Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская антропология






 


Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает


особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-


прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.


Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это


воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-


шему
нача-


лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-


тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.


В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к


познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством


сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-


 

 


ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-


во со всей необъятной Вселенной.


Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-


исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-


тия.


Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное


как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная


характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;


индивид и личность и др.

 


1.4.4
Аксиология

 


Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –


учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-


невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-


чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-


ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-


вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход


к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-


ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше


время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-


менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.


Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).


Можно выделить следующие группы ценностей:


по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;


по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и


накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-


вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;


по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-


ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.


Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека


извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его


ценностей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.