Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия






 


В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-


ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной


философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы


их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.


В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает


все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.


В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-


ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-


рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-


ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-


водящейся системы.


Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;


практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-


ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-


сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в


данном обществе и др.


Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.


Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической


философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-


листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-


стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-


 

 


тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-


стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.


Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-


цесс, развивающийся по своим объективным законам.

 


1.4.6
История философии

 


Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-


рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это


особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-


кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)


связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-


тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-


ком.


Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный ха-


рактер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сто-


рон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального


историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-


тории философии.

 


Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы

 


Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,


школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-


ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,


логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских


учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-


них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы-


вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе


именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность


философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом


отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-


лизм, эмпиризм и рационализм и др.).


Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,


борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется


предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 


2
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 

2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.