В любом случае обвиняемый должен быть реабилитирован.
Статья 172. Для рассмотрения преступлений, относящихся к специфическим военным или правоохранительным функциям военных, жандармов, полиции и Корпуса стражей Исламской революции в соответствии с законом создаются военные суды. В то же время общегражданские преступления указанных лиц либо преступления, находящиеся к ведению офицеров юстиции, рассматриваются в общих судах. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти. Статья 173. Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создастся Суд административной справедливости, находящийся под контролем главы судебной власти.
Полномочия и порядок работы этого суда определяется законом. Статья 174. Согласно праву судебной власти на контроль за надлежащим исполнением законов и правильным ведением дел в административных органах, создается Генеральная инспекция, работающая под контролем главы судебной власти. Полномочия и порядок работы этой организации определяется законом.
Глава двенадцатая. Телерадиовещание.
Статья 175. На телевидении и радио Исламской Республики Иран обеспечивается свобода слова и распространения мыслей и идей при условии соблюдения исламских норм и с учетом интересов страны. Назначение и отстранение от должности председателя Организации “Голос и образ Исламской Республики Иран” осуществляется лидером страны. Контроль за деятельностью этой организации осуществляется советом, состоящим из представителей Президента, главы судебной власти и Меджлиса исламского совета (по два человека от каждой из ветвей власти).
Общая линия и порядок управления телерадиовещательной организацией п контроля за ее деятельностью определяется законом.
Глава тринадцатая. Высший совет национальной безопасности.
Статья 176. Для обеспечения национальных интересов и защиты Исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета создается Совет национальной безопасности под руководством Президента со следующими обязанностями:
1) определение политики страны в области обороны и безопасности страны в рамках общей политики, определенной лидером страны; 2) согласование политической, информационной, социальной, культурной и экономической деятельности в связи с общими мерами в области обороны и безопасности;
3) использование материальных и интеллектуальных возможностей страны для противодействия внутренней и внешней угрозе. Следующие лица входят в состав Совета: – главы трех ветвей власти; – председатель Генерального штаба вооруженных сил; – ответственный за план и бюджет; – два члена Совета, назначенные лидером страны; – министры иностранных дел, внутренних дел и информации; – в необходимых случаях – соответствующий министр и высшее лицо армии и Корпуса стражей Исламской революции. Высший совет национальной безопасности в соответствии со своими обязанностями создает специальные советы, в частности Совет обороны и Совет безопасности страны. Каждый из этих советов находится под руководством Президента или одного из членов Высшего совета, определяемого Президентом. Сфера полномочий и обязанности специальных советов определяются законом, а их структура утверждается Высшим советом. Решения Высшего совета национальной безопасности вступают в силу после из утверждения лидером страны.
Глава четырнадцатая. Пересмотр Конституции.
Статья 177. В случае необходимости пересмотр Конституции Исламской Республики Иран это производится в следующем порядке: Лидер страны после консультаций с Ассамблеей определения государственной целесообразности своим указом Президенту предлагает изменения и дополнения для внесения в Конституцию на Совете по пересмотру Конституции, состоящему из следующих лиц:
1) члены Совета по охране конституции. 2) главы трех ветвей власти. 3) Постоянные члены Ассамблеи по определению государственной целесообразности. 4) 5 человек из числа членов Совета экспертов по определению лидера страны. 5) 10 человек по выбору лидера страны. 6) 3 человека от кабинета министров. 7) 3 человека от судебной власти. 8) 10 человек из числа депутатов Меджлиса исламского совета. 9) 9 человек от преподователей университетов. Порядок работы, выборов членов Совета и предьявленные к ним требования определяются законом.
Решения Совета после одобрения и подписания лидером страны должны быть переданы на референдум. Они обретают законную силу после их одобрения абсолютным большинством участвовавших в референдуме. Статья 59 в отношении плебисцита по пересмотру Конституции может не соблюдаться.
Содержание статей, относящихся к исламскому характеру государственного строя, провозглашающие, что все законы и юридические акты основаны на исламских нормах, вере и целях ИРИ, статей, говорящих о республиканском характере правления, принцип «велаят-е амр» и правление имама, а также об управлении страной с порой на всеобщее голосование и официальную религию Ирана не может быть изменено.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.