Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 2530






162

Как справляться с приступами гнева.

Гнев это внутренняя формация. Он причиняет нам душевную боль, поэтому мы изо всех сил пытаемся избавиться от него. Психологи предпочитают выражение «выбросить гнев из своего организма». Они говорят о «выветривании» гнева, словно ваша комната полна дыма. Некоторые психологи утверждают, что, когда в вас возникает приступ гнева, вы должны излить на что-то свою злобу, то есть поколотить подушку, что-нибудь попинать или пойти в лес и истошно вопить там.

Детям запрещают произносить определенные ругательные слова. Ваши родители не позволяли вам в детстве произносить такие слова, потому что они вредят людям, разрушают между ними отношения. Поэтому вы отправлялись в лес или в другое безлюдное место и очень четко и громко выкрикивали эти самые слова для того, чтобы сбросить гнетущее чувство. Это тоже своего рода «вентиляция».

Люди, которые используют техники вроде избивания подушки или крика, на самом деле лишь закрепляют в себе гнев. Когда кто-то сердится и выбрасывает свой гнев, молотя кулаками по подушке, он приобретает очень опасную привычку. Он закрепляет агрессивное поведение. Вместо этого мы создаем энергию осознанности и контролируем свой гнев всякий раз, когда он возникает.

Относитесь к своему гневу доброжелательно.

Осознанность не борется с гневом или отчаянием. Осознанность нам нужна для того, чтобы признавать вещи и явления. Осознавать что-то значит отдавать себе отчет в том, что нечто присутствует здесь в данный момент. Осознанность это способность осознавать то, что происходит в настоящее время. Вы говорите себе: «Делая вдох, я отмечаю, что во мне появился гнев. Делая выдох, я улыбаюсь своему гневу». Так вы ничего не подавляете и ни с чем не боретесь. Вы просто осознаете то, что происходит с вами. Когда мы отмечаем в себе гнев, то охватываем его фокусом внимания, доброжелательного внимания.

Когда в вашей комнате холодно, вы включаете обогреватель, кс-J торый начинает излучать волны теплого воздуха. Холодному воздуху не нужно покидать комнату для того, чтобы в ней стало тепло. Теплый воздух обнимает холодный воздух, отчего тот тоже становится теплым. Между теплым и холодным воздухом нет борьбы.

Мы точно так же смиряем свой гнев. Осознанность помогает нам обнаружить гнев, определить его наличие, признать его и позволить ему присутствовать. Осознанность похожа на старшего брата, который не подавляет страдания своего младшего брата. Он просто го-

163

ворит: «Братишка, я пришел помочь тебе». Вы заключаете своего младшего брата в объятья и успокаиваете его. Мы поступаем точно так же.

Вообразите, что какая-то мать рассердилась на своего ребенка и отшлепала его, когда он плакал. Эта мать не знает о том, что она и ее дитя - единое целое. Мы матери своего гнева, и мы должны помочь своему ребенку, тот есть своему гневу, а не бороться с ним и разрушать его. Наш гнев живет в нас, как и наше сострадание. Медитировать не значит бороться. Буддистская медитация это практика осознания и преображения, а не борьба.

Извлеките пользу из своего гнева и страданий.

Для того чтобы вырастить дерево просветления, мы должны извлечь пользу из своих несчастий и страданий. Это все равно как выращивать лотосы, нам нельзя высаживать эти цветы на мраморной плите. И у нас не получится вырастить лотосы без теплой влажной почвы.

Люди, занимающиеся медитацией, не подавляют и не отвергают свои внутренние формации. Мы не превращаем себя в поле битвы, на котором добро сражается со злом. Мы доброжелательно относимся к своим горестям, гневу, зависти. Когда в нас возникает гнев, мы сразу же должны начать осознавать дыхание: «Вдыхая, я отмечаю, что во мне присутствует гнев. Выдыхая, я успокаиваю его». Мы ведем себя как мать: «Вдыхая, я понимаю, что мой ребенок плачет. Выдыхая, я баюкаю его». Так проявляется наше сострадание.

Если вы не умеете сострадательно относиться к себе, то разве сможете сострадательно отнестись к другому человеку? Когда возникает гнев, непрерывно практикуйте осознанное дыхание или осознанную ходьбу для того, чтобы создать энергию осознанности. Постоянно охватывайте свой гнев фокусом доброжелательного внимания. Возможно, гнев еще какое-то время будет оставаться в вас, но он не тронет вас, потому что ваш внутренний Будда помогает вам контролировать его. Энергия осознанности это энергия Будды. Когда вы практикуете осознанное дыхание и контролируете свой гнев, то находитесь под защитой Будды. Не стоит и сомневаться в том, что Будда излучает на вас вместе с вашим гневом великое сострадание.

Отдавать и получать энергию осознанности.

Когда вы гневаетесь, когда вас охватывает отчаяние, вы практи-ете осознанное дыхание и осознанную ходьбу для того, чтобы создать энергию осознанности. Эта энергия позволяет вам осознать и контролировать свои болезненные переживания. И если ваша

осознанность недостаточно глубока, тогда попросите своего духовного спутника посидеть рядом с вами, подышать и походить с вами для того, чтобы вы получили его или ее поддержку в создании энергии осознанности.

Практика осознанности не предполагает, чтобы вы будете все делать самостоятельно. Вы можете воспользоваться помощью товарищей. Они могут создать достаточно энергии осознанности для того, чтобы помочь вас справиться со своими сильными эмоциями.

Мы можем также поддерживать других людей своей осознанностью, когда они попадают в трудное положение. Когда наш ребенок охвачен сильными эмоциями, мы можем взять его за руку и сказать: «Дыши ровно, милый. Делай размеренные вдохи и выдохи вместе с мамой и папой». Можно также попросить ребенка устроить медитацию осознанной ходьбы. Мы нежно берем ребенка за руку и, делая каждый шаг, помогаем ему успокоиться. Если вы передадите своему ребенку часть вашей энергии осознанности, он очень скоро успокоится и справится со своими эмоциями.

Осознание, контроль и смирение страданий, порожденных гневом.

Прежде всего, осознанность должна помогать нам распознавать, а не бороться. Вы говорите: «Делая вдох, я отмечаю, что во мне проявился гнев. Здравствуй, дорогой гнев. Делая выдох, я забочусь о тебе».

Если мы осознали в себе гнев, то уже контролируем его. Такова вторая функция осознанности, и эта практика очень приятна. Мы не боремся, а контролируем свою эмоцию. Если вы умеете контролировать свой гнев, тогда что-то изменится.

Мы уже не раз упоминали о том, что духовная практика сродни приготовлению картофеля. Вы закрываете горшок крышкой, затеи! вода начинает закипать. Вам нужно поддерживать в очаге огонь не меньше двадцати минут для того, чтобы картофель сварился. Ваш гнев это своеобразный картофель, а сырой картофель есть нельзя.

Осознанность похожа на огонь, который варит картофель гневя Практика доброжелательного осознания и контроля своего гнем может сразу же принести благоприятные результаты. Вы чувствуете облегчение. Гнев все еще сохраняется в вас, но вы уже не страдает! как раньше, потому что вы умеете заботиться о своем ребенке. Итак] третья функция осознанности - смирение, успокоение. Гнев присум ствует в вас, но вы контролируете его. Теперь ваши поступки н! бессознательны, ведь вы не оставили в одиночестве плачущее дит< | Мать баюкает своего ребенка, и значит все в порядке.

165

Поддерживайте огонь осознанности.

А кто представляет собой эту мать? Мать это живой Будда. Умение быть внимательным, понимающим и заботливым - вот наш внутренний Будда. Каждый раз, когда нам удается создать осознанность, наш внутренний Будда проявляется. А если в вас есть Будда, тогда вам больше не о чем беспокоиться. Все будет в порядке, если вы умеете сохранить своего внутреннего Будду.

Очень важно осознавать, что в нас всегда присутствует внутренний Будда. Даже если мы гневливы, сердиты или пребываем в угнетенном состоянии духа, Будда все равно находится в нас. Это значит, что у нас всегда есть возможность быть осознанными, разумными и добрыми.

Нам нужно практиковать осознанное дыхание и осознанную ходьбу для того, чтобы соприкоснуться со своим внутренним Буддой. Когда вы коснетесь семени осознанности, которое лежит в вашем сознании, Будда проявится в вашем уме и усмирит ваш гнев. Вам не нужно беспокоиться, главное - продолжать осознанно дышать или ходить для того, чтобы сохранять в себе Будду. Тогда все будет в порядке. Будда осознает, контролирует и смиряет гнев. Будда смотрит глубоко в природу гнева. Будда все понимает, и это понимание вызовет преображение.

Энергия осознанности содержит энергию сосредоточения, а также энергию интуитивного понимания. Сосредоточенность помогает вам удерживать фокус внимания на конкретном объекте. Благодаря сосредоточенности усиливается энергия восприятия. В результате эта энергия получает возможность совершить прорыв, который и есть озарение, интуитивное понимание. Озарение всегда может освободить вас. Если в вас есть осознанность и вы умеете поддерживать ее, тогда у вас будет и сосредоточенность. А если вы умеете поддерживать сосредоточенность, тогда у вас случится озарение. Итак, осознанность распознает, контролирует и смиряет гнев. Осознанность помогает нам смотреть глубоко для того, чтобы обрести озарение. Интуитивное понимание помогает нам освободиться. Оно снимает с нас путы и преображает нас. Такова буддистская практика смирения гнева.

Подвал и жилое помещение.

Давайте представим себе наше сознание в форме дома. В нем можно выделить две части: подвал (подсознание) и жилое помещение (бодрствующее сознание). Такие внутренние формации, как гнев, хранятся в подсознании, в подвале нашего дома, в форме семени до тех пор, пока вы не услышите, не увидите, не прочтете или не

166

подумаете то, что пробудит ваше семя гнева. Тогда гнев пробуждается и переходит на уровень вашего ума, то есть в жилое помещение. Он проявляется как энергетическая сфера, которая делает атмосферу вашей гостиной тяжелой и неприятной. Мы страдаем, когда возникает энергия гнева.

Всякий раз, когда проявляется гнев, духовный человек сразу же вызывает в себе энергию осознанности посредством практики осознанной ходьбы и осознанного дыхания. Так рождается еще одна энергетическая сфера, энергия осознанности. Очень важно научиться осознанно делать домашнюю работу, научиться поддерживать осознанность в своей обыденной жизни. Тогда всякий раз, когда будет проявляться отрицательная энергия, мы будем создавать энергию осознанности для того, чтобы контролировать и смирять в себе отрицательность.

Ум тоже нуждается в хорошей циркуляции.

В нашем теле есть вредные вещества. Если у нас плохое кровообращение, эти токсины накапливаются в разных органах. Для того чтобы сохранить здоровье, организм должен вывести вредные вещества. Массаж усиливает циркуляцию крови. Когда кровь хорошо циркулирует в теле, она питает такие органы, как почки, печень и легкие, которые при этом могут выбрасывать из тела вредные вещества. Поэтому очень важно поддерживать в теле хорошее кровообращение. Человек, который пьет много воды и практикует глубокое дыхание, выводит из своего тела токсины через кожу, легкие, мочу и экскременты. Все способы, помогающие нам выводить из нашего организма вредные вещества, очень полезны.

А теперь предположим, что у меня заболел какой-то орган, потому что там накопилось много вредных веществ. Мне больно даже касаться этой части тела, это все равно что прикоснуться к внутреннему узлу ума. Практика создания энергии осознанности похожа на массаж внутренней формации. Может быть, где-то в вас есть зажим страдания, боли или печали, который для вашего сознания становится своеобразным вредным веществом. Вы должны развивать свою осознанность для того, чтобы контролировать и преображать вредное вещество.

Охватывая свою боль и печаль энергией осознанности, мы все равно как массируем, только не тело, а сознание. Возможно, наше сознание просто плохо циркулирует. Когда кровь плохо циркулирует, наши органы не могут работать нормально, и тогда мы заболеваем. Когда наша психика плохо циркулирует, наш ум заболевает. Осознанность это энергия, которая побуждает и усиливает циркуляцию сознания по болевым зажимам.

 

Займите в своем доме гостиную.

Наши зажимы боли, печали, гнева и отчаяния всегда хотят прорваться в бодрствующий ум, то есть в гостиную нашего дома, потому что они так сильно разрослись, что уже требуют нашего внимания. Они хотят проявиться, но мы не хотим, чтобы они возникали, потому что нам очень неприятно видеть их. Поэтому мы пытаемся загородить им путь. Мы хотим, чтобы эти зажимы по-прежнему спали в подвале. Мы не хотим видеть их, поэтому привычно заполняем свою гостиную другими гостями. Но всякий раз, когда мы будем оставаться наедине с самими собой на десять или пятнадцать минут и не будем знать, чем себя занять, эти внутренние узлы проявятся и устроят беспорядок в нашей гостиной. Для того чтобы не допустить хаос, мы включаем телевизор, катаемся на машине или предпринимаем что-то еще, только бы наша гостиная не опустела. Если жилая часть нашего дома полна гостей, эти неприятные внутренние узлы, формации не проявят себя.

Все ментальные формации должны циркулировать, но мы не хотим, чтобы они возникали на поверхности, потому что мы не хотим чувствовать боль. Мы хотим, чтобы она оставалась под замком. Нам очень страшно, потому что мы полагаем, что, если позволим боли проявиться, то будем сильно страдать. Поэтому мы в своей обыденной жизни привычно наполняем свою комнату гостями, то есть телевизором, книгами, журналами и разговорами, для того, чтобы не позволить этим внутренним формациям выйти на поверхность. Если мы достаточно долго подавляем свои чувства и мысли, то тем самым вызываем застой в своей психике, и люди начинают замечать в нас угнетенное состояние духа, симптомы душевного заболевания. Эти симптомы могут проявиться у нас и в теле, и в уме.

Иногда, когда у нас болит голова, мы принимаем аспирин, но это не помогает. Такая головная боль может указывать на развитие душевного заболевания. Иногда у нас развивается аллергия. Мы полагаем, что это телесное заболевание, но аллергия может быть симптомом психической болезни. Врачи советуют нам принимать таблетки, и мы продолжаем подавлять свои внутренние формации, усугубляя свою болезнь.

Пусть ваши нежеланные гости чувствуют себя как дома.

Когда вы устраните преграды, то сразу же почувствуете болевые зажимы и будете какое-то время страдать от этого. Избежать болевых ощущений невозможно. Поэтому Будда сказал, что нужно учиться осознавать боль. Именно поэтому столь важна практика осознанности. Вы создаете сильный источник энергии, чтобы осоз-

навать, контролировать и смирять эти отрицательные энергии. Будд присутствует в вас как энергия осознанности, поэтому вам следует попросить Будду проявить себя и помочь вам контролировать внуг-ренние узлы. Если эти узлы не желают показываться, тогда вы уговариваете их сделать это. Если вы будете некоторое время следить за ними, они сами возвратятся в подсознание и снова станут там семенами.

Например, Будда сказал, что в каждом человеке есть семя страха, но большинстве людей подавляют его, держат под замком во тьме. Для того чтобы мы научились распознавать, контролировать и глубоко смотреть в семя страха, Будда предложил нам практику Пяти Памятований:

Согласно закону природы я постарею. Старости избежать невозможно.

* Согласно закону природы я буду болеть. Болезни избежать невозможно.

Согласно закону природы я умру. Смерти избежать невозможно.

* Всё, что дорого мне, и все люди, которых я люблю, согласно закону природы изменятся. Невозможно избежать расставания с ними. Я не смогу ничего сохранить. Я пришел сюда с пустыми руками и уйду отсюда с пустыми руками.

На самом деле, мне принадлежат лишь мои поступки. Я не могу избежать последствий своих поступков. Мои действия это основа, на которой я стою.

Мы должны каждый день произносить эти утверждения, задерживаясь на каждом из них для того, чтобы постичь его глубинный смысл, при этом мы следим за своим дыханием. Мы практикуем Пять Памятований для того, чтобы семя страха получило возможность циркулировать. Мы должны призвать его проявиться, чтобы мы распознали и контролировали его. А когда оно снова возвратится в подсознание, то будет уже гораздо меньшего размера.

Если мы будем просить семя своего страха проявляться, то сможем более эффективно контролировать свой гнев. Страх порождает гнев. Если в вас есть страх, то вы не знаете покоя, и именно страх становится той почвой, на которой взрастает гнев. Страх укоренен в неведении, и недостаток понимания - тоже главная причина возникновения гнева.

Каждый раз, когда вы охватываете свои внутренние формации фокусом внимания, болевые зажимы в вас становятся более легкими и менее опасными. Итак, каждый день охватывайте внутренним взором свой гнев, отчаяние, страх - вот ваша практика. Если вы бессоз-

169

Нательны, тогда эти семена, к сожалению, непременно снова дадут: тки. Но если вы умеете создавать энергию осознанности, то бу-ете исцеляться, вызывая и осознавая их каждый день. Спустя несколько дней или недель ежедневного осознания болевых зажимов и осторожного возвращения их в подсознание, вы создаете в своей психике хорошую циркуляцию, и тогда симптомы душевного заболевания исчезают.

Осознанность массирует ваши внутренние формации, ваши болевые зажимы. Вы должны позволить им циркулировать, а это возможно только в том случае, если вы не боитесь их. Если вы научились не бояться своих узлов страдания, значит уже можете охватывать их энергией осознанности и преображать.

Глава 10 ОСОЗНАННОЕ ДЫХАНИЕ

Контролируйте свой гнев дыханием.

/Тогда в нас проявляется энергия гнева, зависти или отчаяния, мы должны уметь справиться с ней, иначе она овладеет нами, и тогда мы будем глубоко страдать. Практика осознанного дыхания помогает нам контролировать свои эмоции.

Прежде всего, для того чтобы контролировать свои эмоции, мы должны научиться контролировать свое тело. Если мы осознаем свое дыхание, то тем самым осознаем и свое тело. Мы говорим: «Вдыхая, я осознаю все свое тело. Выдыхая, я осознаю все свое тело». Возвратитесь к своему телу. Охватите его энергией осознанности, которая создана практикой осознанного дыхания.

В обыденной жизни мы много суетимся, занимаясь великим множеством дел, поэтому забываем о том, насколько важно для нас наше тело. Возможно, оно страдает, болеет. Поэтому мы должны уметь возвращаться к своему телу для того, чтобы доброжелательно обнимать его фокусом внимания. Мать нежно держит в руках ребенка - точно так же мы должны обращаться со своим телом. Мы возвращаемся к своему телу и нежно обнимаем его энергией осознанности. После того как мы охватили свое тело единым внутренним взором, мы начинаем последовательно направлять внимание на разные части тела: глаза, нос, легкие, сердце, живот, почки и так далее.

Глубокое расслабление помогает осознать и смирить гнев.

Для этого упражнения лучше всего лечь. Вы направляете фокус внимания на какую-то часть своего тела - например, на сердце. До

170

лая вдох, вы осознаете свое сердце. Делая выдох, вы улыбаетесь ему. Таким образом, вы посылаете своему сердцу любовь и нежность.

Энергия осознанности подобна лучу света, который может очень ясно показать нам любую часть нашего тела. В современных больницах есть рентгеновские аппараты, которые могут сканировать тело человека. Благодаря такому аппарату врач хорошо видит каждую область тела пациента, но рентгеновский аппарат испускает радиоактивные лучи, а не луч внимания, исполненный любви.

Мы называем практику просвечивания тела лучом осознанности глубоким расслаблением. Текст практики глубокого расслабления вы найдете в приложении. Предлагаем вам еще одну установку для осознанного дыхания: «Делая вдох, я успокаиваю все свое тело. Делая выдох, я успокаиваю все свое тело». Возможно, ваше тело возбуждено и напряжено. Вы поможете ему расслабиться и снова обрести покой, излучая на него энергию осознанности. Если тело работает спокойно, оно начинает исцеляться, тем самым помогая уму обрести безмятежность и уравновешенность.

Согласно буддизму, наше дыхание есть часть нашего тела. Когда мы чего-то боимся или гневаемся, наше дыхание становится поверхностным, качество нашего дыхания снижается. Мы дышим часто, шумно и совсем не спокойно. Но если вы умеете делать вдохи и выдохи осознанно, успокаивая свое дыхание, тогда через несколько минут ваше дыхание вернется к нормальному ритму. Вы будете дышать легче, тише и гармоничнее. И ваш ум начнет успокаиваться.

Дыхание, как и медитация, это целое искусство. Вы должны очень искусно управлять вдохами и выдохами, чтобы в вашем теле и уме восстановилась гармония. Если вы жестко управляете своим дыханием, то не можете создать в своем теле или сознании гармонию, покой. Когда ваше дыхание успокоилось и углубилось, вы можете продолжать дышать так, чтобы осознавать различные части своего тела.

Ложитесь и практикуйте осознанное дыхание, создавайте энергию осознанности. Просвечивайте свое тело с головы до ног лучом любящей осознанности до тех пор, пока не достигнете пяток. На это вам может понадобиться полчаса. Таков лучший способ продемонстрировать свою заботу о своем теле, любовь и внимание к нему.

Каждый человек может делать это хотя бы один раз в день. Вы можете составить свой распорядок дня таким образом, чтобы каждый день (возможно, перед сном) все ваши близкие могли удобно лечь на пол и практиковать полное расслабление двадцать или тридцать минут. Выключите телевизор и пригласите кого-нибудь соста-

171

вить вам компанию. Поначалу вам, возможно, захочется использовать магнитофонную запись с руководством, чтобы все ваши родственники достигли полного расслабления. Со временем один из вас может инструктировать остальных, помогая каждому успокоиться и направить внимание на свое тело.

Вы можете быть спокойными даже в бурю.

С нашими сильными эмоциями нам помогут справиться несколько простых методов. Один из них называется дыхание животом: вы дышите из живота. Когда мы попадаем в плен какой-нибудь сильной эмоции вроде страха или гнева, практика предписывает нам переместить луч внимания вниз, на живот. Оставаться на уровне интеллекта опасно. Такие сильные эмоции подобны буре, а стоять на пути смерча очень рискованно. Однако люди в своем большинстве, оставаясь на уровне ума, позволяют эмоциям захватить их с головой. Но мы должны обрести равновесие, сместив фокус внимания вниз. Мы сосредоточиваемся на своем животе и практикуем осознанное дыхание, все внимание направляя на движение живота вверх-вниз. Это можно делать как сидя, так и лежа.

Когда вы смотрите во время бури на дерево, то видите, что его верхушка неуравновешенна и очень чувствительна. Ветер может в любой миг сломать маленькие ветви. Но когда вы смотрите на ствол дерева, у вас появляется иное впечатление. Вы видите, что на самом деле дерево очень крепкое и неподвижное. И вы понимаете, что оно сможет выстоять против бури. Мы тоже похожи на дерево. Наша голова похожа на верхушку дерева во время урагана сильной эмоции, поэтому мы должны сместить внимание вниз, на уровень пупка. Мы начинаем практиковать осознанное дыхание. Мы сосредоточиваемся лишь на своем дыхании, на движении нашего живота вверх-вниз. Эта практика имеет большое значение, потому что она помогает нам видеть, что эмоция, какой бы сильной она ни была, может сохраняться лишь самое непродолжительное время, а потом неизбежно исчезает. Эмоция не может сохраняться вечно. Если вы будете в неприятные минуты духовно совершенствоваться таким образом, то сможете выстоять в жизненных бурях.

Вы должны понимать, что ваши переживания это не больше, чем эмоции. А эмоция приходит, существует какое-то время, а потом обязательно уходит. Зачем изводить себя мыслями об эмоциях? Вы больше, чем эмоции, запомните это. Когда вам придется туго, следите за своим дыханием и не забывайте о том, что ваша эмоция непременно уйдет, главное - не прекращать практику. После того как вы несколько раз добьетесь успеха, вы поверите в себя и в свою

172

практику. Давайте не будем попадать в плен своих мыслей и чувств Эта буря пройдет, не нужно ее бояться.

Осознание и контроль ментальных формаций.

Мы охватываем свое тело единым внутренним взором для того, чтобы успокоить его. То же самое мы можем сделать с ментальными формациями: «Делая вдох, я осознаю свои ментальные формации. Делая выдох, я осознаю свои ментальные формации». В буддистской психологии есть пятьдесят одна ментальная формация. Это такие отрицательные формации, как гнев, страстное стремление и зависть, и такие положительные формации, как осознанность и уравновешенность.

Когда мы исследуем такие положительные формации, как радость или сострадание, мы должны делать вдохи и выдохи для того, чтобы осознавать в себе радость и сострадание. Если мы будем отслеживать в себе радость и сострадание с помощью осознанного дыхания, они усилятся в десять или двадцать раз. Осознанное дыхание помогает нам поддерживать такие состояния более продолжительное время и глубже исследовать их. Поэтому очень важно отслеживать в себе такие положительные формации ума, как радость, счастье и сострадание, когда они возникают, потому что это своеобразная пища, которая помогает нам расти. Мы говорим: «Медитация радостна как ежедневная пища», потому что радостное чувство, возникающее благодаря медитации, осознанности, питает и поддерживает нас.

Точно так же, когда в нас возникают такие отрицательные формации ума, как гнев или зависть, мы должны возвратиться к себе и доброжелательно отслеживать их, успокаивая их своим осознанным дыханием, как мать баюкает свое беспокойное дитя. Итак, мы говорим: «Делая вдох, я успокаиваю свои ментальные формации. Делая выдох, я успокаиваю свои ментальные формации».

Семена гнева, семена сострадания.

Мы часто называем сознание почвой. Семена всех формаций ума хранятся в подсознании, хранилище. Эти ментальные формации рождаются, возникают в нашем бодрствующем уме, сохраняются там какое-то время, а затем возвращаются в подсознание уже в форме семени.

Наше сострадание также хранится в подсознании в форме семени. Каждый раз, когда мы прикасаемся к семени или культивируем его, оно дает росток и проявляется в нашем бодрствующем сознании, на верхнем уровне сознания. Если взращивать какое-нибудь положительное семя вроде семени радости или сострадания, тогда

173

оно даст росток, и мы будем чувствовать счастье. Но если культивировать какое-нибудь отрицательное семя вроде семени зависти, тогда оно даст росток, и мы будем пребывать в угнетенном состоянии духа. Когда наша радость или гнев находится в почве и никто не касается этой эмоции, мы называем это семенем. Но когда семя проявляется в бодрствующем сознании, мы называем его ментальной формацией. Мы должны осознавать гнев в его обеих формах: как семя в хранилище, подсознании и как ментальную формацию, активную область энергии, которая проявляется в нашем уме, бодрствующем сознании. Мы должны понимать, что гнев присутствует в нас, даже когда он не проявляет себя непосредственно.

В глубинах сознания каждого человека остается семя гнева. Когда это семя не дает росток, вы не сердитесь. Вы ни на кого не держите зла. Вы прекрасно чувствуете себя, вам хорошо и привольно. Вы улыбаетесь, смеетесь и мило беседуете. Но это не означает, что в вас нет гнева. Возможно, гнев не проявляется в вашем сознании, но он все время находится в подсознании. Если кто-то говорит или делает то, что касается семени гнева в вас, росток от него очень быстро проникает в гостиную.

Подлинного успеха в духовной практике достиг не тот, кто больше не гневается и не страдает, ведь это попросту невозможно, а тот, кто умеет контролировать свой гнев и страдания с того самого мига, как они возникают. Тот, кто не медитирует, не умеет сдерживать энергию гнева, когда она проявляется, поэтому гнев легко овладевает им.

Но если вы стараетесь жить осознанно, то не позволите гневу господствовать над вами. Вы помогаете прорасти семени осознанности, чтобы смирить свой гнев. Вы одолеете гнев с помощью осознанного дыхания и осознанной ходьбы.

Привычное русло энергии и осознанное дыхание.

В каждом из нас есть привычные русла энергии. Нам хватает разумности понять, что, если мы скажем или сделаем нечто, связанное с нашим привычным руслом, по которому течет энергия, то разрушим свои отношения. И все же, несмотря на свою разумность, мы все равно бранимся и деремся, охваченные гневом. Поэтому многие люди в общении с окружающими причиняют им душевную боль. Сначала вы вредите человеку, а потом раскаиваетесь и клянетесь, что больше так никогда не будете поступать. И вы очень искренни и полны решимости исполнить свой обет. Но в следующий раз, когда возникает такая ситуация, вы поступаете прежним образом, снова доставляете окружающим людям неприятности.

174

Ваша разумность, ваши знания не помогают вам изменить привычное русло энергии. Лишь осознавая, контролируя и преображая гнев, вы добьетесь успеха. Поэтому Будда советовал нам практиковать осознанное дыхание для того, чтобы осознавать и контролировать наше привычное русло энергии сразу, как только эта энергия проявляется. Если вы умеете охватывать свой шаблон поведения энергией осознанности, тогда вам ничего не грозит, и вы уже не повторите прежние ошибки.

Один молодой американец приехал в нашу Сливовую Деревню и на протяжении трех недель с большим энтузиазмом занимался духовной практикой. Он был абсолютно уравновешенным, сострадательным и разумным, пока жил среди нас. Однажды монахи попросили его поехать за покупками. Тогда наша община готовилась к празднику благодарения. Парень бегал по магазинам и вдруг сообразил, что он очень суетится и хочет как можно быстрее сделать все покупки, чтобы тотчас же возвратиться в Сливовую Деревню.

По прошествии трех недель он впервые почувствовал невротическое стремление ускорить ход жизни. В Сливовой Деревне он жил в окружении братьев, которые практиковали спокойно и неспешно. Энергия монахов передавалась ему, поэтому привычный для него шаблон суетливого, напряженного поведения просто не имел возможности проявиться. Когда же он поехал в город делать покупки, то остался наедине с самим собой. У него уже не было поддерживающей энергии монахов, поэтому семя его привычной энергии мгновенно пустило росток.

Парень очень быстро распознал в себе свою привычную энергию и понял, что он получил ее от своей матери. Она всегда все делала беспокойно, ей хотелось покончить со всеми делами как можно быстрее. Юноша пережил озарение и возвратился к практике осознанного дыхания. Он сказал: «Привет, мама. Я знаю, что ты присутствуешь во мне». Как только он произнес эти слова, энергия суетливости сразу же исчезла. Он осознал это привычное русло, по которому текла энергия, направил на него фокус внимания и сумел преобразить его. Он снова стал спокойным и уравновешенным, каким был до того, как уехал из общины. Он понял, что сумел изменить свою жизнь только благодаря обучению в Сливовой Деревне.

Каждый человек может изменить свою жизнь подобным образом. Всякий раз, когда проявляется наше привычное русло энергии, всем нам нужно осознать и назвать его по имени. Практикуя осознанное дыхание, мы говорим: «Привет, зависть. Здравствуй, страх. Приветствую вас, раздражение и гнев». Я знаю, что вы здесь, и я помогу вам. Я буду контролировать и смирять вас своей осознанностью».

175

Делая вдох, мы приветствуем привычное русло энергии. Делая выдох, мы улыбаемся ему. Благодаря такому поведению наша устоявшаяся энергия уже не господствует нам нами. Теперь мы находимся в безопасности, мы освободили себя.

Глава 11

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЧИСТУЮ ЗЕМЛЮ

Сделайте достижение счастья своей главной задачей.

х> ремя от времени мы принимаем какое-то решение, и иногда это решение нам дается с большим трудом. Мы вынуждены делать болезненный выбор. Но если мы знаем, что для нас самое важное, в чем мы больше всего нуждаемся для жизни, тогда мы гораздо легче принимаем решение, и нам не приходится сильно страдать.

Например, если человек хочет стать монахом, для него это нелегкое решение. Если ваше решение стать монахом не захватывает вас целиком, тогда не становитесь монахом. Когда вы чувствуете, что больше всего на свете хотите стать буддистским монахом, все остальное становится менее важным, и в таком случае вы гораздо легче принимаете это решение.

Я написал три тома по истории буддизма во Вьетнаме. Все эти три книги нашли горячий отклик у читателей. Мне осталось написать последний, четвертый том. Эта часть очень важна, ведь я напишу о вьетнамском буддизме с 1964 года и по нынешнее время. Мне очень интересно, радостно писать эту книгу. Я живу именно в этот период истории, поэтому получил всю информацию из первых рук. Если я не напишу историю о современном вьетнамском буддизме, то может случиться так, что о современном периоде духовной практики во Вьетнаме напишут уже наши потомки. Возможно, некоторые моменты истории будут искажены. Написав эту книгу, я помогу людям узнать больше о развитии и практике буддизма.

Я интересуюсь историей и очень радуюсь, когда мне удается сделать какие-то открытия, рассказать людям о каких-то прежде неизвестных фактах истории, указать молодому поколению правильный жизненный путь. Они могут учиться на ошибках и достижениях прежних поколений. Итак, я очень хочу написать четвертый том. Но до сих пор мне не удается завершить эту работу, потому что у меня много других срочных дел. Например, я должен помогать освобождаться от страданий людям, которые живут вместе со мной или приходят ко мне, и вообще всем окружающим. Я не могу позволить се-

176

бе быть ученым, историком, хотя я знаю, что эта книга очень важна У меня есть все документы, необходимые для написания концовки книги, но мне нужен еще один год для того, чтобы завершить работу. А это значит, что я не буду проводить ритриты, читать лекции о дхарме, наставлять людей и так далее.

У всех нас есть много забот в нашей мирской жизни. Вы должны решить, что имеет для вас наибольшее значение. Получение высшего образования может занять семь или даже восемь лет, а это очень большой срок. Возможно, вы полагаете, что высшее образование сделает вас счастливым. Все может быть, но для вашего счастья и благополучия гораздо важнее какие-то иные стороны жизни. Вы можете развивать свои отношения с отцом, матерью или другом. У вас есть время для такой работы? Вы можете выделить какое-то время для развития в этом направлении? Для вас очень важно развивать свои отношения с любимыми людьми. Вы хотите выделить шесть лет дипломной работе. У вас достаточно мудрости для того, чтобы посвятить столько же времени развитию своих отношений и смирению своего гнева? Так вы принесете себе и другому человеку счастье и уравновешенность, без которой не получится восстановить общение.

Напишите книгу о самом себе.

Недавно в нашу Сливовую Деревню приехал один американский университетский профессор. Он горел желанием написать книгу о Томасе Мертоне и обо мне. Этот человек хотел поговорить со мной о своей идее, но я тотчас же спросил его: «Почему бы вам ни написать книгу о самом себе? Почему бы вам ни направить все свои силы на то, чтобы сделать счастливыми окружающих людей и самого себя? Сделать это важнее, чем написать книгу о Томасе Мертоне и обо мне. О Томасе Мертоне уже написано великое множество книг». Тогда наш друг сказал добродушно и благожелательно: «Но ведь о вас еще никто не написал книгу». А я ответил ему: «Меня не интересует книга обо мне. Я очень хочу, чтобы вы написали книгу о себе. Пишите ее от всего сердца, преобразившись в средство дхармы, духовной практики, чтобы стать свободным и счастливым человеком. Так вы поможете многим окружающим людям тоже стать счастливыми».

Для меня самое главное - установить добрые отношения со своими учениками. Я должен сделать так, чтобы люди духовно совершенствовались и преображались. От своей работы я получаю глубокое удовлетворение. Каждый раз, когда у человека получается преобразить свои страдания и установить с другими людьми хорошие отношения, я считаю это победой, причем победой не только

177

этого человека, но и всей общины, самой духовной практики. Все мы тогда очень радуемся. Мы уже знаем историю об одной монахине, которая помогла помириться матери и дочери. Вот настоящая победа. Это позволило укрепить веру и монахине, и всем нам.

Если у вас появляются некие затруднения в общении с другим человеком, если вам кажется, что он с удовольствием причиняет вам душевную боль, и если вы к тому же решили, что помочь этому человеку невозможно, значит вы не реализуете буддистское учение. Если вы не видите возможность восстановить диалог с этим человеком, значит вы недостаточно духовно совершенствуетесь. Вам вполне по силам просто поговорить с ним. Многие люди спрашивают: «А что, если тот человек не захочет слушать меня и пойти мне навстречу?» Если другой человек не хочет слушать вас, говорить с вами или думать вместе с вами над разрешением трудности, тогда продолжайте практиковать и преображать себя для того, чтобы примирение все-таки состоялось.

Человек пишет книгу о самом себе для того, чтобы глубоко проанализировать и изучить корни своих страданий и найти способы преобразить их. Эта практика поможет вам стать свободным и счастливым, и тогда вы сможете сделать счастливыми окружающих людей.

Нектар сострадания.

Вы должны питать себя нектаром сострадания прежде, чем пойдете к другому человеку мириться. Сострадание рождается из понимания: вы понимаете, что другой человек тоже страдает. Мы склонны забывать о таких вещах. Мы обращаем внимания только на свои страдания и раздуваем их. Мы думаем: «Еще никто так не страдал, как я. Только я страдаю так глубоко». Но если вас будет поддерживать община, тогда вы сможете смотреть глубже. И тогда вы увидите, что другой человек страдает не меньше, чем вы.

Возможно, другого человека никто не поддерживает, поэтому он не может продвигаться вперед по пути духовного развития, и вы тоже никак не помогли ему. Вы не можете помочь даже самому себе. Но учение, община - все это предназначено как раз для того, чтобы питаться нектаром сострадания. Мы должны призвать дхарму и сангху помочь нам. Дхарма плодотворна прямо в этом месте и в этот самый миг.

Освободитесь из тюрьмы своих представлений.

Вам не следует практиковать так, словно вы робот. Практикуйте разумно, чтобы с каждым шагом, с каждым вдохом и выдохом вы чувствовали себя все лучше. Каждый раз, когда вы осознанно едите

12 Зак. 2530

178

и пьете чай, вы улучшаете свое состояние. Прикоснитесь к чудесам жизни в себе и вокруг себя. Вы достигнете удовлетворения, если позволите прекрасным и целительным элементам вокруг себя проникнуть в вас. Это самая важная задача.

Представления не дадут вам удовлетворение. На самом деле, идеи и концепции очень часто становятся препятствиями. Они могуг стать вашей тюрьмой. Мы должны отказаться от этих мыслей и представлений для того, чтобы увидеть жизнь, полную чудес. Учитесь у своих духовных спутников, которые умеют быть счастливыми, умеют любить. Такие люди есть. Они отлично ладят с членами своей общины, потому что могут принять каждого из них. Эти люди всем довольны. Мы тоже должны научиться быть такими же счастливыми, как и они. Когда мы живем в окружении таких людей, то оказываемся в их счастливой ауре. Другие люди могут быть счастливыми, а мы? Что мешает нам стать счастливыми?

Главное письмо.

Если вы научились говорить доброжелательно и слушать внимательно, то можете разрешить конфликтную ситуацию с другим человеком, просто откровенно поговорив с ним. Но если вы не уверены в том, что вашего внутреннего покоя, уравновешенности и сострадания достаточно для того, чтобы сохранять бодрость духа, доброжелательность и умиротворенность, когда вы будете говорить, тогда для вас, возможно, полезнее написать письмо. Послание это очень важная практика. Дело в том, что, даже если у вас самые добрые намерения, вы все равно почувствуете раздражение и отреагируете неблагородно, если вашей практике не хватает прочного основания. Из-за этого вы лишитесь прекрасной возможности. Итак, иногда проще и безопаснее написать письмо.

В своем письме вы можете быть совершенно честны. Вы можете рассказать другому человеку о том, что некоторые его поступки причинили вам душевную боль, заставили вас страдать. Вы можете описать свои потаенные чувства. Когда вы пишете письмо, то должны сохранять покой, выбирать слова, излучающие покой и доброжелательность. Попытайтесь установить диалог. Например, вы можете написать: «Дорогой друг! Может быть, я не совсем правильно понимаю ситуацию, поэтому то, что я напишу в своем письме, не отразит истинное положение вещей, и все же я именно так воспринимаю наши отношения. Я расскажу тебе о своих самых сокровенных чувствах. Если я ошибусь, тогда мы с тобой сядем и вместе прочтем мое письмо для того, чтобы выяснить, в чем я ошибся».

В буддистской традиции, когда монахи или монахини собираются для того, чтобы дать наставления тому, кто просит о них, они все-

179

гда говорят именно так. Они используют мудрость общины. Это не означает, что коллективное мнение безупречно, и все-таки они могут предложить в качестве своего лучшего понимания именно знание общины. Итак, братья и сестры, отвечая человеку, замечают: «Мы даем тебе духовные наставления, но вместе с тем понимаем, что кое-что мы могли недопонять. У тебя могут быть достоинства, которые мы не заметили. А у общины могут быть и недостатки». Итак, когда вы пишете письмо другому человеку, поступайте точно так же: «Если я в чем-то ошибаюсь, тогда поправь меня, пожалуйста». Используйте в своем письме добрые слова. Если какое-то предложение получилось не очень хорошим, всегда можно переписать его. В результате у вас появится другое, более доброжелательное утверждение.

В своем письме мы должны показать, что мы в силах осознать страдания другого человека: «Дорогой друг, я знаю, как глубоко ты страдаешь. И я понимаю, что не только ты ответственен за свои страдания». Вы глубоко заглянули в себя, поэтому открыли различные корни и причины страданий других людей. И вы можете рассказать ему о том, что поняли. Вы можете поведать ему о своих страданиях и показать, что вы понимаете, почему он поступил именно так, почему он произнес именно такие слова.

Вы можете составлять свое письмо неделю, две или даже три недели. Это гораздо важнее четвертого тома истории буддизма во Вьетнаме, книг о Тик Нат Хане или Томасе Мертоне. Ваше письмо исключительно важно для вашего счастья. То время, когда вы составляете свое письмо, даже важнее одного года или двух лет, которые вы потратите на создание докторской диссертации. Ваше письмо важнее любой диссертации. Если вы напишете такое письмо, то совершите свой лучший поступок, который позволит вам осуществить прорыв и восстановить добрые отношения с человеком.

И вы не останетесь в одиночестве. У вас есть духовные братья и сестры, которые просветят вас и помогут вам написать ваше письмо. Люди, в которых вы нуждаетесь, уже есть в вашей общине. Когда кто-то из нас пишет книгу, он передает рукопись друзьям, специалистам, чтобы те дали свой совет. Ваши духовные спутники и есть такие специалисты, потому что все они учатся слушать внимательно, постигать глубоко, говорить доброжелательно.

Вы становитесь лучшим врачом, самым искусным врачевателем для своего любимого человека. Итак, покажите свое письмо сестре и попросите ее сказать, чувствует ли она, что ваше письмо доброжелательное и спокойное, что его пронизывает мудрость. Вы показали свое письмо какому-то брату или сестре, а потом можете показать

его кому-то другому, пока не почувствуете, что ваше письмо действительно преобразит и исцелит того, для кого оно написано.

Сколько времени, энергии и любви вы вложите в такое письмо? И кто откажет вам в помощи, если речь идет о таком важном деле? Для вас очень важно восстановить отношения с человеком, о котором вы так заботитесь. Возможно, это ваш отец, мать, дочь или жена. Может быть, этот человек сидит рядом с вами.

Возвращение в Чистую Землю.

Когда вы поженились, ваш муж обещал вам любить и заботиться о вас, но теперь он стал для вас чужим человеком. Он больше не хочет смотреть на вас. Он уже не хочет держать вас за руку и гулять с вами, поэтому вы страдаете. Во время медового месяца вам казалось, что вы живете в раю. Он влюбился в вас, и вы были очень счастливы. А теперь вам кажется, что муж больше не любит вас, что он решил вас бросить. Может быть, он ищет другую женщину, хочет жениться во второй раз. Ваш рай превратился в ад, из которого вы не можете найти выход.

Почему же возник этот ад? Разве кто-то толкает вас в этот ад и удерживает там? Может быть, вы сами выдумали свой ад, и он коренится в вашем искаженном понимании, в ваших ложных представлениях. Итак, только собственным умом вы сможете разрушить этот ад и освободиться.

Мы развиваем осознанность, учимся распознавать и контролировать свой гнев для того, чтобы открыть дверь своего ада и преобразить его. Таким образом, мы спасем как себя, так и другого человека, возвратимся в страну покоя. Этого вполне можно достичь, у вас все получится. Ваши духовные спутники, конечно же, поддержат вас своим ясным пониманием, своей энергией осознанности и любящей добротой.

Если вам удалось восстановить добрые отношения, снова сделать счастливым и себя, и другого человека, это ваша большая заслуга. Каждый человек радуется подобной победе, потому что он начинает больше верить в буддистскую практику. Благодаря помощи окружающих людей вы можете преобразить свою жизнь и возвратиться в Чистую Землю, можете снова обрести мир и покой в своей обыденной жизни. Вы можете начать работу прямо сейчас. Начните писать свое письмо сегодня. Вы поймете, что с помощью шариковой ручки и листка бумаги можете духовно развиваться и улучшить свои отношения с людьми.

Пишите свое письмо весь день напролет.

Когда вы сидите в медитации, созерцательно ходите или работаете, убираетесь по дому, варите обед, вам не следует размышлять о своем письме. Но все ваши действия должны иметь непосредственное отношение к нему.

Когда вы садитесь за стол и пишете письмо, то занимаетесь лишь письменным изложением своих чувств на бумаге. Но ваше письмо рождается в другое время. Вы создаете свое письмо, когда моете овощи, практикуете ходячую медитацию, готовите пищу для общины. Все ваши дела в духе практики помогают вам становиться все более уравновешенным, умиротворенным. Вы развиваете в себе осознанность и сосредоточенность, тем самым помогая расти своему внутреннему семени понимания и сострадания. Если ваше письмо будет пронизано осознанностью, которую вы создаете на протяжении всего дня, тогда у вас получится прекрасное послание.

Проживайте каждый миг своей жизни красиво.

Примерно пятнадцать лет назад я посетил США. Как-то раз ко мне обратилась одна американка, изучающая буддизм. Она сказала: «Учитель, вы пишете красивые стихи. Вы тратите много времени на выращивание салата и прочие подобные вещи. А почему бы вам ни использовать все это время на то, чтобы сочинять еще больше стихов?» Эта женщина где-то прочла о том, что мне нравится выращивать овощи, полоть грядки с огурцами и салатом. Она рассуждала прагматично, поэтому решила, что я должен все свое время тратить на сочинение стихов, а не на работу в саду.

Я ответил ей так: «Понимаете, если бы я не растил салат, то не смог бы написать эти стихи». И это правда. Если вы не живете в сосредоточенности, осознанности, если вы не проживаете каждый миг своей жизни в полную силу, тогда не сможете написать стихотворение. Вы не сможете создать нечто ценное, что можно было бы предложить людям.

Стихотворение это цветок, который вы дарите людям. Сочувственный взгляд, улыбка, добрый поступок - все это тоже цветок, который распускается на дереве осознанности и сосредоточения. Несмотря на то, что вы не думаете о своем стихотворении, когда готовите обед для своей семьи, оно все равно подспудно сочиняется. Когда я пишу короткий рассказ, повесть или пьесу, мне нужно затратить на эту работу неделю или даже несколько недель. Но рассказ или повесть присутствует все время целиком. Точно так же, вы не думаете о письме, которое напишете своему любимому человеку, и все же оно уже написано в глубине вашего сознания.

Невозможно за один раз написать рассказ или повесть. Вам нужно заниматься и другими делами. Вы пьете чай, готовите завтрак, стираете одежду, моете овощи. Время, когда вы делаете что-то другое, невероятно важно. Вы должны все делать хорошо. Когда вы готовите обед, поливаете огород, моете посуду, то должны делать все это в полную силу. Главное - получать удовольствие от дела, которым занимаешься, и все делать тщательно. Это очень важный момент для вашего рассказа, письма и прочих вещей, которые вы хотите создать.

Просветление не отделено от мытья посуды и выращивания салата. Для духовного самосовершенствования мы должны научиться жить в каждый миг своей обыденной жизни в глубокой осознанности и сосредоточенности. Мы понимаем и открываем для себя любое художественное произведение именно в такие моменты своей обыденной жизни. Когда вы начинаете записывать музыку или стихи, то просто «рождаете ребенка». Все время до этого мгновения вы «вынашивали ребенка», и сейчас он просто появляется на свет. Но если «ребенка» в вас нет, тогда, даже если вы будете сидеть за столом часами, вы все равно ничего не напишете, не сможете ничего создать. Ваше понимание, сострадание, умение написать письмо так, чтобы оно тронуло сердце другого человека - все это цветы, которые распускаются на дереве духовной практики. Мы должны в полной мере использовать каждый момент своей жизни для того, чтобы позволить расцвести этому пониманию и состраданию.

Дар преображения.

Беременная мать может быть очень счастливой каждый раз, когда она думает о ребенке, который растет в ней. Ребенок, даже если он еще не родился, может принести своей матери много радости. В каждый миг своей обыденной жизни она осознает присутствие своего ребенка, поэтому все делает с любовью. Она ест и пьет с любовью, потому что без любви ее ребенок не будет здоровым. Она все время очень внимательна к нему. Женщина знает, что, если она совершит ошибку (будет много курить и пить алкоголь), то навредит своему ребенку. Поэтому она очень внимательна, ее ум постоянно наполнен любовью.

Медитирующие люди должны вести себя как мать. Мы знаем о том, что хотим что-то создать, что-то предложить человечеству, миру. Каждый человек носит в себе ребенка, дитя Будды. Мы можем предложить своего внутреннего Будду. Мы должны жить осознанно для того, чтобы заботиться о своем маленьком Будде.

Именно наша энергия Будды позволяет нам написать письмо, исполненное подлинной любви, и помириться с другим человеком. По-

настоящему доброе письмо пронизано озарением, разумностью, состраданием. В ином случае это письмо не о любви. По-настоящему доброе письмо может преобразить другого человека, а потом и весь мир. Но прежде, чем ваше письмо преобразит другого человека, оно должно преобразить вас самих. Возможно, вы будете писать это письмо всю свою жизнь.

 


 

 

 


. '

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 МИРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Для того чтобы жить долго и счастливо, чтобы постоянно развивать и углублять нашу любовь и понимание, мы, нижеподписавшиеся, даем обет соблюдать следующие правила:

Я, гневающийся, обязуюсь:

1. Воздерживаться от слов и поступков, которые усугубят неблагоприятную ситуацию и усилят гнев.

2. Не подавлять свой гнев.

3. Практиковать осознанное дыхание и возвратиться к себе для того, чтобы контролировать свой гнев.

4. Ровно через сутки спокойно рассказать тому, кто заставил меня сердиться, о своем гневе и страданиях, либо устно, либо составив мирное соглашение.

5. Устно или письменно договориться о встрече в конце этой недели (например, в пятницу вечером), чтобы обсудить более тщательно данный вопрос.

6. Не говорить: «Я не гневаюсь, все в порядке. Я чувствую себя замечательно. Мне не на что сердиться».

7. Глубоко анализировать свою обыденную жизнь, когда я сижу, хожу, лежу, работаю и вожу машину, для того, чтобы осознать:

* Случаи, когда я сам вел себя неблагородно;

* Я причинил боль другому человеку из-за привычного русла, в котором течет моя энергия;

* Крепкое семя гнева во мне - вот главная причина моей раздражительности;

* Другой человек - всего лишь второстепенная причина;

* Другой человек просто ищет способ избавления от собственных страданий;

* Я не смогу быть по-настоящему счастливым до тех пор, пока страдает другой человек.

8. Не ожидая пятничной встречи, извиниться сразу же, как только я осознаю в себе неблагородство и недостаток осознанности.

9. Отложить пятничную встречу, если я недостаточно уравновешен для того, чтобы поговорить с другим человеком.

Я, разгневавший другого человека, обязуюсь:

1. Уважать чувства другого человека, не унижать его (ее) и предоставить ему (ей) достаточно времени для того, чтобы он (она) успокоился.

2. Не настаивать на немедленном обсуждении трудности.

3. Принять от другого человека просьбу о встрече, устно или письменно, и уверить его (ее) в том, что я приду.

4. Если я могу извиниться, то сделаю это прямо сейчас, не дожидаясь пятничного вечера.

5. Практиковать осознанное дыхание и глубоко анализировать события для того, чтобы осознать:

* Во мне есть семена гнева и злости, а также привычная энергия, которая сделала несчастным другого человека.

* Я ошибочно решил, что я облегчу свои страдания, если заставлю страдать другого человека.

* Причиняя человеку душевную боль, я сам страдаю.

6. Извиниться сразу, как только я осознаю в себе неблагородство и недостаток осознанности, не пытаясь оправдываться и не ожидая пятничной встречи.

Мы даем обет в присутствии Господа Будды, как свидетеля, и в осознанном присутствии нашей Сангхи, руководствоваться этим договором и неукоснительно соблюдать установленные им правила. Мы призываем Три Драгоценности даровать нам ясность и уверенность.

Подпись...

День... месяц... год...

2. ПЯТЬ ОБЕТОВ, РАЗВИВАЮЩИХ ОСОЗНАННОСТЬ

Первый обет: почитать жизнь.

Осознавая страдания, которое переживает существо, у которого отнимают жизнь, я даю обет развивать в себе сострадание и учиться защищать жизнь людей, животных, растений и минералов. Я полон решимости не убивать, не позволять убивать другим людям и не оправдывать ни одно убийство в мире как в мыслях, так и в самом своем образе жизни.

fee

Второй обет: быть щедрым.

Осознавая страдания, вызванные эксплуатацией, общественной несправедливостью, воровством и притеснениями, я даю обет развивать в себе любящую доброту и учиться работать на благо людей, животных, растений и минералов. Я обязуюсь быть щедрым, делясь своим временем, энергией и материальными средствами с теми, кто действительно в них нуждается. Я полон решимости не красть и не обладать тем, что должно принадлежать другим людям. Я буду уважать чужую собственность и никому не позволю извлекать выгоду из страданий людей и других форм жизни на земле.

Третий обет: соблюдать целомудрие.

Осознавая страдания, вызванные половой распущенностью, я даю обет развивать в себе ответственность и учиться защищать покой и цельность отдельных людей, пар, семей и в целом всего общества. Я полон решимости не вступать в случайные краткосрочные половые сношения без любви Для того чтобы сохранить свое и чужое счастье, я полон решимости уважать свои и чужие обязательства. Я буду изо всех сил стараться уберечь детей от сексуального насилия, защитить пары и семьи от распада через половую распущенность.

Четвертый обет: слушать внимательно, говорить доброжелательно.

Осознавая страдания, вызванные бессознательной речью и неумением слушать других людей, я даю обет стараться говорить доброжелательно и слушать внимательно для того, чтобы приносить другим людям радость и счастье, чтобы облегчать их страдания. Зная о том, что слова могут принести как счастье, так и несчастье, я обязуюсь учиться говорить искренне, произносить слова, которые усиливают уверенность в себе, радость и надежду. Я полон решимости не распространять вести, в истинности которых не уверен, и ничего не критиковать, не осуждать, если я не убежден в своей правоте. Я не позволю себе произносить слова, которые вызовут разногласия и разлад или приведут к распаду семьи, общины. Я буду изо всех сил стараться мирить людей, разрешать конфликтные ситуации, какими бы незначительными они ни казались.

Пятый обет: быть осознанным в отношении своих потребностей.

Осознавая страдания, вызванные бессознательным потреблением, я даю обет развивать хорошее здоровье (как физическое, так и умет-

венное) в себе, в моей семье, в моем обществе, проявляя осознанность в отношении того, что я ем и пью, а также других своих вещей. Я обязуюсь есть только то, что сохраняет покой, благополучие и радость в моем теле и сознании, а также в коллективном теле и сознании моей семьи и общества. Я полон решимости не употреблять алкоголь и прочие опьяняющие вещества, не пускать в себя еду и прочие продукты, которые содержат яды - например, некоторые телевизионные программы, журналы, книги, фильмы и разговоры. Я понимаю, что, если я подорву здоровье своего тела или сознания такими ядами, то предам своих предков, родителей, общество и будущие поколения. Я буду стараться преобразить насилие, страх, гнев и смущение в себе и в обществе, избирательно подходя к еде и информации для себя и всего общества. Я понимаю, что разборчивость в отношении еды и информации очень важна для того, чтобы преобразить себя и все общество.

3. УПРАВЛЯЕМЫЕ МЕДИТАЦИИ

ДЛЯ ЯСНОГО ОСОЗНАНИЯ

И СМИРЕНИЯ ГНЕВА

.Возможно, вы сочтете эти управляемые медитации полезными для реализации полученных вами учений о преображении гнева. Вы можете читать текст медитации про себя или попросить кого-то вслух почитать вам ее инструкции.

Начните с таких слов: «Делая вдох, я понимаю, что вдыхаю. Делая выдох, я понимаю, что выдыхаю». Здесь ключевые слова «вдох» и «выдох». Всякий раз вы должны начинать первым делом с осознанного дыхания для того, чтобы успокоить свой ум. Используйте первое ключевое слово для того, чтобы сопровождать вдох, а второе слово примените для сопровождения выдоха. Повторяйте эти ключевые слова безмолвно во время вдохов и выдохов для того, чтобы по-настоящему осознать смысл медитации. Не позволяйте себе произносить слова машинально, вы должны ощущать и переживать их конкретно. Сделайте от восьми до десяти вдохов-выдохов для каждого упражнения, ясно осознавая ключевые слова в каждом вдохе и

Ясное осознание гнева.

1. Созерцая гневающегося человека, я делаю вдох. Осознавая страдания другого человека, я делаю выдох.

2. Созерцая вред, который причиняет гнев мне и другим людям, я

■ IOO

Too

делаю вдох.

Понимая, что гнев сжигает и разрушает счастье, я делаю выдох.

3. Понимая, что гнев коренится в моем теле, я делаю вдох. Понимая, что гнев коренится в моем сознании, я делаю выдох.

4. Понимая, что гнев берет начало в ошибочных представлениях и невежестве, я делаю вдох.

Улыбаясь своим ошибочным представлениям и невежеству, я делаю выдох.

5. Видя, что разгневанный человек страдает, я делаю вдох. Сострадая разгневанному человеку, который страдает, я делаю выдох.

6. Осознавая неблагоприятные условия жизни и несчастье разгневанного человека, я делаю вдох.

Понимая причины его несчастья, я делаю выдох.

7. Замечая, что я сам объят пламенем гнева, я делаю вдох. Сострадая себе, сжигаемому гневом, я делаю выдох.

8. Понимая, что из-за гнева я выгляжу уродливо, я делаю вдох. Признавая, что я сам есть главная причина своего уродства, я делаю выдох.

9. Понимая, что в гневе я уподобляюсь полыхающим домом, я делаю вдох.

Контролируя свой гнев и возвращаясь к себе, я делаю выдох.

10. Размышляя о помощи разгневанному человеку, я делаю вдох. Понимая, что я смогу помочь разгневанному человеку, я делаю выдох.

Смирение гнева и восстановление отношений с родителями.

1. Представляя себя пятилетним ребенком, я делаю вдох. Улыбаясь пятилетнему ребенку, я делаю выдох.

2. Понимая, что пятилетний ребенок раним и беззащитен, я делаю вдох.

Улыбаясь с любовью пятилетнему ребенку во мне, я делаю выдох.

3. Представляя отца пятилетним мальчиком, я делаю вдох. Улыбаясь отцу как пятилетнему мальчику, я делаю выдох.

4. Понимая, что мой пятилетний отец раним и беззащитен, я делаю вдох.

Улыбаясь с любовью и понимаем своему отцу как пятилетнему мальчику, я делаю выдох.

5. Представляя мать пятилетней девочкой, я делаю вдох. Улыбаясь матери как пятилетней девочке, я делаю выдох.

6. Понимая, что моя пятилетняя мать ранима и беззащитна, я делаю вдох.

Улыбаясь с любовью и понимаем своей матери как пятилетней

189

девочке, я делаю выдох.

7. Понимая, что мой отец страдает как дитя, я делаю вдох. Понимая, что моя мать страдает как дитя, я делаю выдох.

8. Осознавая присутствие во мне отца, я делаю вдох. Улыбаясь моему внутреннему отцу, я делаю выдох.

9. Осознавая присутствие во мне матери, я делаю вдох. Улыбаясь моей внутренней матери, я делаю выдох.

10. Понимая, какие трудности переживает мой внутренний отец, я делаю вдох.

Полный решимости стараться освободить как отца, так и себя, я делаю выдох.

11. Понимая, какие трудности переживает моя внутренняя мать, я делаю вдох.

Полный решимости стараться освободить как мать, так и себя, я делаю выдох.

4. ТЕХНИКА ГЛУБОКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

Далее я привожу пример, как следует наставлять себя и других людей в упражнении Глубокого Расслабления. Очень важно позволить своему телу расслабиться. Когда ваше тело успокоится и расслабится, ваш ум тоже станет безмятежным. Практика Глубокого Расслабления необходима для исцеления вашего тела и ума. Я прошу вас выделить для этого упражнения какое-то время дня, чтобы часто практиковать ее. Несмотря на то, что следующее управляемое расслабление может занять у вас полчаса, вы вполне можете корректировать время выполнения данного упражнения согласно обстоятельствам. Вы можете укоротить это упражнение: вы практикуете его пять или десять минут, проснувшись утром или ложась спать вечером, или во время небольшого перерыва посреди напряженного рабочего дня. Вы можете также удлинить и углубить упражнение. Самое главное - получать от него удовольствие.

Вы удобно лежите на спине на полу или кровати. Закройте глаза. Пусть ваши руки безвольно лежат по сторонам тела, ноги следует слегка развести и расслабить.

Делая вдохи и выдохи, осознавайте все свое лежащее тело. Прочувствуйте все части своего тела, которые касаются пола или кровати, пока вы лежите: пятки, заднюю часть ног, ягодицы, спину, заднюю часть рук и кистей, затылок. С каждым выдохом ощущайте, как

вы «растекаетесь» по полу, освобождаетесь от напряжения и тревог, и ни к чему не привязываетесь.

Вдыхая, почувствуйте, как ваш живот поднимается. А выдыхая, почувствуйте, как он опускается. На протяжении нескольких вдохов-выдохов отмечайте движение живота.

А теперь, вдыхая, осознавайте обе свои ступни. Выдыхая, полностью расслабьте их. Вдыхая, излучайте на свои ступни любовь, а выдыхая, улыбайтесь своим ступням. Вы вдыхаете и выдыхаете, одновременно осознавая, как прекрасно обладать обеими ступнями, которые позволяют вам






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.