Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в философию






Тамбовский государственный технический университет

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие


для студентов заочного отделения

 

 


Тамбов


Издательство ТГТУ



ББК Ю2я73


В24

 

 


Рецензент


Кандидат философских наук, доцент


Н.В. Медведев

 


Авторы-составители:


Г.Л. Терехова,


Г.М. Дробжева

 

 


В24
Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.:

Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 44 с.


 


Учебно-методическое пособие включает в себя изложение основополагающих принципов фи-


лософии, ее структуры, истории философских учений, хронологические таблицы, список рекомен-


дуемой литературы.


Предназначено для студентов всех специальностей заочного отделения, может быть использо-


вано и для студентов дневного отделения.


ББК Ю2я73

 


© Тамбовский государственный


технический университет


(ТГТУ), 2004

 

 


Учебное издание

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие

 


Авторы-составители:


Терехова Грета Леоновна


Дробжева Галина Михайловна

 

 


Редактор З.Г. Чернова


Компьютерное макетирование М.А. Филатовой

 


Подписано в печать 22.04.04


Формат 60 × 84 / 16. Бумага газетная. Печать офсетная.


Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 2, 56 усл. печ. л.; 2, 6 уч.-изд. л.


Тираж 500 экз. С. 255

 


Издательско-полиграфический центр


Тамбовского государственного технического университета,


392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14


 

 


У чебно-методическое пособие «Введение в философию. История философских учений» разработа-


но для того, чтобы помочь студентам в организации самостоятельной работы по овладению основами


философских знаний.


Пособие состоит из разделов, в которых изложены важнейшие проблемы и принципы философии,


ее структурные уровни. В этих разделах раскрываются смысл и содержание философских категорий,


даны определения самых значительных направлений, течений и школ в философии.

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 


1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

 


Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и


характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-


альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом


мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,


классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,


программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-


ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся


в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-


могает получить целостность человеческого опыта.


Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-


димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.


В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной


глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.


Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются


лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может


быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-


оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-


ной предметной деятельности в нем.


Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается


цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-


ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда


происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-


ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-


бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.


Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.


Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-


рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,


так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.


Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после


мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-


вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-


роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:


антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-


ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,


ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;


дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-


ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-


де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);


синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-


тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны


этой формы мировоззрения;


 

 


связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в


действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-


ка, о животных, растениях.


Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым


представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-


тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в


Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-


ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления


религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)


обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-


делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-


зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).


Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.


И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком


уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-


ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-


ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение


между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.


Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-


торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-


дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).


В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-


лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-


ный.


В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,


бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-


обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в


философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.

 


1.2
Основные философские проблемы

 


Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно


общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-


даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое


субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-


антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-


ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).


Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-


ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.


В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-


ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,


соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся


проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-


логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-


космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-


ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-


мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-


действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.


Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-


требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-


лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-


века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-


софия антропоцентрична.


Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-


мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия


и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-


щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-


 

 


ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-


блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования


эстетики.


Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-


гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности


(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании


микромира и т.п.

 


1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных


принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть


исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-


стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.


По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.


Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по


отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.


Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и


способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое


осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-


цепциях считается основным методом познания.


В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-


собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм


объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.


Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-


мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-


вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому


рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является


панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,


а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-


ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-


вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается


как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).


С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм


(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-


чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.
Дуа-


лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:


материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)


предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних


мыслителей).


К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве


мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-


логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).


Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-


тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-


цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).


Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,


принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-


рии.


Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в


центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также


свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование


окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

 


1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ


 

 


Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-


ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-


софской мысли.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.