Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского общества






Гражданского общества

Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского общества

Гражданское общество и его институциональное оформление

Ключевые понятия и категории: социокультурная идентичность, «четвертая власть», функции журналистики, социальная информация, управление, «этика убеждения» и «этика ответственности», гражданское общество в «широком» и «узком» смыслах слова, институты гражданского общества.

Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского общества

Формирование журналистской деонтологии в период политической и социальной модер­низации демократизирующихся стран современного мира является исключительно актуальным процессом в условиях обретения новой социокультурной идентичности. Становление независимого демократического государства, по­явление в общественном сознании ценностей гражданского общества создают условия для превраще­ния средств массовой информации в настоящую «четвертую власть», а журналистику — не только в часть культурной сферы социума, но и в особый институт общества.

 

Для того чтобы разобраться с ролью журналистской деонтологии в становлении гражданского общества, следует, в первую очередь, уточнить, что относится к теоретическому со­держанию понятия о средствах массовой информации, с которыми и связана профессио­нальная деятельность журналистов.

Важно, во-первых, отметить, что в современном мире средства массовой информации (СМИ) являются мощным средством воздействия на человеческий разум. СМИ наиболее динамично реагируют на все изменения в социальной реальности, активно влияют на формирование общественного сознания, принимают форму тех социальных и политических струк­тур, в рамках которых они функционируют.

В качестве специфической системы социального контро­ля СМИ способны регулировать отношения между отдельными людьми и общественными установ­ками, осуществлять налаживание коммуникативных связей по вертикали (от управляющих к управ­ляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах обще­ства).

СМИ выполняют функции информирования и просвещения населения, контроля и наблюдения за действиями государственных структур, формирования политического пространства и правовой культуры. Таким образом, определение данных приоритетов в деятельности СМИ позволяет признать их значимость для успешного осуществления демократических преобразований в обществе.

Во-вторых, основываясь на философском подходе к пониманию информации как сообщения, осведомления о положении дел, неразрывно связанных с управлением обществом, как сведений, уменьшающих, снимающих неопределенность в социальной системе, следует отметить возрастание в обществе потребности во все более эффективных способах и средствах осуществления информаци­онных процессов.

В современ­ном обществе информационные потоки могут рассматриваться в качестве модели подавляющего большинства социальных процессов. А общественные противоречия порождаются неравномер­ностью распространения информации среди социальных слоев. Поэтому задача СМИ заключается в том, чтобы помочь людям, обладающим различными взглядами на жизнь, разным уровнем знаний, прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся выбора путей общественного разви­тия в результате демократического обсуждения.

Таким образом, сегодня вне деятельности СМИ немыслимо функционирование институтов гражданского общества, распространение в общест­ве актуальной социальной информации, помогающей организовывать конструктивное взаимодейст­вие между людьми для совместного обсуждения и решения социально значимых вопросов.

 

Социальная информация есть, прежде всего, смысловая информация, т.е. такая, которая перера­батывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей. Она циркулирует в обще­стве как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, о социальном про­странстве и историческом времени, служащих целям управления общественными процессами.

Опти­мальное управление предполагает объективную, достоверную и полную информацию. Успех демо­кратии во многом зависит от возможности справедливого и равного распределения в обществе всех соперничающих точек зрения, которые позволили бы гражданам сделать свой, подкрепленный ин­формацией выбор. В этих условиях меняется роль журналиста, вырабатываются новые нормы его профессиональной деятельности, в которых все большее значение придается журналистской этике и деонтологии. Журналист предлагает информацию, которая может быть востребована потребителем, но он может от нее и отказаться.

В этих условиях журналистская деонтология как раз и должна помочь журналисту полу­чать и распространять объективную, проверенную информацию, по образному выражению, «годный товар даже в тех услови­ях, когда потребитель готов купить подделку».

Деонтология журналиста начинается с понимания им своей профессиональной ответственности за качество сообщаемой информации. По М.Веберу, необходимо «уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчи­няться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности» [1]. Но толь­ко во втором случае этика становится практической и надо «расплачиваться за (предвидимые) по­следствия своих действий» [2].

 

В формулировке немецкого философа Х. Ленкаответственность - это нормативный интерпретационный конструкт, в котором различаются четыре типа ответствен­ности: 1) за действия, их последствия и результат; 2) компетентную и ролевую; 3) универсально-­моральную; 4) правовую [3].

 

В журналистской этике присутствуют все со­ставляющие конструкта ответственности, и это давно признано в большинстве демократических стран мира. В законодательстве этих стран четко определены права и обязанности профессиональных журналистов, гарантии, обеспечивающие доступ журналистов к информации, предусмотрена реаль­ная ответственность за нарушение правовых норм функционирования СМИ как со стороны государ­ственных служащих, так и со стороны самих журналистов. При этом во многих редакциях и общест­венных организациях журналистов приняты и строго соблюдаются кодексы этики, нарушение кото­рых грозит потерей работы и лишением права заниматься журналистской деятельностью.

 

Опыт суверенного развития государств постсоветского пространства показал, что демократиче­ские преобразования и ценности гражданского общества лишь тогда обретают реальную основу, ко­гда они становятся частью общественной морали и этически ориентированной социальной практики, частью повседневного образа жизни большинства граждан.

 

Период социальных трансформаций на постсоветском пространстве, ориентированный на демократизацию общественной жизни, будет состоять, как минимум, из двух этапов: вестернизации, когда национальные элиты включаются в процесс рыночных преобразований и ин­ституциональных реформ, и модернизации, когда в этот процесс включается не вся масса населения, а только та активная часть граждан, для кого демократия уже стала частью образа жизни, моральных норм и ценностей.

Именно на втором этапе журналистская этика и деонтология, способные на практике соеди­нить профессионализм и демократическую гражданскую мораль, приобретают важное общественное значение. Модернизация предполагает постепенное формирование институтов гражданского общест­ва, а журналистская деонтология выступает как серьезный инструмент для проверки качества их функцио­нирования .

Однако значимость журналистской этики и деонтологии для осуществления процессов демократической мо­дернизации страны совсем не означает игнорирования того факта, что источником правовых норм является государство, а этические нормы вырабатываются при активном взаимодействии государства и профессиональных сообществ. Соответственно, профессиональное сообщество журналистов долж­но быть готово к демократической оценке своей деятельности как со стороны государственных ин­ститутов, так и со стороны различных институтов гражданского общества. Само журналистское сообщество заин­тересовано в соблюдении этических норм своей деятельности, поскольку от этого зависит доверие к СМИ как важному элементу гражданского общества.

 

В условиях расширения информационного пространства, когда информационные потоки с тру­дом поддаются контролю со стороны государства, а тем более цензуре по идеологическим соображе­ниям, актуализируется коммуникативная компетентность журналистов в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Именно журналисты организуют массовые коммуникации, которые по сути своей являются социально ориентированным массовым общением членов социума посредством как традиционных коммуникативных средств — печати, ра­дио, телевидения, так и новых информационных технологий, в том числе уже завоевавшего весь мир Интернета.

Понимая под массовой коммуникацией культурную область открытых процессов транс­ляции социально значимой информации нельзя не признать возрастающую актуальность этического регу­лирования этих процессов, в отсутствие которого велика опасность превращения информации в сред­ство манипулирования сознанием граждан.

Реальность угрозы манипулирования населения в массовых коммуникациях обусловлена тем, что, с одной стороны, произошла утрата ге­нетической связи между информацией и ее социальным автором, а с другой — имеет место монопо­лизация процесса донесения информации до населения со стороны государства. Все это требует от журналистов принятия новых норм коммуника­тивной этики, в которой главным приоритетом является умение рационально аргументировать свою позицию по острым и злободневным проблемам, не навязывая готовое решение, а приглашая получа­телей информации к социальному взаимодействию с целью достижения общего блага .

 

Именно поэтому проблемы, возникающие в процессе развертывания демократической модерни­зации и формирования институтов гражданского общества на постсоветском пространстве, приводят исследователей к необходимости выяснить дополняющую роль политической культуры в этом про­цессе. Подобный анализ позволит не только уточнить тенденции развития гражданского общества в условиях перехода от авторитаризма к подлинной демократии, но и определить степень влияния как политической культуры на процессы развития СМИ в условиях рыночных отношений, так и журна­листской этики на процессы политических взаимоотношений между различными социальными сила­ми в этих же условиях.

В целом следует отметить, что и политическая культура, и журналистская профессиональная этика в условиях демократии ориентированы на разрешение конфликтов между социальными группами, ликвидацию социальной напряженности, достижение политических ком­промиссов.

Сама идея гражданского общества, истоки которой можно обнаружить уже в античной филосо­фии, основана на признании за человеком как гражданином государства возможности действовать свободно в рамках существующих юридических законов и норм, выражать свои позиции по тем или иным вопросам, создавать негосударственные организации, участвовать в различного рода общест­венных движениях.

В гражданском обществе все граждане государства могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протесто­вать против тех или иных решений государственных органов.

 

Для того чтобы гражданское общество могло состояться, необходимо обеспечить в социальной деятельности следующие условия:

1) уни­версальное правовое государство;

2) возможность легального существования неофициальных соци­альных институтов, политических движений и течений;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.