Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество и его институциональное оформление






Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества .

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях.

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства.

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон­танно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

 

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опос­редованные государством политические отношения между инди­видами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

 

В гражданском обществе в отличие от государ­ственных структур преобладают не вертикальные (подчиненнос­ти), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и соли­дарности между юридически свободными и равноправными парт­нерами .

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством дос­таточно сложно.

Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило акту­альности и нужно, прежде всего, для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обес­печения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

 

Для посткоммунистических стран формирование граж­данского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какую функцию выполняют СМИ в гражданском обществе?

2. Что вы понимаете под «четвертой властью»?

3. Как вы понимаете тезис о том, что СМИ принимают форму тех социальных и политических струк­тур, в рамках которых они функционируют?

4. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл социального контроля, обеспечиваемый СМИ?

5. Кого СМИ контролируют, и на каком основании?

6. Сегодня все говорят об интеграции, не очень понимая его смысл. Есть ли границы интеграции и в чем заключается участие СМИ в этом процессе?

7. В чем смысл оптимального управления, и какова роль деонтологии журналистики в управлении?

8. Как согласовываются и в чем расходятся «этика убеждения» и «этика ответственности» Макса Вебера?

9. Какие типы ответственности различает немецкого философа Х. Ленк, и насколько они реалистичны и актуальны в настоящее время?

10. Почему ценности гражданского общества так и не стали частью общественной морали и этически ориентированной социальной практики в современной России?

11. Два этапа социальных трансформаций в постсоветском пространстве, ориентированном на демократизацию общественной жизни.

12. Почему именно на втором этапе журналистская этика и деонтология наиболее востребованы?

13. Журналистская деонтология и опасность превращения информации в сред­ство манипулирования сознанием граждан.

14. В чем заключается особая роль политической культуры и журналистской деонтологии при разрешении конфликтов между социальными группами, ликвидации социальной напряженности в обществе и достижении политических ком­промиссов?

15. Какие причины препятствуют эффективно­му влиянию СМИ на процесс формирования гражданского общества?

16. Особенности широкой и узкой трактовки гражданского общества.


[1] Weber M. Selected works. Moscow: Progress, 1990. — 805 p.

[2] Там же.

[3] Lenk H. Reflections on modern technology. Moscow: Aspect Press, 1996. — 234 p.

 

[4] BorisovI.V. On the method of determining the civil society // Personality. Culture. Company. — 2009. — Vol. XI, Is.4 (№ 51­52). — P. 220-228.

[5] Holbach P.A. Selected Works. In 2 vol. Moscow: Sotsekgiz, 1963. Vol. 1. — 715 p.

 

[6] Hegel G. Encyclopedia of Philosophy. Science of Logic. Moscow: Mind, 1974. Vol. 1. — 452 p.

[7] German Sociology / Ed. R.P.Shpakov. St. P.: Nauka, 2003. — 562 p.

[8] Shiryaeva A.A. Media and Journalists’ contribution to formation of civil society // Bulletin of Moscow State University. Ser. Journalism. — 2011. — № 1. — P. 142-154

[9] Shiryaeva A.A. Media and Journalists’ contribution to formation of civil society // Bulletin of Moscow State University. Ser. Journalism. — 2011. — № 1. — P. 142-154.

[10] Schweitzer A. Culture and Ethics: Trans. from the german. — Moscow: Progress, 1973. — 343 p.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.