Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 погасите пламя гнева






упасем свой дом сами.

огда кто-то говорит или делает то, что заставляет нас гневать-

кл страдаем. Нам так и хочется что-то сказать или сделать в от-

■ тобы и тот человек почувствовал страдание. Мы надеемся, что

рможет нам уменьшить силу нашего страдания. Мы думаем: «Я

наказать тебя. Я хочу заставить тебя страдать, потому что ты

Вил меня мучиться. Когда я увижу, что тебе скверно, мне ста-

Вгче».

! ногие люди склонны верить в такой наивный метод. Все дело в

Что, когда вы попытаетесь сделать больно другому человеку, он

10 очередь постарается найти облегчение в причинении вам еще

шего вреда. В результате ваше общее страдание только усили-

ря. Вы оба нуждаетесь в сострадании и помощи. Ни одного из

следует наказывать.

и вы рассердились, то вернитесь в свою комнату и постарай-ясно осознавать свой гнев. Когда кто-то ввергает вас в мучи-

90

тельное состояние, отступите и внимательно исследуйте свое страдание, свой гнев. Ничего не делайте и не говорите. Любое ваше слово или действие в состоянии гнева может повредить вашим отношениям.

Люди в своем большинстве не делают этого. Они не уединяются. Нам хочется привязаться к своему обидчику, чтобы наказать его.

Если в вашем доме случился пожар, для вас самое главное - возвратиться в дом и попытаться сбить пламя, а не бежать за человеком, которого вы подозреваете в поджоге. Если вы броситесь в погоню за тем, кто, по вашему мнению, поджег ваш дом, тогда ваш дом сгорит дотла, пока вы будете бегать за ним. Такое поведение нельзя назвать мудрым. Вы должны возвратиться и погасить пламя Итак, если вы гневаетесь и при этом продолжаете спорить или еще как-то общаться с другим человеком, пытаясь наказать его, значит вы ведете себя точно так же, как тот, кто преследует поджигателя в то время, как его дом охвачен пламенем.

Средства, позволяющие погасить пламя.

Будда передал нам очень эффективные способы гасить наш внутренний пожар. Это метод осознанного дыхания, метод осознанного хождения, метод охватывания своего гнева, метод глубокого исследования природы своих чувств и метод глубокого исследования другого человека для того, чтобы понять, что он тоже сильно страдает и нуждается в помощи. Эти методы очень практичны, их передал нам непосредственно сам Будда.

Когда вы делаете осознанный вдох, то отмечаете про себя, что воздух входит в ваше тело, а когда вы делаете осознанный выдох, то отмечаете про себя, что воздух выходит из вашего тела. Таким образом, вы устанавливаете связь с воздухом и своим телом. Ваш ум внимательно отслеживает все эти процессы, поэтому вы устанавливаете связь также и с умом, как он есть. Для того чтобы установить связь с самим собой и своим окружением, нужно сделать лишь один осознанный вдох-выдох, а для того, чтобы восстановить связь, нужно сделать три осознанных вдоха-выдоха.

Если вы не стоите, не сидите и Не лежите, значит вы идете. Но куда вы идете? Вы уже пришли. С каждым шагом вы можете прийти в настоящий миг, можете вступить в Чистую Землю или в Божье Царство. Когда вы идете из одного конца комнаты в другой, или переходите из одного здания в другое, осознавайте связь своих ног с землей или соприкосновение своего тела с воздухом. Это поможет вам определить, сколько шагов вы можете сделать в невозмутимом состоянии во время вдоха, и сколько шагов - во время выдоха. Когда вы делаете вдох, то можете говорить «внутрь», а когда вы делае-

I:

91

выдох, то можете говорить «вовне». Так вы выполняете медита-Ию ходьбы весь день. Эта практика доступна вам в любой момент, ^Вютому она способна преобразить вашу обыденную жизнь.

Многие люди любят читать книги о различных духовных традициях или выполнять ритуалы, но они не очень хотят практиковать ■ Ги учения. Учение может преобразить нас независимо от того, ка-Вой религии или духовной традиции мы принадлежим, если мы пол-■ ы решимости практиковать. Мы превратимся из моря огня в тихое Иеро. Таким образом, мы не только пресекаем страдания, но и становимся источником радости и счастья для многих окружающих нас |одей.

Как мы выглядим, когда гневаемся?

Когда вы станете гневаться, возьмите зеркало и посмотритесь в Ьго. Когда вы сердитесь, вы становитесь некрасивым, ваша внешность отталкивает. Сотни лицевых мышц у вас сильно напрягаются. Раше лицо становится похожим на бомбу, которая готова вот-вот Ворваться. Посмотрите на человека, который гневается. Когда вы идите, как напряжен такой человек, вам становится не по себе. Его ^утренняя бомба готова взорваться в любой миг. Итак, очень по-но смотреться в зеркало в минуты гнева. Это колокольчик внима-ьности. Когда вы осознаете свой неприглядный вид, вам хочется к-то изменить ситуацию. Вы знаете, что нужно делать для того, обы выглядеть красиво. Вам не нужна косметика. Вам следует шь спокойно и ровно дышать и тихо улыбаться. Если вы сможете Ьполнить это упражнение один или два раза, тогда вы будете вы-Ьщеть гораздо привлекательнее. Посмотритесь в зеркало, сделайте покойный вдох, а потом с улыбкой выдохните. Вы сразу же почув-Ввуете облегчение.

I Гнев это умственное, психологическое явление, и все же он тесно «пан с биологическими и биохимическими элементами. Гнев забавляет ваши мышцы напрягаться, но если вы умеете улыбаться, то Ьчинаете расслабляться, и ваш гнев улетучивается. Улыбка помога-■ возникнуть вашей внутренней энергии осознанности, помогает ■ м контролировать свой гнев. f В старину королевские слуги носили с собой зеркальца, потому wto они должны были представать перед королем с безупречной ■ Нешностью. Этикет предписывал слугам носить с собой сумку, в ■ оторой лежало зеркало. Испытайте этот метод. Носите с собой зер-Ьло и смотритесь в него, чтобы определить, в каком состоянии вы ||аходитесь. После того как вы сделаете несколько вдохов-выдохов и лыбнетесь себе, ваше напряжение спадет, и вы почувствуете облег-ие.

92

Обнимите гнев ярким светом осознанности.

Гнев подобен ревущему малышу, который испытывает страдание и оттого плачет. Ребенок хочет, чтобы мать обняла его. Вы мать своего ребенка, своего гнева. Когда вы начинаете практиковать осознанное дыхание, то приобретаете материнскую энергию для того, чтобы баюкать и обнимать дитя. Достаточно и просто обнять свой гнев, просто делать вдохи и выдохи. Ребенок сразу же успокоится.

Все растения питаются солнечным светом. Все они чувствительны к свету. Любое растение, на которое изливается солнечный свет, переживает преображение. Утром цветочные бутоны закрыты. Но когда восходит солнце, его лучи обнимают цветы и пытаются пронизать их. Солнечный свет состоит из крошечных частиц, фотонов. Эти фотоны непрерывно друг за другом пронизывают цветок до тех пор, пока не скопятся в нем в достаточно большом количестве. В этот момент цветок уже не может сопротивляться и вынужден открыться навстречу солнечным лучам.

Все наши умственные и физиологические образования точно так же чувствительны к свету осознанности. Если вы охватите свое тело единым внутренним взором, оно преобразится. Если вы направите фокус сознания на свой гнев или отчаяние, они также преобразятся. По словам Будды и согласно нашему опыту, все, что попадает в поле энергии осознанности, преображается

Ваш гнев похож на цветок. Поначалу вы не понимаете природу своего гнева и причину его появления. Но если вы научились охватывать гнев энергией осознанности, он начнет открываться. Вы можете сидеть и следить за своим дыханием или можете выполнять ходячую медитацию для того, чтобы выработать энергию осознанности и охватить ею свой гнев. Спустя десять или двадцать минут вашему гневу придется открыться вам, и вы тотчас же увидите подлинную природу своего гнева. Возможно, гнев возникает в вас просто из-за неправильного восприятия или недостатка искусности.

«Испеките» свой гнев.

Вам нужно поддерживать свою осознанность на протяжении некоторого времени для того, чтобы цветок гнева открылся сам. Точно так же вы печете картофель. Вы отправляете картофель в духовку, закрываете крышку и зажигаете газ. Даже если вы включили огонь на максимум, ваш картофель все равно не испечется, если вы погасите огонь через пять минут. Для того чтобы картофель пропекся, вам нужно поддерживать в духовке огонь примерно двадцать минут. Затем вы открываете крышку и чувствуете вкусный запах печеного картофеля.

Ваш гнев сродни картофелю: вам нужно просто «испечь» его.

ачала гнев сырой. Нельзя есть сырой картофель. Очень трудно

учать удовольствие от своего гнева, но если вы умеете справить-

с ним, «испечь» его, тогда отрицательная энергия вашего гнева

пет положительной энергией понимания и сострадания.

У вас все получится. Это под силу не только великому Будде. Вы

" е способны обуздать свой гнев. Вы можете превратить гнев в

~ок сострадания. Многие люди способны обуздать свой гнев за

надцать минут. Секрет их метода заключается в умении непре-

вно наблюдать свое дыхание, выполнять осознанную ходьбу,

рабатывать энергию осознанности для того, чтобы

нтролировать свой гнев.

Обнимите свой гнев очень нежно. Ваш гнев - не враг вам, это ше дитя. Он столь же ваш, как и живот или легкие. Когда вы каш-ете или у вас случаются желудочные колики, вы не хотите изба-" ься от легких или живота. То же самое верно в отношении гнева. I принимаете свой гнев, потому что знаете, что можете справиться им. Вы можете превратить его в положительную энергию.

Превратите сор в цветы.

Опытный садовник не выбрасывает отходы. Он знает о том, что

Рни могут быть полезны. Садовник может превратить отходы в ком-

Тст, который в свою очередь снова превращается в салат, огурцы,

1едиску и цветы. В своей духовной практике вы уподобляетесь са-

рвнику, умеющему превращать сор в удобрения.

Гнев, любовь - у всего этого органическая природа, а это значит,

оба эти явления могут меняться. Любовь может перейти в нена-

сть, и вам об этом хорошо известно. Отношения многих людей

началу исполнены горячей, глубокой любви. Наша любовь так

льна, что мы верим в то, что не проживем и дня без возлюблен-

й. И все же, если мы будем осознанны, то спустя всего лишь год

и два наша любовь уступит место ненависти. И тогда в присутст-

и прежде любимой женщины мы испытываем противоположные

ства, нам ужасно неприятно ее присутствие. Мы уже не может

ть под одной крышей, и развод становится для нас единственным

ходом. Любовь превратилась в ненависть, наш цветок стал сором.

вы можете вызвать энергию осознанности, посмотреть на сор и

азать: «Я не боюсь. Я способен снова превратить сор в любовь».

Если вы видите в себе соринки вроде страха, отчаяния и ненавис-

, не падайте духом. Вы духовный человек, подобный искусному

овнику, умеющему удобрять землю. Вы прямо признаете: «Да, во

е есть сор. Но я превращу его в питательный компост, который

ожег любви воскреснуть».

Люди, которые верят в эту практику, и не помышляют о бегстве от сложных отношений. Если вы знаете технику осознанного дыхания, осознанной ходьбы, осознанного сидения, умеете осознанно есть, то можете выработать энергию осознанности и контролировать свой гнев или отчаяние. Вы почувствуете облегчение сразу, как только охватите гнев вниманием. По мере того как вы продолжаете осознавать свой гнев, вы все лучше узнаете его природу.

Итак, у вашей практики две фазы. Первая фаза представляет собой охватывание гнева единым внутренним взором, при этом вы отмечаете: «Дорогой гнев, я знаю о твоем присутствии, и я забочусь о тебе». Вторая фаза представляет собой глубокое исследование природы своего гнева для того, чтобы определить его источник.

Заботьтесь о своем гневе, это ваше дитя.

Вы должны уподобиться матери, которая прислушивается, не плачет ли ее ребенок. Если мать работает в саду и слышит, что ее ребенок начал плакать, она бросает работу и идет успокаивать его Возможно, она варила очень вкусный суп. Пища имеет большое значение, и все же она не так важна, как страдание ее ребенка. Мать должна отойти от кухонной плиты и пойти в детскую комнату. Ее появление в комнате подобно солнечному лучу, потому что мать излучает тепло, заботу и нежность. Первым делом она берет ребенка на руки и нежно баюкает его. Когда мать обнимает ребенка, ее энергия пронизывает и успокаиваег его. Именно этому вы должны научиться на тот случай, когда вы почувствуете в себе приступ гнева. Вы должны оставить всякую работу, потому что для вас самое важное - возвратиться к себе и позаботиться о своем ребенке, то есть о гневе. Her ничего важнее заботы о своем ребенке.

Вспомните о том, что, когда вы болели в детстве, вам давали аспирин и прочие лекарства, но лучше вы начинали чувствовать себя только после того, как к вам приходила мать и клала руку на ваш горячий лоб. Вы чувствовали себя гораздо лучше! Вам казалось, что вас коснулась богиня. Когда мать касалась рукой вашего лба, ваше тело пронизывали волны свежести, любви и сострадания. Ваши руки стали продолжениями ее рук. Ее рука все еще живет в вашей руке, если вы умеете правильно дышать и быть осознанным. Тогда, если вы коснетесь лба своей рукой, то увидите, что у вас осталась рука вашей матери, и она касается вашего лба. У вас будет та же самая энергия любви и нежности.

Мать держит своего ребенка осознанно, полностью сосредоточив на нем свое внимание. Ребенок чувствует облегчение потому, что его нежно держит мать, словно на цветок излучаются солнечные лучи. Мать берет в руки ребенка не только для того, чтобы успокоить

95

его, но и для того, чтобы выяснить, что с ним стряслось. Ребенка держит преданная и очень искусная мать, поэтому она может очень быстро определить, отчего плачет ее дитя. Она очень хорошо знает своего ребенка.

Ради своей духовной практики мы должны досконально изучить

■)нев. Мы должны найти подход к своему гневу. Мы должны практиковать до тех пор, пока не выявим сами корни своего гнева и не

Идоймем, как он возникает.

Сдерживайте свое дитя.

Когда мать внимательно держит ребенка, она быстро находит Вфичину его страданий. Тогда ей очень легко исправить положение. Ксли у ребенка жар, тогда она даст ему лекарство, чтобы снизить ■ емпературу. Если он хочет есть, она накормит его теплым молоком. вели ребенку слишком тесно в пеленках, мать ослабит их.

В своей духовной практике мы поступаем именно так. Мы дер-Вким своего ребенка (гнев) в фокусе сознания для того, чтобы почув-Ибтвовать облегчение. Мы выполняем медитацию осознанного дыхания и осознанной ходьбы словно поем колыбельную песню своему Лиеву. Энергия осознанности проникает в энергию гнева, как энер-В*ия матери - в энергию ребенка. Здесь нет никакого различия. Если Вьы умеете осознанно дышать, улыбаться и выполнять ходячую ме-Нрггацию, то непременно почувствуете облегчение через пять, десять Вши пятнадцать минут.

Мы открываем подлинную природу своего гнева.

i Когда вы гневаетесь, то склонны полагать, что ваше несчастье Ызвано каким-то другим человеком. Вы обвиняете кого-то во всех Ьоих несчастьях. Но если вы хорошо подумаете, то поймете, что раходящееся в вас семя гнева и есть главная причина ваших страда-1Й. Многие другие люди, попавшие в такое же положение, не стали гневаться подобно вам. Они слышат те же слова, видят ту же си-рацию, и все же они могут оставаться спокойными и не выходят из эя. Почему же вы так легко раздражаетесь? У вас очень легко слу-1ются вспышки гнева потому, что ваше семя гнева слишком крепче. Вы не практиковали методы усмирения гнева, поэтому в про-юм это семя гнева обильно поливалось.

В глубине сознания каждого из нас есть семя гнева. Но в некото-ix людях семя гнева больше прочих семян - например, семян любили сострадания. Возможно, семя гнева больше потому, что мы 1с практиковали прежде. Когда мы начнем развивать энергию внимательности, мы впервые станем интуитивно понимать, что наши страдания и несчастья вызваны главным образом не каким-то дру-

96

гим человеком, а именно семенем гнева в нас. Тогда мы п обвинять другого человека в том, что мы мучаемся из-за epecTai, понимаем, что его роль вторична. **его. ^.

Вы получаете огромное облегчение, когда вас посеща озарения. Тогда вы чувствуете себя гораздо лучше. Но дрУг * Та., век, возможно, до сих пор находится в аду, потому что Н°И 4^iA практиковать. После того как вы обуздали свой гнев, вы Нае ^'eJ понимать, что этот человек все еще страдает. Поэтому Те ^а© Л можете сосредоточить свое внимание на нем. " еРь q J

Помогайте, а не наказывайте.

Если человек не умеет справляться со своими психологиче трудностями, он переносит их на окружающих людей. Ког ^'Ч страдаете, то заставляете страдать других людей. И это в ц0 а НЧ вещей. Поэтому вы должны научиться справляться со своими ^°" 1Ч хологическими трудностями, чтобы больше никто не пострадал " -

Например, если вы глава семейства, то понимаете, как важно к гополучие каждого члена семьи. Из сострадания вы не позвол Uu своим душевным мукам вредить тем, кто окружает вас. Вы учит*" 4" ' справляться со своими психологическими трудностями, потому t Ch знаете, что и страдания, и радости лишены самобытия.

Когда кто-то сердится и не может справиться со своим гневом

страдает в своей беспомощности. И при этом такой человек зао-L ll






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.